Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП (разделу программы) «В цирке». Образовательная область «Познавательное развитие» (Старшая группа) с использованием информационно-коммуникативных технологий
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Вальтер Ольга Сергеевна

          Задачи:

          Образовательные:

  • упражнять в счете в пределах  6, умение образовывать число 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.
  • закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник)
  •  закреплять умение определять качественные признаки (цвет, форма, величина) при сравнении фигур.
  • продолжать  учить последовательно называть дни недели.

          Развивающие:

  • создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  • способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

          Воспитательные:

  • воспитывать интерес к математическим занятиям.

 

Предварительная работа: чтение стихотворения «Цирк» А.Л. Лугачёва, рассматривание иллюстраций с изображением цирковых номеров,  провести беседу о цирковых профессиях, изготовление билета.

 

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал: презентация к занятию, набор цифр, цирковая коробочка, изготовление геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

Раздаточный материал: рисунки-таблички с изображением геометрических фигур, цветные карандаши.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 41»

           

                                                                                                                                                                                                       

Конспект

организованной образовательной деятельности

по ФЭМП

(разделу программы)

 «В цирке».

Образовательная область «Познавательное развитие»

 (Старшая группа)

с использованием информационно-коммуникативных технологий

Вальтер Ольги Сергеевны

г. Бийск, 2020

          Задачи:

          Образовательные: 

  • упражнять в счете в пределах  6, умение образовывать число 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.
  • закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник)
  •  закреплять умение определять качественные признаки (цвет, форма, величина) при сравнении фигур.
  • продолжать  учить последовательно называть дни недели.

          Развивающие: 

  • создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  • способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

          Воспитательные: 

  • воспитывать интерес к математическим занятиям.

Предварительная работа: чтение стихотворения «Цирк» А.Л. Лугачёва, рассматривание иллюстраций с изображением цирковых номеров,  провести беседу о цирковых профессиях, изготовление билета.

Дидактический наглядный материал: 

Демонстрационный материал: презентация к занятию, набор цифр, цирковая коробочка, изготовление геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

Раздаточный материал: рисунки-таблички с изображением геометрических фигур, цветные карандаши.

Ход организованной образовательной деятельности:

Организационный момент, начало занятия включающие:

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети стоят полукругом возле педагога, включаются в игру «Назови соседей числа», предложенную взрослым.

Дети называют соседей названных чисел.

Дети - да.

Дети-вторник.

Дети-пятница.

Дети-пятница.

-Здравствуйте ребята!

Вы хотите поиграть со мной в игру?

Воспитатель достает из корзины разноцветные шарики с цифрами и показывает детям, они называют соседей показанного числа.

-Ребята, а вы любите цирк? И я люблю. Вы хотели бы прямо сейчас туда попасть.

Но без билета нам туда не попасть. Для этого, нужно узнать в какие дни недели проходят представления. Первое представление проходит в день, который находится между понедельником и средой.

Верно, вторник.

-Второе представление состоится в день, который находится между четвергом и субботой. Молодцы!

-А какой сегодня день недели?

Посмотрите, какой большой билет мы с вами получили.

1,2,3,4,5 с вами в цирке  мы опять!

Приветствие.

Педагог использует организационный и сюрпризные моменты, стимулирующий интерес к предстоящей деятельности.

Называние последовательности дней недели.

Игра «Между какими назови»

На первом слайде перед детьми появляется цирковой шатер.

2. Основная часть занятия.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети включаются в беседу.

Дети - клоуны.

Дети – Тик-Так.

Дети -у  них в руках геометрические фигуры.

Дети – квадрат и треугольник одного цвета, но разной величины и формы.

Дети- квадратной и треугольной.

Дети – квадратной, потому что мешок квадратный.

Дети – треугольной, потому что мешок треугольной формы.

Дети – в треугольном, потому что мешок больше.

Дети-меньше в квадратном, потому что мешок меньше меньше.

В квадратно, потому что мешок меньше.

Дети выбираю, нужную цифру и показывают.

Дети включаются в работу и отвечают на вопросы воспитателя.

Дети - добавить один предмет.

Дети – убрать один предмет.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом и показанными фигурами.

Дети –их нужно починить.

Дети-кругами, квадратами, треугольниками.

