Программа дополнительного образования на основе интеграции различных видов детской деятельности «Образ числа» Тема: «Учимся считать»
учебно-методический материал по математике (младшая группа)

Кузнецова - Попова Галина Николаевна

Цель: формирование математических понятий и представлений о количественном и порядковом числе, развитие кругозора ребёнка, его интеллекта, личностных качеств.

Задачи:

- Познакомить  с натуральным числом как результат счёта.

-Формировать представления о числах в пределах 5 на основе действий с конкретными предметными множествами.

-Учить считать по образцу и заданному числу, представленному в виде множества с участием анализаторов.

-Развивать внимание, память, креативность и вариативность мышления.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования на основе интеграции различных видов детской деятельности «Образ числа»                        Составила воспитатель Попова Г.Н.    

Тема: «Учимся считать»

Цель: формирование математических понятий и представлений о количественном и порядковом числе, развитие кругозора ребёнка, его интеллекта, личностных качеств.

Задачи:

- Познакомить  с натуральным числом как результат счёта.

-Формировать представления о числах в пределах 5 на основе действий с конкретными предметными множествами.

-Учить считать по образцу и заданному числу, представленному в виде множества с участием анализаторов.

-Развивать внимание, память, креативность и вариативность мышления.

Пояснительная записка                                                              

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич)

Проблема обучения дошкольников основам математики в современной жизни приобретает все большее значение. Это вызвано целым рядом причин: бурным развитием математической науки, проникновением ее в различные области знаний, обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Существенное значение для развития детей имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в младших классах средней школы.

Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период для создания первичных математических представлений, установления связи между основными математическими понятиями и реальными объектами окружающей действительности. Одним из основных математических понятий, которые должен усвоить ребёнок – это натуральное число. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования множествами и величинами: в процессе счёта предметов и в процессе измерения величин. Так, оперируя разнообразными множествами, дети учатся устанавливать равенство и неравенство множеств, называть количество словами: «больше», «меньше», «поровну». Сравнение конкретных множеств подготавливает детей к усвоению в последующем понятия числа. В процессе развития понятия о числе у ребенка устанавливается сложное и непрерывно изменяющееся взаимоотношение между непосредственным восприятием и системой счетных операций.

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий эффект. Многие видные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, А.Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета. Овладение счетом играет важную роль в умственном развитии ребенка.

Первоначальное усвоение счетных операций в дошкольном возрасте служит подготовкой к дальнейшему обучению математике в школе и, вместе с тем, оказывает многостороннее влияние на общее развитие детского мышления, способствуя формированию процессов анализа, синтеза, абстракции, обобщения.

Овладение порядковым счетом детьми второй младшей группы происходит в единстве с речевым развитием детей. Создание ситуаций, требующих разрешения определенных проблем, побуждающих детей пользоваться порядковым счетом уже в младшем дошкольном возрасте помогает понять значение счета, его математическую сущность и создает предпосылки для дальнейшего успешного обучения в школе.

В условиях рационально построенного обучения, учитывая возрастные возможности дошкольников, можно сформировать у них полноценные представления об отдельных математических понятиях. Обучение при этом рассматривается как непременное условие развития, которое в свою очередь становится управляемым процессом, связанным с активным формированием математических представлений и логических операций. В образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в значительно большей степени, чем на других, интенсивно развивается сообразительность, смекалка, логическое мышление, способность к абстрагированию, вырабатывается лаконичная и точная речь.

Подготовка к операции «счет» начинается уже во второй младшей группе. Детей я не учу считать, но, организуя разнообразные действия с предметами, подвожу к усвоению счета, создаю возможности для формирования понятия о натуральном числе.

В результате целенаправленного обучения, наблюдений окружающего и самостоятельного приобретения сенсорного опыта у детей формируются представления об обосновании чисел, отношений между ними, количественном и порядковом счете, о частях и целом. Дети понимают, что число предметов не зависит от величины их, расстояния между ними, пространственного размещения и направления счета. Представления о совокупностях формируются у детей благодаря накоплению однородных восприятий: слуховых, зрительных, двигательных. Малыши вслед за взрослыми повторяют числительные, а затем овладевают счетной деятельностью.

Кружковая работа является дополнением к основным занятиям по формированию элементарных математических представлений. В основе организации занятий лежит проблемно-диалогическая технология введения новых знаний с учётом особенностей восприятия дошкольников. Занятия построены в форме дидактических игр, дающие возможность детям узнавать новое в доступной, увлекательной и неутомительной форме. Таким образом у детей не только развиваются необходимые математические представления, но и речь, мышление, память, внимание, умение работать в контакте с педагогом и другими детьми

Планируемые результаты:

1-й уровень (минимальный)

Дети знают:

- названия чисел от одного до трёх

Дети умеют:

-называть число предметов в группе из 1-3 элементов; различать понятия «один» и «много»

-соотносить предметы заместители (числовые карточки, счётный материал) с количеством предметов в данной группе

- находить и называть число предметов на сюжетном рисунке, выраженное понятиями «много», «мало», «один».

