Конспект занятия по математике в старшей группе "Путешествие в город геометрических фигур".
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Гусева Вероника Евгеньевна

На данном занятии, ребята отправятся в путешествие в город Геометрических фигур. Где местные жители очень разные и хотят показать как они все дружно живут в своем городе.Но часть письма утеряна и ребятам придется преодолеть испытания на своем пути и познакомится с жителями города и отыскать потерянный фрагмент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие по математике.31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непрерывной непосредственной образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

 в старшей группе

Тема «Приключение в городе геометрических фигур»

Используемые современные технологии:

- Информационно – коммуникационные технологии

-Здоровьесберегающие

- Блоки Дьенеша

                                                             Составитель: воспитатель

Гусева Вероника Евгеньевна

                                                                                                                                                       

Программное содержание                                                                                                       Цель: формирование            элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.                        

 Задачи:

1. Продолжать учить определять геометрические фигуры на основе словесного описания и зрительного восприятия, количественному счету в пределах пяти, различать размер геометрических фигур.                                                                                                                           2. Закрепить умение соотносить геометрические фигуры с окружающими предметами.                

3. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Способствовать формированию мыслительных операций (память, внимание, наглядно – образное мышление).                                                                                                       4. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Материалы и оборудование: 5 конвертов (внутри карточки с загадками о геометрических фигурах, схема с изображением геометрических фигур, знаки (треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, овал, круг) - обозначение улиц геометрического городка, блоки Дьенеша. Раздаточный материал: 1/2альбомного листа с изображением прямоугольников, цветные карандаши, альбомные листы с изображением круга на каждого ребёнка.                Предварительная работа: дидактическая игра «Собери картину из геометрических фигур», игра «Танграм», игры с набором Монтессори.                 Организационный момент.                                                        Воспитатель «Ребята, нам сегодня пришло письмо. А вам интересно узнать, что же это за письмо и от кого оно к нам пришло? Давайте тогда его прочитаем».

Дорогие ребята, пишут вам жители геометрического городка. Мы – геометрические фигуры все такие разные и живем мы все на разных улицах. Мы приглашаем вас, посетить наш город…

Воспитатель «Что такое? Часть письма оторвана. Где же часть  письма? Что же нам делать? Как прочитать письмо? Давайте я ещё раз попробую поискать в конверте. Ой, ребята, я нашла записку, тут написано, что потерянную часть письма можно найти на одной из улиц геометрического городка. Давайте отправимся туда и отыщем недостающую часть письма».

Ответы детей.

Основная часть.                                                                        .... Воспитатель «Начните поиски с улицы, о которой говорится в загадке:

Три моих стороны                                                                                                                               Могут разной быть длины.                                                                                                                         Где стороны встречаются,                                                                                                                          Угол получается.                                                                                                                                          Что же вышло? Посмотри,                                                                                                                       Ведь углов то тоже три.

Ответы детей.

Воспитатель «Правильно, треугольник. Значит, поиски мы начнём с улицы треугольников».

Нужно в путь нам отправляться,                                                                                         Ума, разума набраться.                                                                                                                       Улицы все обойти,                                                                                                                          Часть письма скорей найти.                                                                                                          Дети ищут улицу треугольников (знак с изображением треугольника).

Воспитатель «А вот и улица треугольников, где живут одни треугольники. А чтобы узнать есть ли здесь часть письма, нам необходимо выполнить задание. Перед вами схема. Вам нужно сосчитать все треугольники и назвать их количество».         

Ответы детей.

Воспитатель «А давайте проверим и посчитаем треугольники все вместе. Значит сколько всего треугольников изображено на схеме?»

 Ответы детей.

