Измерение объёма жидких веществ
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Гаджиева Нурият

            Тема: «Измерение объёма жидких веществ»

 

Цель: показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов.

           Форма обучения: коллективная, дифференцированная.

Задачи:

  • Обучающие задачи: отрабатывать навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки;
  • подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы предмета;
  • дать детям представление о мере литр и пол-литра.

 Развивающие задачиформировать у ребёнка познавательные интересы и познавательные действия через его включение в различные виды деятельности: коммуникативной, трудовой, игровой, познавательно-исследовательской.

Воспитательные задачи: воспитывать умения быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок.

Методические приемы: вопросы, дидактические игры, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа:

Предварительная работа:

Материалы и оборудование:

Раздаточный Материал: Два прозрачных кувшина, которые одинаковые по объёму, но разные по признакам (один – узкий и высокий, а другой – широкий и низкий, набор стаканов; подкрашенная вода в большой посуде; литровая банка; две пол-литровые банки; литровые коробки из под молока и литровые бутылки из под молока.

 

Этап

Орг. форма, название, длительность

 

 

Содержание взаимодействия

  1.  

Вводная часть

Организационно - мотивационный момент

 

Профессор Гений Евгеньевич Чудаков входит с коробкой в руках.

 

- Всем доброго дня, дорогие ребята! Сегодня у меня день рождение и я жду в гости своих друзей фиксиков: Дедуса, Нолика и Симку! Но у меня возникли вопросы, на которые я не могу ответить, помогите мне, пожалуйста провести опыты!

-Да!

 

 

  1.  

Актуализация знаний и умений

 

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам

 

Профессор Чудаков достаёт из коробки два прозрачных кувшина (один-высокий и узкий, другой-широкий и низкий)

- Не могу никак выбрать  какой из этих  кувшинов поставить на стол, в какой из них войдёт больше сока?

- Как вы считаете, если налить в оба кувшина сок, то в каком кувшине сока будет больше?

 

Дети высказывают свои предположения.

 

Чем отличаются друг от друга кувшины?

 

Дети дают характеристику предметов. П.Ч помогает уточнить.

 

- Слева:высокий и узкий, а справа: низкий и широкий.

П.Ч. заполняет до краёв оба кувшина подкрашенной водой, переливая её из большой посуды.

- В какой кувшин вошло больше воды?

- Не знаем

- А что нужно сделать, чтобы узнать?

- Измерить!

- Чем будем измерять?

 

- Стаканами! (Дети видят, что на подносе много стаканов).

 

П.Ч. ставит кувшины на разные столы, просит детей разлить воду по стаканам. Так как кувшины полные, налить в первые стаканы воспитатель помогает детям. Далее каждый из детей сам заполняет по одному стакану. П.Ч. обращает внимание детей на то, что наливать необходимо полностью, но не через край. Когда вся вода перелита в меры,

 

П.Ч: Посчитаем, сколько стаканов получилось.

 

Показывают и считают вслух дети, стоящие за одним столом.

 

- Один стакан, два стакана, три стакана, четыре стакана, пять стаканов. Всего пять стаканов!

 

Далее аналогично считают стаканы дети, стоящие за другим столом.

 

П.Ч.:

- Так в какой же кувшине будет больше сока?

 

Дети отвечают:

- Сока в обоих кувшинах будет одинаково.

3.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

П.Ч. достаёт коробку и бутылку из-под молока и говорит.

- Пришёл я в магазин за молоком. Продавец спрашивает, сколько надо молока: литр или пол-литра? Не знаю. Ребята, объясните мне, сколько будет литр, а сколько будет пол-литра? Давайте вместе будем разбираться.

П.Ч. ставит на стол литровую банку и говорит:

- Это литровая банка и помещается сюда литр воды.

П.Ч. заполняет её водой и говорит:

- Вот сколько воды содержится в одном литре. А как вы думаете, пол-литра это сколько будет воды?

 

- Половина этой воды.

 

- Верно!

П.Ч. достаёт две пол-литровые банки и говорит:

- В одну банку помещается половина литра воды (пол-литра) и в другую банку помещается половина литра воды (пол-литра воды). Давайте разольём из литровой банки воду по двум пол-литровым банкам. Кто желает из вас это сделать?

П.Ч. задаёт вопросы

- Что ты сейчас сделал?

- Что мы узнали?

- Литр – это пол-литра и ещё пол-литра!

П.Ч:

- А можем мы узнать, сколько стаканов воды помещается в один литр?

- Да!

- Что надо сделать?

 

-

4.

Включение нового знания (способа действий) в систему знаний и умений ребенка

Чтобы узнать, сколько стаканов воды помещается в один литр надо измерить!

 

- Выходим к столу, выливаем воду из своих стаканов в литровую банку и не забываем считать.

 

П.Ч. контролирует выполнение детьми практической работы. Когда работа выполнена, воспитатель:

- В литр помещается пять стаканов!

Поднимите руки вверх те, чьи родители покупают молоко в коробках и бутылках. Дома вместе с родителям измерьте, сколько стаканов молока в них содержится.

 

Дети высказывают свои предложения

5.

Осмысление (итог)

- Ребята, Какие вы молодцы! Все справились с работой. Напомните мне, какие сегодня измерения мы проводили?

-Что нового узнали?

- Кувшины одинаковые по объёму, хотя разные по форме. Что бы узнать сколько, надо измерить мерой. Литр — это пол- литра и ещё пол литра. В литр помещается пять стаканов воды.

 

Что вам больше всего понравилось?

Ребята, давайте встанем в круг и протянем вперед левую ладошку, я буду говорить слова, а вы будете делать пирамиду из ладошек.

Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение Детский сад №47 Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект

Непрерывной - образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по ФЭМП с элементами экспериментирования

                                                                                                                        Составила:

                                                                                                                                  Гаджиева Н.К.

Санкт – Петербург, 2021г.

            Тема: «Измерение объёма жидких веществ»

Цель: показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов.

           Форма обучения: коллективная, дифференцированная.

Задачи:

  • Обучающие задачи: отрабатывать навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки;
  • подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы предмета;
  • дать детям представление о мере литр и пол-литра.

 Развивающие задачи формировать у ребёнка познавательные интересы и познавательные действия через его включение в различные виды деятельности: коммуникативной, трудовой, игровой, познавательно-исследовательской.

Воспитательные задачи: воспитывать умения быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок.

Методические приемы: вопросы, дидактические игры, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа: 

Предварительная работа:

Материалы и оборудование: 

Раздаточный Материал: Два прозрачных кувшина, которые одинаковые по объёму, но разные по признакам (один – узкий и высокий, а другой – широкий и низкий, набор стаканов; подкрашенная вода в большой посуде; литровая банка; две пол-литровые банки; литровые коробки из под молока и литровые бутылки из под молока.

Этап

Орг. форма, название, длительность

Содержание взаимодействия

Вводная часть

Организационно - мотивационный момент

Профессор Гений Евгеньевич Чудаков входит с коробкой в руках.

- Всем доброго дня, дорогие ребята! Сегодня у меня день рождение и я жду в гости своих друзей фиксиков: Дедуса, Нолика и Симку! Но у меня возникли вопросы, на которые я не могу ответить, помогите мне, пожалуйста провести опыты!

-Да!

Актуализация знаний и умений

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам

Профессор Чудаков достаёт из коробки два прозрачных кувшина (один-высокий и узкий, другой-широкий и низкий)

- Не могу никак выбрать  какой из этих  кувшинов поставить на стол, в какой из них войдёт больше сока?

- Как вы считаете, если налить в оба кувшина сок, то в каком кувшине сока будет больше?

Дети высказывают свои предположения.

Чем отличаются друг от друга кувшины?

Дети дают характеристику предметов. П.Ч помогает уточнить.

- Слева:высокий и узкий, а справа: низкий и широкий.

П.Ч. заполняет до краёв оба кувшина подкрашенной водой, переливая её из большой посуды.

- В какой кувшин вошло больше воды?

- Не знаем

- А что нужно сделать, чтобы узнать?

- Измерить!

- Чем будем измерять?

- Стаканами! (Дети видят, что на подносе много стаканов).

