Открытое занятие *Письма Королевы математики*
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Гумарова Роза Валитьяновна

Продолжать знакомить с целым и частями, учить делить предмет на две, четыре части; уточнить знания о прямом и обратном счете; знания о геометрических фигурах, продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание.  Стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, познавательность. Развивать умение четко, быстро ориентироваться в пространстве.   Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, воспитывать интерес к занятиям математики.     Словарная работа:  целое, части, половинка, четвертинка, прямой и обратный счет, почтальон.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад «Родничок»»

                                    Село Сафакулево Сафакулевского района Курганской области

         

                 

                       

                     

                   

                        Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе

                                 «Письма Королевы Математики».

   

                                                                                                                             Воспитатель: Гумарова Р.В.  

       

                                                                 Октябрь 2021г.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе

     «Письма Королевы Математики».

Цели:                                                                                                                                                           Продолжать знакомить с целым и частями, учить делить предмет на две, четыре части; уточнить знания о прямом и обратном счете; знания о геометрических фигурах, продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание.                                                                                             Стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, познавательность. Развивать умение четко, быстро ориентироваться в пространстве.                                          Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, воспитывать интерес к занятиям математики.                                                                                                                                                  Словарная работа:  целое, части, половинка, четвертинка, прямой и обратный счет, почтальон.

Предварительная работа: решение примеров на сложение и вычитание; дидактические игры с цифрами, числами, геометрическими фигурами, индивидуальная работа.

   Ход занятия:                                                                                                                                                      Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг. Сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил нам письмо от королевы всех наук – Математики. Наверное, она хочет пригласить нас к себе в королевство. Но прежде, чем мы отправимся, я хочу вас проверить. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны на них быстро ответить. Готовы? (Разминка)

Какое сейчас время года?

Перечисли все зимние месяцы?

Сейчас утро или вечер?

Сегодня четверг, а завтра?

Назови дни недели, начиная с понедельника

Какой твой любимый день недели? Который он по счету?

Кто стоит справа от тебя?

Кто стоит сзади?

Чем измеряют время?

Какие арифметические знаки вы знаете?                                                                                             Молодцы, много вы уже знаете. Садитесь за столы и давайте посмотрим на письма, которые прислала королева Математика. Посмотрите внимательно и скажите, сколько писем принес почтальон?                                                                                                                                                        Правильно, почтальон принес 5 писем и все они разного цвета. Давайте откроем первое письмо. Какого оно цвета? (красное)                                                                                                                      Королева Математики пишет нам в своем письме о том, что ждет к себе в гости, но путь туда долог и труден, и нам надо будет выполнить немало разных заданий. Вот первое из них. Королева прислала  нам фотографии своих друзей. Давайте узнаем кого, как зовут. Я вам немного помогу. Одного из мальчиков зовут Коля – он в красном свитере и черных брюках. Который он по счету? (второй). Другого мальчика зовут Толя. Найдите, где стоит Толя относительно Коли, если мы знаем, что Толя одного роста с Колей  и Толя толще Коли (Толя стоит слева от Коли).                  Справа от Коли стоит Гриша. Во что он одет? Давайте сравним его с Толей по толщине (Толя толще, а Гриша – тоньше)                                                                                                                                          А этого мальчика зовут Игорь. Что  можно сказать про него, сравнивая его рост с ростом остальных мальчиков?                                                                                                                                                                     А последнего мальчика зовут Олег. Найдите и расскажите про него.                                           Молодцы, справились с этим заданием. Следующее задание в письме, которое расположено между синим и белым конвертами. Какой это конверт? (желтый).

Здесь задание на листочках. Но сначала приготовим пальчики для работы.