Дети подбирают карандаш по цвету и дорисовывают фигуры.

Дети объясняют свои действия.

-Кто в цирке самый веселый? А вот и клоуны. У наших клоунов очень интересные имена, их зовут так, как тикают часики. Они пришли не с пустыми руками. Что у них в руках?

 -Ребята, скажите, что общего у этих фигур?

Чем они отличаются?

Кто еще работает в цирке? (жонглеры,  дрессировщики, акробаты, гимнасты и др.)

Следующий номер.

Выступают жонглёры - Тим и Том. Они тоже не с пустыми руками к нам пришли. У них два необычных  мешка. Какой формы мешки? Как вы думаете, а что в мешках?  А я думаю, что у них там находятся предметы, с которыми они показывают свои номера.

Как вы думаете, у Тома предметы в мешке, какой формы? А у Тима? Почему?

-А в каком мешке больше предметов? Почему?

А в каком меньше? Почему вы так думаете?

- Давайте сосчитаем и узнаем, сколько же предметов на само деле в квадратном мешке.

- Сколько предметов в треугольном мешке?

Какую цифру нужно взять, чтобы показать общее количество предметов треугольной формы?

Какую цифру нужно взять, чтобы показать общее количество предметов квадратной формы?.

-Что меньше, 5 треугольных  предметов или 6 квадратных  предметов?

-Что больше, 6 квадратных предметов или 5 квадратных?

-На сколько, больше квадратных предметов, чем треугольных?

-На сколько, меньше треугольных предметов, чем квадратных?

-Что сделать, чтобы их стало поровну по 6?

-А как еще нужно сделать, чтобы их стало поровну?

-Из цифр 5 и 6 какая больше. А какая меньше? А какая больше?

Фиминутка.

Если круг в руках у нас,

Значит, прыгаем сейчас.

Если мы квадрат возьмем,

Дружно маршем мы пойдем.

Треугольник в руки взяли,

Мы на месте побежали.

Вы сказали, что в цирке еще работают гимнасты. Гимнасты выполняют упражнения на ковриках.

- Но коврики порвались. Что делать? Вы согласны помочь гимнастам и починить коврики?

Что с ними нужно сделать?

-Какими геометрическими фигурами украшен коврик?

- Подумайте, какой фигуры не хватает, и дорисуйте её карандашом нужного цвета.

-Но прежде, мы с вами начнем чинить коврики, сделаем гимнастику для пальчиков.

(пальчиковая гимнастика)

«По дорожке мы пойдём

В цирк с тобою попадём.

Выше пальчик поднимай

Дружно весело шагай

Руки вместе поменяем

И опять мы зашагаем

1-2-3-4-5

Будем весело шагать».

-Приступаем к работе.

-Какие фигуры вы дорисовали на коврике? Почему?

Мы с вами побывали в цирке и  выполнили много заданий. Но нам пора возвращаться.

Без волшебных слов мы не сможем это сделать.

Повторяйте слова за мной.

1,2,3,4,5-с вами в группе мы опять.

Появляются клоуны.

Сравнение двух геометрических фигур (квадрат, треугольник) и нахождение  сходств и отличий.

Соотношение количества фигур с цифрами.

Установление равенства двумя способами.

Развитие мелкой моторики.

Рассмотреть рисунки-таблицы, определить каких фигур не хватает, дорисовать их и доказать правильность решений.

Работа за столами.

3. Заключительная часть занятия:

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети, опираясь на прошлый опыт отвечают на вопросы воспитателя.

Ребята, вам понравилось в цирке?

А какие задания вам больше всего понравилось выполнять?

Какие задания было трудно выполнять?

До новых встреч!

Рефлексия



Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное   общеобразовательное учреждение

 «Средняя образовательная школа №41»

Консультация для родителей

“Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста”

г. Бийск, 2020

Проблема ориентировки в пространстве и формирования правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области психологии, педагогики и методики, поскольку ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека.
Пространство в философском смысле обозначает объективную реальность, независимую от нашего сознания и отражающуюся им. Пространство – одна из форм существования материи.
Известно, что у человека нет специального пространственного анализатора. Восприятие пространства есть сложная интермодальная ассоциация, образующаяся из взаимодействия различных анализаторов внешней и внутренней среды организма. Деятельность одного анализатора всегда соотносится с деятельностью других анализаторов, участвующих в пространственной ориентировке и образующих сложный системный механизм.
Важной особенностью развития восприятия пространства является постепенное накопление пространственных представлений, овладение специальным опытом, накопленным предшествующим поколением. К трем годам жизни у ребенка должен сложиться системный механизм пространственной ориентировки.
А. А. Люблинская выделяет три категории усваиваемых знаний о пространстве: 
1) отражение удаленности предмета и его местоположения, 2) ориентировка в направлениях пространства, 3) отражение пространственных отношений между предметами. 
С помощью речи происходит специализация пространственного сигнала – расстояния, выделяемого ребенком из жизненной ситуации независимо от того, знакома или нет ребенку комната, двор и другие открытые пространства.
Освоение детьми пространства и пространственных отношений между предметами постигается ребенком в результате обучения его взрослыми.
Основы развития ориентировки в пространстве закладываются в раннем детстве. В первые месяцы жизни значительную роль играет ориентировочный рефлекс на звук – рефлекс, который расширяет поле зрения и двигательную активность малыша. Позже формирование пространственной ориентировки связано с предметно-практическим освоением детьми пространственных направлений, начиная с собственного тела и ближайшего окружения, а затем и со словесной системой отсчета. Уже в два года, при нормальном речевом развитии, у детей появляется осознание грамматических отношений между словами, а к трем годам формирование и развитие грамматического строя речи способствуют обобщению и произвольному использованию знаний о пространстве.
На первом этапе, включающем практическое осознание схемы собственного тела, необходимо дифференцировать представления детей о верхних и нижних частях тела, фронтальных и боковых сторонах тела, правых и левых его частях. Детей учат называть части своего тела, части тел других детей, кукол.
На третьем году педагоги должны дать детям представления о пространственном расположении частей тела: голова вверху, а ноги внизу; одна рука правая, а другая левая; грудь впереди, а спина сзади. В этом возрасте дети должны свободно ориентироваться в групповой комнате, знать расположение игрушек, в спальне находить свою кровать, в раздевалке – шкафчик для одежды.
Педагог может поиграть с детьми в дидактические игры: «Покажи, где у тебя голова, ноги, спина..», «Покажи, где у куклы голова, ноги, руки, грудь, спина», «Оденем куклу на прогулку», «Искупаем куклу», «Найди такую же игрушку по величине».
Особое внимание следует обратить на различение ребенком правой и левой сторон «на себе». Чтобы помочь запомнить правую и левую руку и ногу, как можно чаще ребенку называйте их: «Даша правильно держит ложку в правой руке» или «Обуем туфелек на правую ножку», «Дотронься правой рукой, дотронься левой рукой».
В возрасте 3-4 лет надо продолжать учить различать правую и левую руки и ноги, верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю части тела. Поиграйте в следующие игры: «Топни правой (левой) ногой», «Возьми игрушку в левую (правую) руку», «Надень часики на левую руку», «Покажи правый карман», «Послушай, как бьется твое сердце», «Застегни верхнюю пуговицу», «Поставь игрушку слева от себя», «Застегни верхнюю пуговицу», «Поставь игрушку справа, слева» и т.д.
Обратите внимание на то, что в речи ребенка не должно быть неточных слов: «та, эта», вместо: «справа, слева» и т.д.
Сформировав у детей представление о схеме собственного тела, можно переходить ко второму этапу – формированию пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела, а также внешних объектов между собой. Непременным условием эффективности этого процесса становится отражение соответствующих представлений в речи, усвоение ребенком пространственных понятий.
Ребенок должен находить и располагать игрушки и предметы в ближайшем пространстве вокруг себя (справа – слева, вверху – внизу, впереди – сзади). В играх дети учатся определять расположение игрушек, предметов, других детей (далеко и близко по отношению от себя). В этом возрасте дети должны находить и располагать игрушки в групповой комнате по словесным инструкциям педагога, например: «Возьми пирамидку из шкафа. Посади куклу на диван. Поставь матрешку на верхнюю полку» 
В средней группе дети закрепляют полученные знания и учатся словесно обозначать расположение предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя: «Дверь позади меня. Шкаф слева от меня. Стол справа от меня». Расширяются представления детей о величине предметов: больше – меньше, длиннее – короче, самый длинный – самый короткий и т. д. После закрепления речевого обозначения ведущей руки и соответствующей стороны тела проводится невербальная и вербальная дифференциация правой и левой части тела и лица. В игровой ситуации можно предложить более трудные задания на перекрестную ориентацию в схеме тела. Игра «Путаница» поможет закрепить эти знания: левой рукой дотронься до правого уха, правой рукой до левого колена и т. д. 
На занятиях по математике дети учатся располагать предметы на полоске слева направо, на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу, посередине. Дети моделируют простейшие пространственные отношения из кубиков, строительного материала.
Педагогам рекомендуется играть с детьми в дидактические игры и упражнения: «Расскажи, как стоят игрушки», «Иди быстро, медленно», «Кто стоит слева от тебя, справа», «Поставь игрушку, куда скажу», «Чей мяч прокатился дальше». Игра «Обезьянки» поможет детям закрепить названия частей лица: лоб, рот, верхние и нижние веки, подбородок и т. д.