Воспитатель «Молодцы, ребята, задание выполнили. Смотрите, а здесь лежит какой – то конверт, может быть, часть письма находится в нем? Посмотрим (открываем конверт). Нет, ребята, здесь только подсказка, куда нам двигаться дальше. Отгадайте загадку:

Четыре угла и четыре сторонки,                                                                                            Похожи, точно родные сестренки.                                                                                                       Фигура знакома для многих ребят                                                                                                                  Его вы узнали? Ведь это (квадрат).                                                                                Ответы детей.                                                                                Воспитатель «Да, это квадрат. Давайте двигаться дальше. Где у нас живут квадраты? (Дети ищут знак с изображением квадрата). Вот мы и на месте. Ну и здесь нас ждет испытание. Интересно какое? Давайте прочитаем. «Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, собрать несколько квадратов, которые распались на части». Посмотрите сколько частей разных по цвету и форме. А нам нужно собрать из них квадраты. А чтобы быстрее выполнить это задание, давайте поделимся на две команды. (Дети выполняют это задание). Какие вы молодцы и с этим заданием справились. Так, может быть, в этом конверте мы найдем отрывок письма? Нет, ребята, и тут только подсказка, куда мы должны отправиться дальше».

Растянули мы квадрат.                                                                                                                  И представили на взгляд:                                                                                                       На кого он стал похожим,                                                                                                            Или с чем-то очень схожим.                                                                                                                      Не кирпич, не треугольник,                                                                                                           Стал квадрат?                                                                                                                       Ответы детей.                                                                                Воспитатель «Да, это прямоугольник. И мы ищем, где живут прямоугольники (знак с изображением прямоугольника). Вот мы и пришли. Ребята, все жители улицы прямоугольников почему-то грустные. Вы думаете почему?»

        Ответы детей.

Воспитатель «Оказывается, все прямоугольники совершенно одинаковые и ничем не отличаются друг от друга. А давайте поможем прямоугольникам и сделаем их цветными и весёлыми. Поможем? Тогда присаживайтесь за столы. Перед каждым из вас лежит карточка с изображением прямоугольников. Сейчас мы превратим их в красочные яркие прямоугольники. Слушайте внимательно задание:

- Прямоугольник в центре раскрасьте в красный цвет.                                                                      - Прямоугольник, который находится в правом верхнем углу - в синий цвет.                                             - Прямоугольник, который живёт в левом нижнем углу, раскрасьте  в зелёный цвет.                      

 - Прямоугольник, расположившийся в левом верхнем углу, раскрасьте в жёлтый цвет.

-И у нас остался нераскрашенным ещё один прямоугольник. Где он живёт?»

Ответы детей.

Воспитатель «Правильно, в правом нижнем углу. И его мы раскрасим в оранжевый цвет.  А сейчас вы поменяетесь карточками и проверите, друг друга, правильно ли выполнили задание (по образцу). Молодцы, ребята, справились с заданием. И прямоугольники повеселели, потому что их улица стала яркой и красочной. Ну что, откроем следующий конверт? Ой, а тут сразу две загадки.»

1. Он похожий на яйцо,                                                                                                                                     Или на твоё лицо.                                                                                                                                       Вот такая есть окружность.                                                                                                                      Очень странная наружность.                                                                                              Круг приплюснутым стал                                                                                                                   Получился вдруг

Ответы детей.                                                                          Воспитатель «Правильно овал. А вот и вторая загадка:

Чуть приплюснутый квадрат                                                                              Приглашает опознать:                                                                                                                                        Острый угол и тупой                                                                                                             Вечно связаны судьбой.                                                                                                    Догадались дело в чём?                                                                                                     Как фигуру назовём?                                                                        Ответы детей.                                                                        Воспитатель «Да, это ромб. Отправимся искать, где живут ромбы и овалы. Оказывается они соседи, и живут рядом. И задания тут одинаковые. Нужно собрать из всех овалов рыбку, и из всех ромбов тоже рыбку. Чтобы поскорее выполнить задание, одна команда будет составлять рыбку из овалов, а вторая - из ромбов. Работаем дружно, не ссоримся.                                                                                        

 - Из каких геометрических фигур построила рыбку первая команда?                                                                 - Все ли овалы одинаковые? А чем отличаются?                                                                                             - Все ли овалы использовали для построения рыбки?                                                                   - А команда, которая собирала рыбку из ромбов, все использовала ромбы?        

- Все ли ромбы одинаковые? А чем отличаются?                                                                                             - Все ли ромбы использовали для построения рыбки?»                                

