Доклад Эффективные приемы развития математической грамотности
презентация

Математическая грамотность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Мечта» п. Пангоды Надымского района»

Мастер – класс на тему

«Эффективные приёмы формирования основ математической грамотности в условиях детского сада»

Выполнили:

педагог Васильченко Марина Александровна

педагог Кухарь Валентина Владиславовна


Слайд 1

Функциональная грамотность способствует развитию человека в отношениях с окружающей средой. ФГОС ДО предопределяет развитие предпосылок функциональной грамотности через организацию определенных условий. Сегодня мы с вами поговорим об «Эффективных приёмах формирования основ математической грамотности в условиях детского сада».

Слайд 2

При выборе приёма необходимо учитывать ряд факторов, которые повлияют на эффективное формирование основ математической грамотности:

  • Возрастные особенности
  • Индивидуальные особенности
  • Программные задачи, которые решаются на данном этапе
  • Наличие пространственной среди.
  • И много других.

Слайд 3

Первый приём с которым хотелось бы познакомить - это «Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением».

Данный прием является основным приемом обучения. К нему предъявляются следующие требования:

  • Четкость
  • Расчленённость показа способов действия
  • Согласованность действий со словесными пояснениями
  • Точность, краткость и выразительность речи, сопровождающей показ
  • Активизация восприятия, мышления и речи детей.

Слайд 4

Прием «Инструкция для выполнения самостоятельного упражнения»

Этот прием связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него. В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат. В старших группах инструкция дается полностью до начала выполнения задания, в младших — предваряет каждое новое действие.

Приём «Пояснение, разъяснение, указания»

Показ уместен во всех возрастных группах при ознакомлении с новыми действиями (приложение, измерение, но при этом необходима активизация умственной деятельности, исключающая прямое подражание. В ходе освоения нового действия, формирования умения считать, измерять желательно избегать повторного показа.

Освоение действия и совершенствование его осуществляется под влиянием словесных приемов: пояснения, указания, вопросов. Одновременно идет освоение речевого выражения способа действия.

Слайд 5

Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала. При формировании элементарных математических представлений наиболее значима серия вопросов: от более простых, направленных на описание конкретных признаков, свойств предмета, результатов практических действий, т. е констатирующих, к более сложным, требующим установления связей, отношений, зависимостей, их обоснования и объяснения, использования простейших доказательств. Чаше всего такие вопросы задаются после демонстрации воспитателем образца или выполнения упражнений детьми.

В pa6oтe с дошкольниками взрослому приходится часто прибегать к приему переформулировки ответа, давая его правильный образец и предлагая повторить. Например: «На полке грибов четыре», — говорит малыш. «На полке четыре гриба», уточняет воспитатель.

Слайд 6

В ходе формирования элементарных математических представлений у дошкольников сравнение, анализ, синтез, обобщение выступают не только как познавательные процессы (операции, но и как методические приемыопределяющие тот путь, но которому движется мысль ребенка в процессе учения.

В основе сравнения лежит установление сходства и различия между объектами. Дети сравнивают предметы по количеству, форме, величине, пространственному расположению, интервалы времени — по длительности и т. д. Вначале их учат сравнивать минимальное количество предметов. Затем количество предметов постепенно увеличивают, а степень контрастности сопоставляемых признаков соответственно уменьшают.

На основе анализа и синтеза детей подводят к обобщению, в котором обычно суммируются результаты всех наблюдений и действий. Эти приемы направлены на осознание количественных, пространственных и временных отношений, на выделение главного, существенного. Обобщение делается в конце каждой части и всего занятия. В начале обобщает воспитатель, а затем — дети.

Сравнение, анализ, синтез, обобщение осуществляются на наглядной основе с привлечением разнообразных дидактических средств. Наблюдения, практические действия с предметами, отражение их результатов в речи, вопросы к детям являются внешним выражением этих методических приемов, которые тесно между собой связаны и используются чаше всего в комплексе.

