Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в страну профессора Математики» с использованием палочек Кюизенера с детьми подготовительной группы
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Бережная Елена Васильевна

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в страну профессора Математики» с  использованием палочек Кюизенера с детьми подготовительной группы , рассчитан на 30 минут. Конспект содержит пальчиковую гимнастику, физминутку, игровые упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад№35 «Светлячок» комбинированного вида

  г.Новотроицк Оренбургская область.

Конспект занятия

по познавательному развитию

«Путешествие

в страну профессора Математики»

с  использованием палочек Кюизенера

с детьми подготовительной группы

https://img.donanimhaber.com/upfiles/2729470/54d02ad3-ed17-4a65-a80f-e571bb1bf756.png

Подготовила:

воспитатель Бережная Е.В.

2019 г

Аннотация: конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в страну профессора Математики» с  использованием палочек Кюизенера с детьми подготовительной группы , рассчитан на 30 минут. Конспект содержит пальчиковую гимнастику, физминутку, игровые упражнения.

Организационная информация

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

2.

Вид деятельности детей

Познавательно-исследовательская деятельность

Игровая деятельность

Коммуникативная деятельность

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Путешествие в страну Профессора Математики» с  использованием палочек Кюизенера

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Словесные (чтение (решение) задач, графический диктант с палочками Кюизенера, ответы – вопросы)

Наглядные  (Палочки Кюизенера на каждого ребёнка, схема для постройки домиков, карта, картинки с изображением транспорта, имитация корабля, бутылка с письмом).

Игровые (физминутка, гимнастика для глаз, игровые упражнения).

3.

Интеграция образовательных областей

Художественно-эстетическое развитие (сюжет «Морского путешествия», картинки, костюм капитана)

Физическое развитие (пальчиковая гимнастика, физминутка).

Социально-коммуникативное (игровые упражнения).

4.

Возрастная группа:

Подготовительная группа (дети 6 – 7 лет)

5.

Цель:

Закрепление у детей полученных знаний по разделу «Количество и счёт», с использованием цветных палочек Кюизенера.

6.

Задачи:

6.1

Обучающие

-закрепить счет в пределах 10 (прямой и обратный);

-закрепить умение увеличивать и уменьшать числа на 1;

-упражнять в умении решать простые задачи на сложение;

-записывать решение задачи с помощью палочек и знаков;

-упражнять в составление числа из двух меньших.

6.2

Развивающие

-развивать умение детей ориентироваться в пространстве;

-развивать логическое мышление, внимание, память.

6.3

Воспитательные

-воспитывать интерес к математике, чувство коллективизма.

7.

Планируемые результаты:

7.1

Обучающие

Владеют навыками прямого и обратного счёта в пределах 10.

Умеют увеличивать и уменьшать числа на 1.

Умеют решать простые задачи на сложение и отвечают с помощью палочек Кюизенера.

Составляют число из двух меньших с помощью палочек Кюизенера.

7.2

Развивающие

Ребята хорошо ориентируются в пространстве, внимательно выполняют задания.

7.3

Воспитательные

Дети с интересом играют в группах (коллективах).

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Палочки Кюизенера, картинки с изображением транспорта, имитация корабля из скамеек, костюм морского капитана, бутылка с письмом, карта, листы белой бумаги, схемы-образцы домиков.

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Игры со счётными палочками, с цветными палочками Кюизенера,  сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие», чтение книг о путешествиях.

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

5 мин.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Дети заходят в группу. В группе корабль (скамейки, парус), столы на которых лежат наборы палочки Кюизенера). Детей встречает капитан.

Капитан:  Здравствуйте, ребята, вы узнали меня? (ответы детей)

Капитан: Да, я капитан и вот мой корабль «Смелый». Я очень много избороздил морей и океанов. И однажды во время одного из путешествий, я увидел в море что-то плавает. Когда подошёл поближе, то увидел, что плавает вот эта бутылка. Мои матросы ее достали. А в ней письмо, которое было адресовано детям старшей группы «Непоседы». (читает)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Профессор-Математик. Мне, очень нужна ваша помощь. Злой волшебник заколдовал мой Математический остров. Чтобы его расколдовать, нужно выполнить все задания, который он приготовил. Один одолеть его я не смогу, только с вашей помощью. Чтобы над моим островом снова засияло ласковое солнце, зацвели цветы, защебетали птицы и вернулись в лес звери, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными.  Помогите мне, пожалуйста.»

1.2

Мотивация деятельности детей

Капитан: Ребята, поможем профессору Математики? (ответы детей)

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Капитан: На каком транспорте можно отправиться в путешествие? (ответы детей)  Правильно можно на поезде, самолете, машине, корабле (картинка показывается при каждом ответе) . Ребята, так как я капитан, мы отправляемся в путешествие на корабле. Проходим на наш корабль, занимаем свои места. Итак, куда мы с вами отправляемся и зачем? (ответы детей) В путь!