Воспитатель «Молодцы, ребята, и это испытание мы с вами прошли. Откроем следующий конверт, может мы, там найдём отрывок письма. А тут снова загадка:

Нет углов у меня,                                                                                                                                               И похож на блюдце я,                                                                                                                            На тарелку и на крышку,                                                                                                                           На кольцо, на колесо.                                                                                                                   Кто же я такой, друзья?                                                                                                            Назовите вы меня.»                                                                        Ответы детей.                                                                    Воспитатель: Правильно, круг. А давайте ребята встанем в круг.                        Физкультминутка

В круг широкий вижу я,                                                                                                               Встали все мои друзья.                                                                                                                                 Мы сейчас пойдём направо,                                                                                                       А теперь пойдём налево,                                                                                                                      В центре круга соберёмся,                                                                                                 И на место все вернёмся,                                                                                                      Улыбнёмся, подмигнём,                                                                                            И дальше на поиски пойдём».

Воспитатель «А вот и место жительства кругов. Какое же испытание приготовили нам на этой улице? (задание «Оживи круги»).  - Ребята вы должны «оживить круги» - это значит, вы должны дорисовать круг, в какой – то предмет. Подумайте, какие предметы или части предметов похожи на круг и дорисуйте».

Воспитатель «Во что или в кого превратила круг Даня? Алена?» Ответы детей.                                                                                  Воспитатель «Хорошо, ребята, и с этим испытанием справились. Продолжим поиски дальше? Откроем следующий конверт? Ребята, оказывается, у нас остался последний пункт, где мы с вами ещё не были. Это улица геометрических блоков. Где же она? Здесь живут геометрические блоки Дьенеша. И задание такое. Нам необходимо отгадать один из блоков, о котором говорится в записке. А чтобы отгадать этот блок, мы поиграем в игру «Да - нетка». Вы мне задаёте вопросы, а я буду отвечать да или нет. Руками блоки не трогаем, друг друга не перебиваем».

Дети «Это красный блок?»                                                                               Воспитатель «Нет».                                                                                              Ребёнок «Это жёлтый блок?»                                                                                  Воспитатель «Да».                                                                                                    Ребёнок «Это жёлтый круглый блок?»                                                                       Воспитатель «Нет» (загадан жёлтый треугольный, большой, низкий блок). Воспитатель «Максим, найди и возьми жёлтый треугольный большой низкий блок. Ой, ребята, а что это?» (под блоком спрятана недостающая часть письма).                                                                                         Воспитатель «Давайте прочитаем его?».

Ответы детей.        

И погостить на каждой улице нашего городка. Мы устроим для вас экскурсию и познакомим со всеми жителями…

Воспитатель «Ребята, смотрите, наши поиски уже сами привели нас на улицы геометрического городка, мы познакомились с местными жителями!»

На доске появляются изображения геометрических фигур.         

Воспитатель «Жители геометрического городка рады знакомству и дарят вам на память схемы построек из геометрических фигур, чтобы вы могли создавать интересные сооружения».

Ответы детей.

        Заключительная часть                                                                Воспитатель: Вы сегодня путешествовали по улицам геометрического городка. Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями. Какие задания вам показались интересными? Какие сложными? С какими заданиями вы справились быстрее.                         Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе тема: "Остров геометрических фигур"

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации...

Конспект занятия по математике в младшей группе " В мире геометрических фигур"

конспект по математике в котором представлен материал о геомерических фигурах....

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе тема: «Остров геометрических фигур»

Цель: Закрепление  понятия о геометрических фигурах.Задачи:-Совершенствовать знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, овал);-закрепить навыки порядкового ...

Конспект занятия по математике в средней группе «В царстве геометрических фигур»

Занятие предназначено для воспитателей средней группы детских садов.В ходе этого занятия дети закрепляют материал по пространственному ориентированию, счету в пределах 5, знанию геометрических фигур (...

Конспект занятия по математике с использованием счетных палочек и геометрических фигур в старшей группе

Тема: Работа со счетными палочками и геометрическими фигурами. Решение простых арифметических задач.Цель: Знакомство с простыми арифметическими задачами с использованием счетных палочек.Задачи:- Продо...