Картотека интеллектуальных игр
картотека по математике (старшая группа)

Никулкина  Ирина  Александровна

Игры  на  развитие  эрудиции  и  интеллекта  старших  дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnye_igry_dlya_starshih_doshkolnikov.docx146.96 КБ

Предварительный просмотр:

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=be6584522878c457bafc71eb36c508d8-l&n=13

Интеллектуальные  игры  для  старших  дошкольников

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

                  Одной из форм воспитательного процесса в этой работе может быть интеллектуальная игра, которая способствует формированию этих качеств, а также формированию умения нестандартно мыслить, быстро и кратко излагать свои мысли. Особенно актуальными сегодня являются интеллектуально-познавательные игры, которые предназначены для умственного развития детей, совершенствования и тренировки их памяти, мышления, воображения. Интеллектуально-познавательные игры способствуют лучшему усвоению, закреплению и расширению приобретенных знаний, применению их на практике.

«ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ»

Цель:  развивает память, внимание, мышление, речь и логику.

Описание. Дети любят слушать сказки. Подбираем  народную  сказку  и  картинки с персонажами или ситуациями из любимой сказки. После рассказываем ее ребенку и просим, чтобы он разложил все картинки в хронологической последовательности согласно сюжету истории. Например, возьмите за основу сказку «Колобок» и предложите ребенку  иллюстрации всех персонажей. Пусть он разложит картинки героев в том порядке, в котором их встречал колобок.

«ОТКУДА ХЛЕБ НА СТОЛЕ?»

Цель. Учить последовательно выкладывать сюжетные картинки, развивать речь, учить логически мыслить, развивать интеллектуальные способности.  Описание.  Для составления цепочки выберите одну из 3 тем (молоко, масло или хлеб).Сначала взрослый вместе с детьми выкладывает цепочку, путем обсуждения выбирают правильное решение установления последовательности картинок. Далее дети самостоятельно выкладывают цепочку и составляют рассказ по теме.

Методические указания. Попробуйте составить любую из цепочек только в обратном порядке. Рассказ начинайте не с первой, а с последней картинки цепочки. Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Данная методическая разработка рекомендуется для использования, как начинающими педагогами, так и более опытными, так как в ней использованы элементы новизны и прогрессивные технологии и методы обучения.

Цель. Воспитание у детей любви к Родине и ее героическому прошлому;  Формирование у учащихся патриотического самосознания.

Задачи: Познавательная – повышение интереса к истории Отечества, знакомство с современными компьютерными технологиями;

Воспитательная – воспитание уважения к сопернику, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде;

Развивающая – развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, умения излагать и аргументировано доказывать мысли, развитие логического мышления, памяти, внимательности.

«НАЙДИ ФЛАГ»

Цель:  Знакомить детей с  символикой родной страны, учить выделять флаг России из числа флагов других стран.

Оборудование: набор флагов разных стран (по 4 флага для каждой страны)

Описание: Перед ребёнком (детьми) выкладывается набор флагов разных стран. Задание для ребёнка: найти флаг своей страны. Если играет несколько участников, то выигрывает тот, кто найдёт больше флагов. Если играет один ребёнок – выигрывает, если найдёт правильно все флаги.

ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА»

Цель:  Воспитывать интерес к своей семье, уважительное отношение к членам семьи. Развивать умение рассказать о членах своей семьи.

Оборудование: разноцветные силуэты детских ладошек, фишки с изображением мамы, папы, дедушки, бабушки и ребёнка (по количеству играющих)

Описание: В начале игры проводится пальчиковая игра «Дружная семья»:

(пальцы ребёнка зажаты в кулак)

Этот пальчик – дедушка (отгибается большой палец руки);

Этот пальчик – бабушка (отгибается указательный палец руки);

Этот пальчик – папочка (отгибается средний палец руки)

Этот пальчик – мамочка (отгибается безымянный палец руки);

Этот пальчик – я (отгибается мизинец)

Вот и вся моя семья!!! (все пальцы разжимаются и сжимаются в кулак)

Ребёнку предлагается выбрать ладошку понравившегося цвета и «расселить» на ней дедушку, бабушку, папу, маму и себя. Выкладывание персонажа можно сопровождать стихом об этом члене семьи или рассказом о нём.

«СЛОЖИ УЗОР»

Описание:  Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех   элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество).   Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените   расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить   первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах).

Усложненный вариант: уберите дорожку (узор) с   поля. Предложите восстановить самостоятельно. Можно ещё раз убрать узор и   предложить ребенку восстановить его с закрытыми глазами на ощупь.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ЭРУДИЦИОН»

Состоит из следующих туров: Загадки, Настоящий боец, Блиц-опрос, Конкурс капитанов, Кроссворд

Состав команд: Игру предлагается проводить в виде соревнований 6 команд при активном участии зрителей. Оптимальное число членов команд – 6 человек, включая капитана. Участники – воспитанники старших групп.

