рабочая программа дополнительного образования "Юный Математик"
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Рабочая программа дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений у детей в подготовительной группе

«Юный математик».

                                                   Руководители: Барышникова Н.В.

                                                                                                     

2020-2021г.г.

                                               Оглавление.

1.Пояснительная записка…………………………………………………………………3

2.Сроки реализации программы………………………………………………………… 3

3.Цель программы………………………………………………………………………...4

4..Задачи программы……………………………………………………………………..4

5..Ожидаемые результаты ………………….…………………………………………….4

6.Перспективный план кружковой деятельности……………………………………….5

7.Используемая литература……………………………………………………………..16

1.Пояснительная записка.

Дошкольный возраст - «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко деорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра.

 Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них -учёба, игра для них-труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребёнка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определённых знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения игр взаимоотношения между детьми, ребёнком и родителем, ребёнком и педагогом начинают носить более непринуждённый эмоциональный характер.

    Рабочая программа составлена на основе программ:

1.Основная образовательная программа;

2.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева  - М.: Мозаика- Синтез,2014г.

3.И.А.Помораева, В.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений» в подготовительной  группе.

4.Е.В.Кузнецова «Учимся, играя» Занимательная математик для малышей., в стихах. – М.:ИРИАС, 2006.- 452с. (Электронный вариант в формате А 4. 406с.

2. Сроки реализации программы: Сентябрь2020г. – 2021г.

3.Цель программы:

Создание условий для развития математической одарённости у детей, расширения кругозора их математических представлений.

4.Задачи программы:

1.Развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;

2.Сформировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;

3.Выработать привычку максимально полно включаться в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.

4.Привить любовь к конкретному предмету – математике.

Организация НОД: проводиться 1 раз в неделю по субботам.

Длительность НОД: подготовительная группа – 30 минут.

Форма организации: подгрупповая.

5. Ожидаемые результаты:

  • Занятия по математике помогут выявить одарённость и сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научаться думать, рассуждать, выполнять умственные операции;
  • Развитое логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкая моторика рук;
  • Сформированная наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
  • Выработанная привычка максимально полно включаться в процесс обучения;
  • Любовь к предмету – математика.

Мониторинг: отслеживание уровня развития детей проводиться в форме диагностики. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: начало и конец учебного года – в октябре и апреле, с целью выявления уровня развития ребёнка.

Работа с родителями:

Родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни.

Форма работы:

  • Консультации;
  • Папки – передвижки;  индивидуальная беседа.

6.Перспективный план кружка:

Месяц

Тема

Методические указания

Программное содержание

Сентябрь

 

12 сентября

«Живая неделя».

Д/И «Кто ушёл?»

«Поможем Незнайке найти вещи»

«Собираем игрушки для куклы»

  • Упражнять в делении множества на части и объединении его частей; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью.
  • навыки порядкового счета в пределах 10, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
  • представления о взаимном расположении предметов в пространстве (в ряду):слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.
  • умение последовательно определять и называть дни недели.

19 сентября

«Сосчитай фигуры».

Д/И «Сосчитай фигуры»

Работа с раздаточным материалом.

Игра – эстафета «Кто быстрее разложит строительный материал»

Д/И «Составьте целое по его части»

«Собираем игрушки для куклы»

  • Упражнять в делении множества на части и объединении частей в целую группу; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью.
  • Учить считать в прямом и обратном порядке в пределах 5.
  • умение делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части, сравнивать и называть их.
  • умение различать и называть знакомые геометрические фигуры.

26 сентября

«грибы»

И/У «Сосчитай грибочки»

«Найди столько же».

«Сосчитай фигуры».

Работа с раздаточным материалом

Дидактическая игра «Запомни и выполни» (слуховой диктант).

  • Познакомить с цифрами 1 и 2 и учить обозначать числа цифрами.
  • Упражнять в навыках количественного счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.
  • Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны и углы листа.
  • • Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках

Октябрь

3 октября

«Волшебные звуки»

«Сосчитай звуки (предметы, движения)».

Игровое упражнение «Назови предыдущее и последующее число».

Игровое упражнение «Разложи и расскажи о длине и ширине полосок».

Игровое упражнение «Поставим цилиндры в ряд».

«Найди выход из лабиринта».

