Конспект занятия по ФЭМП. «Сравнение предметов: больше, меньше, равно». Старшая группа.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Фархутдинова Светлана Закировна
  1. Конспект занятия по ФЭМП. Старшая группа. Тема:  «Сравнение предметов: больше, меньше, равно». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

ФЭМП . Старшая группа

Тема занятия: «Сравнение предметов: больше, меньше, равно».

Цель: сформировать представления о знаках  < и  >, умение использовать их для записи  результата сравнения по количеству групп предметов.

Задачи:

  • Образовательные задачи: познакомить со знаками  > и <, закрепить умение определять на предметной основе,  в какой группе количество предметов больше (меньше) и на сколько, навыки сравнения чисел; закрепить порядковый счёт.
  • Развивающие задачи: развивать умение работать самостоятельно; объяснять, рассуждать, доказывать, четко и понятно для окружающих излагать свои мысли.
  • Воспитательные задачи: формировать умение слушать товарищей и воспитателя, совершенствовать умение выполнять задания по плану воспитателя.

 

Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие, социально-комуникативное, речевое развитие.

Методы и приемы:

  • Наглядные - показ образца, способа действий, картинок.
  • Словесные - объяснение, вопросы, обсуждение.
  •  Практические - планирование выполнения задания, контроль и регулирование, анализ результатов, физминутка «Пузатый чайник», пальчиковая гимнастика «Посуда », работа на листочках.

Оборудование и материалы: 

  • Демонстрационные – игрушка Лунтик, 7 героев из мультфильма, математические знаки, предметы посуды, листочки с заданием «Поставь знак», «Дорисуй угощение».
  • Раздаточные – по 10 кругов и треугольников, счётные палочки, листочки с заданием «Поставь знак», «Дорисуй угощение».

Организация занятия:

В начале занятия дети стоят у доски на ковре. Рядом на столе располагается раздаточный материал. Затем во время физминутки дети присаживаются на стульчики возле доски. Для работы на листочках проходят за столы.

Ход занятия:

1 ч. Вводная.

- Ребята, чтобы наше занятие было интересным, сегодня к нам в гости пришли герои одного из ваших любимых мультфильмов. Отгадав загадку, вы узнаете из какого именно.

- Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Очень добрый, знаем мы.
(Лунтик) 

И сегодня мы встречаемся с Лунтиком и его друзьями (7).

- Кто первый из друзей Лунтика стоит в ряду?

- Который по счету Пчелёнок? Мила? Вупсень?

2 ч. Основная.

Проблемная ситуация.

- Баба Капа испекла вкусный пирог и пригласила всех друзей  Лунтика на чаепитие. Но у Лунтика возникли трудности – он не знает, сколько тарелок необходимо приготовить. Давайте ему поможем.

         На доске 7 героев мультфильма.

- Положите столько кругов (круги у каждого индивидуально), сколько друзей у Лунтика. Это тарелки для пирога.

- Сколько друзей? (7)

- Сколько кругов? (7)

- Всем хватит тарелок? (Да, их поровну)

- Какой знак можно поставить? (Равно)

- Какие математические знаки вы знаете? (знаки появляются на доске +,-, =, неравно)

- А теперь положите треугольников на два больше, чем кругов. Вдруг кто-то захочет добавки пирога.

- Сколько кругов? (7)

- Сколько треугольников?  (9)

- Можем мы использовать знак равно? (Ответы детей).

-Как можно назвать знак, если предметов не поровну? (Неравно)

- Почему? (Треугольников больше, чем кругов)

Знаки> и <.

Для обозначения понятий «больше»  или «меньше» тоже  используют знаки. Это > и <. Воспитатель вывешивает карточку с изображением знаков.

Эти знаки похожи на открытый клювик утёнка и сморят на то число, которое больше.

- Выложите из палочек знаки > и <.

Давайте вместе попробуем написать знаки пальчиком в воздухе.

-На что похожи знаки? 

Физминутка.

«Пузатый чайник»

Вот большой пузатый чайник.

Очень важный, как начальник.

Дети надули живот, одну руку поставили на пояс, другую изогнули.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные бедняжки.

Присели, одну руку поставили на пояс.

Вот серебряные ложки

Голова на тонкой ножке

Потянулись, сомкнули руки над головой, одну

ногу согнули в колене.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принёс

Вытянули руки вперед.

Для дальнейшей работы дети присаживаются на стульчики у доски. 

Сравнение чисел.

Пока Лунтик и баба Капа готовятся к приходу гостей, дедушка Шер решил помыть посуду. На доске появляется картинки и знаки, которые необходимо вставить.

- Сколько ложек? (8)

Один ребёнок выставляет цифру 8.

-Сколько вилок? (6)

Ребенок выставляет цифру 6.

-Чего больше ложек или вилок? (Ложек)

  • Чего меньше? (Вилок)
  • Давайте составим пары и проверим.
  • Вилок столько же, но без 2. 

Воспитатель выставляет знак  >.

  • Так какое число больше (меньше)?
  • На сколько?

-Сколько тарелок? (5) 

Ребенок выставляет цифру 5.

-Сколько чашек? (9)

Ребенок выставляет цифру 9.

Дети аналогично составляют пары.

-Чего больше тарелок или чашек? (чашек)

-Чего меньше? (тарелок)

-Какой знак нужно поставить?(<)

  • А в этой записи какое число больше, меньше?
  • На сколько?

Дети сравнивают количество посуды, выставляя цифры и знаки, воспитатель обращает внимание детей на правильное применение знаков.

- А теперь пройдите на свои места.

Пальчиковая гимнастика «Посуда».

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку .

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

- Посмотрите внимательно на картинки и поставьте знаки >,< или равно.

Самостоятельная работа детей на листочках.

Закрепление навыка сравнения чисел.

Работа у доски и на листочках.

- Молодцы, ребята! Лунтик рад, что вы ему помогли. Но он не уверен, запомнили ли вы, как правильно сравнивать числа. И поэтому, попросил нас приготовить угощения для гостей.

- Сколько конфет на рисунке справа? (4)

-  Какой знак стоит? (больше )

- Сколько конфет может находится в сахарнице слева? (5,6,7,8,9,10)

- Объясните, почему?(5 больше 4 и т.д.)

- Сколько вишен слева? (8)

- Какой стоит знак? (больше)

- Сколько вишен может находится слева? ( 1,2,3,4,5,6,7)

- Почему? ( 8 больше 1 и т.д.)

После проработки всех четырёх рисунков у доски дети выполняют задание на листочках.

Дорисуйте угощения, чтобы неравенства были правильными.

Молодцы! Спасибо! Мы помогли Лунтику приготовить угощения.  

3ч. Заключительная.

- Молодцы! Вы хорошо помогли Лунтику, и он с бабой Капой и дедом Шером могут встретить своих друзей.

- Что нового вы узнали, помогая Лунтику? Какие новые математические знаки узнали?

-Какое задание вам понравилось больше всего?

-Какое задание было трудным?

Оценка работы детей на занятии:

Мне понравилось, как внимательно меня слушали….

Правильно отвечали….

Аккуратно работали за столом….

Молодцы!

«Пузатый чайник»

Вот большой пузатый чайник.

Очень важный, как начальник.

Дети надули живот,

одну руку поставили на пояс,

другую изогнули.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные бедняжки.

Присели, одну руку поставили на пояс.

Вот серебряные ложки

Голова на тонкой ножке

Потянулись, сомкнули руки над головой,

одну ногу согнули в колене.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принёс

Вытянули руки вперед.

Пальчиковая гимнастика «Посуда».

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши

и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку .

(загибать пальчики по одному,

 начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному,

начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга,

хлопок в ладоши)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП "Сравнение предметов по ширине" 2 младшая группа

Конспект ОД по ФЭМП в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Конспект занятия по ФЭМП " На сколько больше, меньше"

Конспект по ФЭМП разработан в соответствии с программой Радуга для детей 5-6 лет....

конспект занятия по ФЭМП "Сравнение предметов по ширине и по длине.Счет до 5"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №25г. Кызыла РТ       Конспект НОД по ФЭМП в средней группепо теме: «Сравнение предме...

Конспект занятия "Сравнение предметов больше, меньше, равно"

Конспект занятия по ФЭМП Старшая группа. Тема "Сравнение предметов больше, меньше, равно"...

Конспект занятия по ФЭМП "Сравнение предметов по длине"

формировать умение детей располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по длине; формировать умение определять величину предметов на глаз, правильность заданий проверять путем соизмерения пр...

Сравнение предметов: больше, меньше, равно

Цель: сформировать представления о знаках  < и  >, умение использовать их для записи  результата сравнения по количеству групп предметов....