П.Ч. ставит кувшины на разные столы, просит детей разлить воду по стаканам. Так как кувшины полные, налить в первые стаканы воспитатель помогает детям. Далее каждый из детей сам заполняет по одному стакану. П.Ч. обращает внимание детей на то, что наливать необходимо полностью, но не через край. Когда вся вода перелита в меры,

П.Ч: Посчитаем, сколько стаканов получилось.

Показывают и считают вслух дети, стоящие за одним столом.

- Один стакан, два стакана, три стакана, четыре стакана, пять стаканов. Всего пять стаканов!

Далее аналогично считают стаканы дети, стоящие за другим столом.

П.Ч.:

- Так в какой же кувшине будет больше сока?

Дети отвечают:

- Сока в обоих кувшинах будет одинаково.

3.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

П.Ч. достаёт коробку и бутылку из-под молока и говорит.

- Пришёл я в магазин за молоком. Продавец спрашивает, сколько надо молока: литр или пол-литра? Не знаю. Ребята, объясните мне, сколько будет литр, а сколько будет пол-литра? Давайте вместе будем разбираться.

П.Ч. ставит на стол литровую банку и говорит:

- Это литровая банка и помещается сюда литр воды.

П.Ч. заполняет её водой и говорит:

- Вот сколько воды содержится в одном литре. А как вы думаете, пол-литра это сколько будет воды?

- Половина этой воды.

- Верно!

П.Ч. достаёт две пол-литровые банки и говорит:

- В одну банку помещается половина литра воды (пол-литра) и в другую банку помещается половина литра воды (пол-литра воды). Давайте разольём из литровой банки воду по двум пол-литровым банкам. Кто желает из вас это сделать?

П.Ч. задаёт вопросы

- Что ты сейчас сделал?

- Что мы узнали?

- Литр – это пол-литра и ещё пол-литра!

П.Ч:

- А можем мы узнать, сколько стаканов воды помещается в один литр?

- Да!

- Что надо сделать?

-

4.

Включение нового знания (способа действий) в систему знаний и умений ребенка

Чтобы узнать, сколько стаканов воды помещается в один литр надо измерить!

- Выходим к столу, выливаем воду из своих стаканов в литровую банку и не забываем считать.

П.Ч. контролирует выполнение детьми практической работы. Когда работа выполнена, воспитатель:

- В литр помещается пять стаканов!

Поднимите руки вверх те, чьи родители покупают молоко в коробках и бутылках. Дома вместе с родителям измерьте, сколько стаканов молока в них содержится.

Дети высказывают свои предложения

5.

Осмысление (итог)

- Ребята, Какие вы молодцы! Все справились с работой. Напомните мне, какие сегодня измерения мы проводили?

-Что нового узнали?

- Кувшины одинаковые по объёму, хотя разные по форме. Что бы узнать сколько, надо измерить мерой. Литр — это пол- литра и ещё пол литра. В литр помещается пять стаканов воды.

Что вам больше всего понравилось?

Ребята, давайте встанем в круг и протянем вперед левую ладошку, я буду говорить слова, а вы будете делать пирамиду из ладошек.

Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Измерение объёма. Жидкие тела.

Тема: Измерение объёма. Жидкие тела.      Программное содержание: Познакомить детей с приёмами измерения жидких тел, подвести их к пониманию зависимости результата измер...

ООД «Измерение объёма. Жидкие тела»

Знакомим детей с приёмами измерения жидких тел, подводим их к пониманию зависимости результата измерения от избранной меры....

Открытое занятие по математике "Измерение объёма жидких веществ."

Цель:показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки.Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы п...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в подготовительной группе детского сада № 91 «Измерение объёма жидких веществ».

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП)в подготовительной группе детского сада № 91«Измерение объёма жидких веществ...

Занятие по ФЭМП в старшей группе: «Измерение объёма жидких веществ»

   Конспект  НОД: «Измерение объёма жидких веществ».Цель:Дидактическая: Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать на...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в подготовительной группе детского сада на тему: «Измерение объёма жидких веществ».Конкурс "Воспитатель года 2022".

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в подготовительной группе детского сада на тему: «Измерение объёма...