  • Познакомить с цифрой 3.
  • Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10.
  • Совершенствовать умение сравнивать 10 предметов (по длине, ширине, высоте), располагать их в возрастающем и убывающем порядке, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
  • Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

10 октября

«Куклы в стране цифр»

Игровое упражнение «Поможем куклам найти цифры».

Игровое упражнение «Составьте число правильно».

Игровое упражнение «Завяжем кукле бантики».

Игровое упражнение «Строим дороги для машин».

«Где расположен предмет?».

  • Познакомить с цифрой 4.
  • Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.
  • Закреплять умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
  • Развивать умение обозначать в речи свое местоположение относительно другого лица.

24 октября

«Поход»

Игровое упражнение «На что похоже?».

Игровое упражнение «Собираемся в поход».

Игровое упражнение «Собери осенний букет».

«Поставим цифры в ряд».

Игровое упражнение «Назови день недели».

  • Познакомить с количественным составом числа 6 из единиц.
  • Познакомить с цифрой 5.
  • Закреплять умение последовательно называть дни недели.
  • Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

31 октября

«Весёлый урожай»

Игровое упражнение «Сбор урожая».

Игровое упражнение «Раскладываем урожай».

Игровое упражнение «Разноцветные листья».

Игровое упражнение «Фруктовый пирог».

  • Продолжать учить составлять число 6 из единиц.
  • Познакомить с цифрой 6.
  • Уточнить приемы деления круга на 2–4 и 8 равных частей, учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т. д.).
  • Развивать умение двигаться в пространстве в соответствии с условными обозначениями.

Ноябрь

7 ноября

«Незнайка и Карандаш»

Игровое упражнение «Наведем порядок».

Игровое упражнение «Поможем Незнайке разделить лист бумаги».

Игровое упражнение «Сколько нас?».

«Поможем Незнайке составить число».

Игровое упражнение «Неделя, стройся».

  • Познакомить с составом чисел 7 и 8 из единиц.
  • Познакомить с цифрой 7.
  • Уточнить приемы деления квадрата на 2, 4 и 8 равных частей; учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т. д.).
  • Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках.
  • Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели.

                                                                                                                                                                                                                                     

14 ноября

«Цветик – Семицветик»

Игровое упражнение «Соберем цветик-семицветик».

Игра-эстафета «Кто быстрее доберется до домика?».

Игровое упражнение «Найди цифру».

Игровое упражнение «Назови день недели».

Дидактическая игра «Колумбово яйцо».

  • Продолжать учить составлять числа 7 и 8 из единиц.
  • Познакомить с цифрой 8.
  • Закреплять последовательное называние дней недели.
  • Развивать умение составлять тематическую композицию по образцу.

21 ноября

«Весёлый зоопарк»

Дидактическая игра «Считай дальше».

Игровое упражнение «Зоопарк».

Игровое упражнение «План зоопарка».

Игровое упражнение «Экскурсия в зоопарк».

  • познакомитьс составом числа 9 из единиц.
  • с цифрой 9.
  • Совершенствовать умение называть числа в прямом и обратном порядке от любого числа.
  • Развивать глазомер.
  • Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять и называть его стороны и углы.

28 ноября

«От одного до десяти»

Игровое упражнение «Веселый счет».

Игровое упражнение «Составим числа».

Игровое упражнение «Что тяжелее, что легче?».

Дидактическая игра «Каждой фигуре свой домик».

  • Совершенствовать умение составлять число 9 из единиц.
  • Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9.
  • Развивать понимание независимости результата счета от его направления.
  • Дать представление о весе предметов и сравнении их путем взвешивания на ладонях; учить обозначать результаты сравнения словами тяжелый, легкий, тяжелее, легче.
  • Развивать умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме.

Декабрь

5 декабря

«Мяч и матрёшка»

Игровое упражнение «Соберем разноцветные бусы»

Игровое упражнение «Назови число».

Игровое упражнение «Сколько осталось?».

  • •с составом числа 10 из единиц.

•с цифрой 0.

  • Продолжать учить находить предыдущее число к названному, последующее число к названному.
  • •Уточнить представления о весе предметов и относительности веса при их сравнении.
  • •Формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше, позже.

12 декабря

«Мишкина каша»

Игровое упражнение «Мишкина каша».

Игровое упражнение «Что сначала, что потом?».

Дидактическая игра «Назови соседей».

  • Продолжать учить составлять число 10 из единиц.
  • •Познакомить с обозначением числа 10.
  • •Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.
  • •Дать представление о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника.
  • •закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение.

