"Занимательная математика"
рабочая программа по математике (средняя, старшая группа)

Николаец Алла Ивановна

            Цель программы:  формирование элементарных математических представлений посредством занимательного математического материала.

           Основные задачи:

1. Развивать интерес к математике у дошкольников.

2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);

3. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;

4. Формирование базисных математических представлений, речевых умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_mate_matika_otedaktirovana_2.docx88.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №64

«Солнечный зайчик» города Смоленска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дополнительного образования

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Направленность: познавательная

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года.

Автор – составитель

Николаец Алла Ивановна

Воспитатель

Смоленск 2020

Содержание

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………………………….  3

1.2 Цели и задачи реализации программы. Принципы и подходы к реализации программы…………………………………………………………………………………….………… 5

1.3 Характеристика особенностей развития детей. Планируемые результаты реализации рабочей программы………………………………………………………………………………………………. 7

 2. Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений»………………………………………………………..................................................... 9

2.2 Диагностические методики……………….…………………………………………………….... 11

2.3 Учебно-тематический план……………………………….………………………………………..13

3.Организационный раздел

3.1 Материально-техническое обеспечение реализации программы……………………………… 20

3.2 Регламент образовательной деятельности……………………………………….……………… 21

3.3 Взаимодействие с родителями…………………………………………………….…………….   22

Литература…………………………………………………………………………..…………………..23

1.Целевой раздел

      1.1 Пояснительная записка

        Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ».
  2. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
  3. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467.
  4. СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  5. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года.
  7. Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
  8. Устав образовательной организации.
  9. Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной программы.
  10. Другие локальные акты образовательной организации.

           В данной рабочей программе представлена модель организации образовательной деятельности по реализации дополнительного образования дошкольников по образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Программа разработана с учетом основной образовательной программы дошкольного образования « от рождения до школы» Н.Е. Вераксы и парциальной программы.

         В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических понятий. Это обоснованно тем, что доминантой детской деятельности и творчества является художественная направленность, которая в дальнейшем «обрастает  коммуникативно-игровыми, целостно-ориентационными элементами». В ходе работы кружка у ребенка формируются математические знания, умения, навыки и кроме того чувства, художественный вкус, нравственные чувства, творческая активность. Программа кружка рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста. При ее реализации активно используется содержание сказок, рассказов, загадок, стихотворений.

     В педагогической деятельности кружка предполагается широко использовать разнообразные игры: игры-упражнения, математические игровые задания, игры с ориентировкой на определение достижения, дидактические игры), проблемные ситуации и развлечения.

    Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность  отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

      Направленность программы

       Образовательная программа по дополнительному образованию « Занимательная математика» имеет познавательную направленность.

Возраст детей чувствующих в реализации программы

        Программа ориентирована на детей от5 до 7 лет.

         Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом.

        Срок реализации программы – 2 года:

- старшая группа (от 5до 6 лет).

- подготовительная группа (от 6 до 7 лет).

         Актуальность программы

  Наибольшую трудность в начальной школе испытывают те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие - это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: повышением компьютеризации, обилием информации, получаемым ребенком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формирование у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют математические усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца ( находить правильное решение).

   В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, АП.Усова, Ф.Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может, не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач.

   Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использования готовых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

    Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «Занимательная математика» также способствуют воспитанию у дошкольников интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

1.2 Цели и задачи реализации программы. Принципы и подходы к формированию рабочей программы

            Цель программы:  формирование элементарных математических представлений посредством занимательного математического материала.

           Основные задачи:

1. Развивать интерес к математике у дошкольников.

2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);

3. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;

4. Формирование базисных математических представлений, речевых умений.

Задачи программы: 

  Развивать  логическое  мышление.  Развивать  представление  о множестве,  операции  над  множествами  (сравнение,  разбиение, классификация,  абстрагирование).  Формировать  представления  о математических  понятиях  (алгоритм,  кодирование  и  декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).

 Развивать  умения  выявлять  свойства  в  объектах,  называть  их, адекватно  обозначать  их  отсутствие,  обобщать  объекты  по  их свойствам (по одному, двум, трём), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

 Воспитывать  самостоятельность,  инициативу,  настойчивость  в достижении цели, преодолении трудностей.

 Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

  • Развивать  творческие  способности,  воображение,  фантазию, способности к моделированию и конструированию.

 Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

 Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворения познавательных интересов, радость творчества.

