Доклад на семинаре для воспитателей на тему «Значение дидактических игры в обучении математике детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал по математике

Хузина Наталья Александровна

Доклад посвящен  вопросам формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_seminare_dlya_vospitateley.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Составила воспитатель Хузина Н.А.

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31»

г. Нижнекамск, Республика Татарстан

Доклад на семинаре для воспитателей.

Тема: «Значение дидактических игры в обучении математике детей дошкольного возраста»

Аннотация.

Доклад посвящен  вопросам формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр.

Доклад

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием. Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объемный предмет; чтобы елочные гирлянды были одинаковыми, нужно нарезать равные полоски бумаги; угощая кукол чаем, надо перед каждой поставить чашку... И многое, многое другое.

Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной умственной акселерации детей. Важно другое: активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. «Математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, может чётко обосновать свою позицию. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования игр.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок - “Новичок”, все для него полно новизны. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

В наше время игр много, и все они очень разнообразны по своей структуре, значению, целям использования. Но особое значение в обучении дошкольников имеет именно дидактическая игра. Дадим несколько определений дидактической игре, которые наиболее четко раскрывают ее педагогическую значимость.

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. [1,10]

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. [4, 13]

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного и умственного воспитания. У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель. М. Монтессори создала дидактический материл, построенный по принципу автодидактизма, который служил основой самовоспитания и самообучения детей непосредственной образовательной деятельностью в детском саду, систему дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию в продуктивной деятельности (лепка, рисование, складывание и вырезание из бумаги, плетение, вышивание). Соловьева Н. заключила, что максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока.

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время и учитель, и участник игры, он учит детей и играет с ними, а дети, играя, учатся.

Таким образом, можно выделить две очень важные функции дидактической игры.

Первая – учебная функция, направленная на организацию и дальнейшее совершенствование опыта детей, а также на формирование у них обобщенных представлений и способов действий.

Вторая важная функция – функция контроля за развитием детей. Дидактические игры часто используются для определения уровня развития детей, а также определения их умений и навыков.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название авто дидактизма.

Работая с детьми среднего возраста, на занятиях и в режимных моментах для развития элементарных математических представлений, я рекомендую использовать следующие дидактических игры, которые предлагает Султанова Марина Наумовна, автор программы «Путешествие в страну математике»:

1.Игра «Число» (Цели игры: Формировать навыки счета в пределах 5 на слух, а также знакомить с составом числа 3, 4, 5 на наглядной основе; развивать моторику рук, внимание).

2. Игра «Прятки» (Цели: Расширить понятие о числе (формировать предпосылки умения определять основание по счету и считать с разными основаниями); развивать речь).

3. Игра «Бруски» (Цель: закреплять знания о взаиморасположении тел в пространстве. Формировать понятие «перед», «между», «после», развивать помять и внимание).

4. Игра «Улица» (Цели игры: закреплять знание пространственных отношений - «до», «перед», «после», «за», «между»; развивать внимание, упражнять в умении удерживать в памяти до шести элементов; закреплять знания логических отношений - «большой-маленький», «высокий-низкий», «широкий-узкий», «толстый-тонкий», «длинный короткий»).

5. Игра «Что перепутал художник» (Цели: развивать предпосылки логического мышления, внимание, речь; закреплять знания детей о временах года и их признаках).

6. Игра «Геометрический сундучок» (Цели: закреплять знания детей о геометрических фигура и их свойствах; развивать умение составлять логическую последовательность, а также развивать внимание, моторику рук, воображение и логическое мышление; развивать способность составлять из частей целое).

7. Игра домино «Рыбки» (Цели: формировать умение группировать предметы по цвету и форме; закреплять знания основных цветов и плоскостных геометрических фигур; развивать пространственное воображение — формировать навык соотнесения фигуры по форме и цвету; развивать внимание).

8. Игра «Телефоны» (Цели: формировать навыки группирования по узору, по форме, по заданной последовательности геометрических фигур; закреплять знания плоскостных геометрических фигур; развивать пространственное воображение — формировать навык соотнесения фигуры по форме и цвету; развивать внимание, зрительное восприятие).

9. Игра «Собираем чемоданы» (Цель: развивать сенсорные способности и пространственное воображение — умение различать зашумленные картинки; развивать внимание).

10. Игра «Секрет» (Цели: развивать внимание, воображение, речь) [5;3-14]

Использование данных математических дидактических игр на занятиях и в режимных моментах облегчает решение многих задач, которые ставятся при развитии элементарных математических способностей дошкольников. Дидактические игры Султановой привлекаю своими особенностями. Прежде всего, это преобразование игр из настольных – в двигательные (дети играют, не сидя за столами, а передвигаясь по группе), затем особая образная подача (наличие мотивационного момента), наконец,учёт индивидуальных особенностей ребёнка (дифференцированный подход к детям разного уровня подготовленности в процессе игры).

Дидактические игры — игры обучающие. Используя их во время образовательной деятельности, я заметила, что они благотворно влияют на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствуют повышению уровня математического развития детей, а также на занятиях дети более активны и самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшается память, мышление, умение рассуждать, думать, а также, играя, ребята получают большой заряд положительных эмоций, который помогает детям крепить и расширить знания по математике.

Таким образом, дидактическая игра — игровая форма упражнений, без которых нельзя обойтись в обучении. Она помогает детям наиболее лучше и глубже приобрели знания, умения и навыки в той или иной области.

Список литературы

  1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992. – 150 с.
  2. Гришина Г.Н. Любимые детские игры /Г. Н. Гришина – М.: Просвещение, 1997. – 205 с.
  3. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников / Т. И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 1992. – 80с.
  4. Метлина Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя дет.сада. – 2-е изд, перераб. / Л.С. Метлина. М.: Педагогика, 1984. - 113 с.
  5. Султанова М. Н. Путешествие в страну математики: методические рекомендации к дидактическим играм для детей 4-5 лет / М. Н. Султанова. М.: Вентана-Граф, 2011. - 88 с.
  6. Султанова М. Н. Путешествие в страну математики: методическое пособие для воспитателей в средней группы детского сада / М. Н. Султанова. М.: Вентана-Граф, 2011. - 88 с.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение дидактической игры в ФЭМП у детей дошкольного возраста

Данная статья рассказывает о значении дидактических игр  в ФЭМП у детей дошкольного возраста...

Доклад на тему: «Значение дидактических игры в обучении математике детей дошкольного возраста»

Доклад на семинаре для воспитателей. Доклад посвящен  вопросам формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр...

Значение дидактической игры в ФЭМП у детей дошкольного возраста

Значение дидактической игрыв ФЭМП у детей дошкольного возрастаВ работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности де...

Методическая разработка в рамках аттестации "Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

Учёные - лингвисты считают, что многие педагоги недооценивают устную речь, обращая основное внимание на письменную. Это невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к то...

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста (часть 1)

laquo;Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».А. М. Горький...

Консультация для воспитателей на тему: «Значение бодрящей гимнастика после сна для детей дошкольного возраста»

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования-сохранить и поддержать здоровье ...