Семинар по ФЭМП "Формирование у детей представлений о величине предметов и измерении величин"
методическая разработка по математике

Лебедева Галина Робертовна

Направлен на уточнение  знаний педагогов методики знакомства дошкольников с величиной

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ № 8 детский сад «Елочка» Уренского муниципального района Нижегородской области

Семинар-практикум

Формирование у детей представлений

о величине предметов и измерении величин

Старший воспитатель Лебедева Г.Р.

2018

План семинара-практикума

Уважаемые коллеги!

Формированием и развитием математических представлений у дошкольников вы занимаетесь  ежедневно.

Одним из самых сложных направлений методики ФЭМП  для педагогов и детей является «Величина». Посещение  занятий показали совершение множества ошибок при проведении с детьми заданий на определение величины предметов и ее измерении.

Сегодня на семинаре-практикуме  мы с вами   попрактикуемся в методических подходах к практике работы в данном направлении   и проанализируем их выполнение.

Вначале давайте ответим на вопрос: « Для чего нужно развивать представление детей о величине и  ее измерении ?»

Возможные ответы:

Осознание величины предметов

  • Необходимо для познания каждого предмета в отдельности и понимания отношений между предметами;
  • Помогает формировать более полные представления об окружающей действительности;
  • Положительно влияет на умственное развитие ребенка, т.к. связано с развитием способности отождествления, распознования, сравнения, обобщения;
  • Развивает восприятие ( участие всех анализаторов – зрительного, слухового, осязательно-двигательного)
  • Развивает глазомер
  • Развивает мыслительные процессы (сравнение, анализ, синтез и др)

Вспомним  особенности  развития представлений дошкольников о величине предметов и задачи .

Давайте дадим высказаться педагогам, которые работают на конкретных возрастных группах.( вначале даю высказаться основным педагогам,  дополняют подменные)

Особенности

  • до 3 лет часто игнорируют признак величины (  к пр.,сажает большого мишку на маленький стул)
  •  3 лет воспринимают величину предметов недифференцированно /ориентировка на общий объем предмета , не выделяя его длину, ширину, высоту)
  • 4 г. более дифференцированно  подходят к выбору предметов по ширине, высоте или длине, если эти признаки ярко выражены( пример с кирпичиком и кубиком )

Для всех возрастов свойственно  то, что детям  легче характеризовать предметы по одной  какой-либо протяженности , наиболее ярко выраженной ( в основном по длине).Большое количество  ошибок в определении ширины.

Слово «ВЕЛИЧИНА» непонятно многим детям, т.к. они редко его слышат. Фразы воспитателя его должна содержать ….

Что ? Приведите пример ( найди такой же по величине: длине, ширине, высоте и т.д)

Важно ! Точно давать ребенку словесные обозначения.

Какой д.б. формулировка ?  Замените правильной

Большая/ маленькая линейка

Большая/ маленькая пирамидка

Большой/ маленький шнур

  • 5-6 лет знают, что для измерения величины можно измерять предмет. Но не отличают измерительные приборы от общепринятых единиц измерения.

Задачи ( красным цветом выделены новые для группы)

2ГРВ

Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).

Младшая

Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).

Средняя

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).

Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего).

Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).

Старшая

Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.

Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).

Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Подготовительная к школе группа

Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.

Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).

Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.

Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.

Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

 Следующую часть нашего семинара практикума мы будем выполнять так. Воспитатель  по определенному возрасту покажет нам проведение работы с детьми по знакомству с величиной предмета. Анализируя, мы вспомним методику проведения  знакомства с величиной в каждой  группе.  Помогать педагогу будут его коллеги ( дети) , их задача  -действовать  соответственно полученных заданий. Материал воспитатель должен из множества находящегося на столе выбрать сам, обосновывая свой выбор.

Младшая группа

Задание воспитателям

Организовать с детьми  сравнение по длине, используя прием наложения , приложения   предметов разного цвета, одинакового.

Воспитателям в роли детей совершать ошибки

  1. Не подравнивать  полоски с одной стороны при приеме приложения
  2. при приеме наложения на короткую накладывать длинную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА ВЗРОСЛЫХ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОФЕССИЯМИ ЛЮДЕЙ»

работа с педагогами по  повышению педагогического мастерства в работе с детьми по трудовому воспитанию...

Дидактические игры по формированию у детей представлений о количестве предметов, о числе и цифре.

Цель:Закреплять умения сравнивать предметы по количеству, устанавливать отношения между понятиями много, один, больше, меньше, столько же.Учить определять количество предметов путем пересчета (в преде...

Ознакомление детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета.

Материал по ознакомлению детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета...

Дидактические игры по формированию у детей представлений о количестве предметов, о числе и цифре.

Картотека дидактических игр по формированию у детей представлений о количестве предметов, о числе и цифре.Цель:Закреплять умения сравнивать предметы по количеству, устанавливать отношения между поняти...

Дидактические игры по формированию у детей представлений о форме предмета

Дидактические игры по формированию у детей представлений о форме предметаЦель:Учить детей различать и называть геометрические фигуры – квадрат, овал, круг, прямоугольник и треугольник, учить соо...

Консультация для воспитателей "Формирование представления о величине предметов и измерения у дошкольников"

Теоретическое и практическое формирование представлений о величине предметов и способов ее измерения с помощью условной мерки....