 Развитие   образного   мышления   (ощущение,   восприятие,

представление).

 Формирование  приёмов  умственных  действий  (анализ,  синтез,

сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

 Развитие творческих способностей фантазий, воображения.

 Увеличение объёма внимания и памяти.

 Развитие речи, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

 Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом

     

Принципы программы:

          Принцип занимательности – используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

          Принцип научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтозе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник).

       Принцип динамичности – заключается в постановке целей по обучению и развитию ребенка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

     Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

     Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребенка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

     Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умение доказывать правильность суждений, владения умственными операциями. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.

     

1.3 Характеристика особенностей развития детей

         Старшая группа (от 5 до 6лет)

     Возраст 5-6 лет  является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества.  

      В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы.

       В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Дети шестого года могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку 7-10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложечек разного размера.   Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве. Если предложить ему простой план комнаты, то он сможет показать кроватку, на которой спит.   Освоение времени все еще не совершенно. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели.  

      Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым (отобрать несколько фигур определенной формы и цвета, отыскать на картинке изображение предметов и заштриховать их определенным образом).

       Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат.  

     Подготовительная группа ( от 6 до 7 лет)

      На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению 

      На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. 

      Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации. Для запоминания дети сознательно прибегают к повторению, использованию группировки, составлению несложного опорного плана, помогающего воссоздать последовательность событий или действий, наглядно-образные средства.

      Дошкольник 6-7 лет не только может различать основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и темно-красный), так и по цветовому тону (например, зеленый и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы – ребенок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы и т.п. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форму, величину и др.).

      К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем возможности детей сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков мене устойчиво.

       В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шепотом, либо про себя. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребенок может использовать более сложный способ – логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. Ребенок начинает относительно успешно использовать новое средство - слово (в отличие от детей старшего возраста, которые эффективно могут использовать только наглядно-образные средства – картинки, рисунки). С его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.

        В 6-7 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Упорядочивание предметов  дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или величины), но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака. Например, упорядочивание изображений видов транспорта, в зависимости от скорости их передвижения.

2.Содержательный раздел

         2.1 Описание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений

        В математике главное – научить мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости и т.д. Именно поэтому, начинать надо не со счета, а с понимания математических отношений: больше, меньше, поровну. Это так называемый до числовой период обучения, когда дошкольник, не знакомый еще с числами, постигает уже количественные отношения, сравнивая предметы по величине (длина, ширина, высота), сопоставляя две группы предметов сначала непосредственно, а потом опосредованно, с помощью наглядных моделей, позволяющих дать ребенку не только конкретные, но и обобщенные знания.

       Для развития образных форм мышления существенное значение имеет формирование и совершенствование единичных образов и системы представлений, умение оперировать образами, представлять объект в разных положениях. Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся сведения о мире, разбираться в них, устанавливать различные связи и зависимости и к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.

      Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

Планируемый результат

К концу старшей группы дети должны уметь:

- составлять( моделировать) заданное изображение или фигуру из других геометрических форм или разных плоскостных элементов;

- определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);

- составлять различные формы из палочек по образцу;

- сравнивать предметы по величине (больше-меньше), по длине (длиннее-короче), по высоте (выше-ниже), по ширине (шире-уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);

- выкладывать предметы в порядке убывания, возрастания;

- осуществлять упорядочивания и уравнивания предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;

- выстраивать продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу;

-решать логические задачи на сравнение, классификацию​ установление последовательности событий, анализ и синтез;

- понимать задание и выполнять его самостоятельно;

- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

К концу подготовительной группы дети должны уметь:

- понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;

- осуществлять объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество;

- устанавливать смысловые связи между предметами;

- выполнять сравнение фигур по величине(больше-меньше), по длине( длиннее-короче), по высоте (выше-ниже), по ширине (шире-уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету; определять взаимное расположение объектов на плоскости м в пространстве 9 справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры и др.)

- создавать постройки по рисунку, чертежу;

- осуществлять упорядочивание и уравнение предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету, по форме;

- делить предметы, фигуры на несколько равных частей;

- преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания, разрезывания;

- составлять математические сказки с использованием рисунка-схемы;

- определять значение дорожных знаков, опираясь на рисунки-символы;

- анализировать предметы по отдельным признакам;

- сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;

- раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;

- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

- сравнивать рисунок со схемой, с чертежом предмета;

- составлять рисунки-схемы;

- составлять задачи по схематическим рисункам, с опорой на наглядный материал;

- располагать предметы в заданной последовательности;

- понимать задание и выполнять его самостоятельно;

- проводить самоконтроль и самопроверку выполненной работы.

