Презентация "Танграм"
презентация к уроку по математике (старшая группа)

Куренкова Светлана Анатольевна

Использование ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР для развития ПРЕДПОСЫЛОК  регулятивных УУД у дошкольников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР для развития ПРЕДПОСЫЛОК регулятивных УУД у дошкольников

Слайд 2

Регулятивные УУД и их предпосылки Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Предпосылки регулятивных УУД -Осуществляет действие по образцу и заданному правилу. -Сохраняет заданную цель. -Видит указанную ошибку и исправляет её по указанию взрослого. -Планирует своё действие в соответствии с задачей. -Адекватно понимает оценку взрослого и сверстника. -Работает по инструкции взрослого. -Удерживает задачу -Осуществляет выбор из предложенных занятий -Правильно удерживает орудие письма Для формирования предпосылок регулятивных УУД возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать; поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме; взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания; взаимный диктант (задание) – работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из предложенного материала по теме для своего напарника и проверить правильность выполнения этого задания; заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть; «ищу ошибки» – могут быть предложены задания, где надо найти ошибки, например в словах, или отыскать неправильно написанные буквы; контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.

Слайд 3

Можно формировать предпосылки на основе интеллектуальных игр, где ребенок не изучает аспекты логического мышления на понятийном уровне, а усваивает их в игре, в реально-практических действиях, опираясь на свою интуицию. Кроме того, вектор всех заданий, обычно – через чувство к мысли. Данный вид игр основывается на применении игроками своего интеллекта и эрудиции. Любая интеллектуальная игра дает огромные возможности для развития знаний, углубления каких-либо навыков. При проведении игр стоит придерживаться следующих методических принципов : Правила игры должны быть максимально понятными. Материал игры соответствовать возрасту детей. Используемая наглядность эстетично оформлена. Игра интересна тогда, когда задействованы все дети. Очередь в игре скучна гасит интерес. Подведение результатов игры должно быть интересным и продуктивным для всех. Важно, что интеллектуальные игры - это не только средство формирования предпосылок к познавательным УУД. Они решают задачу формирования предпосылок личностных, регулятивных и коммуникативных УУД. Формирование ЛЮБОГО умения проходит через этапы: -приобретение ПЕРВИЧНОГО ОПЫТА ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ и МОТИВАЦИЯ; -Формирование НОВОГО СПОСОБА (АЛГОРИТМА) ДЕЙСТВИЯ, установление первичных связей с имеющимися способами; -ТРЕНИНГ, уточнение связей, самоконтроль и коррекция; -КОНТРОЛЬ. Этот же путь дети должны пройти в школе и при формировании УУД!!!

Слайд 4

Танграм МБОУ «СШ №9» Дошкольные группы Воспитатель: КуренковаС.А.

Слайд 5

ТАНГРАМ Танграм – в переводе с китайского языка обозначает «семь дощечек мастерства», а ещё её называют картонной головоломкой. Эта головоломка , состоящая из семи плоских фигур , которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура.

Слайд 6

Немного истории Две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился сын. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным, однако будущий властелин не хотел учиться. Император призвал к себе трёх мудрецов: математика, художника и философа, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начало математики, научился смотреть на мир глазами художника, стал бы терпеливым как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали игру «Ши – Чао – Тю» - квадрат разрезанный на 7 частей. Позднее игру – головоломку завезли в Америку китайские моряки, а из Америки она уже попала в Европу, где получила название «Танграм» (тан –китаец, грм – буква).

Слайд 7

Писатель и математик Льюис Кэролл считается энтузиастом танграма. У него хранилась китайская книга с 323 задачами. У Наполеона во время его изгнания на остров Святой Елены был набор для танграма и книга, содержащая задачи и решения.

Слайд 8

Педагогическое значение игры "Танграм" Игра способствует -развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, -развитию наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, -развитию комбинаторных способностей

Слайд 9

В результате упражнений и заданий к этой игре ребёнок учится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. Для малышей игра «Танграм» станет ещё и пальчиковым тренажером.

Слайд 10

«Танграм» своими руками. Танграм лёгок в изготовлении, поэтому его можно смастерить с воспитанниками группы, или в семье.

Слайд 11

Изготовление головоломки Приготовьте квадратный лист картона, карандаш, линейку и ножницы . Разделите квадрат на 7 частей, как это показано на рисунке . Аккуратно вырежьте ножницами каждую часть головоломки.

Слайд 12

При решении головоломки требуется соблюдать два условия: Необходимо использовать все семь фигур танграма; Фигуры не должны перекрываться между собой. Фигуры должны примыкать друг к другу.

Слайд 13

Головоломки заинтересовывают практически всех. Но каждый проходит свой путь…

Слайд 14

С чего начать? 1 этап. Самое первое упражнение с такой игрой –составление фигуры из 2-3 элементов.

Слайд 15

2 этап. Складывание фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

Слайд 16

3 этап. Складывание фигурок по образцу-контуру. На этом этапе дети визуально делят образец на геометрические фигуры. На следующем уровне, наиболее сложном: предложите придумать свои фигуры, похожие на людей, животных, птиц.

Слайд 17

Китайская пословица : «Расскажи мне - и я забуду, Покажи мне – и, может быть, я запомню, Но вовлеки меня, и я пойму». Закончить о танграмах можно словами М . Гарднера : «Очарование танграма состоит в простоте материалы и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью.

Слайд 18

Сказка про «Танграм». В некотором царстве, в математическом государстве жил – был Квадратик. Было ему очень скучно, ведь никто с ним не играл. Тогда Квадратик решил позабавиться: начал он бегать, прыгать и упал. Раскололся он на 7 частей. Подошёл к квадрату маленький мальчик и решил собрать его из частей, но 1 деталь он положил неправильно и вместо квадрата у мальчика получился кораблик. «А квадратик – то стал волшебным!» - воскликнул мальчик. Ведь из него можно собирать множество фигурок. С тех пор с Квадратиком стало играть много детей, и имя ему дали -«Танграм». Квадратик обрадовался, что у него появилось много друзей, ведь с друзьями жить веселей.

Слайд 20

Сказка про «Танграм». За семи горами, за семи холмами в королевстве математики жили не тужили мудрые человечки. Они были весёлыми, добрыми и дружили со сказочными животными и птицами. Приближался праздник – день рожденье принцессы Математики. Дворец был украшен цветными геометрическими фигурами и цифрами. Были приглашены на праздник все жители математического королевства, животные и птицы близлежащих лесов. И вот, когда гости стали праздновать, над дворцом пролетел злой колдун. «О!» - воскликнул он. «А про меня то забыли». И тут он взмахнул своей волшебной палочкой и превратил всех в квадраты: и принцессу Математики, и мудрых человечков, и птиц, и зверей. Даже дворец и ёлки, росшие рядом, стали квадратными. А расколдовать их могут только добрые и сообразительные дети. Без помощи друзей не обойтись… Кто готов помочь вернуть, собрать птиц и зверей сказочного Математического королевства.

Слайд 21

Математическое королевство.

Слайд 22

Лиса.

Слайд 23

Утка Собачка Принцесса математики Свеча горела на столе

Слайд 25

Спасибо за просмотр!!! Уважаемые педагоги! Детей учите думать, объяснять, Учите мыслить, рассуждать. Ведь в математике, друзья, Без логики никак нельзя!