Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
статья по математике (младшая группа)

статья "Особенности использования ди в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад №80 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Особенности использования дидактических игр
в процессе формирования элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста.

Воспитатель Кочеткова Мария Сергеевна

Особенности использования дидактических игр
в процессе формирования элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста.

 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вмещается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».В. А. Сухомлинский

В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра — ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей.  

Самым эффективным приемом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений считается использование в процессе обучения в дошкольном учреждении различных дидактических игр.

Дидактические игры помогают детям разобраться в некоторых сложных математических понятиях, в формировании представлений о соотношениях цифр и чисел, количества и цифр, в развитии умений ориентирования в пространственных направлениях, делать выводы.

Дидактические игры интересуют детей намного больше, чем традиционные задания, игры привлекают детей и тем самым становятся толчком для развития внимания, памяти, мышления и т.д. 

При использовании дидактических игр  в обучении воспитатели  руководствуются  основными принципами, приемами и  методами педагогики.

Для успешной организации дидактических игр Бондаренко А.К. [2] указывает, что  существуют три основных направления:

-  подготовка дидактической игры;

-  проведение дидактической игры;

-  проведение итогов дидактической игры, анализ.

1. В подготовку к проведению входят:

- отбор игры в соответствии  с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть.

- определение количества играющих детей;

- подготовка необходимого дидактического  материала для выбранной игры;

- подготовка к игре самого воспитателя;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

2. Проведение  дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием  игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

- объяснение хода и правил игры;

- показ игровых действий;

- определение роли воспитателя  в игре;

3.  Подведение итогов игры – это  ответственный момент в руководстве  ею, так как по результатам,  которых дети добиваются в  игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

Анализ  проведенной игры направлен на выявление  приемов её подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Каждая возрастная группа имеет свои особенности проведения дидактической игры. Рассмотрим особенности проведения в младшей группе. У детей младшего дошкольного возраста слабо развита координация движений, а также низкий уровень сенсорной и особенно моторной речи, поэтому обучение предметным действиям должно быть преимущественно индивидуальным, либо небольшими подгруппами. Целесообразно повторять одни и те же игры с детьми несколько раз. Дидактические игры проводятся ежедневно. Длительность игр зависит от их содержания и не должны превышать 5-8 мин. Важно помнить, что при проведении дидактической игры детям нельзя переутомляться. Дидактическая игра должна приносить радость и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач

С помощью дидактических игр дети младшего дошкольного возраста учатся обследовать предметы, знакомятся с их различными признаками. Дидактические игры также требуют от детей словесного обозначения этих признаков, что способствует развитие активного словаря. Одни игры дают представление о различных формах, цветах и размерах предметов («Чудесный мешочек», «Найди такой же предмет, как у меня», «Собери цветок», «Спрячь ежика» и др.). Другие игры учат ребенка группировать предметы по тому или иному признаку(«Большой и маленький», «Найди домик зверятам (соответствующего цвета). Дети учатся сравнивать предметы, обладающие сходными и различными признаками. Таким образом дети подводятся к овладению сенсорными эталонами с помощью дидактических игр.

При проведении дидактических игр с младшими дошкольниками воспитатель основывается на общих дидактических принципах. На занятиях с дидактическими игрушками решаются задачи моторного и сенсорного характера. В работе со строительным материалом, прежде всего, ставятся задачи моторного характера. Ввиду слабо развитой координации движений, низкого уровня сенсорной и особенно моторной речи обучение предметным действиям должно быть преимущественно индивидуальным. Целесообразно повторять одни и те же занятия с детьми 5—8 раз. Частота повтора определяется содержанием дидактических задач и степенью усвоения программного материала. Существенное значение в проведении занятий имеет объяснение взрослого, называние им предметов, действий, качеств, отношений, показ. Развитию действий с предметами способствуют дидактические игрушки (пирамидки, бочонки, вкладыши, и т.п.). Развитию движений - мячи разных размеров, машины, тележки, каталки, лесенка-горка, доски разной ширины и длины, бревно и т. п.

Для дидактической игры необходимы куклы и другие образные игрушки среднего размера, наборы крупной посуды, некоторые предметы кукольной мебели. Нужно иметь предметы для ряженья (косынки, передники), лоскутки для завертывания кукол. Возникновению сюжетной дидактической игры, установлению взаимосвязи и взаимо- последовательности действий помогают инсценировки с сюжетными игрушками. Хорошо, если воспитатель использует разнообразные технические игрушки и технические средства: кино, телевизор, магнитофон, проигрыватель. Все эти средства отвечают запросам современного ребенка. Использование технических средств позволяет преодолевать ограниченность пространства и времени, практически невозможные игровые действия делает возможными.

При работе с детьми младшего возраста перед воспитателями стоит задача развития индивидуальной игры каждого ребенка, что является благоприятной предпосылкой совместных игр детей. Дидактическая игра организует поведение ребенка, формирует сосредоточенную деятельность, умение действовать рядом с другими и не мешать им. На этом этапе важно научить детей действиям с игрушками, использованию их по назначению, нужно вызывать интерес к разным игрушкам, показывать их игровые возможности. В дидактической игре есть предпосылки для возникновения коллективной игры: появляется интерес к деятельности других детей, эмоциональная отзывчивость.

Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игровую деятельность интересную, близкую детям, радующую их. При проведении занятий с детьми младшего возраста воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка, нельзя водить детей для наблюдений в такие места, где им может грозить какая-либо опасность.

Дидактическая игра входит в целостный  педагогический  процесс и не изолирована от других форм и средств воспитания и обучения. Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач.

Вместе  с тем необходимо избегать излишней  развлекательности игры, она должна быть интересной, умной. В руководстве игрой и в ее развитии важны темп и смена игры.

Особенностью  дидактической игры и ее завершающим концом является результат. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний или в их применении, в установлении взаимоотношений детей  в  игре.  Для детей  результат игры выступает как определенное достижение.

Дидактические  игры широко используются в обучении детей младшего дошкольного возраста. Эффективность применения и большое значение дидактических игр в обучении детей была доказана опытом многих педагогов и психологов.   

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада). /А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 2005. - 218 с.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М. .: Просвещение, 2011
  4. Дьяченко, О.М., Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 1991
  5. Леушина, А. М. Занятия по счету в детском саду. 2-е изд. - М., 1995.
  6. Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. - -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005  
  7. Носова, Е.А. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. из сб. «Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». - Л.,1990
  8. От рождения до школы.  Примерная основная общеобразовательная программа./ Под. ред.   Н.Е Вераксы, Т.Е. Комаровой, М.А. Васильевой. - . Изд. «Мозаика-Синтез»  2010 год.9.
  9. Смоленцева, А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение, 1987
  10. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.,2002.
  11. Столяр, А. А. Теоретические основы развития математических представлений у дошкольников /В кн.. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития для детей дошкольного возраста. - СПб.: Детство - Пресс, 2008

Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е. И. Щербакова − М: Академия, 2005. − 272 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей: «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей«Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Математика - это язык, на котором написана кн...

консультация для родителей Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Понятие «формирование математических способностей» состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавате...

Консультация для родителей - Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр....