Картотека дидактических игр по математике для старшей группы
картотека по математике (старшая группа)

Через игровое действие по правилам дидактические игры  подводят детей к логическому мышлению, заставляют больше рассуждать, делать обобщения, уточнять представления, например, что число не зависит от величины предметов, их пространственного расположения и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека

дидактических игр по математике

старшей группе

2017-2018 уч.год

  • Овладевая элементарными математическими представлениями в процессе дидактических игр  с детьми старшей группы, решаются следующие  задачи:

твердое усвоение количественного и порядкового счета в пределе десяти, количественный состав числа из единиц в пределах пяти, умение отвечать на вопросы «который?», «какой?», «сколько?», уметь делить предметы на 2—4 части, находить величину, форму предметов в окружающей действительности, словами определить положение предмета в пространстве, знать    дни недели.
      Через игровое действие по правилам дидактические игры  подводят детей к логическому мышлению, заставляют больше рассуждать, делать обобщения, уточнять представления, например, что число не зависит от величины предметов, их пространственного расположения и т. д.

  • Знание геометрических фигур (овал, круг) можно закрепить в дидактической игре «Подбери по форме».

Ведущий кладет на стол карточку с изображением круга и говорит: «У кого имеются круглые предметы?» Каждый ребенок ищет в своих карточках круглый предмет — шар, пуговицу, часы, мяч, арбуз и т. д. В этой игре воспитатель внимательно следит за правильным подбором геометрических форм, их названием и учит находить такие формы в окружающей действительности.

  • В игре «Сколько?» закрепляется понимание смысла слова «сколько».

На картах, розданных детям, изображены животные. Ведущий показывает число кружков и спрашивает: «Сколько?» Ребенок, обнаружив при подсчете нужное число животных, объявляет: «У меня две коровы» или «У меня девять уток» и т. д.

  • Понятие «широкий — узкий», упражнение в счете, пространственных ориентировок можно закрепить в дидактической игре «Два бассейна».
  • Дидактическая игра «Счетное лото» может быть использована для закрепления умений соотносить число кружков с разными предметами и их расположением в пространстве.

Для игры детям раздаются большие карточки с нарисованными разными предметами и малые, на которых изображены кружочки. Ведущий называет число кружков, изображенных на маленькой. Дети отыскивают у себя карточку с соответствующим количеством предметов. Кто правильно ответит, тот получает маленькую карточку, зазевавшийся ребенок карточку не получает, клетка его большой карты остается пустой, но ребенок продолжает участвовать в игре. В этой игре должно быть разное расположение предметов. Тогда дети будут закреплять умения ориентироваться в пространстве, будут более внимательны.

  • В дидактической игре «Подумай», кроме счета, пространственных ориентировок, дети учатся правильно пользоваться словесными обозначениями, развивают наблюдательность, внимание, зрительную память.
    В этой игре используются от 12 до 20 парных карточек. На каждой из них нарисован дом, дерево, фигурка девочки в различных пространственных соотношениях. Предметы и части их окрашены в разные цвета. Эта игра организуется с дидактической задачей — определить сходство и различие, пространственное расположение предметов.

  • Затем дидактическую задачу необходимо усложнить. Для этой цели следует подобрать парные карточки, в которых определенный предмет находился бы посередине, слева или справа или чтобы предметы находились в определенном соотношении: один предмет над другим, сзади или перед ним. Попутно дети закрепляют в этой игре предлоги за, перед, над, умение соотносить расположение предметов со словами, обозначающими их взаимоотношения. В последнем варианте воспитатель, не показывая карточки, описывает цвет и расположение предметов. Дети, имея на руках по одной карточке, внимательно слушают воспитателя и находят у себя карточку, сходную с той, которую он описывает. Трудность этого варианта заключается в том, что у детей нет перед глазами карточки, с которой они могли бы сравнить свою, и им приходится руководствоваться только описанием картинки, которую дает руководитель. Это требует большой сосредоточенности, умственного напряжения и внимания. В такой последовательности могут проводиться и другие игры типа лото.