Пальчиковая гимнастика:                                                                                                  В гости к пальчику большому, прибежали прямо к дому:                              Указательный и средний, безымянный и последний.                                                                 Вот мизинчик – малышок, постучался на порог.                                                                    Вместе пальчики – друзья. Друг без друга им нельзя!                                                           Первое задание. Работаем на полоске с красным значком простым карандашом.                Изобразите геометрической формой предметы, которые я назову. Будьте внимательны, расстояние между фигурами 1 клетка.                                                                               Тарелка, дверь, крыша дома, огурец. Какие получились фигуры, назовите.                                 Как их можно назвать одним словом? (геометрические фигуры).                                             Сколько всего геометрических фигур? (5)                                                                                     А как мы получили число 5? (мы взяли 1 – круг, 1 – квадрат, 1 – треугольник, 1- прямоугольник, 1 – овал.  Всего 5 фигур)                                                                                                       Молодцы. А теперь следующий вопрос. Представьте, что у меня одно яблоко. Если я разделю его пополам, сколько гостей я смогу угостить? (2). А сколько гостей я смогу угостить, если разделю пополам 2 яблока? (4). А сейчас на полоске с синим значком зарисуйте ответ на вопрос: Сколько гостей можно угостить, если яблоко разделить на 4 части?                                                            А сейчас давайте отдохнем.                                                                                 Физкультминутка.                                                                                                                   Дует ветер нам в лицо                                                                                                           Закачалось деревцо.                                                                                                             Ветер тише, тише, тише,                                                                                                         Деревцо все выше, выше, выше.

Давайте посмотрим следующее письмо. Какой конверт расположен справа от конверта  с  цифрой 5 (белый, с цифрой 4)                                                                                                                                       Посмотрите, подул ветер и перепутал все цифры. Найдите и назовите все красные цифры от 1 до 9, а сейчас все черные цифры от 9 до 1.                                                                                                              Молодцы. И с этим заданием справились.                                                                                                       Давайте посмотрим, что в следующем письме. Следующее письмо у нас синего цвета. Какая цифра на синем конверте? В этом письме королева Математика сообщает нам, что мы уже совсем близко от ее замка.  Но на нашем пути оказался ручеек (ручей нарисован мелом на полу). Как же нам перейти через него? Нужен мостик. Вот у меня есть бруски разной длины. Надо выбрать те бруски, из которых можно построить мост (беру сама самый короткий брусок). Хватит ли длины этого бруска для постройки моста? Давайте измерим ширину речки этим бруском. Это будет условная мерка  (измеряю сама) Хвати этого бруска? Сколько еще надо таких брусков, чтобы перейти через речку? (еще один). А теперь при помощи этого бруска, нашей условной мерки, найдем нужный для мостика брусок.

У нас осталось одно письмо. Как про него можно сказать, какое оно? (зеленое, пятое, последнее). А в этом письме королева Математика спрятала для нас сюрприз. Но его нам надо найти. Здесь есть план. Давайте будем двигаться от доски вправо 5 шагов (на подоконнике находим коробочку). Дети садятся на места.                                                                                                                      Ребята, коробочку откроем тогда, когда вы скажете, чем мы занимались на занятии.                                                                                                                                  А сейчас положите головки на столы, закройте глаза (воспитатель включает музыку и раздает маленькие 5, делает анализ)                                                                                                                                  Все сегодня молодцы, хорошо занимались. И королева Математика передала вам свои сюрпризы.



Предварительный просмотр:

НОД Математическая квест- игра "Путешествие к Царице Математике"

Математическая квест-игра. «Путешествие к Царице математике». Для детей старшей группы.

Сценарий квест – игры «Путешествие к Царице Математики»

Цель: развивать интерес детей к математике через знакомство с новым видом деятельности - квест-игрой.

Задачи:        

Образовательные:

 -закреплять навык прямого и обратного счета, дней недели путем выстраивания числового ряда в прямом и обратном порядке;

закреплять представления детей о геометрических фигурах;

 -умение различать и сравнивать по свойствам (по цвету, форме) такие геометрические фигуры как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник;

-учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т.п.);

- закреплять умение решать простые арифметические задачи, используя логическое мышление.

Развивающие:

- развивать математические способности;

-развивать логическое мышление с помощью блоков Дьениша;

-развивать воображение, смекалку;

Воспитательные:

-воспитывать интерес к математическим знаниям;

- воспитывать  самостоятельность при выполнении заданий.

Оборудование: стульчики с номерами; письмо от Царицы Математики; подарок; 4 карточки с подсказками;  корзинка под ключи; блоки Дьениша; карточки с заданием на каждого ребенка; карточки  с цифрами на каждого ребёнка; таблички с обозначениями городов;

Ход занятия

Дети заходят в группу вместе с воспитателем,  встают в круг, и приветствуют друг друга.

