Перспективный план работы по использованию дидактических игр для формирования математических представлений детей 4-5 лет
методическая разработка по математике (средняя группа)

Омелина Ольга Юрьевна

Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_4-5_let.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика – царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Считаю, что обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

В своей работе применяю идеи и рекомендации следующих авторов: Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников», З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7», Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», И.А. Помораева, В.А. Позина «ФЭМП» и др.

Изучив литературу по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, учитывая, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи.

Система работы.

Как говорилось выше основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. В.А. Сухомлинский в своих работах отмечал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и является дидактическая игра.

Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

Работая по данной теме, поставила перед собой цель: развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр математического содержания.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Создать условия для развития у детей памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр математического содержания.
  2. Разработать перспективный план по использованию дидактических игр в образовательной деятельности и режимных моментах.
  3. Сделать подборку дидактических игр для развития математических представлений у дошкольников.

Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно-пространственной, развивающей среды в возрастных группах.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, простейшие варианты игр Воскобовича и т.д. Собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, лабиринты, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и фузкультминутки с математическим содержанием. Сделала картотеку игр математического содержания на все возрастные группы.

Организация развивающей среды осуществлялась с посильным участием детей, что создало у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

Большое значение в процессе формирования элементарных математических представлений уделяю дидактическим играм. Это связано прежде всего с тем, что их основная цель обучающая. Систематизируя игры, разработала перспективный план по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр.

Образовательно-воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей выстраиваю с учетом следующих принципов:

  1. Доступность – соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  2. Непрерывность – на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
  3. Целостность – формирование у дошкольников целостного представления о математике.
  4. Научность.
  5. Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками провожу в различных формах:

  • организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, тематический досуг). Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие по группе», «В гостях у цифры 7», «Поиграем с Винни-Пухом», развлечение «Математический КВН».
  • обучение в повседневных бытовых ситуациях; («Найди такой же формы как у меня, предметы в группе», «Соберем бусы для куклы Маши»); беседы («Какое сейчас время года, какое время года будет после.»);
  • самостоятельная деятельность в развивающей среде. Предлагаю детям игры на закрепление формы, цвета, на составление последовательности и др.

Проанализировав имеющиеся дидактические игры по формированию математических представлений разделила их на группы:

  1. Игры с цифрами и числами
  2. Игры путешествия во времени
  3. Игры на ориентировку в пространстве
  4. Игры с геометрическими фигурами
  5. Игры на логическое мышление

Задание предлагаю детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также – игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

Дидактическая игра подвластна воспитателю. Зная общие программные требования, своеобразие дидактической игры, творчески создаю новые игры, включаемые в фонд педагогических средств. Каждая игра, повторенная несколько раз, может быть проведена детьми самостоятельно. Такие самостоятельно организуемые и проводимые игры поощряю, незаметно оказывая детям помощь. Следовательно, руководство дидактической игрой состоит в организации материального центра игры - в подборе игрушек, картинок, игрового материала, в определении содержания игры и ее задач, в продумывании игрового замысла, в объяснении игровых действий, правил игры, в налаживании взаимоотношений детей, в руководстве хода игры, в учете ее воспитательного воздействия.

Работая с детьми младшего возраста сама включаюсь в игру. Вначале привлекаю детей к играм с дидактическим материалом( башенки, кубики). Вместе с детьми собираю и разбираю их, тем самым вызываю интерес у детей к дидактическому материалу, желание играть с ним.

В средней группе обучаю детей, одновременно играя с ними. Стремлюсь вовлечь в игру всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей. В этом возрасте подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определённые понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнение представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.

Для старшего возраста подбираю игры в ходе которых дети закрепляют умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых даёт ребёнку свой социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Поэтому прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду родители закрепляли дома. Для этого использую разные формы работы с родителями:

- общие и групповые родительские собрания;

- анкетирование родителей («В какие игры любят играть дети?»)

- консультации («Дидактическая игра в жизни ребёнка», «Учимся играя», «Математика – это интересно» и др.);

- изготовление дидактических игр совместно с родителями;

-  участие родителей в досуговой деятельности;

- совместное создание предметно – развивающей среды;

Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр, дети усваивают математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

В заключении можно сделать вывод: использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста способствует развитию познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников, что является одним из важнейших вопросов воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребёнка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребёнок, которому интересно узнавать что- то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнавать ещё больше и это несомненно скажется самым положительным образом на его умственное развитие

Перспективный план работы по использованию дидактических игр для формирования математических представлений детей 4-5 лет

Месяц

Тема

Задачи

сентябрь

  1. «Найди свой домик».

  1. «Раздели».

  1. «Отгадайте и назовите».
  2. «Чудесный мешочек».
  1. Развивать умение у детей выделять отдельные предметы и группы предметов из множества по заданным свойствам. Слушать, понимать задание и действовать в соответствии с ним.
  2. Развивать умение слушать, понимать задание и действовать в соответствии с ним. Совершенствовать умения детей распределять множество на две группы по размеру.
  3. Учить соотносить вербальное описание с мысленным образом. Развивать воображение.
  4. Совершенствовать представления о форме и размере фигур и объемных тел. Формировать образы, адекватные геометрическим фигурам.

октябрь

  1. «Найди пару».

  1. «Что где находится».

  1. «Сложи фигуры».

  1. «Мышка и кошка».
  1. Развивать умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.
  2. Развивать умение определять пространственные направления от себя и называть их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.
  3. Развивать конструктивное мышление, подвести к пониманию: количество при равносоставленности сохраняется.
  4. Учить умению моделировать отношения точек на прямой; уточнить представление об отношениях внутри, вне, снаружи.