Способы определения результативности

Объектами контроля являются:

-  математические умения;

- степень самостоятельности и уровень проявления математических способностей в процессе поиска решений на задачи – шутки, математические и логические загадки и задания, игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

           Виды контроля

Для контроля реализации Программы определены следующие виды проверок:

  • Текущая – на каждом педагогическом мероприятии проводится проверка выполняемой работы и ее оценка.
  • Диагностические срезы на начало учебного года.

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по познавательному развитию детей с использованием занимательных игр и упражнений математического содержания.

          Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение.

2.2 Диагностические методики:

  1. Диагностика познавательных умений в математической деятельности.

Цель: выявление обобщенных познавательных умений в математической деятельности.

Процедура организации и проведения диагностики.

Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.

Критерии наблюдения.

  1. Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности:

а) правильное восприятие ребенком математической задачи воспитателя ( о чем подумать, что сделать), понимание смысла каждого этапа предстоящей деятельности;

б) активное участие в выполнении действий сравнения, отгадывания, поиска пути решения проблемы.

  1. Практические и умственные учебные действия, выполняемые старшим дошкольником в процессе решения математической задачи:

      а) активное выполнение учебных действий сравнения, сопоставления, обобщения, моделирования, схематизации в соответствии с поставленной учебной задачей;

     б)  разнообразные формы выполнения умственных действий: по наглядной основе, схеме или модели, в плане внутренней речи развернуто или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;

    в)  самостоятельный выбор ребенком необходимых материалов на основе ориентировки в учебной задаче;

   г) ребенок предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3-4 эталонов ( сначала., затем., после этого…);

   д)  владеет несколькими способами достижения одного и того же результата.

  1. Состояние самоконтроля:

   а)   умеет осуществлять итоговый самоконтроль ( по окончании деятельности);

   б)  может осуществлять пошаговый самоконтроль (проверить себя) в процессе деятельности;

   в)  планирует деятельность до ее начала (предварительный самоконтроль).

Результат познавательной деятельности: правильность решения математических задач, наличие интереса к деятельности, самооценке, осознание ребенком связи математической задачи и полученного результата.

Ф.И. ребенка

Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности

Практические и умственные учебные действия

Состояние самоконтроля

а

б

а

б

в

г

д

а

б

в

    2.Диагностика математических умений

Цель: выявление математических умений.

Процедура организации и проведения диагностики.

Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.

Заполнение диагностической карты.

Ф.И. ребенка

Количес-

тво и счет

Величина

Геометри-ческие фигуры

Ориент.

во времени

Ориент. в пространстве

Логические задачи

Нач.

года

Ко-

нец

года

Нач.

года

Ко-

нец

года

Нач

года

Ко-

нец

года

Нач.

года

Ко-

нец

года

Нач.

года

Ко-

нец

года

Нач.

года

Ко-

нец

года

В. высокий

С. средний

Н. низкий.

 Формы подведения итогов реализации программы:

     Основными формами подведения итогов реализации Программы являются: математический КВН, математическая викторина, мини-олимпиада.

  1. Учебно–тематический план

Старшая группа (5-6лет)

Месяц

Содержание

работы (тема)

Задачи

Сентябрь

Мониторинг

Выявление обобщённых познавательных умений в математической деятельности.

Количество и счет.

Закрепить знание о числе и цифре 1, учить писать цифру 1. Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Ориентировка во времени

Познакомить с названием первого месяца осени.

Октябрь

Количество

и счет.

Числа и цифры от 1 до 4.

Соотнесение количества предметов с цифрой.

Знаки + и - .

Ориентировка во времени.

Знакомство с названием осенних месяцев.

Ориентировка в пространстве.

Ориентировка на листе бумаги.

Геометрические фигуры

Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку.

Ноябрь

Количество и счет

Числа и цифры от 1 до 5. Знаки + и -. Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Число и цифра 6, сложение числа из 2-х меньших. Знаки <,>, независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки.

Величина

Длинный, короче, еще короче, самый короткий

Ориентировка в пространстве.

Понятия: лево - право, впереди, сзади.

Геометрические фигуры

Круг, квадрат, треугольник. Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры.