II.

Основная часть:

25 мин.

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Капитан: Но, чтобы отправиться на помощь профессору нам надо провести разминку для ума.

1. Посчитайте от 1 до 10

2. Посчитайте от 10 до 1

3. Назовите соседей числа 5 (4и6)

4. Какое число следует за числом 7 (8)

5. Какое число впереди числа 6? (5)

6. Назовите число меньше числа 6 на один? (5)

7. Назовите число больше на один числа 3? (4)

8. Сколько пальцев на двух руках? (10)

9. Сколько солнышек на небе? (1)

10. Сколько у нас ушей? (2)

Капитан: Молодцы ребята, мы очень хорошо подготовились к путешествию.

А чтобы не сбиться с пути нам нужна карта, которую нам прислал Профессор Математики. Давайте посмотрим, сколько островов нам нужно посетить, чтобы помочь профессору. Давайте сосчитаем их.  

Отправляемся на помощь Профессору- Математики. В полный вперед! (слышен звук моря, крик чаек). Мимо нас пролетают чайки

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Капитан: Вот и приплыли к первому остров, который называется Задачкино. На какую геометрическую фигуру похож остров? (на круг) Правильно. Сходим с корабля, проходим за столы. Итак, на этом острове мы с вами будем решать задачи, а помогать нам будут палочки Кюизенера. Давайте вспомним и закрепим какому числу соответствует палочка.

Белая палочка – число 1, розовая – 2, голубая-3, красная -4, жёлтая-5, фиолетовая-6, чёрная-7, бордовая-8, синяя-9, оранжевая-10 (поочередно каждый цвет)

Капитан: Но прежде, чем мы с вами начнём решать задачи, разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Дружба».

Дружат в нашей группе                     Пальцы обеих рук ритмично

Девочки и мальчики.                          Соединить в замок.

Девочки и мальчики.                                           

Маленькие пальчики,                         Пошевелить пальчиками.

1, 2, 3, 4, 5.                                        Пальцы обеих рук касаются друг друга.

1, 2, 3, 4, 5.                                        Поочередное касание пальцев .

Мы закончили считать.                       Руки вниз, встряхнуть руками.         

Капитан: А вот и задачки, слушаем внимательно. 

1. Два щенка-баловника

Бегают, резвятся,

К шалунишкам три щенка

С громким лаем мчатся.

Вместе будет веселей.

Сколько собралось друзей? (пять).

Капитан: Правильно, пять щенков. Выложите решение.

Даша, какие палочки ты использовала? (Розовая палочка плюс голубая палочка) спросить у детей. Проверьте

2. На забор взлетел петух,

    Повстречал еще там двух.

    Сколько стало петухов? (три)

Выложите решение.

Ира, какие палочки ты использовала? (белая палочка плюс розовая палочка).  Давайте проверим

3. Карандаш один у Миши, 
Карандаш один у Гриши. 
Сколько же карандашей 
У обоих малышей?(два)

Выложите решение.

Ваня, какие палочки ты использовал? (белая палочка плюс белая палочка). Проверяем.

Капитан: Молодцы, решили все задачи. Итак, отправляемся на следующий остров. Проходим на корабль и продолжаем наше путешествие. (слышен шум моря)

Капитан:  И вот перед нами второй остров, который называется «Вправо – влево, вправо-влево». На какую фигуру похож этот остров? (Прямоугольник)

Ребята, нам с вами надо разложить палочки. (у детей на столах лежат листы)

Инструкция графического диктанта с палочками Кюизенера: в правый верхний угол положите красную палочку;

в левый нижний угол положите розовую палочку;

в середину положите синюю палочку;

в левый верхний положите голубую;

в правый нижний жёлтую.

У тебя, Даша, какая палочка лежит в правом верхнем углу? (красная)

А у тебя, Маша, какая палочка лежит в левом верхнем угле? (голубая)

Миша, какая палочка лежит в левом нижнем углу? (розовая)

Саша, какая палочка лежит в правом нижнем угле? (жёлтая)

Катя, какая палочка лежит по середине? (синия)

Капитан:  А сейчас, ребята, проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием и мы с вами отправляемся дальше. Проходим на наш корабль и отправляемся к следующему острову (слышен звук моря). Ребята, третий остров называется «Числовой», на какую фигуру похож следующий остров (на треугольник).  Правильно, на треугольник. Мы с вами так долго плыли, что немного устали, и поэтому я предлагаю вам немного отдохнуть. Сходим с нашего корабля и повторяем за мной.

Физминутка «Головою три кивка».

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть -в корабль сесть опять. (Присели.)

Капитан:  Игровое упражнение «Рассели по домикам». Посмотрите, ребята, злой волшебник и здесь побывал и всех жильцов выгнал из домиков. Поможем жильцам вернуться по своим домам и квартирам (состав чисел) (розовый домик 1и1, голубой домик 1и2, красный домик 1и3,2и2, жёлтый домик 1и4, 2и3, фиолетовый домик 1и5,2и6, 3и5, чёрный домик 1и6, 2и5, 3и4, бордовый домик 1и7, 2и6,3и5, 4и4, синий домик 1и8,2и7, 3и6, 4и5, оранжевый домик 1и9, 2и8, 3и7, 4и6, 5и5.

Даша, у тебя в розовом домике кроме розовой палочки какие еще палочки живут? (белая и белая)

Миша, у тебя в голубом домике кроме голубой палочки какие еще палочки живут? (белая и розовая)

Ваня, у тебя в красном домике кроме красной палочки какие еще палочки живут? (белая и голубая, розовая и розовая) и так со всеми домиками. Молодцы, ребята. Все жильцы расселили по домам. Они очень рады и благодарят вас за помощь. А мы с вами снова отправляемся на нашем корабле к следующему острову, острову Профессора-Математика. (звук моря)

Капитан: И вот мы с вами приплыли к четвёртому острову Профессора-Математика, на какую фигуру похож этот остров? (квадрат) Правильно. И нас встречает Профессор-Математик. Давайте послушаем его.

Профессор-Математик: Здравствуйте, дети. Вы такие молодцы, выполнили все задания и испытания, которые встречались на нашем пути. И я очень рад видеть вас на своём острове. Но у меня к вам,  есть к вам есть последнее задание, я прошу вас построить новые замки, дворцы и дома.

Капитан: Поможем, ребята, профессору-Математики? (да). У вас на столах лежат образцы домиков. Давайте построим такие же.

Капитан: Какие замечательные замки вы построили, а какого цвета палочки вы использовали для строительства ваших домиков? (спросить каждого ребёнка).  Ребята, посмотрите, снова на его острове засветило солнышко, птички запели.

2.3

Самостоятель-ная деятельность детей по закреплению нового знания

Решение задач с помощью палочек Кюизенера.

Пальчиковая гимнастика.

Графический диктант с палочками Кюизенер.

Физминутка.

Игровое упражнение «Рассели по домикам».

Самостоятельная постройка домиков для профессора –Математики.

III.

Заключительная часть

5 мин.

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Капитан: Молодцы, ребята справились со всеми заданиями, Профессор-Математик вас благодарит за помощь. А нам с вами нужно отправляться обратно в детский сад. Проходим на корабль. А на корабле нас ждут подарки - раскраски, но не простые, а с математическими заданиями. Раскраски вы рассмотрите попозже, сначала давайте вспомним, какие задания мы выполняли во время нашего путешествия? (Дети вспоминают и рассказывают)

- Трудно ли было вам в путешествии?

- Какое задание было самым сложным?

- Самым интересным?        

Ну, вот мы и снова в детском саду.

А мне нужно отправляться в следующее плавание. До свидания, ребята!

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Изобразительная деятельность (лепка) (ХЭР)

Вылепить цветные палочки Кюизенера.

4.2

Чтение художественной литературы (РР)

Чтение книг о морских путешествиях.

Чтение математических сказок.

4.3

Конструирова-ние (ПР)

Свободная деятельность детей с палочками Кюизенера.

4.4

Игровая деятельность

Сюжетные игры с палочками Кюизенера (дети самостоятельно развивают сюжет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в страну геометрических фигур"

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в страну геометрических фигур" для детей среднего дошкольного возраста...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации области познавательное развитие на тему "Помочь королеве Математике освободить сказочных героев" с детьми подготовительной группы.

Цель:1. Закрепить навыки количественного счета в пределах 10, знание состава чисел в пределах 10. Задачи:Обучающие:Формировать и закреплять представление детей о счете и составу числа.Формировать...

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в страну Светофорию».

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в страну Светофорию»...

конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в страну математики"

          .Занятие составлено в рамках проекта " Путешествие в сказку" для средней группы.Задачи: обучать детей устанавливать соответствия между числом и коли...

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в страну Витаминию" в старшей группе

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в страну Витаминию"  формирует представление детей о витаминах, об их пользе для здоровья человека, закрепляет...

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в страну сказок» (старшая группа)

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, физическое развитие, восприятие художественной литературы.Цель: Развитие связной, диалогической речи, активности, самостоятельно...

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в страну здоровых зубов» (старшая группа)

ООД направлена на формирование  умения детей заботиться о своем здоровье, закрепление  знаний о профилактики кариеса, знакомство с историей возникновения зубной щетки, закрепление техн...