Вот ещё несколько игр:

  • Игра " Что изменилось? ".

Цель: закрепить название геометрических фигур, развивать память.

Ход: На доске шаблоны геометрических фигур, дети закрывают глаза, воспитатель меняет фигуры местами и спрашивает: " Что изменилось? ".

  • Игра "Какая цифра пропущена? ".

Цель: закреплять цифры от 0 до 10; порядковый счет.

Ход: на доске воспитатель выставляет карточки с цифрами, но не все:

1 2 4 5 6 8 10

- Какие цифры пропущены?

Дети отвечают, а один ребенок у доски ставит недостающие цифры.

  • Игра «Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь».

Цель: упражнять в счете на слух.

Ход: у детей цифры от 1 до 10. Воспитатель за ширмой ударяет молоточком по барабану или металлофон.

Задание 1. Покажи такую цифру, которая совпадает с там, сколько звуков услышишь( 3-4 задания) .

Задание 2 .Покажи цифру на один больше или меньше (2-3 задания) .

  • Игра "Чудесный мешочек".

Цель: закреплять название геометрических фигур, умение определять их на ощупь.

Ход: у воспитателя мешочек с геометрическими фигурами. Дети находят на ощупь геометрическую фигуру, достают её рассказывают все об этой фигуре. Например:" Это квадрат. У него четыре угла, четыре стороны, он синего цвета и т. д. ".

  • Игра "Что, где? ".

Цель: упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе, развивать умение ориентироваться в пространстве.

Ход: игра проводится в кругу. В центре круга стоит воспитатель с мячом, объясняет правила игры.

- Я буду называть предметы, находящиеся в этой комнате. Тот из вас, кому я брошу мяч, в своем ответе должен использовать следующие слова: "Слева", "справа", "впереди", "позади". Воспитатель бросает мяч ребёнку и спрашивает: "Где стол? " Ребёнок, поймавший мяч, отвечает:"Впереди меня"- и бросает мяч воспитателю.

  • Игра "Назови скорей".

Цель: закреплять название дней недели.

Ход: игра поводится в кругу. Воспитатель бросает мяч кому либо из детей и спрашивает:" Какой день недели перед четвергом? ". Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: "Среда".

- Какой день недели был вчера?

- Назови день недели после вторника.

- Назови день недели между средой и пятницей.

  • Игра "Обратный счет".

Цель: упражнять в обратном счёте.

Ход: дети стоят в кругу. Воспитатель называет число (например:10) и отдает мяч ребёнку, тот называет число меньше 10 (9, передает мяч следующему и т. д.

Задание. Посчитайте от 7 до 4; от 6 до 2 и т. д.

  • Игра " Иди ко мне".

Цель: закреплять названия геометрических фигур, умение различать цвет и размер.

Ход: дети образуют круг. У каждого ребёнка одна геометрическая фигура. Воспитатель в центре круга. Он даёт задание:" Идут ко мне те, у кого красные фигуры". Дети с красными фигурами подходят к воспитателю и объясняют, почему они пришли в круг.

Задание. - Бегут дети с четырёхугольниками (многоугольниками) и др.

-Бегут все с большими (маленькими) фигурами.

  • Игра "Назови соседей".

Цель: учить называть числа "соседей".

Ход: дети стоят в кругу. Воспитатель называет любое число до 10 (например:7) и бросает мяч ребёнку; тот ловит мяч и называет "соседей" числа (в данном случае: 6 и 8) . Возвращает мяч воспитателю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр старшая группа

Игра- это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения ...

Картотека дидактических игр средняя группа

Картотека дидактических игр...

Картотека дидактических игр. Старшая группа

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр средней группы

Картотека дидактических игр...

Картотека дидактических игр (средняя группа)

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но...