Консультация для педагогов «Применение здоровье сберегающих технологий в математическом развитии у дошкольников»
консультация по математике

Султанова Людмила Энгельсовна

Добрый день, уважаемые коллеги!

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте задача номер один - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детейДошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Психологическое и эмоциональное состояние ребенка непосредственно влияет на его физиологию, в большой степени зависит от педагогических технологий, используемых в образовательном процессе.

По мнению многих специалистов, основным недостатком системы до-школьного воспитания является малоподвижность детей. Они много занимаются сидя, мало двигаются. Это плохо сказывается не только на физическом, но и на духовном развитии детей: у них снижается тонус нервной системы, угнетается психическая активность. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, снижены эмоциональный тонус и настроение, а это отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности. Поэтому поиск путей обновления традиционных форм обучения дошкольников, является важной задачей работников дошкольных учреждений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_matematike.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Применение здоровье сберегающих технологий

в математическом развитии у дошкольников»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте задача номер один - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детейДошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Психологическое и эмоциональное состояние ребенка непосредственно влияет на его физиологию, в большой степени зависит от педагогических технологий, используемых в образовательном процессе.

По мнению многих специалистов, основным недостатком системы до-школьного воспитания является малоподвижность детей. Они много занимаются сидя, мало двигаются. Это плохо сказывается не только на физическом, но и на духовном развитии детей: у них снижается тонус нервной системы, угнетается психическая активность. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, снижены эмоциональный тонус и настроение, а это отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности. Поэтому поиск путей обновления традиционных форм обучения дошкольников, является важной задачей работников дошкольных учреждений.

Принцип развивающего образования, который подразумевает не только получение ребенком определенных знаний, умений и навыков при освоении разделов программы, но и его всестороннее гармоничное развитие. А единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников невозможно без учета в работе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей. Интеграция предполагает не просто суммарное объединение отдельных элементов, а их синтез и в результате получение занятий, обладающих свойствами целостности.

Известные педагоги с древности до наших дней отмечают, что движе-ние является важным средством познания окружающего мира. Поэтому не следует ограничивать занятия в дошкольных учреждениях каким-либо одним видом деятельности. Чем разнообразнее по используемым видам деятельности и дидактическому материалу будут занятия, тем больший эффект они дадут. Чем полнее информация, получаемая ребенком от своих органов чувств, тем успешнее и разностороннее его развитие.

Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие дошкольника. В двига-тельной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства.

Математика – серьезная и сложная наука, особенно для детей дошко-льного возраста. Задачей дошкольного учреждения в области формирования элементарных математических представлений является развитие у ребенка интереса к математике и способности к логическому мышлению. Осуществляя деятельность в данном направлении, необходимо учитывать, что дошкольникуинтереснее всё познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, попутно не только овладевая четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир. Поэтому в дошкольных учреждениях формирование математических представлений должно осуществляться так, чтобы дети видели, что математика существует не сама по себе, что математические понятия отражают связи и отношения, свойственные предметам окружающего мира.

В настоящее время педагоги дошкольных организаций используют различные варианты организации обучения детей математике с применением здоровье сберегающих технологийПрименение в работе ДОУ здоровье сберегающих технологий помогает повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, формировать у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей

Цель здоровье сберегающих технологий в математическом разви-тии применительно к ребенку – это обеспечение высокого уровня реально-го здоровья ребенку детского сада и воспитание валеологической культуры в НОД по ФЭМП, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Выделяются группы здоровье сберегающих технологий применительно для математического развития :

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

- Динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релакса-ция, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Коррекционные технологии:

- Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотера-пия, технологии воздействия цветомтехнологии коррекции поведения, психогимнастика.

Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.

Формы организации здоровье сберегающей работы:

Организуя с детьми НОД по формированию элементарных математи-ческих представлений у дошкольников необходимо придерживаться реко-мендованного программой и САНПИНОМ времени продолжительности занятия. В средине образовательной деятельности обязательно проведение физкультминутки. Они являются обязательной составной частью образовательной деятельности. Перерывы между образовательной деятельностью должны составлять не менее 10 минут. Нод по формированию элементарных математических представлений должна проводится в первой половине дня.

Среди разнообразия физкультурных минуток, выделяются физкультминутки математического характера, которые необходимы, как составляющие любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей. Так как математические знания необходимы ребенку не ради знания, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание.

Физкультминутки математического характера – это небольшой ком-плекс физических упражнений, сопровождаемых стишками или песенками, направленные на развитие и закрепление математического счета, ориенти-ровки в пространстве, на снятие напряжения и усталости у детей, на поддержания интереса к занятию. Они включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Их можно проводить с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.

В физкультминутки обязательно включать гимнастику для глаз (Она способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения). Особое внимание надо уделять профилактике зрительных функций у дошкольников. Простейшие упражнения для глаз служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии. Эти упражнения не занимают много времени и, как показывает практика, нравятся детям.

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбаланси-рованность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. С этой целью используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии.

Пальчиковую гимнастику проводить индивидуально, либо с подгруппой детей. Так как она тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Она полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зави-сит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыха-тельные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.

Подвижные игры способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляют возможность развиватьпознавательный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей. Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений нужно стараться соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулировать допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивать или уменьшать количество повторений.

Кроме подвижных игр, можно использовать на непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в детском саду разнообразные упражнения в основных видах движений: ходьба; бросание и ловля мяча; упражнения на полосе препятствий.

Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.

В перерывах между занятиями, проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 минут, доступны детям с разным уровнем двигательной активности).

Заниматься математикой можно даже во время прогулки. Самое про-стое, что можно придумать, это считать определенные встречные предметы. Например, легковые машины, или грузовые, или все машины белого цвета, или всех встречных девочек, или мальчиков. Можно пересчитать этажи домов, а заодно и определить, что выше«пятиэтажка или дом в 2 этажа?». Проговаривая, например, такие фразы: "Посмотри, здесь стоят две красные машины и две синие. Всего - четыре. В песочнице играют два мальчика и три девочки. Всего пять детей" мы постепенно осваиваем состав числа. Предложить малышу на прогулке отыскивать "все, чего по два". Это непросто, но интересно. Скорее всего, сначала вы будете делать это сами, но постепенно и ребенок поймет смысл игры и будет вам помогать. Во время прогулки очень удобно знакомиться с понятиями "толстый - тонкий". Предложите малышу сравнить толщину деревьев во дворе: если ствол дерева легко обхватить руками, он тонкий, а если обхватить его не получается - значит, дерево толстое. Сравнивайте высоту деревьев, кустов, травы, домов, ширину проезжей части и тротуара, широкого моста и узенького мостика через речушку, длину ска-меек и т. п. Постепенно, через игру, малыш усвоит все эти понятия.

Цифры и числа присутствуют в нашей жизни ежедневно. С ранних лет мы учим ребенка количеству, счету и показываем ему цифры.

Старшие дошкольники и младшие школьники осваивают сложение и вычи-тание. А если объединить математику с подвижной игрой? Это возможно!

К тому же, это весело и полезно! Цель таких игр: воспитание интереса к физическим упражнениям и спорту, стремления к здоровому образу жизни средствами математических и логических игр.

В ходе работы с детьми можно использовать различные варианты организации обучения детей математике вместе с физическим развитием:

– наполнение математическим содержанием занятий по физкультуре;

– увеличение двигательной активности детей на занятиях по математике за счет включения в их содержание динамических пауз;

– совмещение физической и умственной нагрузки в ходе физкультурно-математических развлечений.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со свер-стниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Таким образом, применяя здоровье сберегающие технологии в математическом развитии, дети находятся в движении и через выполнение комплексных заданий постигают математические отношения и свойства объектов окружающего мира, а разнообразная двигательная активность снимает утомление, активизирует память, мышление.

Мозг дошкольника получает питание и кислород именно, когда двигается.

Движение - это жизнь, развитие. Двигайтесь, играйте с детьми и будьте здоровы и счастливы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общем родительском собрании на тему: "Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников". "Применение здоровье сберегающих технологий в повседневной жизни ребенка. Валеологические песенки-распевки".

В статье подняты вопросы здоровье сбережения, воспитания привычки"здорового образа жизни". Даны варианты валеологических песенок-распевок, которые родители могут использовать дома....

Методическая разработка по применению здоровье-сберегающих технологий и развитию физической культуры у дошкольников с использованием метода проектов

Данная методическая разработка посвящена одной из актуальных тем современного ДОУ: применению здоровье-сберегающих технологий с использованием инновационного метода проектов. Материал содержит подробн...

Консультация для воспитателей. Тема: "Применение здоровья сберегающих технологий в детском саду и семье"

Сохраанение и укрепление физического и психического здоровья детей. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Создавать условия для физического и психического развития у детей дошк...

НООД по математическому развитию с применением здоровье сберегающих технологий «Путешествие на остров математики»

Цель.Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия....

П Р О Е К Т " Применение здоровье сберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи."

П Р О Е К Т  " Применение здоровье сберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи."...