Организация работы в дошкольном образовательном учреждение по сенсорному развитию детей с задержкой психического развития
статья по математике

Сенсомоторное развитие детей с задержкой психического развития имеет свои особенности. Как правило, первичных нарушений на уровне органов чувств у таких детей не обнаруживается. Процесс восприятия у них осложняется нарушением взаимодействия ощущений и следов восприятий, имеющихся в коре головного мозга. Недостаточными оказываются такие стороны восприятия как точность, объем, скорость. Ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование предметов затруднена, это препятствует дифференцированному восприятию свойств и качеств предмета, в результате сходные качества и свойства воспринимаются детьми как одинаковые. Сенсорные эталоны у таких детей являются предметными, а не обобщенными, дети испытывают сложности при узнавании предметов, изображенных в непривычном ракурсе, на схематичных, перевернутых или контурных изображениях. Целостность восприятия также оказывается недостаточной. Часто дети с задержкой психического развития испытывают трудности при вычленении отдельных элементов из объекта, который воспринимается как единое целое. Им сложно достраивать целостный образ по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны и само количество образов-представлений у них значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми. Снижение скорости процесса переработки, поступающей через органы чувств информации является одним из существенных недостатков восприятия детей с задержкой психического развития. Ребенок с задержкой психического развития воспринимает за определенное время меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник. Ухудшение условий восприятия или усложнение объекта приводят к еще более выраженному проявлению всех недостатков этого процесса.

У детей с задержкой психического развития оказывается несформированной система понятий, таких как форма, цвет, размер и т.п. В отличие от умственно отсталых детей, дошкольники с задержкой психического развития не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Поэтому ребенок может правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака ("дай красный карандаш"), но самостоятельно назвать цвет показанного карандаша затрудняется. Следовательно, сенсомоторное развитие у детей с задержкой психического развития нарушается и на вербальном, и на невербальном уровнях.

Важное значение для развития познавательной сферы ребенка имеют пространственные и пространственно-временные представления. Недостаточность сфорсированности этого компонента в структуре сенсорного развития ребенка в последующем проявляется в нарушениях графической деятельности, а также в трудностях овладения чтением, письмо, математической деятельностью.

Восприятие у детей с задержкой психического развития поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, при этом специфика восприятия при ЗПР проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. У этих детей замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, пространственно-временных ориентировок. Часто наблюдаются трудности в право-лево ориентации, а также невыраженная или перекрестная латеральность.

У детей с задержкой психического развития оказываются нарушенными не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность, включающая и мотивационно-целевой компонент, и операциональный на уровне действий идентификации, приравнивания к эталону, перцептивного моделирования. Им свойственна общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее “отделаться”. Указанная особенность проявляется в ограниченном объеме анализа, преобладании анализа над синтезом, смешении существенных и несущественных признаков, преимущественной фиксации внимания на видимых различиях объектов, редком использовании обобщенных терминов, понятий.

Целенаправленность, произвольность и планомерность перцептивных действий у детей с задержкой психического развития также оказывается несформированной. Процесс обследования объекта характеризуются хаотичностью, импульсивностью. Дети длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.

Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы. У таких детей часто наблюдается неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия.

Тактильно-двигательному восприятию, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина, также присущи указанные недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности оказывается замедлен. Кроме того, одной из основных особенностей таких детей является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями.

Эти специфические нарушения восприятия у детей с задержкой психического развития определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире.

Таким образом, с учетом указанных особенностей необходима реализация следующих задач по коррекции сенсомоторного развития детей с задержкой психического развития:

  • совершенствовать чувственный опыт детей, формировать перцептивную деятельность;
  • формировать точные и координированные движения, учитывая форму и величину предметов, при их захвате;
  • знакомить с разными способами обследования предметов и объектов (примеривание, прикладывание, наложение);
  • формировать эталонные представления о цвете, форме, величине;
  • учить сравнивать и различать контрастные по величине предметы (большой – маленький), форме (круглый – квадратный), цвету (красный – желтый – зеленый – синий);
  • учить классифицировать предметы согласно заданному признаку;
  • стимулировать речевое сопровождение собственных предметных действий.