   

Декабрь

Количество и счет

Числа и цифры от 0 до 6, знаки + и - . Решение арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки <,>.

Величина

Часть и целое.

Геометрические фигуры

Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части.

Ориентировка во времени

 Знакомство с зимними месяцами.  Части суток.

Январь

Количество и счет

Числа и цифры от 1до 8. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших .Решение примеров на сложение и вычитание .Знаки<,>.

Ориентировка во времени и в пространстве

Повторение названий зимних месяцев. Повторение названий дней недели и частей суток.

Величина.

Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части.

Геометрические фигуры.

Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг.

Февраль

Количество и счет

Числа и цифры 1-9. Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших.

Геометрические фигуры

Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур. Трапеция.

Повторение  названий геометрических фигур.

Ориентировка во времени и пространстве.

Дни недели. Месяцы зимы. Части суток.

Величина.

Высокий - низкий. Часть и целое.

Март

Количество и счет.

Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из двух меньших.

Величина

Сравнение предметов по всем показаниям величины.

Геометрические фигуры

Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур

Ориентировка во времени и в пространстве.

Повторение названий месяцев осени и зимы.  Знакомство с месяцем - март. Характерные приметы времен года.

Апрель

Количество и счет

Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом.

Геометрические фигуры

Четырехугольники, шестиугольники. Повторение круг, овал, треугольник.

Ориентировка во времени и в пространстве

Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Май

     

     

Количество и счет.

Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала.

Геометрические фигуры

Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур.

Ориентировка в пространстве и во времени.

Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года.

Подготовительная группа (6-7 лет)

Месяц

Содержание работы (тема)

Задачи

Сентябрь

1.Мониторинг

2. «Похожие и разные по форме

 

 

 

 

3. «Слева и справа, вверху и внизу, левее, правее» 

Выявление обобщённых познавательных умений в математической деятельности.

Продолжать учить детей различать, называть, сравнивать, составлять группы предметов, одинаковые по цвету; формировать умение устанавливать последовательность чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа, понимать слова «до», «между», «перед», «после»; развивать память, мышление.

Систематизировать пространственные представления; научить ориентироваться на листе бумаги; находить определенный рисунок на странице тетради. Развивать умение ориентироваться в пространстве, мышление, речь; учить детей писать графический диктант, используя понятия «Слева и справа, вверху и внизу».

Октябрь

1. «Свойство предметов: цвет, форма, размер»

 

 

2. «Столько же, больше, меньше, первый, последний» 

 

 

 

3. «Следующий и предшествующий, один и несколько» 

 

 4. «Сложение. Название компонентов и результата действия сложения. Знак«+».

Закрепить знания о различных свойствах предметов, умение находить их сходства и различия, объединять предметы в группы по общему признаку. Формировать умение сравнивать предметы по размеру и устанавливать порядок уменьшения и увеличения размера.

Формировать умение сравнивать группы предметов путем соединения пар; закрепить представления о порядке увеличения и уменьшения размеров, познакомить с понятиями «первый, последний»; развивать память, логическое мышление.

Познакомить детей с понятиями «Следующий и предшествующий, один и несколько»; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. Познакомить со знаком «+». Закрепить знание свойств предметов (цвет, величина); развивать интерес к математике.

Ноябрь

1 Вычитание. Знак

 «-».

 

 

2 «Пара предметов»

 

 

3 «Точки. Прямые и кривые линии»

 

 

 

 

 

 

 

4 «Отрезки и дуги» 

 

 

5 «Закрепление пройденного»

Формировать представление о вычитании, как об удалении из группы предметов её части. Познакомить со знаком «-». Закреплять знание свойств предметов, пространственные отношения.

Учить детей группировать предметы парами; развивать логическое мышление; закрепить порядковый и количественный счет.

Познакомить с различными случаями взаимного расположения линий на плоскости; находить и обозначать точки их пересечения; учить распознавать и строить прямые и кривые линии; уточнить и обобщить геометрические представления детей; сформировать представления о понятиях «прямая»«кривая»; развивать пространственное воображение;

Познакомить детей с отрезком, его отличием от прямой линии, обозначением отрезка точками, черточками, другими предметами; ввести понятия «отрезок» и «дуга»; рассмотреть общие и отличительные признаки отрезка и дуги; учить изображать геометрические фигуры; развивать умение анализировать и сравнивать.