Неоднократные упражнения в местоположении звучащих предметов необходимы как для запоминания пространственных терминов – справа – слева, впереди – сзади, вверху – внизу – так и для совершенствования умения локализовать звуки в окружающем пространстве. Спросите у ребенка: «С какой стороны от тебя проехала машина?», «Куда покатился мяч?», «Где летает бабочка?», «В какой стороне поет птица?» и т.д.
В старшем дошкольном возрасте пространственно ориентированными видами практической деятельности, в ходе которой у детей формируются соответствующие ориентировки, представления и понятия, являются конструирование и изобразительная деятельность. Во время таких занятий дети выполняют задания по вербальной инструкции педагога, содержащей пространственные характеристики, учат их ориентироваться на пространстве листа бумаги различного формата и размера. В процессе рисования на свободную тему детям объясняют, что изображаемые объекты не разбросаны по листу бумаги, а связаны между собой пространственными отношениями: «Человек не может быть выше дома, а солнце ниже цветка; предмет, изображаемый вдалеке, рисуется маленьким, а вблизи – большим и т. д.». Ребенок приучается располагать на пространстве листа изображаемые предметы в определенных пространственных взаимосвязях и произвольно строить систему координат изображаемого пространства.
Дети старшего дошкольного возраста долгое время владеют вертикальной линией лучше, чем горизонтальной: у них отсутствует необходимая координация зрительных представлений с движениями руки. Для развития подобных навыков целесообразно предлагать задания на закрашивание, штриховку, обведение изображения по контуру или пунктирной линии. В качестве одной из разновидностей графических упражнений можно использовать метод копирования образца, данного на нелинованном листе или листе в клетку.
С пространственной ориентировкой тесно взаимосвязаны двигательные навыки, а кожно-мышечные ощущения и ощущения равновесия дополняют друг друга и играют важную роль в формировании представлений о пространстве; поэтому особое внимание следует уделять подвижным играм, как на прогулках, так и на занятиях физкультурой. В ходе игр и упражнений обязательно должны закрепляться понятия: «правая рука – правая сторона – справа – направо», «левая рука – левая сторона – слева – налево».
Для совершенствования умения ориентироваться в направлениях пространства и осознания их относительности необходимо предлагать детям определить эти направления в различных условиях восприятия: в исходном положении; при повороте на 90 градусов; при повороте на 180 градусов.
Пространственная ориентировка наиболее успешно развивается в ходе дидактических и подвижных игр, в специально созданной игровой ситуации при активности самого ребенка. Для этого широко применяются технологии ЛЕГО. 
Использование различных развивающих игр, конструктора ЛЕГО повышает интерес к занятиям, создает игровую мотивацию и положительный эмоциональный фон. Важно, чтобы во время занятий педагог, объясняя детям последовательность выполнения действий, следил за своей речью, точно и правильно употреблял пространственные понятия, четко отражал в речи пространственное взаимоположение элементов поделки. Желательно, чтобы педагог чаще просил самого ребенка рассказать о том, что он сейчас делает, и что будет делать потом. Грамотный педагог не допустит неквалифицированной помощи ребенку, например: «Посмотри, эту линию ведем так, а эту так». Педагогу надо вербализировать процесс: «Начинаем вести линию от уголка. Сначала проводим линию вниз, длиной в три клеточки, а потом направо – длиной в две клеточки и т. д.». Слыша от взрослого четкую инструкцию с точным употреблением терминов, ребенок лучше осознает пространственное расположение линий на листе, пространственное взаимоотношение линий между собой. Постепенно у ребенка вырабатывается правильная стратегия копирования, привычка внимательно анализировать и копировать образец, сверять полученное изображение с образцом. Решить задачи обучения педагогу помогут дидактические игры и упражнения: «Собери рассыпавшихся снеговиков», «Собери карету золушки», «У Аладдина порвался ковер – самолет». При выполнении упражнения «Елочки» детям предлагается последовательно закрасить или заштриховать зеленым карандашом самую высокую елку, затем елку, которая нарисована последней, между самой высокой и самой низкой.
Для копирования образца можно использовать игровые ситуации «Нарисуем домик для Ниф – Нифа», «Помогите сделать ключик для Буратино» и т. д.
Игра «Найди клад» научит ребенка ориентироваться в пространстве, поворачивать направо и налево. На первых этапах игры педагог, стоя перед ребенком, может держать таблички, указывающие направления дороги.
Игры «Танграм», «Колумбово яйцо» учат детей точному копированию образца педагога и пространственным ориентировкам.
Для успешности ориентировки в пространстве важно научить ребенка внимательно слушать взрослых и точно выполнять их инструкции. В этом поможет игра «Сюрпризы», когда ребенок, выслушав вашу инструкцию, отыщет предмет. Например: «Иди вперед до домика. Поверни налево. Сделай три шага. Повернись назад, дойди до скамейки, и там тебя будет ждать сюрприз».
В этом возрасте необходимо научить ребенка ориентироваться с помощью схем пространства, плана пути. Для этих целей поиграйте в игры:
«Найди предмет», «Найди во дворе дерево, отмеченное на схеме», «Найди предметы во дворе, нарисованные на плане», «Расставь по схеме игрушки на столе», «Помести игрушки по схеме на полках и в шкафу».
Схемы пространства и пути должны быть просты и понятны ребенку. Изображения на схеме или плане делайте четкими контурными линиями, черным фломастером, с минимальным количеством деталей, включая в рисунок элементы, которые передают основные признаки предметов.
Целенаправленная и комплексная работа способствует не только практическому освоению пространства, но и развивает понятийную и коммуникативную функции речи. Дети учатся активно использовать в речи пространственные термины и обозначающие пространственные отношения предлоги и наречия: В, НА, ПОД, НАД, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ОКОЛО, РЯДОМ и т. д. 
Чем успешнее дети освоят задачи ориентировки в пространстве в дошкольном детстве, тем менее проблемным станет их обучение в первом классе.

 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное   общеобразовательное учреждение

 «Средняя образовательная школа №41»

Консультация для родителей

«Этапы формирования пространственных

представлений у дошкольников»

г. Бийск, 2020

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).

 

Для ребёнка-дошкольника основной путь развития – эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребёнка, «переработку» его обеспечивают интеллектуальные способности. А для этого необходимо обеспечить условия для наблюдения и экспериментирования. Иными словами, для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, и должно позволять активное экспериментирование, результат которого, сформулированный в эмпирическом обобщении, как раз будет собственно воплощением момента продвижения (развития) ребёнка на пути познания окружающего мира.

 

В своем учебном пособии А. А. Столяр писал: “ Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося”.

 

Изучив опыт многих педагогов – исследователей мы должны методически правильно, последовательно, поэтапно, с постепенным усложнением обучать детей задачам раздела ориентировка в пространстве.

I этап: Ориентировка “на себе”. 

 

Первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении “от себя”.

 

Дети овладевают ориентировкой “на себе” в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т.д.).

 

Умение ориентироваться “на себе” — предпосылка, необходимая для перехода к следующей ступени — учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Скажем, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. В ходе беседы воспитатель фиксирует их внимание на характерных деталях.

 

Например, рассматривается машина: спереди кабина, кузов—сзади, внизу — колеса, передние и задние.