У детей с проблемами развития ведущей формой сенсорного воспитания и обучения являются специальные занятия, так как данные представления без особой коррекционной помощи у них не формируются. Эти занятия основаны на прямом обучающем воздействии педагога-дефектолога и построены в соответствии перспективным планированием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы в дошкольном образовательном учреждение по сенсорному развитию детей с задержкой психического развития

Сенсомоторное развитие детей с задержкой психического развития имеет свои особенности. Как правило, первичных нарушений на уровне органов чувств у таких детей не обнаруживается. Процесс восприятия у них осложняется нарушением взаимодействия ощущений и следов восприятий, имеющихся в коре головного мозга. Недостаточными оказываются такие стороны восприятия как точность, объем, скорость. Ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование предметов затруднена, это препятствует дифференцированному восприятию свойств и качеств предмета, в результате сходные качества и свойства воспринимаются детьми как одинаковые. Сенсорные эталоны у таких детей являются предметными, а не обобщенными, дети испытывают сложности при узнавании предметов, изображенных в непривычном ракурсе, на схематичных, перевернутых или контурных изображениях. Целостность восприятия также оказывается недостаточной. Часто дети с задержкой психического развития испытывают трудности при вычленении отдельных элементов из объекта, который воспринимается как единое целое. Им сложно достраивать целостный образ по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны и само количество образов-представлений у них значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми. Снижение скорости процесса переработки, поступающей через органы чувств информации является одним из существенных недостатков восприятия детей с задержкой психического развития. Ребенок с задержкой психического развития воспринимает за определенное время меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник. Ухудшение условий восприятия или усложнение объекта приводят к еще более выраженному проявлению всех недостатков этого процесса.

У детей с задержкой психического развития оказывается несформированной система понятий, таких как форма, цвет, размер и т.п. В отличие от умственно отсталых детей, дошкольники с задержкой психического развития не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Поэтому ребенок может правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака ("дай красный карандаш"), но самостоятельно назвать цвет показанного карандаша затрудняется. Следовательно, сенсомоторное развитие у детей с задержкой психического развития нарушается и на вербальном, и на невербальном уровнях.

Важное значение для развития познавательной сферы ребенка имеют пространственные и пространственно-временные представления. Недостаточность сфорсированности этого компонента в структуре сенсорного развития ребенка в последующем проявляется в нарушениях графической деятельности, а также в трудностях овладения чтением, письмо, математической деятельностью.

Восприятие у детей с задержкой психического развития поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, при этом специфика восприятия при ЗПР проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. У этих детей замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, пространственно-временных ориентировок. Часто наблюдаются трудности в право-лево ориентации, а также невыраженная или перекрестная латеральность.

У детей с задержкой психического развития оказываются нарушенными не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность, включающая и мотивационно-целевой компонент, и операциональный на уровне действий идентификации, приравнивания к эталону, перцептивного моделирования. Им свойственна общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее “отделаться”. Указанная особенность проявляется в ограниченном объеме анализа, преобладании анализа над синтезом, смешении существенных и несущественных признаков, преимущественной фиксации внимания на видимых различиях объектов, редком использовании обобщенных терминов, понятий.

Целенаправленность, произвольность и планомерность перцептивных действий у детей с задержкой психического развития также оказывается несформированной. Процесс обследования объекта характеризуются хаотичностью, импульсивностью. Дети длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.

Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы. У таких детей часто наблюдается неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия.

Тактильно-двигательному восприятию, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина, также присущи указанные недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности оказывается замедлен. Кроме того, одной из основных особенностей таких детей является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями.

Эти специфические нарушения восприятия у детей с задержкой психического развития определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире.

Таким образом, с учетом указанных особенностей необходима реализация следующих задач по коррекции сенсомоторного развития детей с задержкой психического развития:

  • совершенствовать чувственный опыт детей, формировать перцептивную деятельность;
  • формировать точные и координированные движения, учитывая форму и величину предметов, при их захвате;
  • знакомить с разными способами обследования предметов и объектов (примеривание, прикладывание, наложение);
  • формировать эталонные представления о цвете, форме, величине;
  • учить сравнивать и различать контрастные по величине предметы (большой – маленький), форме (круглый – квадратный), цвету (красный – желтый – зеленый – синий);
  • учить классифицировать предметы согласно заданному признаку;
  • стимулировать речевое сопровождение собственных предметных действий.

У детей с проблемами развития ведущей формой сенсорного воспитания и обучения являются специальные занятия, так как данные представления без особой коррекционной помощи у них не формируются. Эти занятия основаны на прямом обучающем воздействии педагога-дефектолога и построены в соответствии перспективным планированием.