Методическая разработка по познавательному развитию с элементами ФЭМП на тему: «Космос» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по математике

Бондарева Оксана Геннадьевна

Методическая разработка по познавательному развитию с элементами ФЭМП на тему: «Космос» для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по познавательному развитию с элементами ФЭМП на тему: «Космос» для детей старшего дошкольного возраста

Форма: интегрированная по принципу объединения нескольких видов детской деятельности.

Цель: расширение знаний детей о космическом пространстве.

Задачи:

Обучающие: закреплять навыки ориентировки на плоскости, знания геометрических фигур, познакомить детей с понятием «Солнечная система», способствовать развитию логического мышления, закреплять состав чисел в пределах 10, формировать познавательные действия о космосе, звездах  и планетах.

Развивающие: развивать познавательные интересы, воображение, внимание, память, наблюдательность, любознательность

Воспитательные: способствовать формированию коммуникативных навыков, любви к родной стране, воспитывать интерес к познанию.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, презентация, мягкие модули, карточки с ракетами и цифрами для игры в математическое домино, плоскостные изображения ракет, геоконты, манеж с мячами разных размеров, мольберт.

Раздаточный материал: карандаши, ножницы, фломастер.

Словарная работа: ракето-носитель, космос, созвездия.

Предшествующая работа: беседы о космосе, отгадывание загадок, решение логических задач, наблюдение за вечерним небом, звездами, чтение художественной литературы по данной тематике, творческая деятельность.

Индивидуальная работа: заучивание стихотворения с Викой о космосе.

Методические приемы:

Игровой (игровой материал);

словесные (беседа, рассказ, обсуждение, вопросы, индивидуальные ответы детей);

наглядные (использование иллюстраций, мультимедийного оборудования);

практические (изобразительная деятельность, конструктивная)

 Ход образовательной деятельности.

I Вводная часть:

Дети сидят на паласе и рассматривают книгу о космосе.

Воспитатель. Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Воспитатель. Наше сегодняшнее путешествие в страну Математики посвящено космосу, звёздам и планетам. На каком транспорте мы можем попасть в таинственный космос?

Дети: На ракете, звездолёте, космическом корабле.

Воспитатель. Так давайте построим свой звездолёт.

Дети: Мы построим, мы построим,

Самый лучший звездолёт.

Всё проверим, всё устроим

И отправимся в полёт.

Та- та- та не страшна нам высота

Ете- ете -ете полетим в ракете,

Ты- ты- ты всё нам видно с высоты

Воспитатель. Мы прилетели. (Слайд 1)

 Мы с вами наблюдали за вечерним небом. Что вы увидели на нём?

Дети. Звёзды.

Воспитатель. А сколько их, вы смогли посчитать?

Дети. Нет. Их много.

Воспитатель. Да, их много. Сосчитать звёзды невозможно, их бесчисленное множество. Иногда мы с вами можем увидеть в небе, едва заметную светлую полосу. Что это?

(Слайд 2.) (Иллюстрация «млечный путь»)

Дети. Это млечный путь. Его назвали так за молочный цвет. Он состоит из огромного количества звёзд. Они так далеко от Земли, что сливаются в одну полосу.

Воспитатель. Кто знает стихотворение  о Млечном пути.

Ребенок: Млечный Путь прорезал ночь,

Как лыжня в снегу точь-в-точь.

Он искрится и сверкает,

А под утро в небе тает.

II Основная часть:

Воспитатель. Для того чтобы ориентироваться в звёздном небе, люди дали имена некоторым самым ярким звёздам и объединили звёзды в созвездия. (Слайд 3). На этом слайде вы видите созвездие, которое люди назвали Большой Медведицей.

Воспитатель. Кто знает стихотворение об этом созвездии.

Ребенок. Большая Медведица бродит в ночи,  

Зовёт медвежонка, ревёт и кричит.

Её медвежонок по небу плутал,

Подрос он и Малой Медведицей стал.

Воспитатель. Созвездие Большой Медведицы похоже на большой ковш, хотя на старинных картах звёздного неба люди вписывали это созвездие в изображение медведицы, потому что в него входят ещё многие звезды, менее яркие и заметные, чем звёзды, образующие ковш. Сколько звёзд образует сам ковш? Сосчитайте.

Дети. Сам ковш образуют четыре звезды.

Воспитатель. А сколько звёзд образует ручку ковша?

Дети. Ручку ковша образуют три звезды.

Воспитатель. Сравните количество звёзд, образующих сам ковш, и количество звёзд, образующих ручку ковша? Каких звёзд больше, а каких меньше?

Дети. Звёзд, образующих сам ковш, на одну звезду больше. Звёзд, образующих ручку ковша, на одну звезду меньше.

Воспитатель. Сколько всего звёзд образуют ковш с ручкой?

Дети. Всего семь звёзд образуют ковш с ручкой.

Воспитатель. Как получилось число «семь»?

Дети. Четыре звезды и три звезды вместе – это семь звёзд.

Воспитатель. Правильно. 

2. Игра «Математическое домино»

Воспитатель. Сейчас каждый из вас возьмёт себе одну карточку. Пересчитайте, сколько спутников и космических кораблей у каждого из вас на карточках. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Поставьте карточку под соответствующую цифру. (Дети выполняют задание).

Воспитатель. Молодцы.

Воспитатель. Из каких чисел состоит число «пять»?

Дети. Число «пять» состоит из чисел 1 и 4, или 2 и 3, или 3 и 2, или 4 и 1. (Слайд4)

Воспитатель. Из каких чисел состоит число «шесть»?

Дети. Число «шесть» состоит из чисел 1 и 5, или 2 и 4, или 3 и 3, или 4 и 2, или 5 и 1. (Слайд5)

Воспитатель. Отлично! Это было очень трудное задание. Похлопайте себе.

 3. Физкультминутка «Ракета».  (Слайд6)

А  сейчас  мы  с  вами,  дети,              Дети маршируют по кругу.

Полетаем  на  ракете

На  носки  приподнимись,                   Поднимаются на носки,

                                                              тянут  руки  вверх. Сомкнув их

А  потом  руки  вниз.                               Опускают руки.

Раз,  два, потянись.                             Вновь тянутся вверх

Вот  летит  ракета  ввысь!                   Бегут по кругу на носочках.

 4. Игра «Ракета»(Приглашаю вас за космические столы) (Слайд6)

Воспитатель. Я рассказывала вам, что космические ракеты-носители имеют несколько ступеней. Сейчас вы станете конструкторами и разделите вот эту ракету на четыре одинаковые по размеру ступени (части). Как вы это сделаете?

Дети. Мы сложим ракету пополам так, чтобы получились две одинаковые по размеру части, и фломастером проведём линию по сгибу. (Дети выполняют.)

Дети. Теперь мы перегнём каждую из половин ещё раз пополам, чтобы из каждой половины получились две одинаковые по размеру части, и опять проведём фломастером линии по сгибам. (Дети выполняют.)

Воспитатель. На сколько частей вы разделили ракету?

Дети. Мы разделили ракету на четыре одинаковые части.

Воспитатель. Какой частью ракеты является одна ступень?

 Дети. Одна ступень является четвёртой частью ракеты.

Воспитатель. Что больше – одна четвёртая часть ракеты или целая ракета?

Дети. Целая ракета больше, чем четвёртая её часть.

Воспитатель. Молодцы! Вы – классные конструкторы.

 5. Игра «Конструкторы космических кораблей».

(Работа с геоконтами.)  

Воспитатель. Вы остаётесь конструкторами космических кораблей, и сейчас каждый из вас сконструирует свой космический корабль. (Дети выполняют задание, а потом рассказывают, какие фигуры они использовали для создания изображения космического корабля.) Музыка

 6. Упражнение «Раскрась звёзды».

Воспитатель. В тёмном небе звёзды светят,

                        Космонавт летит в ракете.

Вот сколько звёзд сверкает в космосе!

Раскрасьте звезду в левом верхнем углу картинки синим карандашом. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Теперь  раскрасьте звезду в левом нижнем углу жёлтым карандашом. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Звезду в правом нижнем углу раскрасьте в синий цвет. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Звезду в правом верхнем углу раскрасьте в жёлтый цвет. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Все справились.

Приглашаю вас на космические стулья.

 7. Упражнение «Парад планет». (Перед детьми манеж с мячами разных размеров.)  (Слайд 7).

Воспитатель.  Вокруг Солнца вращается восемь планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Каждая планета движется вокруг Солнца по своему пути.

Кто знает стихотворение о планетах?

Хоровод планеты водят

В вышине, на небосводе.

Заключили Солнце в круг

И летят за другом друг.

Воспитатель: Представьте, что перед нами не мячи, а планеты Солнечной системы. Разложите их по порядку, от самой большой до самой маленькой, и сосчитайте по порядку.

Воспитатель. Правильно. Вы знаете, как называется самая большая планета Солнечной системы?

Дети. Да. Это Юпитер. Мы положили её первой. (Слайд 8)

Воспитатель. Как называется вторая по величине планета Солнечной системы?

Дети. Сатурн – это вторая по величине планета Солнечной системы. (Слайд 9)

Воспитатель. Какая планета по величине идет за Сатурном? (Слайд10)

Дети. Планета Уран

Воспитатель. И следующая планета? (Слайд 11)

Дети. Планета Нептун

Воспитатель. А которая по счёту в этом ряду Земля? (Слайд12)

Дети. Земля – пятая в этом ряду. Она примерно такая же по величине, как и Венера – шестая по величине планета Солнечной системы. (Слайд13)

Воспитатель. Следующая по величине после Венеры планета?

Дети. Планета Марс. (Слайд 14)

Воспитатель. Какая планета последняя по величине?

Дети. Планета Меркурий. (Слайд15)

III Заключительная часть:

Воспитатель. Молодцы! Вы очень многое знаете о космосе и планетах. Я горжусь вами!

Вот и закончилось наше космическое путешествие, строим ракету, чтоб вернутся домой.

Уважаемые космонавты, прошу всех занять свои места, мы отправляемся обратно на землю. С мягкой посадкой вас, с приземлением.

 Воспитатель. Расскажите о том, что вы сегодня интересного узнали. Что вас удивило? Что понравилось?

Воспитатель. А мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы. Спасибо вам. И вот эти раскраски напомнят вам о нашем космическом путешествии и доставят несколько минут радости при раскрашивании.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Космос вокруг нас»

Расширять представление детей о Солнечной системе, планетах, их спутников и орбит.  Знакомить детей с планетами Солнечной системы, с различными температурными режимами, с различной отдалённостью ...

Методическая разработка игры «Малыши потерялись» с использованием интерактивной технологии «Броуновское движение» для детей старшего дошкольного возраста

Игра разработана с использованием интерактивной технологии "Броуновское движение". Помимо обучающих задач решается задача, направленная на формирование коммуникативных навыков у детей...

Занимаемся дома. Упражнения и задания по развитию речи по теме Космос для детей старшего дошкольного возраста

Данный материал для домашних занятий родителей и  детей старшего дошкольного возраста по теме "Космос". В игровой форме родители могут закрепить знания детей о днях недели, загадать им ...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Космос» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: активизировать словарный запас детей по данной теме.Задачи:-развивать навыки творческого рассказывания;-уточнить знания детей о космосе; представление о планетах;- развивать логическое мышл...