Деление квадрата на четыре равные части (в старшей группе)
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Васильева Анна Юрьевна

НОД в старшей группе по формированию элементарных математических представлений на тему "Деление квадрата на четыре равные части"

Тема: Деление квадрата на четыре равные части (в старшей группе)

Цель: формировать понятие о том, что квадрат можно разделить на четыре равные части.

Задачи:

Образовательные: - формирование умения называть части, полученные от деления, сравнивать целое и  части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого. Закрепление умения называть части, сравнивать целое и части.

Развивающие:

-развитие  логическое и образное мышление, пространственное воображение, мыслительные способности детей, представление о том, как из одной формы сделать другую.

Воспитывающие:

- воспитание доброжелательное отношение друг к другу и умение работать в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности с детьми в младшей группе

 

 на тему:

«Путешествие на весеннюю полянку».

Васильева А.Ю, воспитатель

ГБДОУ №59 Фрунзенского р-на СПб

 

 

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка».

Виды детской деятельности: игровая, чтение, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Цели деятельности педагога:  развитие творческого воображения, совершенствовать умения и навыки детей в технике оттиск с печатками (геометрические фигуры), развивать воображение, чувство композиции и ритма, воспитывать эстетическое отношение к природе, через изображение цветов

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: Проявляет интерес к участию в совместных подвижно-дидактических играх, эмоционально заинтересован к совместному изобразительному творчеству, учувствует в обсуждении, отвечает на вопросы педагога.

Материалы и оборудование:

-печатки (геометрические фигуры разных форм);

-тарелочки с гуашью разных цветов;

-ватман на котором заранее нарисованы восковым мелком цветы;

-«бумажная дорога»;

-поролоновые губки;

-«волшебные палочки»;

-модель солнца (грустное и веселое);

-магнитофон и аудиозаписи.

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационный момент.

Дети с воспитателем входят в группу под музыку («Турецкий марш» В. Моцарт).

Воспитатель: ребята сегодня мы с вами отправляемся в необыкновенное путешествие, в страну, где происходят чудеса. Эта страна называется «Весна». Ребята, а на чем можно отправиться в эту страну (ответы детей). Я предлагаю вам отправиться на поезде. Занимаем свои места.

2. Речевая игра «Поезд» (Е. Соколова).

Раз-два-три-четыре-пять (хлопаем в ладоши)

Всем пора места занять (хлопаем руками по коленям)

Двери закрываются  (движение руками)

Поезд отправляется Ту-Ту (высоким голосом)

                                       Ту-ту (низким голосом).

А пока мы едем, я расскажу вам об этой стране. В это стране солнце ласково смеется, звонко бежит ручей, сугробы тают, снег становится тяжелым (темным). Солнце своим теплом согревает все вокруг, поют птички и еще в это стране есть чудесная волшебная цветочная полянка. Усыпанная разными цветами (желтые – одуванчики, красные – розы, белые – ромашки, подснежники – синие).

Стих:

Нет и снега там, нет и холода,

Там все проснулась ото сна.

Мы приехали из города.

В страну чудесную  Весна!

Ребята выходите! Что-то тут совсем не весело, все белым бело. Ребята посмотрите, нас солнышко встречает, но почему-то оно такое грустное и совсем не улыбается.

Звучит аудиозапись:

«Здравствуйте ребят!

 У красавицы Весны в ее волшебной стране случилась беда. На волшебную полянку налетела Вьюга, занесла ее снегом, заморозила все цветы. Снежные сугробы такие глубокие, что моим лучикам никак не пробиться, поможем растопить снег? Но чтобы попасть на полянку вам нужно выложить дорогу цветными камешками».

3. Дидактическая игра «Волшебные палочки».

Пусть каждый из вас возьмет одну палочку и под музыку начинайте накручивать веревочку,  пока не дойдёте до коробки с красками, а когда коробка откроется вы узнаете, кто какими красками будет рисовать.

Дети выполняют задание. Теперь, когда у всех есть краски, мы можем начать выкладывать дорогу цветными камнями. Как же мы сможем нарисовать камни, если у нас нет кисточки?

Дети предлагают свои ответы и воспитатель обобщает ответы детей.

Воспитатель: любое изображение можно напечатать (например, картофелем, пробкой, фигурками). Возьмите каждый тарелку с гуашью и печатку какая вам нравится.

