Авторское занятие по формированию элементарных математических представлений "Праздник перелётных птиц" в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Сидорова Наталья Ивановна

Данное занятие ориентированно на формирование  математических представлений  детей подготовительной к школе группы на основе закрепления умений самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, развития знаний о временных и пространственных отношениях и формах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_femp.docx308.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                    МАДОО ЦРР детский сад «Радуга»

                                       Конспект занятия

по формированию элементарных математических представлений      

                                (познавательное развитие)

                                   в подготовительной к школе  группе

                             «Праздник перелётных птиц»

                       C:\Users\Валера\Desktop\cR-QLiGfnV8TIGSctZplrsYNrv3wsJfHf-yREEqOExzl1f0ZoDeTwEI9RoUC-6NyWZsyQu-itgKpMp4qmUfhyzSdF_11j93PEiVgAOOadymV2btqpOJFxf59lsWLilYO8YLnzfAzgNRXKZ0HQrpkuZMT9d8hfy5ddKzUuQ8QNF8z2od4rhXNF5qlaY0-nyywQo.jpg               

                                                                                                          Воспитатель: Сидорова Н.И.

                                                      Краснослободск 2021

    Цель:  формирование  математических представлений  на основе закрепления умений самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, развития знаний о временных и пространственных отношениях и формах.

     Задачи:

    Образовательные: - обучать детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание  в пределах 10;

- закрепление структуры математической задачи;

 - обучение умению сравнивать слова по их звуковому составу;

- формирование умения называть последовательно дни недели.

     Развивающие: - развитие способности моделирования пространственных отношений между объектами на плане;

 - развитие пространственного восприятия формы;

 - обогащение словарного запаса детей;

 - развитие самостоятельности и инициативы.

      Воспитательные: - воспитывать у детей умение работать в коллективе;

 - воспитывать любознательность, любовь к русскому фолькору;

-  воспитывать стремление пошагово доводить начатое до конца.

      Материалы и оборудование:  

   Демонстрационный материал: экран, проектор, ноутбук; доска, указка; 2 набора карточек с цифрами от 1 до 10 ; куклы Баба Яга, кот, метла.

   Раздаточный материал: карточки с заданием «Геометрические фигуры плоские и объёмные». Листы бумаги , карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками.

                 Ход образовательной деятельности:

       I . Вводная часть.

  Воспитатель:  - Дети, скажите, какой  сейчас месяц и какое время года? (Ответы детей: весна, март).

 - По каким признакам можно об этом догадаться? (Дети называют признаки весны, в том числе и возвращение птиц в родные края, и сокращение продолжительности тёмного времени суток).

 - Верно, весна идёт; об этом часто приходится слышать даже в выпусках новостей. Предлагаю вам  посмотреть последние новости и узнать, как весна вступает в свои права у нас в России.

   На экране  заставка «выпуска  новостей». Ведущая в студии предаёт «главную новость к этому часу», что сопровождается «видеорепортажем». В выпуске сообщается, что сегодня 22 марта, день весеннего равноденствия, когда день по продолжительности равен ночи. В этот день Церковью отмечается память Сорока мучеников. Сорок перелётных птиц , по народному поверью, прилетают в этот день из тёплых стран. По древней традиции в этот день пекут жаворонков из теста, выносят их на улицу и закликают птиц и весну. В детских садах проводятся праздники «Встреча сорока птиц» .  

     Но, к удивлению учёных , на территории нашей страны именно сегодня  не наблюдается ни одной перелётной птицы.  Даже те перелётные птицы, которые были замечены у нас в начале весны, куда – то исчезли. Значит, и  праздникам не суждено состояться. Нашему корреспонденту удалось выяснить, что возвращению перелётных птиц в родные края мешает колдовство, наводимое пожилой гражданкой по имени Баба Яга, проживающей в лесной местности Краснослободского района. Репортаж с места событий. На экране кадры из мультфильма «Домовёнок Кузя», где Баба Яга препятствует наступлению весны, чтобы лешие не проснулись и не вывели из леса домовёнка, который нужен ей как «домохозяин».

  Интервью с Бабой Ягой. Она заявляет, что колдовство могут разрушить только смышлёные дети, ещё не ходящие в школу, если выполнят магические задания, снимающие колдовство.

  Президент России Вл.Путин в своём послании обратился к детям подготовительной группы детского сада «Радуга» с просьбой помочь решить эту проблему (футаж: Путин говорит: «Прошу вас»).  Мы познакомили вас с главной новостью этого дня.

   Воспитатель: - Дети, что мы узнали из выпуска новостей? ( Ответы детей: Баба Яга препятствует возвращению перелётных птиц своим колдовством, чтобы не наступила весна, лешие не проснулись и не вывели домовёнка из леса, который нужен Яге , чтобы дом в руках держать.)

    Воспитатель: - Есть ли способ разрушить это колдовство? Кто может помочь?               ( Ответы детей: дети, мы).

   Воспитатель:  - Но как узнать магические задания? Как связаться с Бабой Ягой?

   Воспитатель берёт игрушечную фигурку снегиря:  - Пташка малая, лети , Баб Ягу нам приведи. Снегирь с чириканьем улетает за дверь.

   На метле со свистом влетает Баба Яга, сзади Ёжкин кот: - Какой у них телевизир! Снегирь к окну подлетел: скорей, бабуля, тебя по новостям показывают, ты звезда экрана. Я быстрей на метлу и сюда. Включайте скорее!

   Воспитатель: Выпуск уже закончился. Очень просим тебя, уважаемая Б.Я., скажи нам магические задания . Мы  ждём птичек, весну, готовились к празднику Сорока птиц.

   Б.Я.: - Держите карман шире. Улетаю обратно.

  Ёжкин кот:  - Хозяйка, надо полагать, дети достаточно маленькие и глупые, чтоб выполнить такие сложные задания. Скажи им задания, пусть побарахтаются, как беспомощные котята, а мы позабавимся, посмеёмся. Будет нам развлечение.

   Воспитатель: - Мы всё равно попробуем! Правда, дети? (Дети соглашаются).

    II. Основная часть.

    Б.Я.:  - Чтобы птиц и весну воротить, надо время привести в установленный порядок.

        Игровое упражнение «Назови день недели».

      Воспитатель по очереди задает детям вопросы Бабы Яги и бросает мяч. Дети должны ответить на вопросы и вернуть мяч.

 - Вы начали готовиться к празднику птиц в пятницу, а начаться он должен через два дня на третий. В какой день недели будет праздник? (Ответы детей: в понедельник)

   – Полевые жаворонки вылетели из тёплой страны в родные края  в понедельник, а через три дня на четвертый они должны к нам прилететь. Когда прилетят? (В пятницу.)

   – В воскресенье кот спросил у Бабы Яги , когда у нее будет день рождения. Яга сказала, что послезавтра. Когда у Яги  будет день рождения? (Во вторник.)

   Затем дети называют дни недели по порядку, передавая мяч другу другу.

   Б.Я.: -Время пришло в свой порядок, а ведь птиц надо счесть. Не просто сосчитать, а задачу про них сочинить, да и решить её.

    Игровое упражнение «Составим задачу».

   Воспитатель уточняет: «Сколько частей в задаче? Как называется каждая часть? С помощью каких арифметических действий можно решать задачи?»

   Воспитатель предлагает детям составить задачу на тему «Встречаем птиц».

   Выслушивает составленные задачи, вместе с детьми определяет, с помощью каких арифметических действий их можно решить, выбирает задачу для решения. Работа над задачей ведется в следующей последовательности:

   – повторение задачи;

   – определение структуры задачи;

   – выбор арифметического действия с указанием числовых данных;

   – выполнение арифметического действия;

   – запись решения задачи с обозначением целого и его частей (на местах и на доске);

   – запись решения задачи с помощью цифр и арифметических знаков;

   – чтение записи решения задачи;

   – ответ на вопрос задачи и его обоснование.

 Баба Яга: - Птиц сочли. С древних времён на Руси повелось, что пташек перелётных да весну нужно призывать - закликать у весеннего посоха. У вас такого посоха нет, да и как раньше закликали , сейчас молодёжь не знает.

     Воспитатель говорит, что дети готовились к празднику птиц. Вносит посох с лентами, предлагает детям встать вокруг него.

     Физкультминутка.

Дети, держась за ленты «весенней карусели», идут по кругу, приговаривая закличку:

 - Жаворонки, ноги тонки,

К нам летите, весну красну нам несите!         (машут свободной рукой)

Нам зима –то надоела, все запасы переела!     (берутся за голову, покачивают)

Принесите весну на своём хвосту,                    (бегут по кругу)

На сохе, на бороне,                                              (сходятся в центр круга – расходятся)

На кобылке вороне,

На  овсяном снопу, на ржаном колоску!           (руки над головой и в стороны)

    Игровое упражнение «Поможем птицам заселиться в домики». 

    Б.Я.:  - Время уставлено, птицы сочтены – закликаны. Даже если птицы и вернутся, их гнёзда и скворечники я по деревьям перепутала, пути – дорожки к ним запутала. Пространство запутано. Ах, у них даже магические камни Марблс есть! Явись сюда волшебная схема!

            На экране слайд  с условными обозначениями. Каждое дерево и домик соотнесены с определённым цветом камешка Марблз (6 цветов в наборе).