Встанем рядышком, по кругу,           (идут по кругу держась за руки)

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:                            (Остановились)

Всем "Привет!" и "Добрый день!";         (махают левой и правой рукой)

Если каждый улыбнётся                         (улыбаются друг другу)

–Утро доброе начнётся.

–ДОБРОЕ УТРО!

Стук в дверь                                                                                              Воспитатель: Подождите ребята, кажется кто - то пришёл!                                         Принесли письмо                                                                                        Воспитатель: Ребята, нам принесли письмо знаете  от кого? От Царицы Математики! Хотите узнать, что там написано?                                                            Дети: Да!                                                                                                                  Воспитатель: Тогда слушайте.                                                                                      "Здравствуйте ребята! Предлагаю вам поучаствовать в математической квест - игре. Состоит квест-игра из четырёх этапов, пройдя которые вы получите заслуженную награду! Я, Царица Математики жду вас в своём замке и приготовила подарок.                                                                                                   Вам нужно найти четыре ключа. Подсказку, где искать первый ключ, вы найдёте на стульчике ,под №2. Там, где вы найдёте первый ключ, будет и подсказка, где искать второй ключ. И только после того, когда у вас будут все четыре ключа, я жду вас у себя в замке.                                                                   Царица Математики"                                                                                    Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие?                          Дети: Да!                                                                                                                                          Воспитатель: Куда мы с вами отправляемся?                                                                  Дети: К Царице  Математики                                                                             Воспитатель:  Мы отправляемся в гости, а в гостях ведут себя как?                        Ответы детей (хорошо, тихо, спокойно)                                                   Воспитатель:  Нам нужно найти 4 ключа, а собирать мы их будем в эту корзинку.                                                                                       Воспитатель: Хотите отправиться в  волшебное путешествие? Нам нужно побывать в 4х городах.  Сейчас мы произнесем волшебное заклинание и отправимся в путешествие.                                                                                          Раз, два, три, через правое плечо повернись….(звучит волшебная музыка)                                                                                                               Воспитатель: Мы уже на пути в волшебную страну Математики.                          Для того чтобы начать квест, нужно ответить на вопросы.                                      Вы готовы?                                                                                                                   Дети отвечают на вопросы                                                                                        Вопросы:                                                                                                                               - Сколько углов у квадрата?                                                                                                     - Сколько глаз у бегемота?                                                                                                        - Яблоко круглое или треугольное?                                                                                           -Что больше: пять или восемь?                                                                                                      - Сколько крыльев у вороны?                                                                                                    - Сколько глаз у светофора?                                                                                                         -Что меньше три или один?                                                                                                        - Сколько углов у треугольника?                                                           Воспитатель: Молодцы, правильно ответили на все вопросы. Можете отправляться на квест-игру, чтобы попасть в замок Царицы Математики, вспомните, где спрятана первая подсказка. Нужно найти эту подсказку, чтобы знать, где искать первый ключ.                                                                                            Дети: На стульчике с №2                                                                                                         Дети находят подсказку на спинке стульчике с №2.                                   Воспитатель читает подсказку: Первый ключ вы найдёте в городе Цифроград. Этот ключ хранит одна из цифр. А вот какая из цифр хранит этот ключ вы узнаете, после того как выполните первое задание.                                            Воспитатель: В какой город нам с вами нужно отправиться?                                 Дети: (В Цифроград)                                                                                                                                   Дети вместе с воспитателем идут в город Цифроград. (подходят к столу)                                                                                                    Воспитатель:  вот мы и пришли в город Цифроград. А задание для вас такое: . Воспитатель читает  задание (стоят)                                                                                         Ребята, Дни недели забыли свои имена. Давайте им напомним! Но сначала скажите, сколько дней в неделе?                                                                                      - Семь.                                                                                                                                                                     Дидактическая игра «Назови день недели».                                                             Вопросы:                                                                                                                                                                                   1. Какой день недели первый по счёту?                                                                                        2. Какой день недели идёт после понедельника?                                                                3. Как называется день недели, который наступит завтра?                                                4. Какой день недели стоит по счёту четвёртый?                                                              5. Какой день недели стоит между четвергом и субботой?                                                6. Какой день недели по счёту шестой?                                                                                     7. Какой день недели по счёту седьмой, самый последний? Воспитатель: Правильно, молодцы! Так какая из цифр является хранительницей ключа?                                                                                                                                                                                    Дети: Цифра 7                                                                                                                                                     Ребенок берет ключ, спрятанный за цифрой семь, там находят вторую подсказку.                                                                                                     Воспитатель: Молодцы! Задание выполнили. У нас есть первый ключ, давайте положим его в корзинку, чтобы не потерять!                                                                                          Дети кладут ключ в корзину                                                                                             Воспитатель: Вторая подсказка, хотите узнать, куда мы отправимся дальше? Второй ключ вы найдёте в городе Геометрических фигур.                                                               Дети отгадывают загадки.                                                                                                               2. Дидактическая игра «Отгадай фигуру».                                                                                        Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают геометрическую фигуру, о которой говорится в загадке.                                                                                                                  1. Три вершины,                                                                                                                                        Три угла,                                                                                                                                                                Три сторонки                                                                                                                                               Кто же я? (треугольник)                                                                                                                       Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на треугольник.                                                                                                                              2. Он давно знакомый мой,                                                                                                        Каждый угол в нем прямой,                                                                                                             Все четыре стороны                                                                                                         Одинаковой длины.                                                                                                                                            Вам его представить рад.                                                                                                                      А зовут его (квадрат).                                                                                                                         Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на квадрат.                                                                                                                                      3. Нет углов у меня                                                                                                                                      И похож на блюдце я,                                                                                                                              На тарелку и на крышку,                                                                                                                                    На кольцо, на колесо.                                                                                                                                        Кто же я такой, друзья?                                                                                                                     Назовите вы меня! (Круг)                                                                                                                        Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на круг.                                                                                                                                                          4. Эти фигуры по городу мчат,                                                                                                               в садики, школы развозят ребят.                                                                                             Едут автобус, троллейбус, трамвай.                                                                                             Ты на дороге, смотри, не зевай!                                                                                                      На эту фигуру похожи дома.                                                                                                                                О чем говорю я? Ответьте, друзья! (прямоугольник)                                                      5. Он похожий на яйцо                                                                                                                                 Или на мое лицо.                                                                                                                                      Вот такая есть окружность                                                                                                                        Очень странная наружность.                                                                                                       Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг (овал).

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на овал.                                                                                                                                                    Воспитатель: Сколько загадок мы отгадали?                                                                           Дети: 5загадок                                                                                                                                            Воспитатель: Значит под какой цифрой находится ключ?                                                                               Дети: Под цифрой 5                                                                                                                                                                  Дети берут второй ключ и подсказку под цифрой 5, ключ кладут в корзинку.                   

Воспитатель: У нас уже 2 ключа, а прежде, чем прочитать 3 подсказку,  давайте разомнемся.                                                                                                                                                  Физкультминутка                                                                                                                                                                         Раз – подняться, подтянуться.                                                                                                                                              Два – согнуться, разогнутся.                                                                                                                                                            Три – в ладоши три хлопка,                                                                                                                                        Головою три кивка.                                                                                                                               На четыре – руки шире.                                                                                                                                                          Пять – руками помахать.                                                                                                                                               Шесть – на место тихо сесть.                                                                                             Воспитатель: Хотите,  я прочитаю третью подсказку: Чтобы получить следующий ключ нужно отправиться в город «Сбежавших цифр.           Воспитатель:  Посмотрите на картинку и вставьте недостающие цифру в пустые клетки. Молодцы! Ключ находится под цифрой 3.                                                                                         Дети  находят  ключ и подсказку под цифрой 3, (кладут его в корзину) Воспитатель: А вот и четвёртая подсказка: Последний ключ вы найдете в городе «Задачкаград» А ключ находится под цифрой, которая спрятана в последней задаче.

Воспитатель: Ребята, вы готовы идти дальше?

Дети: Да!

Воспитатель: Куда мы теперь отправляемся?

Дети: В «Задачкаград»

Дети приходят в город «Задачкаград»                                                                                                                 Дети садятся на стульчики                                                                                  Воспитатель: Что это? Кажется, это оставили для нас! Хотите решить задачки?         

  Дети: Да!                                                                                                          Воспитатель: Слушайте внимательно! Решив задачку, вы мне                             показываете карточку с цифрой.                                                                                                                            Карандаш один у Миши, 
Карандаш один у Гриши.                                                                      

  Сколько же карандашей, 
У обоих малышей?                                                                                                                                 Дети показывают на веере цифру 2
На плетень взлетел петух. 
Повстречал еще там двух. 
Сколько стало петухов? 
У кого ответ готов?                                                                                                                            Дети показывают на веере цифру 3                                                                                                      Под кустом за полем ржи, 
Жили дружные ежи: 
Дочка, сын, отец и мать. 
Кто их может сосчитать?                                                                                                                                 Дети показывают на карточке с цифрой4                                                                          Воспитатель: Это была последняя задача. Под какой цифрой находится ключ?                                                                                                                                                             Дети:  Ключ находится под цифрой 4                                                                                                    дети находят  цифру 4, и берут ключ                                                                         Воспитатель: Ура! Мы справились. Сколько у нас ключей?                                                     Дети: 4                                                                                                                                                  Вот мы и добрались до замка. Входит Царица Математики.                              Царица Математики: Здравствуйте ребята! Я вас ждала. Понравилось вам путешествие?                                                                                                                      Дети: Да!                                                                                                                                                       Царица Математики: Расскажите, в каких городах вы сегодня побывали?        Дети: ответы детей                                                                                                                                 Царица Математики: Что вы там делали?                                                                      Дети:   Ответы детей(решали примеры ,отгадывали загадки)                                                          Царица Математики: Какой город вам понравился больше всего?                                                                 Ответы детей                                                                                                                                   Царица Математики: Ну, молодцы!                                                                                                                                                 Царица Математики: вот ваш приз! Ваша заслуженная награда. Надеюсь, что  мы увидимся  с вами, еще не один раз. А сейчас мне пора! До свидания!                                                                                                                                                            Дети получают подарок от Царицы Математики.                                                                      Дети: Спасибо! До свидания.                                                                                                                    Царица Математики уходит.                                                                                      Воспитатель: Я рада, что вам понравилось путешествовать! Я надеюсь, что Царица Математики нас позовет еще к себе в гости. Нам пора возвращаться!                                                                                                                                        Давайте встанем вкруг. Кто помнит,  через какое мы плечо поворачивались, когда отправлялись в путешествие?                                                                                                                Дети: Через правое!                                                                                                       Воспитатель: А теперь нам нужно повернуться через левое плечо!                                     Раз, два, три, через левое плечо повернись….(Звучит волшебная музыка)                                              Вот мы и снова в садике! А теперь нам нужно отдохнуть и погулять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Проделки Королевы Простуды"

Задачи:- формировать представление о здоровье, как одной из основных ценностей;-  расширять знания о профилактике простудных заболеваний; -  развивать интерес к познанию себя, своих воз...

конспект открытого занятия "Веселые уроки математики"

С веселыми загадками, считалками, стихами дети знакомятся с математикой.Дети не воспринимают материал, когда он дается монотонно и скучно, а в игрелюбой сложный материал запоминается и усваивается луч...

Конспект открытого занятия "Письмо Королевы математики" для детей подготовительной группы

Развитие интереса к математикке. Закрепление знаний о геометрических фигурах; знаний о числе 10. Научить детей составлять и раскладывать число 10 из двух меньших Учить выполнять действия и обосновыват...

Открытое занятие "В стране математики и развития речи"

Путешествие по островам: Сообрази, Подумай, Тик – так, Цифроград, Остров Чудес, выполнение заданий, написанное феей Математики и феей Развития  речи.Цель:учить образовывать слова с увеличит...

Методическая разработка открытого занятия «Снежная королева».

Это занятие для детей 5-6 лет с использованием артикуляционных и динамических упражнений,  речевых и пальчиковых игр, упражнений на развитие фонематических процессов, слушанием музыки с элементам...

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Письма Королевы Математики»

Дети с помощью воспитателя помогают справиться с заданиями Королевы Математики....

Конспект открытого занятия по математике «Письма Королевы Математики»

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе«Письма Королевы Математики»...