Дети подходят к «бумажной дороге», располагаются по краям и воспитатель напоминает технику печатания. Дети печатают под музыку («Турецкий марш» В. Моцарт).

Вот и наша цветочная полянка! Что наделала Вьюга, ни одного цветочка ни пожалела. Мы с вами восстановим полянку и посадим новые красивые цветы.

Под музыку воспитатель изображает пантомимой распустившийся цветок.

4. Физкультминутка.

 Раз – два – три выросли цветы

 К солнцу потянулись высоко

 Стало нам приятно и тепло.

Пусть они цветут растут,

Всем радость несут.

Снег спрятал нашу красивую волшебную полянку. Солнышко дает нам свои волшебные лучики – палочки, Чтобы мы с их помощью смогли закрасить поляну. Воспитатель показывает последовательность выполнения работы в технике поролоном. Проведем по листу краской любого цвета, вот они у нас и произойдет волшебство. Под музыкальное сопровождение дети рисуют. В это время воспитатель меняет мимику солнца с грустного на веселое. Посмотрите, как мы с вами восстановили полянку!

Посмотрите ребята, солнышко стало улыбаться, оно опять дарит нам тепло. Пришло время прощаться с весенней полянкой. Нам надо возвращаться домой, садитесь в свои вагончики.

Какое у вас настроение? Давайте передадим свое хорошее настроение, свое тепло друг другу. Согласны?

5. Игра. Передача настроение.

Согрейте ладошки своим теплом (игра в ладошки под музыку). А теперь передайте свое  тепло друг  (дети прикасаются своими ладошками  друг к  другу и всем гостям).

6. Рефлексия.

- Ребят а, скажите, вам понравилось наше путешествие?

- Что больше всего запомнилась?

-Все дети старались, молодцы.



Предварительный просмотр:

Тема: Деление квадрата на четыре равные части (в старшей группе)

Цель: формировать понятие о том, что квадрат можно разделить на четыре равные части.

Задачи:

Образовательные: - формирование умения называть части, полученные от деления, сравнивать целое и  части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого. Закрепление умения называть части, сравнивать целое и части.

Развивающие:

-развитие  логическое и образное мышление, пространственное воображение, мыслительные способности детей, представление о том, как из одной формы сделать другую.

Воспитывающие: 

- воспитание доброжелательное отношение друг к другу и умение работать в коллективе.

Методы обучения: словесный,  наглядный, игровой, практический.

Приемы: наглядный показ, практические действия, активизация внимания, речи, вопросы, двигательная деятельность.

  1. Организационный момент.

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо

А потом пойдем налево.

В центре круга соберемся

И на место все вернемся

Улыбнемся, подмигнем

Заниматься мы начнем!

Ребята, к нам пришли гости, давайте им улыбнемся и поздороваемся с ними. Дорогие ребята! Мы с вами уже  большие, а на следующий год будем самые старшие в детском саду, и совсем скоро вы пойдёте в школу.  Для того, что бы хорошо учится в школе, надо много знать, уметь думать, выполнять задания на смекалку, решать задачи. Давайте вместе попробуем выполнить задания которые я вам сегодня приготовила. ВЫ мне поможете?

  1. Основная часть.

Ребята, давайте сядем за столы. У вас у каждого на столах лежит квадраты. Может кто-то знает как квадрат можно разделить  на две части, а на четыре части? (можно поделить на 4 квадрата поперек путем сложения его сторон пополам и еще пополам; на 4 треугольника сложение по диагонали уголок у уголку, пополам и еще пополам).

  1. Игровое упражнение «Раздели квадрат на части»

Воспитатель: Ребята, нужно квадрат разделить на две и четыре равные части. Кто покажет, как надо разделить квадрат на две части разными способами.

Выходит ребёнок.( Показывает как квадрат можно разделить на два прямоугольника)

(А другой способ на треугольники показывает воспитатель)

Воспитатель. Какие фигуры у вас получились? (Прямоугольники и треугольники.)

Воспитатель. Как можно назвать каждую часть?

Ребенок. Одна вторая квадрата, треугольника.

Воспитатель. Правильно половина – это одна из 2 равных частей целого. Половинами называют обе равные части. Каждая из частей называется одной второй или половиной, потому что разделили на две равные части.

Воспитатель. Что больше: целый квадрат или его часть?

Ребенок.  Целый квадрат.

Воспитатель. Что меньше: одна вторая квадрата или целый квадрат?

Воспитатель. Как получить четыре равные части?

Ребенок. Надо каждую половинку разрезать ещё раз пополам.

Вызванные дети складывают и разрезают каждую половину пополам.

Воспитатель. Сколько частей получилось у каждого из вас? Как можно назвать каждую часть? (ответы детей).

Ребенок. Одна четвёртая.

Воспитатель. Правильно каждая из частей называется одной четвертой, потому мы целое разделили на четыре части, также эта часть называется четвертинка или одна четвертая.

Воспитатель. Что больше: целый квадрат или одна четвёртая часть?

Ребенок. Целый квадрат

Воспитатель. Что меньше: одна четвёртая квадрата или одна вторая квадрата?

Ребенок. Одна четвёртая квадрата

Воспитатель. Что больше: половина квадрата или одна четвёртая квадрата? Ребенок. Половина квадрата.

Воспитатель. Что меньше: одна четвёртая квадрата или одна вторая квадрата? (Показ сравниваемых частей).

Ребенок. одна четвёртая квадрата.

У каждого ребёнка на столах лежит квадрат и ножницы.

Воспитатель. Ребята, разделите квадраты на четыре равные части разными способом.

Воспитатель. Как разделить квадрат на четыре равные части?

Ребенок. Сложу квадрат пополам, точно соединяя стороны и уголки квадрата, проглажу линию сгиба и ровно по линии разрежу ножницами, потом еще раз каждую часть сложу  пополам и ровно по линии разрежу ножницами.

Дети делят квадраты на четыре равные части.

Воспитатель. Ребята , кто скажет на сколько частей мы разделили квадрат?

Ребенок. Мы разделили квадрат пополам на 4 равные части разными способами.

4 Подвижная игра.

Давайте немного отдохнем, выходите из за столов. Посмотрите на какую геометрическую фигуру похожа наша группа? Давайте попробуем ее разделит пополам (по горизонтали и по вертикали. А на четыре части.

Молодцы.

5 Сейчас я вам предлагаю взять по одному листку бумаги и одному клей карандашу и сесть на свои места. «Моделирование предмета».

Давайте сделаем из наших четвертинок забавные игрушки. Я раздала вам на стол карточки-схемы, подумайте, можно ли из наших половинок и четвертинок смастерить такие игрушки? Выбирайте понравившуюся игрушку и приступайте (сначала на листке нужно выложить выбранную вами картинку, убедится, что вы правильно ее составили и только после этого приклеить).

Всем желаю удачи!

6. Переверните листок. Обратная сторона вашего листа не белая, а в клеточку.

Давайте нарисуем по клеточкам, а что у вас получится вы мне скажите.

Поставьте точку в середине листа на пересечении клеток вот так.

Вправо 2 клетки, вниз 4 клетки, влево 2 клетки. Наверх 4 клетки, влево 2 клетки, вниз 4 клетки, вправо 2 клетки.

Что у вас получилось?

Молодцы!

Вам понравилось ?

Что мы научились делать?

Рис. 10

Рис. 5

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Деление квадрата на 4 равные части" для старшей группы

Образовательные задачи: познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть часть и сравнивать целое и часть; закреплять навыки деления квадрата на две равные части; продолжать учить сра...

Занятие по ФЭМП "Деление квадрата на 4 равные части" для старшей группы.

Программное содержание: 1) Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части части, сравнивая целое и часть. 2) Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему:«Помогаем Фиксикам. Деление квадрата на 4 равные части»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему:«Помогаем Фиксикам. Деление квадрата на 4 равные части»Цель: формирование математических представлений у дошкольников.Задачи:- Познакомить...

Конспект открытого итогового занятия по ФЭМП в старшей группе «Деление квадрата на 4 равные части»

Цель:Создать условие для детей делить квадрат  на 4 равные части через познавательное развитие.ЗадачиОбучающие:Познакомить детей с делением квадрата на 4 равные части, на...

Занятия по ФЭМП «Деление квадрата на 4 равные части» старшая группа

Программное содержание• Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.• Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной...