Конспект занятий "Знакомство детей с решением арифметических задач"
план-конспект занятия по математике

Павлова Тамара Ефимовна

Цель. Дать детям  представление об арифметической  задаче.  Учить детей составлять задачи на сложение,  правильно  формировать ответы на вопрос задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_detey_s_resheniem_arifmeticheskih_zadach.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство детей с решением  арифметических задач

1 занятие

Цель. Дать детям  представление об арифметической  задаче.  Учить детей составлять задачи на сложение,  правильно  формировать ответы на вопрос задачи.

Демонстрационный материал: пять кукол, шесть  мишек.

Ход занятия.

Воспитатель  предлагает одному ребёнку поставить к нему на стол  четыре  куклы слева, а другому принести ещё одну  куклу и поставить её справа. После этого задаёт вопросы детям «Что сделали Оля и Коля? (Оля поставила на стол четыре  куклы, а Коля принёс ещё  одну куклу). Больше или меньше стало кукол после того, как  Оля  принесла ещё одну  куклу?» Затем говорит, что про то, как Коля и Оля выполнили задание, можно составить задачу: «Коля поставил на стол  четыре  куклы. Оля принесла ещё одну  куклу. Сколько всего  кукол принесли Коля и Оля?»

Воспитатель вызывает 2-3 детей и предлагает им ответить  на вопрос задачи. После этого  говорит: «Я составила задачу,  а дети её решили.  Сегодня  вы будете учиться составлять и решать  задачи. Для этого вам надо хорошо понять, из каких частей состоит задача».

Воспитатель объясняет, как была составлена задача (повторяет условие задачи) в  задаче всегда о чём-то спрашивается, это надо хорошо понять и запомнить.

2 занятие

Цель. Познакомить детей  со структурой  задачи (составить из двух частей – условия и вопроса) продолжать учить давать точный  развернутый  ответ на вопрос задачи.

Демонстрационный материал: 6 ёлочек на подставочках, 5 цветных карандашей.

Ход занятия.

Воспитатель,  обращаясь к детям, говорит: «Вы уже учились составлять задачи. Для того чтобы вам было легче их составлять, мы сегодня узнаем, из каких частей  состоит задача и как они называются. Я расскажу задачу и покажу всё, о чём в ней говорится: «Сначала  воспитатель поставил на стол  пять ёлочек, потом ещё одну (показывает как). Сколько всего ёлочек  Воспитатель поставил на стол?»

Дети повторяют задачу, выделяют то, что известно и что надо узнать. Воспитатель спрашивает: «Что мы знаем? (ответы детей) Правильно, мы это знаем. Это условие задачи. Что же в задаче спрашивается?» Предлагает  ребёнку повторить вопрос: «Сколько всего ёлочек воспитатель поставил на стол?»

 Воспитатель уточняет: «Этого мы не знаем. Это то, что надо узнать, это вопрос задачи. В каждой задачи есть две части: условие и вопрос». Затем предлагает одному ребёнку повторить условие задачи, второму - повторить вопрос, третьему повторить всю задачу, а четвёртому  - дать ответ на вопрос задачи. Для этого даёт задание: положить карточки перед собой, послушать ещё одну задачу и делать то, о чём в ней говорится: «Дети поставьте на верхнюю полоску карточки пять ёлочек, потом одну ёлочку переставили на нижнюю полоску. Сколько ёлочек осталось на верхней полоске?» Дети снова повторяют условие задачи, её вопрос, отвечают, из каких двух частей состоит задача.

Далее воспитатель предлагает  детям самим придумать задачу с карандашами. Одному ребёнку предлагает  взять пять карандашей, из них один карандаш подарить товарищу. Все дети должны придумать об этих действиях ребят задачу. Сначала они рассказывают только условие задачи. (Достаточно для этого вызвать двух детей)

Воспитатель задаёт вопросы: «Что нам рассказали дети? Что надо ещё сделать, чтобы получилась задача? Какой вопрос надо поставить? То повторит всю задачу? Кто ответит на  вопрос задачи?»

В итоге воспитатель спрашивает: «Что мы сегодня узнали нового?» «Мы узнали, что задача состоит из двух частей - условия и вопроса. В условии говорится о том, что мы знаем, а о том, что надо узнать, говорится в вопросе».

3 занятие

Цель. Упражнять детей в составлении задач по картинкам.

Демонстрационный материал: Две картинки для составления  задач. (Можно использовать фланелеграф, цветные  изображения птиц и ветки.)

Ход занятия.

Воспитатель говорит детям, что сегодня они будут учиться составлять задачи по картинкам, и  предлагает рассмотреть картинку, на которой нарисованы шесть птиц (пять из них сидят на ветке, а одна подлетает  к ним). Спрашивает: «Сколько птиц сидит на ветке? Больше или меньше станет  птиц  на ветке, если сядет ещё одна?»

 После того, как дети составят условия задачи, можно задать следующие вопросы: «Какой вопрос надо поставить? Почему надо поставить вопрос: «Сколько птиц стало на ветке?» Кто может ответить на вопрос задачи? Больше или меньше стало птиц на ветке?»  

Далее воспитатель вывешивает вторую картинку, на которой одна птичка  улетает, и предлагает рассказать о том, что произошло. В процессе работы дети отвечают на вопросы воспитателя: «Больше или меньше стало птиц на ветке после того, как одна улетела? Если птиц осталось меньше, то какой вопрос надо поставить?  Какое число меньше: пять или  шесть? Воспитатель предлагает повторить задачу и дать ответ на её вопрос».

4 занятие

Цель. Учить детей составлять задачи на сложение и вычитание, формировать арифметические  действия

Демонстрационный материал: таблица с изображением. Корзины, на которой сделаны разрезы, семь цветных изображений яблок; доска, мел.

Ход  занятия.

Воспитатель: « Дети, сегодня мы будем не только составлять задачи, но и  учиться рассказывать, что нужно сделать, чтобы её решить. Посмотрите, сколько яблок в корзине. (В корзине шесть яблок) Я положу в корзину ещё одно яблоко. Составьте задачу про то, что я сделала».

Вызванный ребёнок рассказывает задачу.

 Воспитатель задаёт вопросы: «Сколько было яблок? Сколько яблок я  положила?  Да, это мы знаем, это условие задачи. Чего мы не знаем?  Верно, мы не знаем, сколько  яблок стало в корзине, это вопрос задачи. Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?» «Больше или меньше стало  яблок после того, как я  положила в корзину, надо к шести прибавить один, получится семь. Можно сейчас ответить на вопрос задачи? Так что же мы сделали, чтобы решить задачу?»

Воспитатель просит двух детей  повторить решение задачи, а затем  говорит: «Ребята, мы теперь будем не только отвечать на вопрос задачи, но и рассказывать о том, что нужно сделать, чтобы её решить»

Решим ещё одну задачу: «В корзине было семь яблок, одно яблоко я дала  Сереже»  Придумайте задачу!

Воспитатель отмечает того, кто рассказал задачу кратко и понятно, затем спрашивает: «Что мы знаем? Что мы не знаем? Больше или меньше  стало яблок в корзине после того, как я дала одно яблоко Серёже?  Верно, яблок стало меньше. Чтобы решить задачу, надо из семи  вычесть один, получится  шесть. Сколько яблок осталось в корзине? Что же мы сделали, чтобы решить задачу?»

Воспитатель просит  2-3 детей  повторить её решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Обучение детей решению арифметических задач в подготовительной к школе группе""

Представлено учебное пособие: схемы составления  арифметических задач (условие, вопрос, решение, ответ). Данное пособие облегчает понимание детьми что такое задача и как ее составить....

конспект занятия по математике решение задач

Конспект занятия по математике в коррекционно - развивающей группе для детей 6-7летРешение задач Лексическая тема "Насекомые"...

Обучение детей решению арифметических задач

Обучение детей решению арифметических задач...

Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы. Тема: «Изготовление новогодних шаров в технике «Декупаж»» Цель: развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Задачи: Образовательная: -практическое закрепление

Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы.Тема: «Изготовление новогодних шаров в технике «Декупаж»»Цель: развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста...

Конспект математического досуга с использованием задач, способствующих формированию логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Упражнять детей в составлении геометрических фигур из счётных палочек, учить с помощью условной мерки измерять длину полоски, закреплять счёт в пределах 10, развивать логическое мышление, смекалку....