19 декабря

«Поможем Элли вернуться домой»

собрать Дровосека из геометрических фигур.

  • Учить составлять число 3 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
  • •Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9.
  • •Уточнить представления о многоугольнике, развивать умение находить его стороны, углы и вершины.
  • •закреплять представления о временах года и месяцах зимы

26 декабря

«Алиса и кот Базилио»

Игровое упражнение «Поможем коту Базилио и лисе Алисе разделить три монеты».

Подвижная игра «Чье звено соберется быстрее?».

Дидактическая игра «Танграм».

  • Учить составлять число 4 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
  • •закреплять навыки порядкового счета в пределах 10.
  • •Развивать умение анализировать форму предметов и их отдельных частей.
  • •Совершенствовать представления о весе предметов и умение определять независимо от их внешнего вида одинаково весят предметы или нет.
  • •Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели.

Январь

16 января

«Составь число»

Игровое упражнение «По порядку рассчитайтесь».

Игровое упражнение «Заселим дом».

Игровое упражнение «Разложи счетные палочки».

Игровое упражнение «Найди отличия».

  • Учить составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
  • •Познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15.
  • •Совершенствовать умение строить сериационный ряд по весу предметов.
  • •Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственное расположение предметов словами: вверху, внизу, слева, справа.

23 января

«По порядку рассчитайтесь»

Игровое упражнение «Собери картинку».

Игровое упражнение «Составь неделю».

  • Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
  • •Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15.
  • •Познакомить с измерением величин с помощью условной меры.
  • •Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

30 января

«Кот Матроскин»

Игровое упражнение «Поможем коту Матроскину сосчитать баночки с молоком».

Игровое упражнение «Матроскин готовит салат».

Игровое упражнение «Поможем Матроскину записать рецепт салата».

Игровое упражнение «Матроскин расставляет баночки с медом по весу».

  • Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
  • •Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 20.
  • •Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры.
  • •Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Февраль

6 февраля

«Весёлые мячи»

Игровое упражнение «Играем с мячами».

Игровое упражнение «Учимся измерять».

Игровое упражнение «Составляем число».

Игровое упражнение «Рисуем дорожку к участку

  • Учить составлять число 8 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
  • •Закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 15.
  • •Упражнять в измерении длины предметов с помощью условной меры.
  • •Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

13февраля

«Путешествие Белоснежки»

Белоснежка вместе с гномами предлагает детям собрать орешки для белочки

Белоснежка просит детей измерить коврики, лежащие у кроваток гномов

Белоснежка предлагает детям помочь гномам собрать хворост для камина.

  • Учить составлять число 9 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
  • •Совершенствовать навыки счета в пределах 20.
  • •Упражнять в измерении высоты предметов с помощью условной меры.
  • •Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

20 февраля

«Наведём порядок»

Игровое упражнение «Наведем порядок».

Игровое упражнение «Измеряем беговую дорожку».

  • Учить составлять число 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
  • •закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному или обозначенному цифрой в пределах 10.
  • •Упражнять в умении измерять длину и ширину предметов с помощью условной меры.
  • •Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку.

27 февраля

«Детки у осьминога»

Игровое упражнение «Сколько деток у осьминога».

Игровое упражнение «Играем в прятки с осьминожками». Игровое упражнение «Поможем папе-осьминогу найти своих детей».

  • Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа в пределах 10.
  • •Закреплять умение составлять число 10 из единиц.
  • •навыки измерения величины предметов; познакомить с зависимостью результатов измерения от величины условной меры.
  • •Развивать умение двигаться в пространстве в заданном направлении.
  • умение моделировать предметы с помощью знакомых геометрических фигур

Март

6 марта

«Команда спортсменов»

Игровое упражнение «Составим команду спортсменов».

Игровое упражнение «На зарядку становись».

Игровое упражнение «Кубы для гимнастов».

Игровое упражнение «Кубы для гимнастов» (работа с раздаточным материалом).

Игровое упражнение «Рисуем план расположения кубов на площадке».

  • Познакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и 1, 5, 10 копеек.
  • •Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку.
  • •Уточнить представления о многоугольниках и способах их классификации по виду и размеру.

13 марта

«Телефоны экстренной помощи»

Игровое упражнение «Назови число».

  • Продолжать знакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 рублей.
  • •Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов.
  • •Формировать представления о времени, познакомить с песочными часами.