Порядок и время проведения:  а) Интеллектуальная игра проводится в канун Дня защитников Отечества или (Дня Победы) в актовом зале.

б) Интеллектуальная игра проводится по типу популярных игр «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг».

1 Тур Загадки

1. Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол)

2. Не Бог, не царь, а ослушаться нельзя. (Командир)

3. Она у нас в войсках традиционно

Крупней, чем взвод, но меньше батальона. (Рота)

4.  Два брата, ростом по колено,

Везде с нами гуляют и нас защищаю. (Сапоги)

2 ТУР «Настоящий боец»

Почему копье и щит неразлучны, но извечные враги?

(Копье предназначено для нападения, а щит — для защиты от него)

Как сообщают древние источники, спартанские женщины, отличающиеся смелостью, силой воли, провожая сыновей на войну, давали им щит со словами: «С ним или на нем». Что этими словами они хотели сказать? (Вернись победителем или погибни со славой)

 Как называются наплечные знаки в русской армии и на флоте?

(Погон и эполет)

Как называется подросток, обучающийся морскому делу? (Юнга)

3 ТУР Блиц-опрос

1. Любит Родину. (Патриот)

2. Главная песня страны. (Гимн)

3. Торжественное движение войск и военных. (Парад)

4. Утренняя команда. (Подъём)

5. Дверь танка. (Люк)

6. Главный на корабле. (Капитан)

7. Гараж для самолёта. (Ангар)

8. Самолётная лестница. (Трап)

9. Старинная одежда русского воина? (Кольчуга)

10. Назовите имена трех самых известных древнерусских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

4 ТУР Конкурс капитанов

1. Одно из главных качеств бойца. (Стойкость)

2. Столкновение стран с применением оружия и боевых действий на длительное время. (Война)

3. Холодное оружие, атрибут формы морских офицеров. (Кортик)

4. Стремительное наступление. (Атака)

5. Переносная радиостанция. (Рация)

6. Другое название конницы. (Кавалерия)

По горизонтали:

1. Маршал Советского Союза (Жуков).

3. Оружие, стреляющее огнём (огнемет).

5. Боеприпас, который зарывают в землю (мина).

6. Стрелковое оружие (винтовка).

7. Боеприпас овальной формы. Боевой окрашен в зеленый цвет, а учебный - в черный (граната).

По вертикали:

2. Великий русский полководец (Суворов). 4. Боевая машина (танк).

8. Род войск, предназначенных для боя в пешем порядке (пехота).

9. Учебные войска (армия).

10.  Человек, управляющий самолётом (лётчик).

«ПРОГУЛКА ПО РОДНОМУ КРАЮ!»

Цель: расширение и закрепление знаний у дошкольников о достопримечательностях в селе Выселки и Ставропольского  района, воспитание у них чувства уважения и любви к своему городу.

Эскиз игры создан в программе CorelDraw. Материал (жесткая основа) - ПВХ пластик (накатка пленки на жесткую основу). Размер 1500 мм*1000мм

Описание:  Начинается игра с расстановки фишек на «Старте». Игроки ходят по очереди, используя цветные фишки, у каждого игрока фишка своего цвета. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Фишка игрока может проходить мимо шагов, занятых фишками других игроков или останавливаться на них.

Задача игроков – передвигаться по игровому полю с помощью цветных фишек, бросая кубик, называть названия объектов и запоминать их (с подсказкой педагога). Побеждает тот, кто первым дойдет до «Финиша», и правильно назовёт объекты и достопримечательности города. Игра ведется, пока ее не закончит последний игрок.

В игре могут принимать участие 5-7 человек, для координации в игре обязательно с присутствие педагога.

Итог проведения цикла интеллектуальных игр патриотического направления заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России. Поэтому целью данной разработки является создание в помощь педагогам материалов, которые было бы реально использовать в воспитательной работе по формированию патриотического сознания учащихся. Если педагог в своей работе начнет регулярно обращаться к подобным материалам, то их использование поможет вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом - «патриот».

Литература

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006  

2. Хуртова Т.В.: Интеллектуальный марафон – Волгоград,Учитель, 2007

3. Воспитание школьников – 2005. - №10; 2006. - №6, 10; 2007. - №5, 10

4. Мир русской истории. Энциклопедический справочник. Под ред. Мячина А.Н.: Москва., Вече., 2006 год

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека интеллектуально-речевых игр с элементами технологии ТРИЗ и РТВ для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр разработа  и направлена на формирование и развитие интеллектуальных и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста. Игры способствуют развитию творческого ...

Картотека интеллектуальных игр в старшем дошкольном возрасте

Цель: Способствовать ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений...

КАРТОТЕКА "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР"

КАРТОТЕКА "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР"...

Картотека интеллектуальных игр в старшей группе

Картотека интеллектуальных игр в старшей группе...