Дополнительная образовательная программа студии познавательно-речевого развития детей старшей группы по работе с игрой "Блоки Дьенеша"
учебно-методический материал по математике (старшая группа)

Бутырская Кира Станиславовна

В Программе представлена последовательность ознакомления детей старшего дошкольного возраста с игрой "Блоки Дьенеша". Опыт могут использовать педагоги, работающие по любой дошкольной образовательной  программе, так как он ориентирован  на развитие ребенка с учетом его возрастных особенностей. Рекомендую для применения  специалистами ДОУ, учителями  начальной школы, коррекционных учреждений, родителями, гувернерами  и многими  другими. Привлекает   возможность использования игр как в домашней, семейной игротеке, так и в группах детского сада, школе, в индивидуальной и коррекционной практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 6 «Золотой петушок» общеразвивающего вида

 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому

 развитию детей»

 Дополнительная образовательная программа  

студии познавательно-речевого

развития детей старшей группы

«Занимательная логика»

Составитель:

Бутырская Кира Станиславовна,

воспитатель

высшей квалификационной категории

  1. Целевой раздел Программы.

Пояснительная записка.

В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, которое является фундаментом для умственного развития ребенка. Эффективным средством сенсорного развития, закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Использование блоков Дьенеша способствует развитию умения узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств,  умения сравнивать, анализировать.

Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника, одно из самых привлекательных для детей занятий. Именно игра способствует усвоению сложных математических знаний, формированию интереса к ним. Каждый раз, включаясь в ту или иную игру, ребенок «открывает» маленькие математические истины. Дети играют и, незаметно для себя, они считают, вычитают, решают различные логические задачи, формирующие логические операции. Важно стремиться к  тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Развивающие игры очень эффективны в закреплении знаний, умений, впечатлений, полученных на занятиях.

Программа студии познавательно-речевого развития детей «Занимательная логика»  направлена на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений.

Цель реализации программы.

  • Развитие познавательно-творческих способностей детей 5-6 лет, психических процессов и математических способностей в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.
  • Развитие логического мышления, способности детей переходить от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению.

Задачи:

Обучающие: 

  • Помочь овладеть основными приемами формирования понятий: анализа, синтеза, сравнение, абстрагирования, обобщения, классификации.
  • Осуществлять простейшие суждения (утверждать что-либо или отрицать о предметах, признаках, по определенным правилам вывода получать умозаключение).
  • Продолжать совершенствовать все стороны речи; учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей. 

Развивающие:

  • Развивать умение сравнивать (мысленно устанавливать сходство или различие предметов по существенным и по несущественным признакам).
  • Развивать внимание, воображение, счетные навыки, слуховую и зрительную память, логическое мышление, умение классифицировать предметы, находить часть и целое, находить закономерности, умение решать и составлять задачи, решать логические задачи.
  • Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, стремление к достижению цели.
  • Воспитывать детскую самостоятельность и инициативу, стремление к активной деятельности и творчеству.
  • Развивать у детей способность к самоконтролю, самооценке при выполнении работ.
  • Формировать устойчивый интерес у детей и родителей к развивающим играм.

Условия реализации образовательной программы

Программа предназначена для детей  5 - 6 лет, рассчитана на 1 год обучения. Занятия по данной программе проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия составляет 30 минут. Это соответствует требованиям СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 (далее - СанПиН 2.4.3648-20 вступившими в силу 01 января 2021 года.

Учитывая возраст детей, занятия проводятся в игровой форме, своевременно происходит смена деятельности. Всего запланировано 33 занятия.

Принципы и подходы к формированию Программы.

  • Принцип комплексного подхода к развитию логического мышления, через активизацию и развитие слуховой, зрительной, моторной, тактильной, речемыслительной деятельности.
  • Принцип учёта возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка.
  • Принцип реализации потенциальных возможностей ребёнка.
  • Принцип корректного отношения к личностным качествам ребёнка, к его психоэмоциональному состоянию.
  • Принцип развития.
  • Принцип учёта ведущего вида деятельности дошкольников – игрового.

Планируемые результаты освоения Программы.

К концу года дети научатся:

  • различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по силуэтным и составным схемам, по замыслу, зарисовывать их;
  • использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать  закономерность;
  • ориентироваться в пространстве и на плоскости;
  • высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение.
  • понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно, или с незначительной помощью;
  • осуществлять самоконтроль и самооценку.

Ожидаемым результатом в работе с родителями является:

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Формирование интереса к развивающим играм.

Нормативно-правовая база.

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13), вступившими в силу 30 июля 2013 года.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013г., № 1155, зарегистрирован в Минюсте, регистрационный  № 30384 от 14.11.2013г.
  • Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 года №505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.04.2003 N 181от 28.12.2005 N 815от 15.09.2008 N 682).
  • Положение об организации деятельности по оказанию дополнительных платных услуг в МБДОУ «Детский сад № 6 «Золотой петушок».
  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: Институт ситемно-деятельностной педагогики, 2014.

В группе имеются комплекты детской мебели (столы и стулья) в достаточном количестве. Подбор мебели произведен согласно ростовым и  возрастным особенностям детей. Вся мебель в групповом помещении №11 промаркирована в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.1249 – 03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

II. Содержательный раздел Программы.

В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры «Блоки Дьенеша», методика М.В.Кралиной  «Обучение детей логике», интернет-ресурсы.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

1 раз в квартал проводятся открытые мероприятия: «Игровые гостиные», «Школа Айкьюши», практикумы-тренинги, на которых родители совместно с детьми обучаются игровым приёмам, знакомятся с развивающими играми. Обратная связь с родителями воспитанников осуществляется через блог группы «Пчелки» http://butyrskaya23.blogspot.ru/

Учебный план.

Месяц

Количество занятий

Количество час

Сентябрь

4

2 ч.

Октябрь

4

2 ч.

Ноябрь

5

2 ч. 30 мин

Декабрь

4

2 ч.

Январь

4

2 ч.

Февраль

4

2 ч.

Март

4

2 ч.

Апрель

4

2ч.  

Май

4

2 ч.

Итого занятий за учебный год

33

18 ч. 30 мин

Календарный учебный график: Занятия проводятся каждую  среду  с 15 ч.30 мин.


III. Учебно-тематический план

№ и тема занятия

Игры

1. Тема: Знакомство с «Блоками Дьенеша»

1. Игра «Найди фигуру»

Задачи:

  • познакомить с блоками как с игровым материалом, помочь сориентироваться в данном материале;
  • обратить внимание детей на свойства блоков, учить выделять  блоки по одному из признаков (цвету, форме, размеру);
  • формировать представления о  геометрических фигурах, цвете, форме, величине;
  • развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку

2. Игра «Угощение»

Задачи:

  • способствовать развитию умения различать и правильно называть     основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Дать мишке все синие фигуры, зайчику — жёлтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме.

2. Тема: «Игры с фигурами»

1. Игра «Сколько?»

Задачи:

  • развивать умение выделять свойства геометрических фигур  (цвет, величину, толщину);
  • закреплять счет от 1 до 10;
  • упражнять в умении  задавать вопросы. Развивать мышление, внимание, память, речь.

2. Игра «Цепочки»

Задачи:

  • закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине;
  • развивать умения детей классифицировать фигуры по одному или нескольким признакам
  • учить устанавливать последовательность расположения фигур в ряду;
  • развивать логическое мышление;
  • упражнять в порядковом счете.

3. Тема: «Игры-загадки 1» 

1. Игра «Что изменилось?»

Задачи:

  • развивать навык зрительной памяти, произвольное внимание и кратковременную память;
  • закреплять в назывании свойств блоков.

В ряд несколько фигур, которые нужно запомнить, потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами.

2.Игра «Третий лишний?»

Задачи:

  • упражнять в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине.

4. Тема: «Игры-загадки 2»

1. Игра  «Парочки»

Задачи:

  • развивать умение классифицировать геометрические фигуры по нескольким признакам;
  • совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине;
  • развивать мышление;
  • развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

2. Игра «Чудесный мешочек»

Задачи:

  • закреплять знания о геометрических фигурах, о свойствах блоков;
  • развивать умение узнавать предметы на ощупь, выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их;

5.Тема: «Загадки от зверяток»

1. Игра «Паровозик»

Задачи:

  • упражнять в классификации блоков по двум, трем признакам: цвету и форме; форме и размеру; цвету, форме и размеру;
  • развивать логическое мышление.

Построить длинный паровоз» в разных вариантах от выбранной фигуры так,  чтобы рядом не было фигур одинаковых по одному, двум признакам.

2. Игра «Угадай-ка»

Задачи:

  • развивать  умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов;
  • обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т. д.).

6. Тема: «Превращения фигур с блоками Дьенеша»

1. Игра «Фабрика фигур»

Задачи:

  • формировать представление о символическом изображении вещей;
  • познакомить с карточками – символами и учить «читать» знаки, подбирать подходящие знаки к свойствам блоков;
  • воспитывать любознательность и интерес к новому.

2. Игра «Заселим домики»

Задачи:

  • развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение;  
  • учить детей работать с таблицами, закреплять понимание терминов «столбик» и «строка»;
  • развивать умение выбирать в пустые клетки блоки, удовлетворяющие сразу нескольким признакам;
  • развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление;
  • упражнять в порядковом счете.

7. Тема: «День рождения»

1. Игра «Угощение для медвежат»

Задачи:

  • развивать умение сравнивать предметы по 1-3 свойствам;
  • понимание слов «разные», «одинаковые»;
  • подводить к пониманию отрицания свойств, познакомить с карточками символами отрицания.

2. Игра  «Чудесный мешочек»

Задачи:

  • закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному признаку формы, развивать тактильные ощущения;
  • закреплять умение описывать словами цвет, форму и размер геометрической фигуры (три свойства фигуры).

8.Тема: «Художники»

1. Игра «Второй ряд»

Задачи:

  • развивать  умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку;
  • закреплять умение читать знаки - символы (признаки геометрических фигур: цвет, размер, форма);
  • выбирать необходимый блок из нескольких.

2. Игра «Художники»

Задачи:

  • закреплять навык обследования геометрических фигур приемом накладывания и обведения;
  • учить декодировать информацию о свойствах необходимых для конструирования блоков, составлять изображение предмета, ориентируясь на схему.

9. Тема: «Строители»

1. Игра  «Построй домик»

Задачи:

  • закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по трём признакам: цвет и форма, величина;
  • способствовать развитию конструктивных умений, выполнять действия, согласно определенному правилу;
  • учить детей «читать» (декодировать) информацию об описании блоков  в схематичном изображении «дом».

2. Игра «Отрицание цвета»

Задачи: 

  • формировать умение подбирать фигуры по инструкции, пользуясь символикой отрицания цвета;
  • развивать умение выявлять и абстрагировать свойства предметов;
  • развивать планирующую функцию речи, умение доказывать правильность своих решений.

10. Тема: «Путешествие в цветочную страну»

1. Игра  «Садовники» 

Задачи:

  • способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умения расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям;
  • формировать умение выделять одновременно три признака геометрических фигур, действовать, согласно заданному правилу;
  • развивать навык ориентировки на плоскости.

2. Игра: «Нарисуй цветок»

Задачи:

  • формировать навык кодирования и декодирования информации о фигурах по знаково-символическим обозначениям.
  • развивать умение абстрагировать и удерживать в памяти одно, два или три свойства;
  • развивать воображение, фантазию в процессе «превращения», дорисовывания  фигур в предметы.

11. Тема: «Волшебники»

1. Игра «Волшебные камни»

Задачи: 

  • формировать навык кодирования информации о свойствах блоков;
  • учить детей ориентировать на плоскости и  называть расположение блоков «внутри» и «вне» круга.

2. Игра «Дружат» - «не дружат»

Задачи:

  • развивать умение находить сходство и различие между предметами;
  • учить с помощью знака обозначать свойство сходства или различия блоков.

12. Тема: «Машинки для друзей»

1.Игра «Где, чей гараж»

Задачи:

  • развивать способность  классифицировать по общим свойствам;
  • использовать детали в соответствии с символикой отрицания формы;
  • развивать внимание, логическое мышление, память.

2. Игра «Построй машину»

Задачи:

  • формировать навык кодирования и декодирования информации о фигурах по знаково-символическим обозначениям;
  • закреплять навык обследования геометрических фигур приемом накладывания и обведения.

13. Тема: «Помощники»

1. Игра «Помоги Незнайке»

Задачи:

  • учить рассказывать о блоках, переводя в слова то, что обозначает карточка;
  • развивать умение по-разному рассказывать про свойства фигур: цвет, форму и так далее.

Например, о желтом прямоугольном блоке можно сказать, что он не красный и не синий, по форме не круглый, не треугольный, толстый (тонкий), большой (маленький).                                                                                                                                 2.Игра «Раздели блоки»

Задачи:

  • продолжать учить детей разбивать множество по трем совместным свойствам, производить логические операции «не», «и», «или»;
  • развивать доказательность мышления.

14. Тема: «В волшебном лесу»

1. Игра «Волшебное дерево»

Задачи: 

  • развивать представление детей о символическом изображении предметов;
  • упражнять в классификации блоков по трём признакам и умении выделять основные признаки;
  •  развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.

2. Игра «Помогите Мишке собрать фигуры»

Задачи:

  • закрепить знания символики описания свойств;
  • упражнять в «чтении» описания свойств блоков и нахождении их в группе других блоков.

15. Тема: «Путешествие на Фабрику фигур»

1. Игра «Художники»

Задачи:

  • закреплять навык обследования геометрических фигур,  умения находить блоки по описанию и составлять из них изображение;
  • упражнять в обведении готового изображения на листе.

2. Игра «Фабрика фигур»

Задачи:        

  • развивать умение изменять фигуру по одному или нескольким признакам одновременно;
  • развивать логическое мышление, восприятие;
  • формировать доказательную сторону речи.

16.Тема: «Фантазёры»

1. Игра: «Транспорт к выезду готов»

Задачи:

  • развивать воображение, умение самостоятельно придумать и выкладывать из Блоков Дьенеша фигуру транспорта по замыслу;
  • формировать навык обведения  готового изображения, развивать зрительно-моторную координацию.

2. Игра «Строим дорожку по схеме»

Задачи:

  • учить детей понимать графическую схему и следовать ей;
  • развивать умение выкладывать дорожки с учетом чередования свойств блоков;
  • развивать умение находить связи, зависимости и закономерности.

17.Тема: «Фотографы»

1. Игра  «Чудесный мешочек» (в парах)

Задачи:

  • развивать умение описывать фигуру по тактильным ощущениям, находить названные символы признаков, развивать тактильные ощущения;
  • учить детей оценивать работу пары, проверять результат.

2. Игра «Фотографы»

Задачи:

  • учить детей кодировать информацию об изображении объекта с помощью знаково-симолической системы;
  • развивать  речь за счет активизации словаря, умения объяснять свою позицию;
  • развивать логическое мышление, творчество, внимание.

18.Тема: «Волшебная дверь»

1. Игра «Что изменилось?»

Задачи: 

  • упражнять в умении классифицировать предмет по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина);
  • формировать умение сравнивать, обобщать, декодировать информацию,

определять, называть изменяющийся признак объекта и обозначать его символом.

2. Игра  « Угадай фигуру»

Задачи:

  • развивать способность кодировать и декодировать информацию о свойствах, называть их.

19.Тема: «Строители»

1. Игра «Восстанови разрушенный город»

Задачи:

  • продолжать учить детей выкладывать (строить) дома по схемам;
  • формировать понятие об отрицании (классификация по одному свойству);
  • развивать умение читать кодовые обозначения;
  • развивать конструктивные умения, творчество, фантазию;
  • развивать речь, за счет активизации словаря, умения объяснить свою позицию.

2. Игра  «Подбери ключ к замку»

Задачи:

  • развивать способность декодировать информацию, изображенную на карточке;
  • уметь выбирать блоки по заданным свойствам,  самостоятельно решать поставленную задачу;
  • упражнять в сравнении предметов по нескольким признакам, рассуждать по ходу сравнения.

20.Тема: «Машины будущего»

1. Игра «Волшебный город»

Задачи:

  • закреплять навык декодирования информации о предметах (блоках);
  • развивать конструктивные умения;
  • закреплять понятие об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не»;
  • формировать опыт работы в команде, нахождения и исправления ошибок.

2. Игра «Придумай свой автомобиль»

Задачи:

  • развивать конструктивные умения, творчество, фантазию, представления о транспорте;
  • учить детей совместному с воспитателем кодированию информации о блоках символами;
  • упражнять в зарисовке придуманных изображений, развивать зрительно-моторную координацию;
  • развивать навык саморефлексии, адекватной оценки результата.

21.  Тема: «Думай, играй, отгадывай»

(с использованием методики М.В.Кралиной)

1. Игра «Что бывает такое?»

Задачи:

  • развивать умение читать кодовые обозначения;
  • развивать зрительное восприятие, мышление (элементов логического мышления,  операции анализа и классификации);
  • познакомить с символом, обозначающим новое свойство предмета: вкус.

2. Игра «Загадай предмет»

Задачи:

  • учить самостоятельно кодировать (зашифровывать) информацию о предметах – продуктах, составлять небольшие рассказы-загадки;
  • развивать логическое мышление, внимание, память;
  • активизировать словарь за счет качественных прилагательных.

22. Тема: «Как друзья ходили в зоопарк»

(с использованием методики М.В.Кралиной)

2.  Игра «Зоопарк»

Задачи:

  • развивать конструктивные умения с опорой на схематичную модель;
  • развивать умение декодировать информацию о блоках;
  • закреплять представления детей об обитателях зоопарка: животных, птицах и т.д.

2. Игра «Угощение»

Задачи:

  • способствовать развитию умения выделять и называть одновременно три  признака предмета, в том числе «отрицание»;
  • упражнять в различении и назывании геометрических фигур.
  • развивать умение читать кодовые обозначения, закреплять счетные навыки и умения.

23. Тема: «Загадки с фигурами»

1. Игра «Найди ошибку»

Задачи:

  • развивать способность декодировать знаково-символическую информацию, изображенную на карточке;
  • развивать у детей внимание, умение находить несоответствие в знаково-символическом обозначении и самим блоком;
  • развивать речь, за счет активизации словаря, умения объяснить свою позицию.

2. Игра «Разложи фигуры по конвертам»

Задачи:        

  • развивать умение абстрагировать свойства предметов;
  • упражнять в декодировании информации о свойствах предметов;
  • закреплять представления о геометрических фигурах;
  • упражнять в счете.

24. Тема: «Магазин»

(с использованием методики М.В.Кралиной)

1. Игра «Отгадай фрукт или овощ»

Задачи:

  • познакомить детей с символическим обозначением нового свойства предметов: где растет, использование в пищу;
  • учить декодировать информацию об овощах и фруктах по знаково-символическим обозначениям;
  • закреплять обобщающие понятия, представления об овощах и фруктах.

2. Игра «Помоги Торопыжке посчитать чего и сколько»

Задачи:

  • упражнять в «чтении» знаково-символических обозначений;
  • закреплять навык прямого и порядкового счета, знание цифр;
  • закреплять обобщающие понятия, представления об овощах и фруктах.

25. Тема: «В гостях у Снеговиков»

(с использованием методики М.В.Кралиной)

1. Игра «Расскажи про снеговика»

Задачи:

  • развивать умение самостоятельно кодировать информацию о предметах (частях снеговика);
  • упражнять в счете, различении геометрических фигур;
  • развивать связную речь, умение описывать предмет, опираясь на знаково-символические обозначения.

2. Игра «Конкурс красоты снеговиков»

Задачи:

  • развивать творческое воображение, навык ориентировки в пространстве;
  • учить самостоятельно заполнять таблицу (кодировать информацию об изображении снеговика);
  • развивать память, внимание, способность к моделированию.

26. Тема: «Загадки Фитиля и Торопыжки»

(с использованием методики М.В.Кралиной)

1. Игра «Отгадай признак»

Задачи:

  • формировать умение сравнивать, обобщать, кодировать информацию о блоках;
  • учить детей сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости.

2. Игра «Назови…, но не…»

Задачи:

  • закреплять понятие об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не»;
  • развивать умение классифицировать предметы по нескольким признакам;
  • закреплять обобщающие понятия.

27. Тема: «Загадки Карандашкина»

1. Игра «Отгадай слова, зашифрованные в рисунках»

Задачи:

  • упражнять в декодировании информации, замене одного символа на противоположный;
  • активизировать в речи слова-антонимы;
  • развивать логическое мышление, умение объяснять свою точку зрения и свой выбор.

2. Игра «Пирамида»

Задачи:

  • закрепить представления о геометрических фигурах;
  • развивать умение читать кодовое слово;
  • развивать конструктивные умения, фантазию, творчество;
  • закреплять навык прямого и порядкового счета.

28. Тема: «Новоселье»

1. Игра «Этажи»

Задачи: 

  • развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам;
  • упражнять в счете;
  •  развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

2. Игра «Подарки для друзей»

Задачи:

  • развивать воображение, умение придумывать изображения простых предметов из 4-5 блоков;
  •  формировать умение самостоятельно кодировать информацию о необходимых для изображения предмета блоков.

29. Тема: «Праздник в стране Блоков»

1. Игра «Воздушные шары»

Задачи:

  • развивать слуховое восприятие; восприятие формы, цвета, величины;
  • формировать навык декодировки информации о предметах на слух;
  • развивать пространственную ориентировку, навык порядкового счета.

2. Игра «Садовники»

Задачи:

  • способствовать развитию способности действия наглядного моделирования;
  • формировать умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям;
  • развивать способность выделять одновременно три (четыре) признака геометрических фигур, действовать, согласно заданному правилу.

30. Тема: «Сказка «В царстве блоков»

1.  Игра «В царстве блоков»

Задачи:

  • развивать умение читать кодовое слово;
  • развивать конструктивные умения, фантазию, творчество;

развивать творческое мышление

2.  Игра «Найди клад»

Задачи: 

  • совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине;
  • развивать мышление.

31. Тема: «В гостях в стране Муравии»

1.  Игра «Четвертый лишний»

Задачи:

  • учить определять лишнюю фишку, ориентироваться на наличие - отсутствие общего признака (цвета, формы, размера, высоты).

2.  Игра «Помоги муравьишкам».

Задачи:

  • развивать устойчивость связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства.

32.Тема: «Играем с блоками»

1. Игра «Муравьиная цепочка»

Задачи:

  • развивать умения расшифровывать информацию, изображённую на карточке, видоизменять свойства предметов в соответствии с символами;
  • закреплять навыки работы по правилам.

1. Игра «Необычные фигуры»

Задачи:

  • развивать способности к анализу, абстрагированию;
  • формировать умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм — «выращивание дерева»);
  • развивать творческое мышление, воображение.

33. Тема: «Игры парами»

1.  Игра «Улитка» 
Задачи:

  • закреплять умение классифицировать блоки по двум признакам (цвет и форма);
  • закреплять умение отражает в речи цвет, форму предмета»

2. Игра «Найди пару»

Задачи 

  • развивать восприятие, внимание;
  • развивать умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

III. Организационный раздел Программы

1. Материально-техническое обеспечение Программы

Мебель:

  • мебель в соответствии с антропометрическими данными детей  - столы 11 штук
  • стулья – 22 штуки
  • мольберт – 2 шт
  • коврограф – 1 шт
  • учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» - 21 шт
  • игры с логическими блоками Дьенеша «Давайте поиграем» - 1 шт.
  • альбомы «Блоки Дьенеша»; Лелявина, Б.Б. Финкельштейн; Издательство: СПб, Корвет, 1993 

Спасатели приходят на помощь. (Альбом заданий. Блоки Дьенеша); СПб,ООО Корвет, 2010 

Лепим небылицы. (Альбом заданий. Блоки Дьенеша); СПб, ООО Корвет; 2010.

Поиск затонувшего клада (Альбом заданий. Блоки Дьенеша); СПб, ООО Корвет; 2010.

  • Раздаточный и демонстрационный материал: карточки с изображением символов.

2. Программно-методическое обеспечение

  • Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов /Под научной ред. А.А. Леонтьева/; М.: «Баллас», Издательский Дом РАО, 2003.
  • Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз-ступенька, два-ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд 3-е, дополненное и переработанное. М.: Издательство «Ювента», 2006.
  • Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до семи лет). / Науч. рук. Л.Г. Петерсон. - М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2011.
  • Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой - М.: Цветной мир, 2012.
  • Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения при​мерной основной общеобразовательной программы «Мир открытий» / Трифонова Е.В., Некрасова А.А. и др. - М.: Цветной мир, 2012.
  • Коробова Т.В. Начальная система игровых занятий с блоками Дьенеша для детей младшего дошкольного возраста; 2014.