20 марта

«Крокодилья считалка»

Игровое упражнение «Крокодилья считалка

. Дидактическая игра «Конструктор».

Игровое упражнение «Чудесное правило»

  • Продолжать знакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 рублей, их набором и разменом.
  • •Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.
  • •Продолжать учить считать по заданной мере в пределах 20.
  • •Развивать умение воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам.

27 марта

«Познакомим Буратино с монетами»

Игровое упражнение «Познакомим Буратино с монетами».

Работа с раздаточным материалом.

Игровое упражнение «Буратино учится рисовать точки и черточки».

Игра с обручами.

  • Продолжать уточнять представления о монетах достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их наборе и размене.
  • •Учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры.
  • •Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов.
  • •Продолжать учить определять форму предметов и их частей.

Апрель

3 апреля

«Делаем покупки»

Игровое упражнение «Делаем покупки».

Игровое упражнение «Считаем по-разному».

Игровое упражнение «Считаем быстро».

Дидактическая игра «Магазин».

Игровое упражнение «Узнай, сколько пар».

  • Продолжать учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры.
  • •Продолжать знакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов.
  • •Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  • •Закреплять представления о многоугольнике; познакомить с его частными случаями: пятиугольником и шестиугольником.

10 апреля

«Корм для птиц»

Игровое упражнение «Успей вовремя».

Игровое упражнение «Рисуем заборчик».

Игровое упражнение «Покупаем корм для птиц»

. Игровое упражнение «Собираем скворечник».

  • Познакомить с правилами измерения жидких веществ с помощью условной меры.
  • •закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) число на 1 в пределах 10.
  • •Развивать чувство времени; учить различать длительность временных интервалов в пределах 5 минут.
  • •Развивать умение моделировать геометрические фигуры.

17 апреля

«Мука для печенья»

Игровое упражнение «Готовим муку для выпечки печенья».

Игровое упражнение «Определяем время выпечки».

  • Совершенствовать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10.
  • •закреплять представления о последовательности времен и месяцев года.
  • •Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.
  • •Упражнять в умении объединять части в целое множество, сравнивать целое и часть множества.

24 апреля

«Построй цифры в ряд»

Игровое упражнение «Построй цифры в ряд».

Игровое упражнение «Поможем коту Матроскину»

Игровое упражнение «Моделируем фигуры».

  • Закреплять умение раскладывать число на два меньших числа и составлять из двух меньших большее число в пределах 10.
  • •Развивать умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число к названному.
  • •Закреплять представления о последовательности дней недели.
  • •Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  • •Развивать умение видоизменять геометрические фигуры.

Май

15мая

«Соберёмся вместе»

Игровое упражнение «Соберемся вместе».

Игровое упражнение «Покажи цифры».

Игровое упражнение «Собираем год».

Игровое упражнение «Мастерим геометрические фигуры».

Игровое упражнение «Игра с мячом».

  • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.
  • •Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  • •Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя и другого лица.
  • •Развивать внимание, память, логическое мышление.

Работа по закреплению пройденного материала.

22 мая

«Весёлые и находчивые».

Работа по закреплению пройденного материала.

Проведение педагогической диагностики.

В конце учебного года руководитель кружка проводит опрос родителей с целью изучения мнения родителей о работе кружка и полученных детьми знаний во время обучения.

                                         8. Используемая литература.

1. Основная образовательная программа ДОУ.

2..Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования.«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М: Мозаика – Синтез, 2014.

3.И.А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», подготовительная группа.

4. Е.В. Кузнецова «Учимся играя».(Занимательная математика для малышей.), в стихах, - М.: ИРИАС, 2006. – 452с, (Электронный вариант в формате А 4, 406 с.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Юный математик»

Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Волшебная страна Математика»

 Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зав...

Рабочая программа дополнительного образования кружок по математике «Математическая лестница» подготовительной группы «Лесовичок» МАДОУ ДСКВ «Югорка» на 2018-2019 г.

ull; Продолжать развивать общие представле• Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Закреплять умение устанавливать отношения между о...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «Весёлая Математика»

Цель и задачи программыЦель:Создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, через развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.Задачи:Ра...

Рабочая программа дополнительного образования "Занимательная математика" для детей 3-4 лет на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа дополнительного образования "Занимательная математика" для детей 3-4 лет на 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа дополнительного образования по математике «Заниматика» для детей 3-4 лет в совместной образовательной деятельности

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Цель программы по формированию элементарных математических представлений - формирование приемов...