Статья "Использование палочек Кьюзинера и блоков Дьенеша в формировании математической грамотности у детей среднего дошкольного возраста".
статья по математике (средняя группа)
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
Что такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:
готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования; возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи; совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать своё будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palochki_kyuzinera_i_bloki_denesha.docx | 396.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование палочек Кьюзинера и блоков Дьенеша в формировании математической грамотности у детей среднего дошкольного возраста
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
Что такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:
готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования; возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи; совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать своё будущее.
Математическая грамотность дошкольника – способность применять математические знания и умения для решения математических проблем в разнообразных контекстах реального мира.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Для выработки определённых математических умений и навыков необходимо развивать математическую функциональную грамотность дошкольника. Обучение математике должно происходить в игровой форме, атмосфере доброжелательности и поддержки ребёнка в поиске правильного решения поставленной задачи.
Итак, дошкольная математическая подготовка, ориентирована на формирование счетных умений, развитие познавательных интересов воспитанников, а также развивает механическую память, которая и так достаточно хорошо развита у дошкольников.
Формированию предпосылок учебной деятельности способствуют игровые пособия: логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
Логическое мышление, в полном объёме, начинает формироваться только к старшему дошкольному возрасту. Знание логики способствует интеллектуальному развитию личности. Поэтому со средней группы мы начали знакомить детей с некоторыми основными понятиями, которые будут способствовать развитию логического мышления в дальнейшем, используя для этого дидактические и развивающие игры. Ознакомление идёт по принципу «от простого к сложному».
В результате анализа литературных источников, были выбраны пособия с логическими блоками Дьенеша и счетными палочками Кюизенера. В отличие от традиционных дидактических игр логические блоки и счетные палочки дают детям возможность к моделированию свойств блоков, их замещению, осваиванию операции кодирования и декодирования информации о свойствах блоков. При построении числовой лесенки, дети получают практический опыт сравнения по величине, знакомятся со свойствами величины: относительностью; могут использовать сравнение, сопоставление, упорядочивания как способа познания.
Блоки Дьенеша.
Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.
Логический материал представляют собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
а) формой (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) цветом (красный, синий, желтый);
в) размером (большой, маленький);
г) толщиной (толстый, тонкий).
Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:
- для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;
- для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
- для развития действий классификации и обобщения;
- для развития способности к логическим действиям и операциям.
Знакомство с блоками Дьенеша.
В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д.
Поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами.
Наряду с логическими блоками мы применяем карточки, на которых условно обозначены свойства блоков: цвет, форма, толщина, размер. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.
Предлагаю вашему вниманию игры для детей среднего дошкольного возраста.
Дидактическая игра «Второй ряд»
Задачи:
-Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.
Материал: Набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.
Дидактическая игра «Найди клад»
Задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.
Дидактическая игра «Заселим в домики»
Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.
Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, таблицы с изображением дорожек и домиков
Ход игры: Перед детьми таблица № 1. Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.
На более поздних этапах работы с блоками Дьенеша мы стали включать в НОД по РЭМП задания, которые предполагают групповую, подрупповую форму работы с детьми, что позволяет развитию навыка работы сообща, умения договориться, а так же даёт возможность взаимного обучения детей.
Блоки Дьенеша используются не только на занятиях, но и в индивидуальной работе с детьми.
Каких результатов мы добились в работе с блоками Дьенеша:
1. Дети умеют использовать занимательный материал, как в организованной образовательной деятельности, а также в играх самостоятельного характера.
2. У детей сформированы сенсорные эталоны, они умеют сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме и толщине.
3. Дети хорошо ориентируются в пространственных отношениях между предметами.
4.Освоили конструктивные навыки: строить постройки по образцу, читать чертежи.
5.У детей сформировано логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать.
Использование «Логических блоков Дьенеша» положительно влияет на интеллектуальное развитие детей среднего возраста.
Наряду с блоками Дьенеша, в систему игровых упражнений для развития элементарных математических представлений включаются и другие методики – палочки Кюизенера.
Палочки Кюизенера
Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они воспринимают палочки Кьюзинера в качестве игрового материала и не видят в них скучное заучивание чисел. Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют ещё и ряд других областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение.
Данный материал представляет собой набор счетных палочек 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10см. Комплектация набора не случайна, а является сложно продуманным математическим множеством. Каждый цвет и каждая длина соответствуют определенному числу. Например, палочка белого цвета – это куб со стороной 1см, она соответствует числу -1; палочка розового цвета – это прямоугольная призма длиной 2см и соответствует числу 2; палочка оранжевого цвета – длиной 10см и соответствует числу 10. Таким образом, все палочки в наборе различаются по трем признакам: цвет, длина и число, которому они соответствуют.
Кроме того, цвет палочек тоже не случаен. Все палочки в наборе распределены по цветовым семействам, к каждому из которых, относятся палочки, объединенные по определенному соотношению в их величине. Например, “красное семейство” составляют палочки розового, красного и бордового цветов, и соответствующие числам 2,4 и 8, то есть числам кратным 2. “Синее семейство” – палочки голубого, фиолетового и синего цветов, соответствуют числам 3, 6 и 9, то есть числам кратным 3. В “желтое семейство” входят палочки желтого и оранжевого цвета, соответствующие числам 5 и 10.
Палочки Кюизенера идеально подходят для знакомства ребенка с математикой, они помогут ребенку научиться:
-различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху);
-осознать математические понятия («число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура» и т. д.)
-осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка;
-освоить навыки – сложение и вычитание;
-с помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры.
В процессе игры дети тренируют навыки счета, конструктивные способности, учатся ориентироваться в пространстве и во времени, развивают внимание, логическое мышление, воображение, память, мелкую моторику и речь.
Одно из главных преимуществ данного пособия является то, что оно подходит для детей разного возраста – от малышей до младших школьников. Для самых маленьких – это занимательный игровой материал, детям старше они помогут в освоении законов математики.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Опыт работы с палочками Кюизенера:
1. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот.
2. Выложите две палочки: "Какая палочка длиннее? Какая короче?" Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы и проверьте.
3. Построить двустороннюю лесенку с направлениями снизу вверх и сверху вниз, затем назвать «ступеньки» и посчитать их по порядку.
Развивающая игра "Сказка открывается"
Цель: формирование умения соотносить цвет палочки с её числовым значением, освоение операции "декодирование"
Дидактическая игра "Выложи из палочек"
Посуда
Цель: формирование умения выкладывать, воспроизводить предмет по его контуру; развитие аналитических способностей
Игровое упражнение «Найди колпачок для гномиков»
Цель: упражнять детей в подборе палочки (полоски) нужного цвета и числового значения согласно словесному указанию взрослого; подвести к пониманию, что у каждого числа есть свой цвет; формировать навыки самоконтроля.
Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски).
Игровые действия: педагог знакомит детей с «гномиками» (белые палочки), сообщает, что им очень не нравится быть одним, они любят совместные игры, поэтому ребятам нужно сгруппировать их по 2, 3, 4 и 5. Затем воспитатель предлагает подобрать каждой группе «гномиков» колпачок — палочку, равную по длине составленным вместе белым палочкам.
Результат работы с палочками Кюизенера:
1. Дети освоили эталоны цвета.
2. Отношения по длине, высоте.
3. Свободно ориентируются по числовому ряду до 5.
4. Успешно научились моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине.
5. Появился интерес к новым математическим играм.
Палочки Кьюзинера, так же как и блоки Дьенеша, используются не только на НОД, но и в индвидуальной работе с детьми.
Небольшие затруднения вызвало у детей умение пояснять свои действия при выполнении заданий. Не смогли достичь высоких результатов дети, недавно поступившие и мало посещавшие детский сад.
Таким образом, использование развивающих и дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста, способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать свои ответы, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке
В перспективе на будующее мы будем усложнять задания, игры с блоками Дьенеша и палочками Кьюзинера. Дети, продолжая работу с данными играми, расширят свои знания по математике, закрепят некоторые математические операции и познакомятся с новыми, будут лучше подготовлены к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»
laquo;Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»...
Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста»
Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: поддерживать интерес к играм с математическим содержанием; формирование расширенного кругозора....
Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста»
Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
План по самообразованию для педагога....
Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша для формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша для формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста...