«Формирование познавательных интересов и познавательных действий дошкольников в ходе театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
учебно-методический материал по математике (средняя группа)

Гаан Анастасия Викторовна

Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение воспитателей и специалистов ДОО  на 2018-2019 учебный год 

Семинар-практикум:

ТЕМА:

 «Формирование познавательных интересов и познавательных действий дошкольников в ходе театрализованной деятельности в условиях реализации  ФГОС ДО»

Воспитатель:

Гаан А.В.

14.12.2018 уч.год.

Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы поделиться своим опытом работы по формированию элементарных математических представлений у детей среднего возраста через показ сказки «Репка».

Актуальность:

Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий.

Математика играет огромную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта. В дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития, а именно: происходит увеличение круга представлений детей и расширение умственного кругозора, идет перестройка самой умственной деятельности.

На протяжении многих лет становления и развития системы дошкольного образования психологи, педагоги стремятся найти такие подходы к проблеме воспитания и обучения детей, которые способствовали бы развитию личности, удовлетворяли общество в целом. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в детском саду.

Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности, заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике. Одной из таких форм является обучение детей в процессе театрализованных игр-занятий.

Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии. Театрально - игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, воздействующим на воображение ребёнка словом, действием, музыкой и изобразительным искусством. Однако, нельзя рассматривать спектакль, только, как развлечение. Восприятие спектакля - сложный психологический процесс, который формирует и умственные способности детей – развивает память, речь, усиливает навыки элементарных математических способностей. В педагогическом процессе нельзя опираться на усвоение детьми определённой суммы знаний, необходимо развивать их познавательную активность, способность к творчеству.

Я решила во время проведения непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений  у детей в средней группе «Непоседы» использовать кукольных персонажей из сказки «Репка». Детям необходимо было решить ряд заданий и помочь героям вытащить репку.

Цели:

  • Продолжать закреплять элементарные математические представления.
  • Укрепить дружественные связи между детьми и умение работать в коллективе.
  • Усилить интерес детей к исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Закреплять количественный и порядковый счёт в пределах 5.
  • Развивать навыки ориентирования на листе бумаги.
  • Упражнять в составлении предмета из геометрических фигур.
  • Закреплять понятия о величине: большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий.

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Сказка «Репка» с элементами театрализованной игры»

Ход НОД.

Воспитатель. Ребята, я сегодня пришла в детский сад, и мне вручили посылку. Здесь написано: Детский сад «Родничок», детям средней группы «Непоседы». Давайте, посмотрим, что там?

Достаём героев сказки «Репка».

Ребята, я поняла, сегодня к нам на занятие пришла сказка. Как она называется? Герои этой сказки очень хотят узнать, чему мы уже научились. Вы готовы, поделиться своими знаниями?

Дети: Да.

Воспитатель. Тогда, сказка начинается.

Посадил дед репку, выросла репка большая — пребольшая. Какая репка выросла?

Дети: Большая.

Показываю репки (маленькая, средняя, большая). Выбираем самую большую репку, сажаем её в импровизированную грядку.

Воспитатель. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку.

Бабка. Подожди, дед, вот найду свой платок, и приду к тебе на помощь.

Воспитатель. Бабушка, а как выглядит твой платок?

Бабка. Мой платок – квадратный, в правом верхнем углу – цветок, в середине – ягодка, а в левом нижнем углу – солнышко.

Детям предлагаются разные варианты платков, сделанных из цветной бумаги, нужно найти платок по описанию.

Бабка. Спасибо, ребята, помогли мой платок найти, и я помогу дедке.

Воспитатель. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.

Воспитатель. Ребята, внучке очень хочется быть красивой и нарядной. А всем девочкам нравятся большие красивые банты. Смотрите, у нас есть ленточки. Все ленты одинаковые по размеру? (дети измеряют ленты — три ленты разной длины и разной ширины). Из какой ленты получится самый большой бант? Давайте проверим.

Завязываю три разных банта. Приходим к выводу, что из длинной широкой ленты получится самый большой бант, а из короткой узкой – самый маленький. Дарим внучке большой бант.

Внучка. Спасибо, ребята, я теперь самая красивая, побегу, помогу бабке с дедкой репку тянуть.

Воспитатель. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Зовёт внучка жучку.

Жучка. Гав-гав, я с радостью помогу вам, но сначала вы покормите моих щенят.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю поиграть, и заодно покормить щенят.

Детям раздаются карточки, на которых изображены щенки (от 1 до 5). Воспитатель говорит: «Наши щенята есть хотят, надо покормить щенят», и показывает косточки (от 1 до 5). Если показывается 2 косточки, то к воспитателю подбегают дети, у которых на карточке изображено 2 щенка, 3 косточки – дети, у которых 3 щенка и т. д.

Жучка. Спасибо, ребята, вы помогли мне, и я вам помогу.

Воспитатель. Ухватилась жучка за внучку, тянут-потянут, никак не могут репку вытащить. Зовёт жучка кошку.

Кошка. Ой, ребята, как же я люблю фотографироваться, сделайте мой портрет, и я приду к вам на подмогу.

Дети составляют портрет кошки из геометрических фигур. Кошка благодарит детей и помогает тянуть репку. Ничего не получается.

Мышка. Я бы помогла вам, только найду своего малыша-проказника, он куда-то спрятался.

Воспитатель. Ребята, надо помочь Мышке. Давайте, поможем отыскать её мышонка.

На картинке 5 мышат. Нам нужен не большой, и не маленький. Не второй, и не четвёртый. Какой Мышонок нам нужен?

Дети находят мышонка.

Мышка хватается за кошку и все вместе вытягивают репку.

Воспитатель. Ребята, вы молодцы, выполнили все задания и помогли нашим сказочным героям вытащить репку.

А что вам понравилось больше всего делать, кому помогать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования познавательных интересов и познавательных действий детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО

Выступление в рамках секционного заседания городской конференции  «ФГОС дошкольного образования: галерея лучших педагогических практик»...

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности

Консультация по вопросу формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности....

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деяте...

«Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности»

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возрастаФГОС ДО 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательны...