Опыт работы по развитию математических способностей детей дошкольного возраста на базе МБДОУ «Детский сад № 91»
учебно-методический материал по математике

Зяблова Екатерина Александровна

Здравствуйте, уважаемые коллеги. В данной публикации я рада поделиться с вами своим опытом работы по развитию математических способностей детей по программе "Математические ступеньки". Здесь я без утайки расскажу вам о положительных и отрицательных моментах личного опыта. Я очень сильно надеюсь, что эта информация будет для вас полезна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mat._razvitie_v_dou.pptx1.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы по развитию математических способностей детей дошкольного возраста на базе МБДОУ «Детский сад № 91» Подготовил воспитатель первой к валификационной категории Зяблова Е катерина Александровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 91» г. Владимира

Слайд 2

Опыт работы по развитию математических способностей детей Работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 91 комбинированного вида» г. Владимира Режим работы учреждения: пятидневная рабочая неделя с двенадцатичасовым пребыванием воспитанников с 07.00 до 19.00 Образовательная деятельность в ДОУ реализуется по «Основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 91» г. Владимира» Образовательная деятельность велась с группой детей старшего дошкольного возраста в количестве 24 человек

Слайд 3

Основная образовательная программа МБДОУ № 91 Основная образовательная программа МБДОУ № 91 г. Владимир охватывает возраст детей от 1,5 до 7 лет. Программа спроектирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования, организационно-педагогические условия образовательного процесса. Программа разработана в соответствии с требованиям ФГОС дошкольного образования к структуре основной образовательной программы с учётом требований Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, ориентированной на развитие физических интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств ребёнка, творческих способностей, а также, развитие предпосылок учебной деятельности.

Слайд 4

Выбор парциальной программы После группы раннего развития мы приняли детей к себе в среднем дошкольном возрасте. На первом родительском собрании мы рассказали родителям об особенностях развития детей среднего дошкольного возраста, об основных и парциальных программах, которые мы можем использовать для развития детей, в том числе для развития их математических способностей. Совместно с родителями для математического развития детей было принято решение использовать парциальную программу «Математические ступеньки» под авторством Колесниковой Е.В.

Слайд 5

«Математические ступеньки» В программе «Математические ступеньки» изложены: задачи и направления математического развития детей в разных возрастных группах ДОУ, которые разработаны с учетом достижений в области педагогики и психологии, с сохранением традиций общественного дошкольного воспитания; содержание и объем изучаемого материала, рассчитанного на четыре года пребывания ребенка в ДОУ, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей; последовательность проведения занятий в каждой возрастной группе; условия для ее реализации. Содержание программы определено на основе «От рождения до школы» Н.Е . Вераксы , представленной следующими разделами: количество и счет; величина; геометрические фигуры; ориентировка во времени и пространстве. Раздел «Содержание программы» по возрастным группам включает в себя: Программу на учебный год (по всем разделам ); Примерное планирование занятий (с сентября по апрель); Методические рекомендации (по всем разделам); Показатели развития.

Слайд 6

«Математические ступеньки» К программе добавлено наглядно-методическое обеспечение, с помощью которого реализуются ее цели и задачи. Программа предусматривает содержание трех составляющих: Учебно-методические пособия для педагога, в которых даны развернутые методические рекомендации. Рабочие тетради с развивающими заданиями, при выполнении которых дети будут последовательно усваивать поставленные задачи. Рабочая тетрадь с диагностическими заданиями, с помощью которой определяется уровень усвоения программы каждым ребенком и степень эффективности данной методики . Программа предусматривает комплекты на 4 возраста дошкольников: Вторая младшая группа (3-4 года) Средняя группа (4-5 лет) Старшая группа (5-6 лет) Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Слайд 7

Комплекты «Математические ступеньки»

Слайд 8

Работа с детьми по программе «Математические ступеньки» Совместно с родителями мы решили приобрести по два комплекта тетрадей для каждого ребёнка – один в группу, другой домой. Данное решение было обусловлено необходимостью закрепления пройденного материала в домашних условиях. Работа с детьми в группе шла на высоком уровне. За счёт красочного демонстрационного материала, ярких рабочих тетрадей, интересных и доступных заданий дети хорошо откликались на вовлечение в образовательную деятельность. Они с интересом выполняли все поставленные задачи и старались стремиться к освоению нового материала.

Слайд 9

Работа с детьми по программе «Математические ступеньки» В среднем дошкольном возрасте у нас не возникало трудностей с работой по данной программе. Но во втором полугодии текущего учебного года (старший дошкольный возраст) мы стали замечать, что дети без должного внимания выполняют задания, делая это на автоматизме, не проявляя интереса к материалу. Также дети стали допускать большее количество ошибок, чем ранее. Мы решили разобраться в сути проблемы, в следствие чего выяснили, что родители бегут вперёд программы, досрочно выполняя задания в рабочих тетрадях в домашних условиях. Разумеется, родители, не имея педагогической подготовки, не могут подать детям материал должным образом. Им труднее заинтересовать их, объяснить что-то новое без наглядного примера и подробного разбора темы занятия. Но это не только их ошибка, но и наша, как педагогов. Мы не напомнили родителям о том, что двигаться в процессе освоения материала нужно вместе с нами, а не впереди нас. Для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, мы составили грамотную и тактичную памятку для родителей по работе с тетрадями. Данный ход оказался действенным и работа по парциальной программе продолжилась в нормальном режиме.