        У детей листы бумаги. Яга предлагает им расположить на лесной полянке деревья с птичьими домиками, соблюдая следующие условия:

   – в верхнем левом углу  поляны  растут три березы , на них скворечники для скворцов, камни какого цвета и куда вы положите, не ведаю;

   – в верхнем правом углу стоит рябина, там было гнездо дрозда;

   – в середине поляны положите скворечник, а справа от него гнездо, пусть каждая птица выбирает себе, какой ей домик нужен;

   – в нижнем правом углу четыре дуба растут, там  соловьи свои гнёзда вили;

   – в нижнем левом углу две старых ёлки растут, на которых грачи селились.

  

   Воспитатель предлагает детям рассказать по плану, где и какое дерево они разместили.

    Баба Яга гневается на кота: - Дармоед! Умник! Зря сметаной тебя кормлю! Почти все задания они выполнили! Чувствую, как рушится моё колдовство.

    Ёжкин кот:  - Видишь ли, хозяйка, последнее задание не всем детсадовским детям под силу. Скажи им. Явно затруднятся. Вот будет потеха! Азарт!

      Б.Я.: - Гнёзда и скворечники состоят из разных геометрических форм. Чтоб их соорудить – восстановить, нужно плоские и объёмные фигуры, похожие между собой, соединить.

      Игровое упражнение «Формляндия» (карточки : рабочая тетрадь, с. 4, задание А).

   Дети рассматривают рисунок и линиями соединяют плоские и объемные фигуры, похожие между собой. Затем объясняют свой выбор.

    III. Заключительная часть.

   

   Воспитатель: - Дети, всё занятие нам пришлось помогать птицам вернуться на родину. Что мы для этого делали? (Ответы детей: называли дни недели по порядку,  составляли и решали задачи про перелётных птиц,  располагали деревья для птичьих домиков, соединяли фигуры).

Воспитатель: - Не напрасными ли были наши усилия? Посмотрим новости.

 На экране ведущий с краткими новостями о главном . Стало известно, что колдовство Бабы Яги разрушилось. С места событий передаёт наш корреспондент. Кадр из мультфильма «Домовёнок Кузя», где проснулся леший и говорит: «Птицы летят, весна, - это порядок». На территории нашей страны были замечены стаи перелётных птиц.    

      Президент России Вл.Путин обратился со словами благодарности к детям подготовительной группы. Футаж: Путин говорит: «Спасибо. Спасибо вам». На этой радостной ноте наш выпуск подошёл к концу. Счастливой вам весны и радостного пения птиц!

  Баба Яга  называет кота дармоедом, садятся на метлу и улетают .

  Воспитатель предлагает в честь праздника птиц подойти к весеннему посоху и держась за ленты, загадать желание.

Использованная литература:

   1. Помораева, Ирина Александровна. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа : [для занятий с детьми 6–7 лет] / И. А. Помораева, В. А. Позина. – М. : Мозаика-Синтез, 2016, 2017. – 165 с. : ил. – (Библиотека программы "От рождения до школы"). – Библиогр.: с. 163–164. – Прил.: с. 156–162. – ISBN 978-5-4315-0426-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию элементарных математических представлений (образовательная область «Познание») (подготовительная к школе группа)

"Путешествие в страну Математика"  Программные задачи:·         Закреплять прямой и обратный счет  до 10.·...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Число 21» в подготовительной к школе группе.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Число 21» в подготовительной к школе группе.  Цели: Знакомство с ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Грибок для ежика» (подготовительная к школе группа)

Цель: закреплять знание детьми геометрических фигур, умение делить целое на две и четыре части путём складывания, представление о том, что половиной называют одну из двух равных частей, а четвертиной ...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ : Формирование Элементарных математических Представлений Сборник Конспектов для подготовительной к школе группе ЧАСТЬ 1: представлено 20 конспектов

Конспекты, собранные в данном сборнике, представляют собой опыт работы с детьми 6-7 лет.Математика сложна для восприятия как детей школьного возраста, так и дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ : Формирование Элементарных математических Представлений Сборник Конспектов для подготовительной к школе группе ЧАСТЬ 2: представлено 20 конспектов

Конспекты с N 21 - 40 , собранные в данном сборнике, представляют собой опыт работы с детьми 6-7 лет,  Математика сложна для восприятия как детей школьного возраста, так и дошкольников. Но н...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ : Формирование Элементарных математических Представлений Сборник Конспектов для подготовительной к школе группе ЧАСТЬ 3: представлено 20 конспектов

Конспекты с N  41- 60 , собранные в данном сборнике, представляют собой опыт работы с детьми 6-7 лет.Математика сложна для восприятия как детей школьного возраста, так и дошкольников. Но не изуча...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Волшебный мешочек» в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной  школе группе...