Дополнительная общеобразовательная программа «Умняшка»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Билида Анна Владимировна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Умняшка» для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnyashka.docx40.74 КБ

Предварительный просмотр:

















Пояснительная записка.

Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умняша» имеет социально-гуманитарную направленность.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

Актуальность написания данной программы обусловлена необходимостью решения ряда проблем: Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, требуют от ребенка способности самостоятельно устанавливать закономерности математических представлений на основе эвристических методов.

Педагогическая целесообразность. Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем. Работа в  кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.  На занятиях кружка используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др. Занятия кружка способствуют  формированию  активного  отношения к собственной познавательной деятельности, учат рассуждать, объективно оценивать свои действия.

              Отличительные особенности программы:  Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложностей заданий, предусмотренных современными вариативными программами. Для реализации индивидуального подхода, целесообразно организовывать работу с учетом трех уровней развития (предпосылок) логического мышления детей: сформировано, на стадии формирования, не сформировано.

               Адресат программы: Возраст детей, участвующих в реализации программы «Умняша» от 6 до 7 лет.

               Объем и срок освоения программы: Срок освоения программы – 9 месяцев. На полное освоение программы – 36 академических часов

               Форма обучения: Очная

               Особенности организации образовательного процесса: Набор осуществляется только из числа детей группы «Радуга» МАДОУ д/с №4 г. Калининграда. Состав групп: 6-30 человек.

                Режим занятий.

   Используются групповая и индивидуальная форма, а также работа с малыми подгруппами.

   Формы проведения образовательной деятельности: учебная деятельность, беседа, игра, развлечение.

Программа предполагает проведение одного занятий в неделю, во вторую половину

Программа рассчитана на 34 занятия в год.

Занятия проводятся  1 раз в неделю.

Продолжительность занятий 30 минут.

Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.

Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.

Возраст   

Количество детей в группе

Время  занятия

6-7

от 6 до 30

30 минут

         Возрастные и индивидуальные особенности детей в возрасте 6-7  лет:                 Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение с взрослыми и сверстниками. Интеллектуальное развитие ребенка шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов. Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений. Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: "Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону". Более трудным для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела. На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическое. У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая.

            Практическая значимость программы «Умняша» состоит в том, что занятия строятся на интегрированной основе с использованием игровых методов. В ходе занятий у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы); способности к моделированию и конструированию; также интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей

            Цель программы: Развитие логического мышления,  смекалки у детей, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

Развивающие:

  • Развитие логического мышления ребёнка.
  • Развитие познавательных способностей и мыслительных операций у школьников,
  • Развитие памяти, внимания, творческого воображения.

Образовательные:

  • Активизировать познавательный интерес;
  • Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  • Формирование общеучебных  умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)
  • Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи.
  • Формировать индивидуальные творческие способности личности.

Воспитательные:

  • Воспитание у детей  интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе.
  • Воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции.
  • Воспитывать умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми)

Принципы построения программы:

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Принцип  коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении.

Принцип индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения

Принцип  проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности

Принцип  психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка

Принцип  творчества - формирование способности находить нестандартные решения

Принципы взаимодействия с детьми: Сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;

постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому; исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий; сравнение  всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами  других детей; каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

                       Методы и приемы работы:

  • Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты)
  • Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы)
  • Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)
  • Практические (упражнения)
  • Интегрированный метод (проектная деятельность)
  • Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи, дидактический материал)

                     Виды, формы, методы работы.

Занятия,  включают различные  виды детской деятельности:

  • познавательную,
  • продуктивную,
  • двигательную,
  • коммуникативную,
  •  конструктивную.

В процессе занятий используются различные формы:

  • Традиционные
  • Комбинированные
  • Практические
  • Игры, конкурсы

Формы работы с детьми.

  • Игра
  • Ситуативный разговор
  • Беседа
  • Рассказ
  • Чтение
  • Интегративная деятельность
  • Проблемная ситуация

            Методы работы с детьми

  • Словесный -обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
  • Практический -(упражнения, выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
  • Наглядный- (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
  • Поисковый- (моделирование, опыты, эксперименты)
  • Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации ,показ мультимедийных материалов)
  • Интегрированный метод (проектная деятельность)
  • Игровой (дидактические игры, развивающие игры, ребусы, лабиринты, логические задачи,)на развитие внимания, памяти, блоки Дьенеша, Палочки Кьюзенера игры-конкурсы, соревнования

Примерная структура занятия.

Занятия  носят развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.

Структурно занятия представлены из 4 – 6 взаимосвязанными между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей.

Примерная структура  занятия:

1часть.

 Цель: Вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления, развитие связной речи.

2часть.

 Цель: Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Развивать комбинаторные способности с помощью дидактического материала и развивающих игр. Формировать умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путем целенаправленных поисковых действий.

Физкультминутка,

3часть.

Цель: Развивать способность рассуждать, скорость мышления, сочетание зрительного и мыслительного анализа.

4часть.

 Рефлексия

В занятия включены:

  • Работа с занимательным материалом
  • Работа с развивающими, дидактическими играми
  • Физкультминутки
  • Работа с электронными дидактическими пособиями.

        Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты.

       Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.

          Планируемые результаты

Ожидаемые результаты  соотнесены  с  задачами и содержанием программы:

Выявление  дошкольников  с математическим, логическим мышлением

Желание заниматься математической деятельностью.

Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.

Умение детей работать в парах, микрогруппах;

Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

            Механизм оценивания образовательных результатов: Результативность программы отслеживается в ходе  проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:

1. Развитие внимания

2. Развитие памяти.

3. Развитие восприятия.

4. Развитие воображения.

5. Развитие мышления.

Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет  оценить общий уровень развития  познавательных процессов дошкольников.

Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

Критерии оценки усвоения программы:

Высокий уровень:

Ребенок владеет основными логическими операциями.

Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.

Способен  объединять и распределять предметы по группам.

Свободно  оперирует обобщающими понятиями.

Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь.

Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.

Может при помощи суждений делать умозаключения.

Способен  ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы.

Владеет  навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень:

Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки.

Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями.

Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас.

Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.

Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Низкий уровень.

 Ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен делать умозаключения. Не способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив. Не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе.

Мониторинг  проводится два раза в год (сентябрь, май).

Отслеживание  уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года), в форме итоговых игровых занятий (конец года).

             Формы подведения итогов реализации программы «Умняша» является участие в интеллектуальных конкурсах различного уровня.

Учебный план.

Содержание рабочей    учебной программы

Подготовительная  группа

Педагогическая диагностика

4*30 = 120 мин.

Развивающие игры

10*30 мин. =300 мин.

Занимательная математика

10*30 мин. =300 мин.

Логические задачи, лабиринты, головоломки.

12*30 мин. =360 мин.

Всего занятий в год

36*30 = 1080 мин (18 ч.)

Содержание программы

Месяц

1 неделя

2 неделя

3неделя

4 неделя

Сентябрь

Мониторинг

Мониторинг

«Где находится предмет?»

Цель: развивать умение определять расположение предмета в пространстве

«Посчитай и обозначь цифрой»

Цель: закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.

Октябрь

«Раздели на группы»

Цель:развивать умение делить множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком, объединять части в целую группу, дополнять, удалять из множества части.

«Засели домики»

Цель: закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10.

«Какой по счету?»

Цель: закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.

«Какое число больше?»

Цель: развивать умение сравнивать смежные числа.

Ноябрь

«Найди нужный предмет»

Цель: упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму.

«Раздели на части»

Цель: уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части.

«Чего больше?»

Цель: сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Развитие понимания результата измерения длины от величины меры.

«Больше или меньше?»

Цель: закреплять знания о знаках: “<”, “>”, развивать умение обозначать количество предметов знаками.

Декабрь

«Мы исследователи»

Цель: развивать умение измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры.

«Назови фигуру и ее свойства. Сложи узор из счетных палочек».

Цель: развитие представлений о геометрических фигурах.  Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек.

«Магазин»

Цель: продолжать знакомить с монетами различного достоинства.

«Создай картину »

Цель: развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т.д.

Январь

«Который час?»

Цель: развивать умение определять время по часам.

«Двигаемся по команде»

Цель: развивать умение изменять направление движения по заданию педагога.

Упражнять в воспроизведении движений по названному числу.

«Что за чем следует?»

Цель: развивать  умение увеличивать и уменьшать число на один, обозначать цифрой.

«Займи свое место»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты.

Февраль

«Угадай сколько, если в правой руке… то в левой …»

Цель: Продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда.

«Назови слова с противоположным значением»

Цель: закрепление понятий :широко- узко, далеко – близко, выше-? Меньше-? Прибавить -? Длинный-? Толстый-? и т.д.

«Измерь» Цель: развивать умение измерять длину отрезка с помощью мерки (мерка равна длине 2 клеток).

«Сравни»

Цель: упражнять в сравнении смежных чисел, используя знаки<>.

Март

«Сколько нас без одного?»

Цель: продолжать развивать умение составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче.

«Реши задачу»

Цель: закрепление знания структуры задачи (понятия: условие, вопрос). Придумывание задач детьми; решение задач используя цифры и математические знаки.

«Найди спрятанную игрушку »

Цель: умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты. находить спрятанную игрушку.

«Что за чем следует»

Цель: закреплять знание времен года, месяцев и дней недели

Апрель

«Составь задачу и запиши»

Цель: развивать умение составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =).

«Опыты с кольцом и листом Мебиуса»

Цель: познакомить со свойствами геометрических фигур полученных в результате их деформации.

«Разделите на 2 равные группы».

Цель: развивать  умение работать в парах, следить за выполнением задания.

«Заблудившиеся  цифры» (модель логического древа (две ветки).

Цель: продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда при помощи моделей типа логического древа.

Май

«Запиши при помощи цифр»

Цель: развивать умение составлять числовое  выражение при помощи цифр и знаков.

Развлечение «Юные математики» Цель: закрепление изученного материала.

Мониторинг

Мониторинг

Календарный учебный график:

Продолжительность учебного года по реализации программы: сентябрь 2021 – май 2022 (без праздничных дней)

Занятия с группой проводятся в соответствии с расписанием, утвеожденным заведующим МАДОУ д/с №4.

Организационно- педагогические условия реализации программы:

Помещение для занятий: группа ДОУ

Инструменты и приспособления: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, доска для записей, столы по количеству детей, схемы для составления изображений, рабочий инструмент ребенка

Информационное обеспечение программы: интернет ресурсы «Развивающие игры для детей

Кадровое обеспечение программы: реализацию программы обеспечивает педагогический работник.

 Список литературы.

Методическое обеспечение:

1. З. Н. Михайлова, Е. А. Носова  «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера». – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

2. З. А. Михайлова  «Игровые задачи для дошкольников». – СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

3. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников». – М. : Просвещение, 1981.

4. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников: методическое пособие». – СПб. :Акцидент, 1996; СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

5. А. А. Смоленцева, О. В. Суворова «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей». – СПб, : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

6. «Конспекты занятий по математике» Волчкова В.Н., Степанова Н.В., изд. ТЦ «Учитель» Воронеж 2009г

Альбомы заданий. Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера

Электронные ресурсы: «Развивающие игры для детей»                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...