"«В гостях у пешки»"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Горбунова Ольга Михайловна
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию для детей 6 – 7 лет
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_4.docx329.36 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ  детский сад

комбинированного вида «Рябинушка»

Похожее изображение

Подготовила

воспитатель

Горбунова О.М.

город Покачи                                              

   2021 г.

Цель: Сформировать устойчивый интерес детей  к игре в шахматы.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить  детей с  основными  шахматными понятиями (шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция.)
  • Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, и применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.

Развивающие 

  • Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
  • Стимулировать детей к созданию новых творческих идей и решений.

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность и потребность в приобретении новых знаний.

Предварительная работа: рассматривания иллюстраций, чтения книг, просмотр мультфильма «Шахматное королевство»

Материал и оборудования: шахматные наборы, иллюстрации на тему: «Шахматные фигуры», конверт с заданием.

Ход занятия:

Воспитатель:

 - Ребята, как вы думаете, о чем сегодня будет наше занятие?

 - Как вы догадались, что о  шахматах? – ответы детей

Кто знает где  и когда появилась игра Шахматы? - ответы детей

 - Родиной шахмат считается – Индия.   Почти две  тысячи  лет назад придумал её древний индийский ученый. Сначала эта игра называлась  Чатураджа.   А потом в честь восточного короля – Шаха и назвали игру шахматами. Слово Шахматы состоит из двух частей.

- Что же обозначает второе слово? Мат в переводе с арабского языка  означает Конец. И вскоре эту игру  знали  не только на востоке, но и в разных странах. А в Россию её привезли из Индии купцы много лет назад и хоть эта игра древняя  до сих пор любят в неё играть и взрослые и дети. И вот в Индии узнали,  что даже далеко на севере в городе Покачи  дети подготовительной группы учатся играть в шахматы, обрадовались этому известию и отправили к нам гостей.

- Хотите посмотреть, кто же к нам приехал из Индии? ( ответы детей)

Достаю из шатра фигуры черную и белую пешки.

У белой пешки какой то конверт, интересно, что там написано? Почитаем?

- Ребята это сказка, а называется она: «Котята – хвастунишки»

- Хотите её послушать? Тогда слушайте.

«В одном городе у девочки Поли жили два котенка: белый и черный.

Котята очень любили бегать по шахматной доске и хвастать, что знают все шахматные премудрости.

– И ничего-то вы не знаете, – усмехнулась однажды Поля. – Так и быть поучу вас. Вот смотрите: это шахматная доска. На шахматной доске много-много белых и чёрных клеток-полей. Вот чёрные шахматные поля. Вот белые шахматные поля.

Тут котята фыркнули и отвернулись:

– Не будем учиться. Мы все-все знаем. Мы на этих полях в салочки играл.

– Тогда скажите: какие шахматные поля больше – белые или черные? – спросила Поля.

– Белые, – сказал белый котенок.

– Черные, – сказал черный котенок».

- А вы как думаете ребята?

(спрашивает у детей).

– Эх, вы – вздохнула Поля. – Белые и черные поля равны... Можете проверить.

(накладывает белое картонное поле на черное и наоборот.)

А что больше: шахматная доска или шахматное поле?

– Они равны, – ответил черный котенок.

– Поле больше, чем доска. Поле – оно большое-пребольшое, – сказал белый котенок.

- Так ли это?

– И ничего-то вы не слушаете, – покачала головой девочка. – Шахматная доска больше любого шахматного поля... А какая форма у шахматных полей и шахматной доски?

– У полей круглая, – сказал белый котенок.

– И у доски круглая, – добавил черный котенок.

- А вы что скажите ребята? (спрашивает у детей)

– Головы у вас круглые, – засмеялась Поля. – А шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Котятам стало очень стыдно. Они перестали хвастаться и вскоре научились играть не только в салочки, но и в шахматы.

А вы никогда не хвастаетесь?

Вот и вся сказка».

Снова показываете шахматную доску, белые и черные поля.

- Ребята отгадайте загадку – шутку:

1. На каких полях ничего не растет? (На шахматных.)

2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных.)

3. В каких клетках не держат зверей? (В шахматных.)

Физминутка на внимание «Поле-доска»

- Садитесь, посмотрите на свои доски, покажите черное поле, белое, молодцы

- Кто вспомнит правило доски без которого нельзя начинать игру. (ответы детей) У вас правильно расположены доски? (исправляют ошибки)

- Как называется на доске прямые линии, которые идут слева направо или справа налево (горизонтали)

- Чем обозначают горизонтали?( цифрами)  Сейчас встанут  те, у кого полоска - горизонталь есть, как называются полоски у тех, кто не встал? – вертикали они идут сверху вниз и снизу вверх, обозначаются  буквами латинскими. Какие еще на шахматной доске есть линии? (диагонали)

Я – Волшебная доска

Но без фигур совсем  тоска.

О каких фигурах идет речь?   - О шахматных

Посмотрите на мою доску действительно, ни одной шахматной фигуры как же мне играть?

(предположения детей)  

Думаю, что мне сможет помочь черная пешка, у неё какой то мешочек, но и без вашей помощи не обойтись.

Д/и. «Чудесный мешочек»

Правила игры: Дети на ощупь называют фигуру, достают её и правильно устанавливают на доске в начальной позиции

- Молодцы, ребята.

- А сейчас потренируемся. Игровые задания на магнитной шахматной доске: «Как ходит конь?», «Поставь ладью на свое место» и т.д.

Итог занятия: Вам понравилась игра в шахматы. А какие правила игры вы запомнили?

Молодцы. Думаю, вы заслужили подарки (дарит детям медальки «Юный шахматист»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песня-танец "Пешки - ложки"

Песня-танец "Пешки - Ложки" + минусовая фонограмма...

Песня танец "Пешки-ложки"

Песня-танец "Пешки-ложки" - при разучивание педагог показывает, а дети повторяют. Песню  пешки-ложки можно петь самим. можно скачать....

А лето пришло пешком.

Что  ты  мне  подаришь,  лето?-Много  солнечного  света!В  небе радугу-дугу!И  ромашки  на  лугу!      Площадки  в  наше...

№3. «Мы пешки в бою не любим спешки».

                                          «Мы пешки в бою не любим спешки».Цель: Зн...

Шахматы №5. "Смелая, храбрая Пешка".

Смелая, храбрая Пешка. Цель: Продолжить изучать пешку и ее ходы, их взаимодействия друг с другом на доске. Материал: шапочки с шахматными пешками по количеству участников, шахматное поле. Методика про...

"Бой с пешками". Дидактическая игра.

Учимся играть в шахматы с помощью пешек....

программа "Пешка"

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста...