План-конспект занятия по математическому развитию (старшая группа). Тема: «С математикой - по дорогам малой Родины»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Архипова Наталия Владимировна

Занятие по математическому развитию для детей старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия  для детей старшего дошкольного возраста

 по математическому развитию

Тема: «С математикой - по дорогам малой Родины»

Цель: создать условия для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Обучающие:

-совершенствовать навыки счёта в пределах 10

-совершенствовать знания о геометрических фигурах

-формировать пространственно-временные представления

-закреплять знания о цифрах, днях недели

-расширять представления детей об истории города

-обогащать знания детей о достопримечательностях родного города

Развивающие:

-Развивать логическое мышление, воображение, внимание, память, способность к самоконтролю, умение самостоятельно решать поставленную задачу

-развивать умение ориентироваться в пространстве, правильно определять направление

Воспитательные:

-воспитывать познавательный интерес к математике

-формировать умение договариваться, помогать друг другу

-формировать навыки сотрудничества на занятиях

-формировать навыки самооценки

-воспитывать у детей патриотические чувства, любовь и уважение к Родине

-воспитывать в детях интерес к истории своего

Методические приемы:

- словесные - беседа-рассуждение, объяснение, уточнение

- наглядные - показ, демонстрация наглядно-дидактического счетного материала;

- использование пособий, демонстрация иллюстративных пособий, ИКТ; 

- поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу;

- создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление, сюрпризный момент;

- практические - работа с раздаточным счетным материалом, работа с цифрами, игровые упражнения;

Оборудование: цифровой ряд от 1до 10, цветные карандаши, листы бумаги , числовые домики, счетные палочки, блоки Дьенеша, полоски из картона разной длины и ширины, мольберты.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Ребята сегодня я предлагаю отправиться в путешествие по нашему городу. А как наш город называется. (Тамбов). Как называют жителей Тамбова ? А вы знаете, сколько лет Тамбову? Нашему городу в этом году исполнится 385 лет. Ребята, а вы любите свой город? Вы еще больше полюбите его, когда узнаете о нем много интересного. И начнем наше  путешествие с  прошлого нашего города и перенесемся на много лет назад, когда возник наш город. В те далекие времена Русь страдала от набегов татар. И по приказу царя Петра Первого на пути к Москве было решено построить города-крепости. Одна из таких крепостей и была построена на двух холмах, на берегу реки Цна. Это наш город – Тамбов.  

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята я получила письмо, а в нем карта нашего города. Но на  карте некоторые места зашифрованы, чтобы узнать, что это за места  и расшифровать их  нам необходимо выполнить задания, вы согласны?  Я предлагаю вам немного подготовиться и поиграть. И так внимательно слушаем вопросы:

 «Мозговой штурм»

• Какой сегодня день недели?

• Какой был вчера день недели?

• Какой будет завтра день недели?

• В сказке волк и … козлят. Сколько было козлят?

• Сколько гномов приютили Белоснежку?

• Сколько углов у квадрата?

• Яблоко круглое или треугольное?

• Что больше: пять или восемь?

• Сколько пальцев у перчатки?

• Сколько огоньков у светофора?

• Что меньше шесть или три?

Основная часть

Воспитатель:  Молодцы, вы очень внимательны, правильно ответили на все вопросы, и

мы приступаем к выполнению заданий .

Задание №1 «Перепутанные цифры»

Воспитатель: Ребята, в конвертах перепутались все цифры.

Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от

меньшего к большему. (дети делятся на 2 команды) Ребята, давайте

проверим,

какое число между числами 3 и 5.

какое число между числами 7 и 9

какое число между числами 1 и 3

какое число между числами 4 и 6;

Молодцы, вы отлично справились с 1-ым заданием. Давайте посмотрим, что было зашифровано под этим заданием.  Посмотрите, что это за здание? (Универмаг)

А раньше это был Гостиный двор и выглядел он вот так (включение видеозаписи с изображением ).  Внешний вид здания не изменился. Решение о постройке этого здания было принято еще при Гавриле Романовиче Державине – губернаторе Тамбовской губернии (области).  А построил его итальянский архитектор. Обратите внимание на здание, оно имеет 50 больших колонн.

Воспитатель: Чтобы выполнить следующие задание  нужно отгадать

загадку, слушайте внимательно.

Десять дружных братиков,

Славных математиков,

Сосчитают всё на свете.

Вы знакомы с ними, дети?

(Цифры, числа)

Задание №2 «Числовые домики»

Воспитатель: Предлагаю вам разделится на две команды и подойти к

мольбертам, надо заселить в числовые домики жильцов. А сколько жильцом

можно поселить на каждом этаже вам покажет цифра на крыше дома.

Задание понятно? Приступаем  (дети выполняют задание)  И поиграть

«Задачки в стихах»

Четыре гусенка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей,

Сколько всего в воде малышей?

(Шесть)

Семь веселых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться –

Сколько свинок у корытца?

(Пять)

С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Три кричат вослед за ней:

«Не забудь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало?

(Четыре)

Пять цветочков у Наташи

И еще два дал ей Саша.

Кто тут сможет посчитать,

Сколько будет два и пять?

(Семь)

Привела гусыня-мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки:

Три сынка, а сколько дочек?

(Три)

Воспитатель: Молодцы, еще одно место мы расшифровали. Это музыкальное училище имени С.В. Рахманинова,  одно из старейших в стране. Вначале это училище было основано как музыкальные классы, а затем преобразованы в музыкальное училище и выглядело оно вот так (показ фото). В нем обучали игре на фортепьяно, скрипке и учили сольному пению. В училище бывал великий русский композитор С.В. Рахманинов. Музыкальное училище – центр музыкальной культуры области. Оно организует симфонические и камерные концерты.

Воспитатель: Чтобы отгадать, что находится под следующим знаком нам надо выполнить задание :

Задание №3  «Игра со счетными палочками».

1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).

2. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб).

3. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).

4. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).

5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).

Воспитатель: Молодцы. А теперь постройте домик из счётных палочек. Переложите одну палочку так, чтобы домик смотрел в другую сторону.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что это,  это - областная картинная галерея. Раньше это здание использовалось для воскресных чтений (показ фото). В чтениях принимали участие передовые учителя учебных заведений.  Ребята, что находится в картинной галерее? (ответы детей). Кто из вас с родителями посещал галерею?

Воспитатель: Ребята, вы хорошо потрудились, давайте немного отдохнем. Физкультминутка:

 Раз, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

 Раз – подняться. Подтянуться.

 Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка.

На четыре – руки шире, Пять – руками помахать,

.Шесть – за стол тихонько сядь

Воспитатель: Что же представлял собой город Тамбов в те далекие времена, (включение видеозаписи). Это был город-крепость, построенный из дерева. Он состоял из Кремля, острога и небольшого посада. Город окружала деревянная стена со сторожевыми башнями и водяной ров. Для чего, как вы думаете? Много раз нападали на крепость враги, но разрушить ее не смогли. Постепенно около крепости возводили дома, торговые палатки. Люди занимались охотой, пчеловодством, разными ремеслами, торговлей. Большие изменения произошли с тех пор. От седой старины здесь ничего не осталось. Деревянный Кремль с окружавшими его бревенчатыми стенами и острог давно исчезли. Мы расшифровали  и  познакомились с историческими объектами, которые находятся на улице Советской,  одной из самых широких и длинных улиц Тамбова.

Воспитатель: Ребята предлагаю вам поиграть

Игра  «Что шире, что уже»

Воспитатель: Внешний вид города Тамбова стал совершенно иным. Появились кварталы и улицы с многоэтажными домами. Город летом украшают новые сады и скверы. Предлагаю продолжить наше путешествие по городу, сейчас мы с вами сделаем  остановку и  познакомимся с Домом-музеем Г. В. Чичерина. Дом-музей Г. В. Чичерина, выдающегося государственного деятеля, талантливого дипломата Георгия Васильевича Чичерина, открыт в 1987 году. Музей расположен в деревянном барском доме Чичериных с прилегающими хозяйственными постройками. Дом с мезонином имеет девять комнат. В нем с 1877 по 1886 г. Проживала семья дворян Чичериных. В Доме-музее хранится около 3300 предметов, в том числе мебель и книги из кабинета Г. В. Чичерина в Наркомате иностранных дел, личные вещи членов семьи Чичериных. Экспозиция музея интересна прежде всего тем, что раскрывает неординарную личность Чичерина. Большой популярностью пользуются музыкальные вечера в Белой гостиной музея, детские музыкальные среды и тетрализованная экскурсия.

Воспитатель: Ребята для того чтобы мы могли продолжить дальше наше знакомство  с интересными местами нашего города , предлагаю вам выполнить интересное задание Игра с блоками Дьенеша

Воспитатель: У нас есть фигуры,  разные  по форме и цвету. И два обруча, красный и синий. В красный обруч кладем  фигуры  красного цвета, а в синий обруч   только круглые. Воспитатель: А какие фигуры на пересечении и почему? (ответы детей).

Воспитатель: Продолжим  наше путешествие. В 1949 году на пересечении Советской и Московской улиц был сооружен монумент, на котором высится танк. Труженики колхоза «Красный доброволец» в годы войны собирали  средства на строительство танковой колонны «Тамбовский колхозник». Ими было собрано 40 миллионов рублей. Возможно, этот танк действительно был в составе этой колонны.

Воспитатель: Как называется этот памятник?  Где находится это памятник? (на пересечении Советской и Московской улиц). Есть в Тамбове и другие памятники, посвящённые воинам, павшим в Великой Отечественной войне. Кто знает? (ответы детей).

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть. Делимся на две команды. Каждой команде я приготовила задание. Нужно собрать из отдельных пазлов картинки под номерами  и назвать то здание, которое у вас получилось (театр).

Игра «Найди место в ряду» Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Затем детям предлагается посчитать до десяти прямым и обратным счетом.

Воспитатель: Молодцы, Тамбовский  государственный драматический театр расположен в самом центе города, он был основан в 1786г. Великим русским поэтом и начальником Тамбовского наместничества Гавриилом  Романовичем Державиным. Тамбовский  государственный драматический театр – один из старейших театров России.

Воспитатель: Ребята мы сегодня познакомились с достопримечательностями города Тамбова и узнали много нового  о нашем городе, а сейчас предлагаю вам  найти местоположения нашего детского сада в нашем городе, пройдя лабиринт.

Графическое упражнение «Лабиринт»  (дети карандашом «проходят» лабиринт).

Итог занятия: Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) Что больше всего вам понравилось во время путешествия? (Ответы детей) Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей)  Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам во время путешествия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математическому развитию старшая группа «Фрукты и ягоды»

Конспект занятия по математическому развитию в  старшей  группе «Фрукты и ягоды» . Предполагает   обучение  детей контролю и самоконтролю,   раз...

План-конспект интегрированного занятия по познавательному развитию на зимнюю тему в ясельной группе «Снег-снежок кружится»

Образовательная область: «Познавательное развитие»Возраст: 2-3 годаНазначение: конспект предназначен для воспитателей младшего дошкольного возраста.Цель: познакомить детей со свойствами сн...

План-конспект интегрированного занятия по познавательному развитию на зимнюю тему в ясельной группе «Снег-снежок кружится»

Образовательная область: «Познавательное развитие»Возраст: 2-3 годаНазначение: конспект предназначен для воспитателей младшего дошкольного возраста.Цель: познакомить детей со свойствами сн...

Тема: «С математикой - по дорогам малой родины»

Цель:        - создать условия для формирования элементарных математических представлений у детей старшей группы.Задачи:   Образовательная:        ...

План-конспект интегрированного занятия по экологии В старшей группе на тему «Поможем Матушке природе».

Формировать экологически культурное поведение детей.Ответственность за сохранение природы.Сформировывать нормы правильного поведения в природе.Развивать потребность в общении с природой....