Конспект НОД по ФЭМП, программа "Игралочка" ( средняя группа)
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Машалгина Ирина Ивановна

Цель: создание условий для формирования элементарных математических представлений о пространственных отношениях «вверху», «внизу», «верхний», «нижний», 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_femp_tema_vnizu_vverhu_srednyaya_gruppa.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по Образовательной области «Познавательное развитие» - ФЭМП по курсу «Игралочка» часть 2 под ред. Л.Г. Петерсон.

средняя группа

Тема: «Пространственные отношения. Вверху, внизу».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель: создание условий для формирования элементарных математических представлений о пространственных отношениях «вверху», «внизу», «верхний», «нижний»,

Задачи:

 Образовательные:

  1. уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения.
  2. закрепить счет в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством предметов, умение распознавать изученные геометрические фигуры, определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов; (Познавательное развитие).

Развивающие:

  1. развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, умозаключения ( Речевое развитие);
  2. способствовать формированию у детей умения самостоятельного преодолевать затруднения под руководством воспитателя. Воспитательные:
  1. воспитывать привычку сообща играть, трудиться, заниматься, двигаться к постановленной цели. ( социально-коммуникативное развитие)

Методы и приемы:

Словесные (метод имитации, метод разговора, метод сочинения, рассказывания)

Рассказ. Вопросы 

Наглядные

Рассматривание картинок  Показ презентации

Практические методы

Работа с карточками.

Проблемно-поисковые методы:

Проектная деятельность, проблемные ситуации

Постановка проблемных ситуаций, вопросов

Самостоятельная работа

Логические методы:

Сопоставление и сравнение, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция, доказательства, обобщение и абстрагирование

Игровой метод

 Дидактические игры и упражнения

Создание ситуации успеха

Материалы к занятию:

Демонстрационный: интерактивная доска, изображение зайца, карточки с цифрами от 1 до 4.

Раздаточный: листы бумаги с нарисованными на них двумя полками, 3 круга разного размера, 2 квадрата разного размера, 1 треугольник, карточки с кругами разного цвета и размера от 1 до 4.

Ход занятия:

  1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую
деятельность.

Воспитатель включает на интерактивной доске изображение сказочных героев.

-Сегодня  я приглашаю вас отправится в гости в сказку.  Догадайтесь в какую ? :

В домике жила семья,

       Было трое нас, друзья,

       Папа, мама, и , конечно, я.

       Дружно жили, не тужили

       В лес по ягоды ходили.

        Назовите без подсказки

        Всех героев этой сказки

      (Дети выполняют задание на интерактивной доске.)

Воспитатель:

- Правильно, Три медведя.

-Кто еще был героем этой сказки ( Машенька).

Игра «Подбери к картинке тень»

Дидактические задачи: развивать приемы зрительного наложения, внимательность, наблюдательность, способствовать созданию положительного эмоционального настроя на занятие у детей

Воспитатель: Сегодня в гости к трем медведям мы с вами и отправимся.

  1. Актуализация знаний.
  1. Игра «Найди свое место».

Дидактические задачи: закрепить умение соотносить цифры 1-4 с
количеством предметов, тренировать мыслительные операции анализ и
сравнение.

Воспитатель: Чтобы зайти в дом к медведям, нужно разбиться на группы. У вас под стульчиками лежат карточки, возьмите и рассмотрите внимательно. (Каждый ребенок получает карточку, на которой нарисовано определенное количество точек — от 1 до 4)

- На столах разложены карточки с цифрами от 1 до 4.

- Посчитайте, сколько точек на вашей карточке и выберите нужный стол. (Дети должны соотнести количество точек на своей карточке с цифрой и сесть за нужный стол. Таким образом, за одним столом оказываются несколько с одинаковым количеством точек на своих карточках.)

3 . Открытие нового знания

Игра «Расставь посуду».

Дидактические задачи:

  1. уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения;
  2. закрепить счет в пределах 4, умение определять, называть и сравнивать свойства предметов, умение распознавать изученные геометрические фигуры;
  3. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь, сформировать опыт самоконтроля.

Дети сидят за столами. У каждого - лист бумаги с нарисованными
на нем двумя горизонтальными полосками (полками) и фигуры (посуда) - 3 круга разного размера, 2 квадрата разного размера и 1 треугольник. Цвет у фигур одинаковый.

Помогаете ли вы дома маме по хозяйству?

  • Что вы делаете по дому?

После ответов детей воспитатель хвалит их и предлагает помочь трем
медведям расставить посуду на полки.

  • Сколько полок на кухне у медведей?

Дети должны считать, согласовывая числительное с существительным в роде, — одна, две, всего две полки.

  • Покажите верхнюю полку, нижнюю полку.

Дети проводят по полкам пальцем и говорят: «Верхняя», «нижняя».

Медведи просят расставить посуду так, чтобы на нижней полке была
только не круглая посуда.

  • Сколько тарелок вы поставили на нижнюю полку?

Дети считают, согласовывая числительное с существительным в роде:
одна, две, три — всего три тарелки.

  • Какую форму имеют эти тарелки?
  • Сколько квадратных (треугольных) тарелок на нижней полке?
  • На верхнюю полку поставьте остальные тарелки.
  • Сколько тарелок вы поставили на верхнюю полку?
  • Чем похожи эти тарелки? (Они все круглые — у них одинаковая
    форма; они все желтые — у них одинаковый цвет.)
  • Чем отличаются тарелки? (У них разный размер.)
  • Как вы думаете, какая тарелка на верхней полке принадлежит Михаилу Ивановичу (Настасье Петровне, Мишутке)?

Дети должны назвать размер кругов: самый большой — тарелка для
Михаила Ивановича, круг поменьше — тарелка для Настасьи Петровны, а самый маленький — тарелочка для Мишутки.

Физкультминутка «Три медведя»

Три медведя в сказке жили,

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

В перевалочку ходили.

Идут переваливаясь из стороны в сторону.

К ним девчушка прибежала,

Бег на месте.

В дом зашла и увидала:

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Стол большущий у окна,

Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке.

Стула три – вот это да.

Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально.

Чашки три, и ложки три,

Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и

касаются округлыми пальцами друг друга.

Три кровати: посмотри.

Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

Ела Маша и пила,

Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту.

На кроватку прилегла

Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

И уснула сладким сном.

Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках.

Что случилось потом?

Руки слегка разводят в сторону.

Тут медведи воротились,

Идут переваливаясь из стороны в сторону.

Увидев Машу, рассердились.

Руки на пояс, делают сердитое лицо.

Маша очень испугалась

Изображают испуганное лицо.

И домой она умчалась.

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

  1. Затруднение в игровой ситуации

Игра «Накрой на стол».

Дидактические задачи:

  1. закрепить умение понимать и использовать в речи слова «верхний», «нижний», определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов;
  2. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь.

Дети садятся на свои места.

  • Медведи попросили достать посуду с верхней полки.

Дети должны снять три круга с листа и положить перед собой.

Воспитатель выставляет на доске  рядом с медведями изображение зайца. Пришел в гости заяц.

  • Как вы думаете, хватит ли тарелок на всех? (Нет.)
  • Почему вы думаете, что не хватит? (Потому что тарелок три, а
    зверушек за столом — четыре.)
  • Что нужно сделать, чтобы тарелок хватило всем? (Надо поставить
    на стол еще одну тарелку.)
  • Где можно взять недостающую тарелку? (С нижней полки.)

Дети берут одну фигуру с нижней полки.

  • Какую тарелку ты поставил зайцу? (Квадратную, треугольную.)
  • Чем тарелка зайца отличается от остальных тарелок? (Формой.)

Медведи благодарят детей за помощь и приглашают поиграть.

  1. Включение нового знания в систему знаний

Игра «Что где?».

Дидактические задачи:

  1. закрепить умение понимать и использовать в речи слова «вверху»,
    «внизу», связать их с движениями детей;
  2. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, речь.

Воспитатель: Ребята, мы хорошо потрудились ,помогли медведям, предлагаю вам отдохнуть и поиграть.  Выходите все на коврик.

- Я буду называть разные слова, вы слушайте внимательно правила. Если это находится вверху, говорите: «Вверху», и  поднимаете руки вверх. Если внизу, говорите : «Внизу»- приседаете на корточки.

  • Что у человека вверху (внизу)? (Вверху - голова, внизу — ноги.)

Слова: луна, птица, звезды, трава, земля, грибы, солнце, рыбы, самолет, автобус.

6. Итог занятия.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя, садятся на коврик.

  • У кого в гостях вы сегодня побывали?
  • Чем вы помогли медведям?

Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь
медведям потому, что хорошо считают, знают, где верх, а где — низ, и
не боятся трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (ориентировка во времени)

Занятие по математике в средней группе на расширение представлений о частях суток...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе детского сада

Занятие по ФЭМП всредней группе детского сада. Знакомство с планом (картой), закрепление пройденного материала....

Конспект занятие по ФЭМП в средней группе. «Сравнение двух групп предметов, разных по форме и высоте»

Конспект занятие по ФЭМП в средней группе. «Сравнение двух групп предметов, разных по форме и высоте»...

КОНСПЕКТ Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Счет в пределах 5. Геометрические фигуры»

КОНСПЕКТКонспект занятия по ФЭМП в средней группе«Счет в пределах 5. Геометрические фигуры»...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "Щенячий патруль" набирает в группу "Спасатель"

Конспект занятия по математике в средней группе: «Щенячий Патруль» набирает группу «Спасатель» Цель: Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошко...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Сравнение двух групп предметов»

Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар; закреплять умение различать и называть плоские геометрические фиг...