Слайд 10

Развивающая среда Развивающая среда группы оказывает сильное влияние на развитие детей. Её можно использовать не только в процессе организованной образовательной деятельности, но и в свободное для детей время. Мы стараемся обогащать математический уголок группы и своевременно вносить в него необходимые изменения. Больший упор мы стараемся делать на автодидактический материал и на дидактические игры, так как на практике они показывают большую эффективность. В уголке настольных игр представлены: игры- ходилки и домино (для закрепления порядкового счёта), в конце второго полугодия мы внесли в него шашки (для развития логико-математической деятельности). В уголке математики представлены наборы «Сложи узор» и «Сложи квадрат», а так же наборы палочек Кюизинера . Невзирая на присутствие большого количества различных дидактических игр, мы не забываем о наглядности. В группе представлены: числовой ряд, «домики» с составом чисел, плакаты с математическими знаками +, -, =, >, < и примерами их использования. В конце второго полугодия мы внесли в группу обучающие часы. Также в математическом уголке есть сборник занимательных графических заданий на подготовку руки детей к письму. Эти задания напечатаны на листах формата А4 и лежат в свободном доступе, чтобы каждый ребёнок при желании мог воспользоваться ими.

Слайд 11

Математическое развитие детей в свободной деятельности Помимо фронтальной организованной образовательной деятельности, мы можем уделять некоторым детям время для индивидуальной работы, направленной на устранение пробелов в знаниях или на закрепление уже имеющихся у них понятий. Мы реализуем это в процессе игровой деятельности с различными дидактическими пособиями и играми. При внесении в развивающую среду группы нам достаточно обучить работе с материалом небольшую подгруппу детей, после чего они начинают самостоятельно передавать эти знания друг другу. Перед приёмами пищи мы стараемся не терять время, а проводить его с пользой. Периодически в устной форме решаем с детьми логические задачи и отгадываем математические загадки, заучиваем новые и повторяем уже знакомые считалочки. Во время прогулки мы устраиваем различные занимательные подвижные игры: классики, робот, быстрый счёт.

Слайд 12

Работа с родителями В группе мы стараемся вести как можно более тесную работу с родителями – родительские собрания, консультации, совместная деятельность, индивидуальные беседы. В приёмной нашей группы всегда присутствует информация о том, чем мы занимались сегодня. На информационном стенде неизменно находится сетка организованной образовательной деятельности. Также мы регулярно вносим информацию на актуальные темы и даже организовали мини-библиотеку полезной литературы для родителей. Для коллег-педагогов не секрет, что печатная информация на информационных стендах мало интересует родителей и на неё достаточно редко обращают внимание. Поэтому в своей работе мы отдаём большее предпочтение вербальным методам работы с родителями своих воспитанников.

Слайд 13

Работа с родителями К сожалению, в связи с нынешней эпидемиологической обстановкой, количество родительских собраний сведено к минимуму, консультации отсутствуют, а совместная деятельность (например, участие родителей в утренниках) под строжайшим запретом . В сложившейся ситуации на помощь приходят современные технологии. Общение с родителями проходит в новом ключе, к которому мы и они уже смогли адаптироваться. В своей группе мы применяем следующие методы работы с родителями: Чат в приложении Viber ; Родительские собрания и консультации через Zoom . Минусы подобной работы с родителями: Решение конкретных вопросов жизни группы затягивается Плюсы подобной работы: Есть возможность чаще делиться интересной информацией, не привязывая это к конкретному мероприятию; Есть время дать более обдуманный и грамотный ответ на поставленный родителем вопрос.

Слайд 14

Диагностика детей по методике О.А. Сафоновой В группе ежегодно проводится диагностический срез по О.А. Сафоновой в начале и в конце учебного года

Слайд 15

Выводы Резюмируя вышеизложенную информацию о математическом развитии детей в отдельно взятой группе ДОУ, можно сказать, что работа ведётся систематично и планомерно. Дети в полной мере осваивают знания, умения и навыки, предусмотренные основной примерной программой дошкольного учреждения в рамках области математического развития. Пробелы в освоении программы отсутствуют. Родители воспитанников с удовольствием принимают участие в развитии своих детей, интересуются их успехами и стремятся расширять диапазон их знаний. Большинство родителей позитивно воспринимает наши советы и старается им следовать. Совместная работа детского сада и семьи идёт слаженно, что положительно сказывается на развитии детей. Система работы, которая сложилась в нашей группе демонстрирует положительные результаты. Но мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать для себя новые методы и приёмы, способствующие развитию математических способностей детей и их гармоничному воспитанию и обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста с использованием математических сказок"

Вопросом формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги (начиная с Я.А. Коменского и заканчивая современными исследователями - Т.И.Ерофеевой, Н.Я. Бо...

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством математических сказок

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направ...

Опыт работы по развитию певческих навыков детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...

Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»

Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»...

Итоговая работа по дополнительной профессиональной программе повышение квалификации «Технологии развития математических способностей детей дошкольного возраста»

Перспективный план по развитию математических способностей детей средней группы в режиме дня ДОУ на неделю в соответствии с темой   «Транспорт»....

План работы по самообразованию на Тему: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

В дошкольном учреждении одной из главных задач является формирование и развитие математических способностей детей. Математическое развитие оказывает большое влияние на умственную деятельность детей, б...