 

Умение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах позволит ребенку овладеть в дальнейшем ориентировкой не только “от себя”, но и от любых других объектов, от другого человека". Это, во-первых. Во-вторых, эти знания и умения необходимы для распознавания пространственных отношений между предметами, о которых мы судим на основе их соотнесенности к сторонам — передним (лицевым), боковым, верхним и т. д. И, наконец, в-третьих, ориентировка в пределах даже весьма ограниченного пространства (групповая комната или часть помещения, площадь стола, лист бумаги и др.) предполагает знание основных направлений. Это новая программная задача. С полным основанием ее можно назвать центральной в содержании всей работы.

II этап: Ориентировка “от себя”. 

 

В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед — назад, вверх — вниз, направо—налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа “Куда показывает флажок?”. Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства.

 

Ориентировка от себя предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка от объектов требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов.

 

Для этого необходимо уметь вычленить различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю.

 

Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. 

 

  игра «Что справа». Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек. Вариант 1. Ведущий просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.

 

Вариант 2. Ведущий или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны.

 

Вариант 3. Ведущий просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их), были справа от него.

 

  игра «На плоту». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Ведущий задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т.д.

  игра «Колокольчик». Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает глаза. Ведущий отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.

  игра «Скажи наоборот». Эту игру можно проводить как со всеми детьми, так и с 1-2. Ведущий называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший знак (мяч, стрелка, фишка и т.п.), называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т.д.

  игра «Магазин». В этой игре могут принимать участие двое детей или две подгруппы детей. Они сидят друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого одинаковый набор картинок (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, имитирующая полку магазина. Один ребёнок выкладывает картинки на своей карточке и называет место расположения каждой из них. Другой ребёнок старается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, дети могут сравнить оба «магазина».

 

 

III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. 

 

Ориентировки “на себе ”, “от себя”, применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, на, за. Предлог на обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле); предлог под – с нижней стороной; предлог в воспринимается как указание на расположение внутри какого-либо объекта.

 

Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.

 

Направление “вверх – вниз” (“вверху – внизу”) позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, как “над” и “под”, “посередине” и “между” при расположении группы предметов по вертикальной линии. Направления “направо – налево” (“справа – слева”) помогает лучше понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, посередине и между, сбоку или с краю.

 

Направление “вперед – назад” (“впереди – сзади”) способствует уяснению таких пространственных отношений, как “впереди”, “перед”, “напротив”, “за”, “позади”, “посередине” и “между” при расположении предметов по фронтальной линии от исходной точки отсчета.

 

Таким образом, несмотря на большое многообразие существующих в нашей речи характеристик пространственного окружения, все они основаны на освоении ориентировки “на себе” и “на внешних объектах”.

 

Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. 

 

  игра «Что изменилось?». Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза. Вариант 1: ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша, который был внизу между щенком и попугаем.

 

Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком.

 

В роли ведущего может быть как педагог, так и ребёнок.

 

  игра «Новоселье». В этой игре дети используют настенные полки для игрушек в виде домиков и небольшие игрушки (животные). Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т.д.Эту игру целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей (2-3человека). В роли ведущего вначале выступает педагог, в дальнейшем необходимо привлекать детей, - это будет способствовать закреплению и расширению их активного словарного запаса.

 

 

IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

 

Игры на формирование умений ориентироваться в движении. 

 

  игра «Куда пойдёшь и что найдёшь». Перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с игрушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда ведущий спрятал игрушку. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает педагог, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.

  игра «Найди магнит». Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.

  игра «Синхронное плавание». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Ведущий даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д.

  игра «Новая походка». Эту игру можно проводить с 1-2 детьми на прогулке. Мы договариваемся, что мы сейчас походим не как все люди, а по особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.

 

 

V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

 

Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве). 

 

  игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.Вариант 1: ведущий просит найти изображение какого-то предмета и определить:
- что изображено справа от него,
- что нарисовано под ним,
- что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

 

Вариант 2: ведущий просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:
- в правом верхнем углу,
- вдоль нижней стороны листа,
- в центре листа, и т.п.

 

  игра «Лабиринт Гарри Поттера». Ведущий раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: ведущий этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно.

  игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Ведущий даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:вариант 1: у ведущего заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;

 

вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям.

 

  игра «Я еду на машине». Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка. Вариант 1. Дети, слушая инструкции ведущего, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

 

Вариант 2. Ведущий начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.

 

  игра «Калейдоскоп». Для игры детям предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого воспитателю рационально будет дать тему работы. Например: «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие.

  игра «Укрась ёлку». У каждого ребёнка на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции педагога.

 

К моменту поступления в школу дети должны: 

 

  свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий: «налево — направо», «вперед — назад»


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Достопримечательности

Алтайского края

Мой Алтай

Гора Синюха

Гора Синюха Достопримечательности Алтайского краяАлтайский крайРоссия

Возвышается Синюха на расстоянии 56 километров от райцентра Курья, что на 8 километров восточнее села Колывань, а с селом 8 Марта гору разделяют всего 2 километра пути. 

Расположена на территории Краснощековского района, на расстоянии 5 километров от поселка Тигерек, в низинах левобережья реки Ини.

Гора Церковка

Гора Церковка Достопримечательности Алтайского краяБелокурихаРоссия

Расположена на расстоянии 4 километров в сторону юго-запада от Белокурихи. Являет собой конусообразную возвышенность, достигающую 794 метров, одетую в лесной покров и зияющую несколькими скальными «оконцами».

Денисова пещера

Денисова пещера Достопримечательности Алтайского краяАлтайский крайРоссия.

Находится на расстоянии 4 километров от села Топольного, в 50 километрах вверх по течению реки Ануй от села Солонешного.

Расположен на территории Алтайского края, Бийского района в частности - в селе Сростки. Является частью Алтайского краеведческого музея.

Каскад водопадов на реке Шинок

Каскад водопадов на реке ШинокДостопримечательности Алтайского краяАлтайский крайРоссия

Ниспадает водопадный каскад в срединной области речной долины потока Шинок.

Памятник В. М. Шукшину на горе Пикет

Памятник В. М. Шукшину на горе Пикет

Достопримечательности Алтайского краяАлтайский крайРоссия

Василий Макарович Шукшин, отлитый из бронзы, возвышается над селом Сростки на горе Пикет с 25 июля 2004 года, когда и был установлен.

Пещеры Страшная и Логово гиены

Пещеры Страшная и Логово гиены

Достопримечательности Алтайского краяАлтайский крайРоссия

Расположены на крутом массиве скал и высоте 40 метров над уровнем современной поймы реки Иня, протекающей по территории Краснощековского района Алтайского Края.

Пещера Алтайская

Пещера Алтайская 

Достопримечательности Алтайского краяАлтайский крайРоссия

Расположена на территории Алтайского края и одноименного краю района, а именно – в верхней части речного потока Устюба, являющегося левым притоком реки Катунь; а также вблизи поселения Черемшанка.

Слияние Бии и Катуни. Остров Иконников

Слияние Бии и Катуни. Остров Иконников

Достопримечательности Алтайского краяАлтайский крайРоссия

Слияние рек Бии и Катуни – украшение Смоленского района. Представляет собой свидание двух потоков на стрелке Иконникова острова, вблизи села Верх-Обского.

Тигирекский заповедник

Тигирекский заповедник Достопримечательности Алтайского краяАлтайский крайРоссия

Находится на юго-западе Алтайского края и пограничных участках с Казахстаном: Змеиногорском, Краснощековском и Третьяковском районах.

Царский курган

Царский курган 

Достопримечательности Алтайского краяАлтайский крайРоссия

«Царский курган» является археологическим комплексом речной долины Сентелек. Располагается на земле Алтайского края, вблизи устья упомянутой реки в Чарыш, от одноименного долине села комплекс отделяют 4 километра пути.http://reklama2.ngs.ru/yqrbkqrwqw/tpx?43403&1&1501750569&73fdd4de&ehqn4qbqdkn6sprj5pp7abr1dhq62qaicljmirre&2965565247

Край родной

Край родной, где мы с вами живем,

Где поля без конца и без края,

Где привольные песни поем –

Это все называем Алтаем.

Здесь под рассветным солнечным огнем

Сливаются Катунь и Бия…

И это все мы Родиной зовем,

И это наша мать Россия!

http://reklama4.ngs.ru/yhvuhbkqox/tpx?2356&&1501750580&fa1ed7c&ehqn4qbqdkn6sprj5pp7abr1dhq62qaicljmirre&2139258411


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе с использованием информационно – коммуникативной технологии Тема: «Путешествие в страну светофорию»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 комбинированного видаКрасносельского района Санкт-Петербурга      Конспектнепрерывной обра...