  • Михайлова З. А., Носова Е. А. «Логико-математическое развитие дошкольников». – СПб.: ОООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128 С.
  • Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2007.

3. Организационные условия

Занятия проводятся в групповой комнате площадью  – 46,5 кв. м,  расположенной на втором этаже. В группе естественное освещение – 2 окна общая длина 8,38 м. В качестве источников искусственного света в группе используются светодиодные светильники. В качестве солнцезащитных устройств используются рулонные шторы светлых тонов.

IV. Мониторинг

Задачи

Критерии  оценки

Знание геометрических фигур и умение показать их по слову

-Называют все геометрические фигуры, находят по слову

-Называют, но сами найти по слову затрудняются

-Не знают

Знание 4-х свойств

Цвет

Форма

Величина

Толщина

-Знание всех 4-х свойств

-Частичное знание (2-3 свойства)

-Знание 1-го из 4-х свойств

Нахождение блоков по карточке-схеме

-Легко находят нужные блоки

-Находят по наводящим вопросам

-Затрудняются в поиске

Нахождение блоков по слову, удерживая в памяти

-Свободно находят нужные блоки

-Находят по наводящим вопросам

-Не справляются с поставленной задачей

Отсутствие свойства с использованием карточек «НЕ»

-Задача не составляет труда

-Требуется время для анализа

-Не могут найти нужный блок

Умение оперировать двумя свойствами

-Свободно оперируют 2-мя свойствами

-Требуется разъяснение

-Не справляются даже после разъяснения

Выявление умений оперировать 3-мя свойствами

-Легко ориентируются

-Требуется помощь

-Путаются даже после разъяснений

Уровни освоения

- Высокий

- Средний

- Низкий

Критерий

Умеет анализировать, делать выводы, классифицировать, обобщать и сравнивать.

Использует  занимательный игровой материал в играх самостоятельного характера.

Умеет сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме, толщине.

Умеет рассуждать, доказывать.

Развиты способности комбинаторного типа и мелкая моторика рук.

Способен к волевым усилиям.

Проявляет интерес к математическим играм.

V. Литература

  1. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
  2. Математика от трех до семи. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2006.
  3. Коробова Т. В; Начальная система игровых занятий с блоками Дьенеша для детей младшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие;. 2014.

  4. Михайлова З.А.,  Носова Е.А. .Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. ФГОС. ; «Детство-Пресс», 2016.

  5. Ильясова К. К. Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2015.  №22;.4. С. 35-40.
  6.  Финкельштейн Б., Лабутина Л. Альбом  «Спасатели приходят на помощь»; Санкт- Петербург,  ООО « Корвет».
  7. Финкельштейн Б., Лабутина Л.  Альбом «Праздник в стране блоков»; Санкт- Петербург, ООО « Корвет».
  8. Финкельштейн Б., Лабутина Л.  Альбом « Поиск затонувшего клада»;   Санкт- Петербург, ООО « Корвет».
  9. Интернет-ресурсы:

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/09/24/logiko-matematicheskoe-razvitie-detey-v-protsesse-igr-s        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»

Дополнительная образовательная программакружка познавательно-речевой направленности«Умники и Умницы»...

Дополнительная образовательная программа по художественно-творческому развитию детей «Умелые ручки» для детей: 5-7 лет

Целью образовательной деятельности является научить детей нетрадиционной технике художественного труда (декоративно-прикладного искусства). В процессе обучения дети знакомятся с такими техниками худож...

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»

Программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»Пояснительная записка программыI. Данная программа относится к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.II....

Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Креативные батичисты"

Целью созданной программы является содействие развития инициативы, выдумки и творчества детей через различные виды изобразительной и прикладной деятельности, знакомство с нетрадиционной техникой рисов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...

Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста группы «Ягодка» нетрадиционным приемам рисования «Веселые капельки».

Практическая значимость программыНетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возника...