Слайд 7

В методике формирования элементарных математических представлений некоторые специальные способы действий, ведущие к формированию представлений и освоению математических отношении, выступают в роли методических приемов. Это приемы наложения и приложения, обследования формы предмета, «взвешивания» предмета «на руке», введение фишек — эквивалентов, присчитывания и отсчитывания по единице и т. д. Этими приемами дети овладевают в процессе показа, объяснения, выполнения упражнений и в дальнейшем прибегают к ним с целью проверки, доказательства, в объяснениях и ответах, в играх и других видах деятельности.

Слайд 8

Моделирование — наглядно-практический прием, включающий в себя создание моделей и их использование с целью формирования элементарных математических представлений у детей. Прием является чрезвычайно перспективным в силу следующих факторов:

- использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность;

- дошкольник располагает некоторыми психологическими предпосылками для введения отдельных моделей и элементов моделирования: развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Модели могут выполнять разную роль: одни воспроизводят внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей.

Слайд 8

Экспериментирование - это метод умственного воспитания, обеспечивающий самостоятельное выявление ребенком путем проб и ошибок, скрытых от непосредственного наблюдения связей и зависимостей. Например, экспериментирование в измерении (размер, мерка, объем).

Тренинг- метод ознакомления с социальной действительностью (мир денег).

В данной презентации описаны приёмы по формированию математической грамотности у детей дошкольного возраста в детском саду.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Мечта» п. Пангоды Надымского района»

Рекомендации для воспитателей не тему

«Приём - Вопросы к детям»

C:\Users\Users\Downloads\vopros.jpg

Пангоды 2021

Ответы детей должны быть:

  • Краткими и полными, в зависимости от характера вопроса;
  • Самостоятельными, осознанными;
  •  Точными, ясными, достаточно громкими;
  • Грамматически правильными (соблюдение порядка слов, правил их согласования, использования их терминологии).

        

«Вопросы к детям» - является основным приемом по формированию математической грамотности во всех возрастных группах.

В педагогии принята следующая классификация вопросов:

  • Репродуктивно-мнемонические (Сколько? Что это такое? Как называется эта фигура? Чем отличается квадрат от треугольника?);
  • Репродуктивно-познавательные (Сколько будет на поле кубиков, если я поставлю его один? Какое число больше (меньше): девять или семь?);
  • Продуктивно-познавательные (Что надо сделать, чтобы кружков стало по 9? Как разделить полоску на равные части? Как модно определить, который флажок в ряду красны?).

Разные по характеру вопросы вызывают различный тип познавательной деятельности: от репродуктивной, воспроизводящей изученный материал, до продуктивной, направленной на решение задач.

Основные требования к вопросам, как методическому приему:

  • Точность, конкретность, лаконизм;
  • Логическая последовательность;
  • Разнообразие формулировок, т.е. об одном и том же следует спрашивать по-разному;
  • Оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста детей и изучаемого материала;
  • Вопросы должны развивать мышление ребенка, заставлять задуматься, выделить требуемое, провести анализ, сравнение, составление, обобщение;
  • Количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленную цель;
  • Следует избегать подсказывающих и альтернативных вопросов.

Изображение выглядит как текст, человек  Автоматически созданное описание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Эффективные приёмы формирования основ математической грамотности в условиях детского сада» Педагоги: Васильченко Марина Александровна Кухарь Валентина Владиславовна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Мечта» п. Пангоды Надымского района»

Слайд 2

Для эффективного формирования основ математической грамотности необходимо учитывать следующие требования при выборе приема: Возрастные особенности группы. Индивидуальные особенности каждого ребенка. Программные задачи, которые решаются на данный момент. Построение предметно – пространственной среды.

Слайд 3

1. Приём «Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением» К нему предъявляются следующие требования: Четкость Расчленённость показа способов действия Согласованность действий со словестными пояснениями Точность, краткость и выразительность речи, сопровождающей показ Активизация восприятия, мышления и речи детей.

Слайд 4

2. Прием «Инструкция для выполнения самостоятельного упражнения» В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат. В старших группах инструкция дается полностью до начала выполнения задания, в младших — предваряет каждое новое действие. 3. Прием «Пояснение, разъяснение, указание» Приём используется педагогом при демонстрации способа действия или в ходе выполнения детьми задания с целью предупреждения ошибок. Указания должны быть: конкретными, короткими и образными. Также одновременно идёт освоение речевого выражения способа действия.

Слайд 5

4. Приём «Вопросы к детям» В педагогике принята следующая классификация вопросов: Репродуктивно – мнемонические (Сколько? Что это такое? Чем отличается?); Репродуктивно – познавательные (Сколько будет на полке кубиков, если поставить еще одну? Какое число больше: девять ил семь?); Продуктивно – познавательное (Что надо сделать, чтобы кружков стало по 9? Как можно определить, который флажок в ряду красный?). Основные требования к вопросам, как методическому приёму: Точность, конкретность, лаконизм; Логическая последовательность; Разнообразие формулировок; Оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов; Количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленную дидактическую цель;

Слайд 6

5. Приём «Анализ, синтез, обобщение» В основу сравнения лежит установление сходства и различия между объектами. Сравнивать можно по следующим признакам: количеству, форме, величине, пространственному расположению и т.д. Анализ и синтез как методические приёмы выступают в единстве. Приёмы направлены на осознание количественных, пространственных и временных отношений, на выделение главного, существенного. Сравнение, анализ, синтез, обобщение осуществляются на наглядной основе с привлечением разнообразных дидактических средств. Наблюдения, практические действия с предметами, отражение их результатов в речи, вопросы к детям являются внешним выражением этих методических приёмов, которые тесно между собой связаны и используются всего в комплексе.

Слайд 7

6. Приёмы «Способа действий» В методике формирования математической грамотности некоторые специальные способы действий, ведущие к формированию представлений и освоению математических отношений, выступают в роли методических приёмов. Это приёмы наложения и приложения, обследования формы предметов, «взвешивания» предмета «на руке», введение фишек – эквивалентов, присчитывания и отсчитывания по единице и т.д. Этими приёмами дети овладевают в процессе показа, объяснения, выполнения упражнения и в дальнейшем прибегают к ним с целью проверки, доказательства, в объяснениях и ответах, в играх и других видах деятельности.

Слайд 8

7. Приём «Модулирование» Приём является наглядно – практическим включающим в себя создание моделей и их использование с целью формирования математической грамотности у детей. Перспектива заключается в следующих факторах: Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность; Дошкольник располагает некоторыми психологическими предпосылками для введения отдельных моделей и элементов моделирования: развитие наглядно – действенного и наглядно – образного мышления. При формировании элементарных математических представлений применяются предметные, предметно – схематические, графические модели.

Слайд 9

8. Приём «Экспериментирование» Данный метод обеспечивает самостоятельное выявление ребенком путем проб и ошибок, скрытых от непосредственного наблюдения связей и зависимостей. 9. Приём «Тренинг» Помогает ознакомиться с социальной действительность (мир денег).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов. Эффективные приемы развития связной речи детей дошкольного возраста

Обобщение материала по применению различных методов и приемов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников...

Деловая игра для педагогов. Эффективные приемы развития связной речи детей дошкольного возраста

Обобщение материала по применению различных методов и приемов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников...

Эффективные приемы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста (из опыта работы)

В статье описаны эффективные практические  приемы для развития коммуникативных способностей дошкольников...

Эффективные приемы развития речи

Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества ре...

«Развитие математической грамотности старших дошкольников через математические сказки»

В математику ребёнок входит уже с самого раннего возраста. В течении всего дошкольного возраста у ребёнка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут о...

Стендовый доклад «Развитие математической грамотности детей дошкольного возраста с помощью Лего – игр»

Конструкторы LEGO можно использовать во всех образовательных областях. Применение LEGO-конструирования на занятиях предоставляют шанс каждому ребенку развить логическое и пространственное мышление, во...