ноябрь

  1. «Выполни правильно».
  2. «Матрёшки».

  1. «Найди ключик к замочку».

  1. «Что изменилось?».
  1. Развивать умение конструировать из фигур объединяющую фигуру по контуру.
  2. Совершенствование умения сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке.
  3. Совершенствование умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр, конус.
  4. Закреплять умения определять местоположения предметов относительно себя.

декабрь

  1. «Закончи предложение».
  2. «Выполни задание и расскажи».
  3. «Не смотри».

  1. «Нарисуй фигуру по памяти».
  1. Знакомство с понятиями вчера, сегодня, завтра.

  1. Развивать конструктивные умения, воображение. Подготовить к пониманию отношений объединение, пересечение.
  2. Совершенствовать умения считать на ощупь в пределах пяти.
  3. Уточнить представления о геометрических фигурах и об объемных формах. Развивать внимание, восприятие, образную память.

январь

  1. «Не ошибись».

  1. «Найди для машины гараж».

  1. «Волшебные палочки».

  1. «Подскажи Хрюше».
  1. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

  1. Развивать умение сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький), использовать эти слова в речи. Закрепить умение выделять сходства предметов по величине и объединять их по этому признаку.
  2. Учить умению конструировать, используя общие элементы (подготовка к пониманию отношения пересечение). Развивать конструктивные умения, воображение.
  3. Развивать умение определять расположение предмета (справа-слева) «от себя» и от другого предмета.

февраль

  1. «Закрой коробки».

  1. «Найди такую же фигуру».

  1. «Найди ошибку художника».
  2. «Расставим правильно».
  1. Развивать умение сравнивать предметы по размеру, распределяя их по убыванию или возрастанию визуально. Совершенствовать умение действовать самостоятельно в соответствии с заданием.
  2. Развивать восприятие объемных фигур; обучать умению выделять и сохранять указанный признак фигуры.
  3. Совершенствовать представления о частях суток и временах года.
  4. Развивать умение определять местоположения предметов относительно себя, действовать самостоятельно в соответствии с заданием.

март

  1. «Помоги Степашке».

  1. «Подбери с другим признаком».
  2. «Назови соседей».
  3. «Угадай, сколько».
  1. Развивать умение сравнивать предметы по размеру визуально. Закрепить умение ориентироваться на плоскости листа: справа-слева. Развивать глазомер.
  2. Развивать внимание, восприятие, образную память. Закрепить умение выделять и сохранять указанный признак фигуры.
  3. Расширять представления о частях суток и их последовательности.
  4. Совершенствовать умения считать в пределах пяти.

апрель

  1. «Внимание».

  1. «Уравняй».

  1. «На что похож предмет».
  2. «Что где находится».
  1. Развивать внимание, наблюдательность, образную память. Уточнить представления о форме и свойствах объемных фигур.
  2. Закреплять умение уравнивать количество предметов в группе. Развивать элементы абстрактно-логического мышления, слуховое внимание.
  3. Развивать умение видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов.
  4. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

май

  1. «Постройте по образцу».
  2. «Что сначала, что потом».

  1. «Подбери заплатку».

  1. «Кто внимательный».
  1. Развивать умение читать фронтальный чертёж конструкции, внимание, образную память.
  2. Совершенствовать ориентировку во времени. Учить устанавливать последовательность событий. Развивать внимание, наблюдательность.
  3. Формировать умение находить требуемую геометрическую форму для починки испорченного предмета. Развивать восприятие, мышление.
  4. Способствовать развитию зрительного внимания, наблюдательности, связной речи.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. А.В. Белошистая «Математика вокруг тебя» Методические рекомендации для организации занятий с детьми 4- 5 лет, издательство «ЮВЕНТА», Москва, 2007 год.
  2. А.В. Белошистая «Что такое математика» Методические рекомендации для организации занятий с детьми 3-4 лет, издательство «ЮВЕНТА», Москва, 2006 год.
  3. А.В. Белошистая «Математика до школы» Издательство «ДРОФА», Москва, 2008 год.
  4. И.А. Помораева «Занятия по формированию элементарных математических представлений», Издательство «Мозаика-Синтез», Москва, 2008 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал папки передвижки для родителей по использованию дидактических игр в формировании математических представлений детей 6-7 лет

Материал  консультации поможет в  создании благоприятных условий для формирования  математических представлений посредством математических игр, повысит компетенцию родителей в вопр...

«Использование дидактических игр по формированию математических представлений у детей старшего возраста»

Условно математические игры делятся на следующие группы:  1. Игры с цифрами и числами  2. Игры путешествие во времени  3. Игры на ориентирование в пространстве  4. Игры с геометрич...

презентация по проекту "Использование дидактических игр при формировании математических представлений"

Формирование умственных способностей и математических представлений....

Консультация для родителей "Использование дидактических игр по формированию математических представлений у детей старшего возраста"

Математика это точная наука и как сформировать у детей математические представления,для этого используют дидактические игры.Они дают большой заряд положительных эмоций,закрепляют и расширяют знания по...

Консультация для родителей "Использование дидактических игр по формированию математических представлений у детей старшего возраста"

Математика это точная наука и как сформировать у детей математические представления,для этого используют дидактические игры.Они дают большой заряд положительных эмоций,закрепляют и расширяют знания по...

«Опыт использования дидактических игр при формировании математических представлений у дошкольников»

В своей работе по ФЭМП использую дидактические игры. Использование дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления детей, оказ...

Статья "Опыт использования дидактических игр при формировании математических представлений во второй младшей группе"

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в п...