Познавательно - исследовательский проект детей старшего дошкольного возраста «Часы и время»
проект по математике (старшая группа)

Крупчан Марина Алексеевна

Имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.

в ходе реализации проекта у детей будут сформированы знания о приборах измерения времени, длительности временных интервалов. Сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого. Сформируется  умение определять временные отношения (день – неделя – месяц)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chasy_i_vremya.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3» пгт. Нижний Одес

Познавательно - исследовательский проект

детей старшего дошкольного возраста

«Часы и время»

 

Выполнила:

Крупчан Марина Алексеевна,

  воспитатель

2021

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Итоговое мероприятие:  выставка детских работ, презентация проекта.

Вид проекта: познавательно – исследовательский

Цель проекта: формирование представлений детей о времени, часах, часовом механизме, развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.

Задачи проекта:

- познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем, со значением их в жизни людей;

- систематизировать и обобщить знания детей о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времён года;

- научить определять время по часам с точностью до 1 часа;

-  развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем;

-  развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории, развивать поисковую деятельность, творческую активность;

- расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов;

- содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе;

- создавать благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.

Образовательная область: познавательное развитие.

Продолжительность проекта: краткосрочный  (с 08 ноября по 19 ноября  2021 года).

Участники: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Ожидаемые результаты: в ходе реализации проекта у детей будут сформированы знания о приборах измерения времени, длительности временных интервалов. Сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого. Сформируется  умение определять временные отношения (день – неделя – месяц), время по часам с точностью до 1 часа, умение регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Актуальность проекта: в процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.).

        Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток.

        Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребёнка.

Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как ещё не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени.

         Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I. Организационный (подготовительный) этап

Виды деятельности

Методы и формы работы

Сроки исполнения

Результат

Разработка плана мероприятия

Беседа, круглый стол, консультации для родителей

08.11- 10.11.

2021

1. Составлен план мероприятий на период

2. Помещены в информационном уголке для родителей консультации на темы:

-  «Какие бывают часы?»,

 - «Прочитайте детям»,

- «Мои первые часы»,

- «Формирование чувства времени у детей старшего дошкольного возраста»,

- «Развитие временных представлений

у дошкольников подготовительной к школе группы»

Оснащение предметно-развивающей среды

Подбор дидактического и наглядного материала, дидактических игр, подбор иллюстраций и картин по теме, изготовление атрибутов к СРИ

08.11 - 18.11.

2021

Дополнен дидактический и наглядный материал, дидактические игры, иллюстрации картин по данной теме, изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм:

«магазин», «семья», «библиотека»

Дополнительное изучение литературы по тематике

08.11 - 10.11.

2021

Т.А. Шорыгина «Беседы о пространстве и времени».

 Методическое пособие

Подобраны художественные произведения:

- И.И. Коботина «Рассказы о часах»,

- Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса»,

- Э. Котляр «Часы и часики»,

- Г. Остер «38 попугаев. Завтра будет завтра»

- И. Мирошникова «Стихи про часы и о времени»,

 - С.Маршак «Мы в часы мячом попали»

Подбор художественной литературы

Демонстрация презентации

Подготовка материала к презентации

09.11.2021

Созданы   презентации для детей на темы:  «Путешествие в прошлое часов»

Изготовление альбома «Виды часов»

Подготовка материала к   изготовлению альбома

10.11.2021

Изготовлены  альбомы

«Виды часов», «Старинные часы»

II. Основной (деятельностный) этап

Виды деятельности

Методы и формы работы

Сроки исполнения

Результат

Работа с детьми

Познавательное развитие

Познавательно – исследовательская деятельность

Непосредственно образовательная деятельность.

Создание и решение  проблемных ситуаций

Наблюдение, экспериментирование. Беседы.

Просмотр мультимедийных презентаций.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

09.11.2021

11.11.2021

15.11.2021

09.11.2021

16.11.2021

17.11.2021

Проведены:

1.  НОД на тему:

«В царстве часов».

2.  НОД по ФЭМП

«Формирование представлений о частях и времени суток».

3. НОД по ФЭМП

«Часы. Как узнать время»

4. НОД по развитию речи «Путешествие в прошлое часов»

(с презентацией)

5. Познавательная беседа - «Что я знаю о часах»,

- «Какие бывают часы?», 

 

6. Опытно – экспериментальная деятельность «Солнечные часы»

7. Собрана и оформлена коллекция часов.

8.Развивающие мультфильмы:

- «Тик так»;

- «Приключение часов»;

- «Математика. Определяем время по часам».

Социально – коммуникативное  развитие

      Игровая деятельность

Игры-экспериментирования с часами

дидактические, настольно-печатные игры, игровые упражнения, СРИ.

08.11 -19.11.

2021

Проведены дидактические игры:

- «Что раньше, что потом»,

-«Часы»,

- «Успей вовремя»,

- «Тик-так»,

- «Назови предыдущее и последующее число»,

-  «Назови сутки»,

-  «Мой день»,

- «Время»,

- «Учим время»,

-«Четвёртый лишний»,

- «Когда это бывает?»,

- СРИ «Магазин часов»,

- СРИ «Семья»

Коммуникативная

Беседа, составление и отгадывание загадок; составление рассказов, викторина

08.11 -17.11.

2021

Беседа:

- «Какие часы были давным - давно»,

- «Что мы делаем в разное время?»,

- «Что случится, если часы будут идти по- разному?»,

- «Часы у меня дома»,

- «Что я знаю о часах»,

- «Какие бывают часы?», 

- Викторина «Что мы знаем о часах».

Просмотр

мультфильмов:

- «Фиксики. Часы»,

- «Смешарики. Живые часы»,

- «Бобик в гостях у Барбоса»,

- «Паровозик из Ромашково»

Речевое развитие

Чтение художественной литературы

Чтение, рассказывание произведений беседа, заучивание стихотворений

08.11 – 19.11.

2021

Слушание стихотворений:

- «Что такое сутки»;

- «Утренние лучи»;

- «Часовая стрелка»;

- «Часы с боем».

Заучивание стихотворения:

«Часы с кукушкой»

Рассказывание сказки «Как мышка Хитрушка мышат времени учила»

Художественно - эстетическое развитие

Изобразительная

Творческая продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности, аппликация

Выставки продуктов детского творчества

10.11.2021

11.11.2021

17.11.2021

 15.11.2021

09.11.2021

Рисование:

- «Настенные часы с кукушкой»;

- «Мир часов»;
- «День и ночь»

Аппликация:

- «Наручные часы»

- Выставка «Наше творчество».

Лепка:

-  «Весёлые будильнички» (пластилинография)

Конструирование

Конструирование из бумаги (оригами).

Выставки продуктов детского творчества

16.11.2021

Конструирование:

- «Настенные часы» (коллективная работа)
 

Музыкальная

Слушание, пение, ритмические движения

08.11- 19.11.

2021

- Песенка «Тик-так»,

- Песенка «Ходят часики вот так…»

- Песенка «Фиксики. Часики тик-тик-так»

- Танец «Часики»

Взаимодействие с родителями

Домашнее задание - совместное изготовление макета часов родителями и детьми

Участие в создании коллекции часов.

08.11.- 18.11.

2021

- выставка совместного творчества родителей и  детей: поделки из бумаги.

- собраны образцы разных видов бумаги

Презентация  проекта «Интересный мир часов»

19.11.2021

Показ презентации проекта «Интересный мир часов»

Взаимодействие с педагогами (музыкальный руководитель).

Оказание помощи в  подготовке к  реализации проекта.

Подбор музыкальных произведений.

08.11 – 10.11.

2021

Подобраны музыкальные произведения:

- Песенка «Тик-так»,

- Песенка «Ходят часики вот так…»

- Песенка «Фиксики. Часики тик-тик-так»

-Танец «Часики»

III Итоговый этап - подведение итогов реализации проекта

Презентация проекта на родительском собрании  - 19.11.2021г.

Продукты проекта:

- создание мини-музея часов;

- создание альбомов  «Виды часов», «Старинные часы»;
- создание презентаций «Путешествие в прошлое часов».

      Анализ результатов реализации проекта позволяет сделать вывод, что поставленные задачи решены, о чем свидетельствует активизация воспитанников в получении  информации по теме, а также  проявление следующих интегративных качеств у воспитанников:

- у детей расширились представления о времени, часах, часовом механизме,

- проявляют интерес к истории возникновения различных видов часов,

- развились личностные качества, необходимые для дальнейшего обучения в школе: самостоятельность, любознательность, активность, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Литература:

1. Дыбина О.  Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001
2. Гризик Т. Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995
3. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14
4. Савенков А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2000
5. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004
6. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43
7. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. //

8. Корнеева О. «Определяем время по часам».

9. Безруких М., Филиппова Т. «Время. Часы».

10. Тарабина Т.И. «Детям о времени».

11. Лебеденко Е.Н. «Формирование представлений о времени о дошкольников».

12. Колесникова Е.В. «Математические ступеньки».

13. Шорыгина Т.А. «Беседы о пространстве и времени».

Ссылки на интернет ресурсы:

http://vospitateljam.ru/proekt-na-temu-zagadochnyj-mir-chasov/

http://ped-kopilka.ru/blogs/blog-borisovoi-eleny/proekt-udivitelnyi-mir-chasov.html

http://teksty-pesenok.ru/rus-detskie-pesni/tekst-pesni-ot-ulybki-stanet-vsem-svetl/1789237/

http://library.thinkguest.org

http://www.maam.ru/detskijsad/prazdnovanie-maslenicy-v-podgotovitelnoi-grupe-mbdou-detskii-sad-obscherazvivayuschego-vida-78-g-voronezh.html

http://pochemu4ka.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/zanjatija_konspekty/proekt_po_matematike_v_podgotovitelnoj_gruppe/206-1-0-2570


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование в старшей группе "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"

Перспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность детейстаршего дошкольного возраста»...

Познавательно- исследовательский проект «Насекомые» старшего дошкольного возраста

Познавательно-  исследовательский проект «Насекомые» старшего дошкольного возраста...

«Кто живет на дне морском?» познавательно исследовательский проект для старшего дошкольного возраста

Задачи исследования:1.                 Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме познавательного ...

План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2018-2019 гг. «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани План по самообразованию воспитателя старшей...

План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2020-2021 гг. Ф.И.О: Черновой Наталии Сергеевны Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Начало работы над темой:  сентябрь 2020 г.Предполагаемая дата окончания работы:  май 2021 г.Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития позна...

Познавательно- исследовательский проект детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир бумаги»

Формировать исследовательские умения детей в процессе ознакомления с окружающим миром-Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; о применениии рациональном использовании б...

Проект по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды»

Проект по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды»...