Закрепить знания детей различать, называть, сравнивать, составлять группы предметов, одинаковые по цвету; умение называть и различать прямые, кривые, отрезки, дуги, а также умение ориентироваться на листе бумаги; развивать память с помощью решения различных заданий: найди отличия, найди короткий путь.

Декабрь

1 «Знаки больше, меньше и равно» 

 

 

 

 

2 «Части суток и времена года» 

 

3 «Состав чисел 1,2» 

 

 

 

4 «Состав числа 3» 

Учить детей сравнивать множества, рассматривать параметры абсолютного (много - мало) и относительного (больше - меньше) сравнения; устанавливать взаимно - однозначные соответствия между элементами множеств как основу отношений «больше»«меньше»«равно» между соответствующими рассматриваемым множествам числами; использовать знаки для обозначения этих отношений (=, >, <); сравнивать числа на основе сравнения соответствующих им множеств.

Ввести понятия "части суток", "времена года", закреплять привычные временные представления; развивать речевые умения и логическое мышление.

Изучить числа 1 и 2, их состав, написание цифр 1 и 2, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие, взаимопонимание. Знакомить детей с составом числа три; учить составлять число 3 из двух меньших чисел; упражнять в прямом, обратном счете; развивать смекалку, зрительную память, воображение; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,

Январь

1 «Знакомство с часами» 

2 «Состав числа 4» 

 

 

 

3 «Состав числа 5» 

 

 

 

4 «Состав числа 6» 

 

Учить детей показывать на часах время; развивать смекалку, зрительную память, воображение.

Знакомить детей с составом числа 4; учить составлять число 4 из двух меньших чисел; упражнять в прямом, обратном счете; развивать смекалку, зрительную память, воображение; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи

 

Знакомить детей с составом числа 5; учить составлять число 5 из двух меньших чисел; упражнять в прямом, обратном счете; развивать смекалку, зрительную память, воображение; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи

Изучить состав числа 6, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.

Февраль

1 «Состав числа 7» 

 

 

2 «Состав числа 8» 

 

 

3 «Состав числа 9» 

4 «Состав числа 10» 

Изучить состав числа 7, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции,  математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.

Изучить состав числа 8, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.

Изучить состав числа 9, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.

Март

1 «Однозначные и двузначные числа» 

 

2 «Счет десятками» 

 

 

3 «Измерение длины отрезка. Сантиметр» 

4 «Закрепление пройденного» 

Познакомить детей с понятиями «однозначное число» и «двузначное число»; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; воспитывать интерес к математике через достижения результатов, усидчивость.

Сформировать понятие " круглое число, десяток", способность к счету десятками в прямом и обратном счете в пределах 100, развивать память, мышление

Формирование нового понятия «сантиметр»; усвоить с детьми способ измерения длины с помощью линейки: измерить длину отрезка и выразить её в сантиметрах.

Закрепить с детьми состав чисел до 10; понятия однозначные и двузначные числа; счет десятками; измерение длины, закрепить умения определять время по часам

 

Апрель

1 «Плоские и объемные геометрические фигуры» 

 

 

2 «Измерение объема. Литр» 

 

 

 

 

3 «Симметричные фигуры» 

 

4 «Определяем время» 

Дать понятие о различии объёмных тел и плоских фигур и предметов; актуализация знаний детей об окружающем мире; развитие пространственных представлений; формирование умения различать плоские и объемные предметы, закрепить умение детей определять время по часам

Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки. Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы предмета. Дать представление детям о мере литр и пол-литра. Повторить: состав натурального ряда от 1 до 10; свойства геометрических фигур.: Формировать у ребёнка познавательные интересы и познавательные действия через его включение в различные виды деятельности.

Формировать представления детей о симметрии в окружающем мире, о симметричных фигурах и развитие умения распознавать симметричные фигуры

Закрепить умение детей определять время по часам, развивать память, мышление.

Май

1 «Закрепляем геометрические фигуры» 

 

2 «Закрепляем состав чисел от 1 до 10» 3.«Математические диктанты» 

4.«Отрезки, прямые, кривые, дуги» 

5.Математические головоломки» 

 

Закрепить знания детей о геометрических фигурах: плоских и объемных; закрепить счет десятками в пределах 100; развивать память.

 

Закрепить состав чисел от 1 до 10; счет до 20; развивать математические способности.

Закрепить умение детей ориентироваться на листе бумаги; написание чисел от 1 до 20.

Закрепление понятия точка, отрезки, прямые, кривые, дуги, продолжать учить детей находить их на рисунке, измерять длину.

Развивать математические способности детей, память, логическое мышление.

 

 

 

3. Учебно-методическое обеспечение образовательной программы

3.1 Материально-техническое обеспечение реализации программы

В соответствии с ФГОС, материально-техническое обеспечение программы включает в себя учебно-методические пособия, оборудование, оснащение (предметы).

Оборудование, оснащение:

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:

  • Геометрические фигуры;
  • Предметные картинки;
  • Раздаточный и счетный материал;
  • Набор цифр от 1 до 9;
  • Набор разрезных картинок;
  • Модель часов;
  • Арифметическое домино, мозаика, пазлы;
  • Занимательные кубики «Сложи узор»;
  • Развивающие игры «Гаражи и машины», «Мухомор», разрезные картинки;
  • Строительный конструктор;
  • Кубики с сюжетными картинками с изображением частей суток;
  • Фланелеграф, мольберт;
  • Счетные палочки;
  • Чудесный мешочек;
  • Знаки - символы;
  • Занимательные книги по математике;
  • Наборы цветной бумаги;
  • Простые карандаши; наборы цветных карандашей;
  • Ножницы;
  • Раздаточный материал на каждого ребенка.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом ( по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.

3.2 Регламент образовательной деятельности

Условия реализации программы

ООД организуется в форме кружковой работы  и дополняет содержание основной образовательной программы МБДОУ.

Программа составлена для детей 5-6лет, 6-7лет.

ООД проводится во второй половине дня.

Количество занятий в неделю -1, в месяц – 4, в год 36.

Продолжительность одного занятия – старшая группа 20-25 минут, подготовительная группа 25-30минут.

 Предполагаемая наполняемость групп: все дети группы.

Расписание Работы ООД « Занимательная математика»

Старшая группа – вторник, 15.30-15.55

Подготовительная группа - вторник, 15.30-16.00

Формы организации деятельности:

  • коллективная работа с подгруппой детей при НОД,
  • индивидуальная работа,
  • самостоятельную деятельность;
  • дифференцированная НОД.

3.3 Взаимодействие с родителями

    Формы работы с родителями

  • Консультации о подборе развивающих игр для детей в соответствии с возрастом.
  • Индивидуальные беседы с рекомендациями.
  • Разъяснительная и образовательная работа.
  • Родительское собрание с показом фрагментов образовательной деятельности с целью обратить внимание родителей на мыслительную сторону развития дошкольников.
  • Подбор и демонстрация специальной литературы, направленного на развитие логического мышления.

Список литературы

Для педагогов

  1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. Мозаика –Синтез, 2010.
  2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.  От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа  дошкольного образования- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
  3. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. Программа и методические рекомендации - М.: Просвещение, 1997 г.
  4. .Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах – М.: ИРИАС, 2006. – 452 с. (Электронный вариант в формате А4, 406 с.)
  5. Колесникова Е.В. Математика для детей 5- 6 лет: Методическое пособие к рабочей тетради— М.: ТЦ Сфера, 2005г. М.; ТЦ Сфера,2011. – 64с. (Электронный вариант в формате А4, 406 с.).
  6. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ/- Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
  7. Новикова В.П. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.
  8. Новикова В.П. « Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» -М.:Мозаика –Синтез,2006
  9. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.

Список литературы

Для родителей

  1. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 -8 лет. М., 2007.
  2. Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах– М.: ИРИАС, 2006. – 452 с. (Электронный вариант в формате А4, 406 с.
  3. Михайлова З.А., Иофе Э. Н. Математика от трех до семи. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2001.
  4. Носова Е.А. Логика и математика. СПб., Детство-ПРЕСС,2002
  5. Светлова И. Сравни и измерь. М., 2001.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)

занятие по математике для следней группы детского сада...

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группе

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группеПрограммные задачи:-- закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам;-- продолжать учить детей составлять и решать а...

"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)

Задачи: закрепить умение детей считать до 5; формировать представление о равенстве и неравенстве 2-х групп предметов на основе счета; закрепить умение различать шар, куб, цилиндр; закрепить умение раз...

Занятие по математике "Занимательная математика"

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе...

Занятие по математике в старшей группе "Занимательная математика"

Итоговое занятие по математике для старшей группы....

Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»

     « Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...