2-й уровень (максимальный)

Дети знают:

-названия чисел от одного до пяти

Дети умеют:

- сравнивать количества элементов во множествах, выраженных смежными числами (1-2,2-3,3-4,4-5) путём составления пар  с помощью слов столько же – не столько же, равно - не равно.

Форма работы

Занятия проводятся 2 раза в месяц по 10-15 минут в форме дидактических  игр, на основе которых происходит знакомство детей с новыми знаниями и умениями.

Календарно-тематическое планирование

      Месяц

         Тема

        Основные предметные цели

Сентябрь

1.Один и много

2.Один и много

Поиск совокупностей предметов, к которым применимо понятие «много» или «один», выделение признаков заданного предмета. Сравнение двух объектов по величине путём визуального сравнения: больше-меньше.

Поиск совокупностей предметов, к которым применимы понятия «один» и «много», выделение признаков заданного предмета. Сравнение двух объектов по величине путём визуального сравнения: больше-меньше.

Октябрь

1.Поровну, столько же, не поровну, не столько же.

2.Столько же, не столько же.

Сравниваем число предметов в равночисленных предметных множествах, устанавливая пары между элементами двух множеств.

Ноябрь

1 -2.Сравниваем числа

Учимся соотносить число реальных предметов с предметами – заместителями (счётными палочками, геометрическими фигурами и т.д.)

Декабрь

1 -2.Сравниваем числа

Сравниваем число предметов в не равночисленных предметных множествах, устанавливая пары между элементами двух множеств. Учимся соотносить число реальных предметов с предметами – заместителями (счётными палочками, геометрическими фигурами и т.д.)

Январь

1-2. Поровну, столько же, не столько же.

Сравниваем число элементов предметного множества. Сравниваем число элементов изображенного предметного множества с помощью предметов – заместителей.

Февраль

1-2. Сравниваем числа.

. Сравниваем число элементов изображенного предметного множества с помощью предметов – заместителей.

Март

1.Учимся называть и сравнивать числа

2.Учимся называть и сравнивать числа

1 и 2. Счёт по порядку: первый, второй.

2 и 3. Счёт по порядку: первый, второй, третий.

Апрель

1.Учимся называть и сравнивать числа

2.Учимся называть и сравнивать числа

3 и 4. Счёт по порядку: первый, второй, третий, четвёртый.

4 и 5. Счёт по порядку: первый, второй, третий, четвёртый, пятый.

Май

1-2. Учимся считать

Закрепление представлений о счёте.

Литература

М.В.Корнепалова, С.А.Козлова «Моя математика» для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Методические рекомендации для педагогов.  Москва БАЛАСС 2008

Инфоресурс: prodlenka.org>metodicheskie…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".

    Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч...

Экологический досуг на основе интеграции различных видов музыкальной деятельности в старшей группе «Звуки весны»

Экологический досуг на основе интеграции различных видов музыкальной деятельности в старшей группе«Звуки весны»...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД на основе интеграции различных видов музыкальной деятельности в средней группе

Тема: «Играем вместе с музыкой». Цель: Развитие эмоциональной сферы в процессе овладения музыкально – ритмическими движениямидошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.Возр...

Образовательный квест на основе интеграции различных видов музыкальной деятельности в подготовительной группе

Тема:  «В поисках утраченных мелодий» Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе овладения музыкально-ритмическими движениями и другими видами музыкальной деятельности...

Образовательный квест «Музыкальное дерево» на основе интеграции различных видов музыкальной деятельности совместно с родителями старшей группы ДОУ

Образовательный квест  «Музыкальное дерево»на основе интеграции различных видов музыкальной деятельности совместно с родителями старшей группы ДОУ...

Кружковая работа с детьми младшего дошкольного возраста на основе интеграции различных видов детской деятельности «Ладушки в гостях у любимой бабушки»

Программа «Ладушки в гостях у любимой бабушки» разработана для знакомства детей 1-й младшей группы с русским народным фольклором. Художественная система русского фольклора богата и своеобр...

Технологическая карта музыкального занятия с детьми средней группы «Путешествие в цирк. Развитие ритмического и динамического слуха на основе интеграции различных видов музыкальной деятельности», составил музыкальный руководитель Наприенко Е.В.

За Цель: развитие эмоциональной сферы в процессе овладения музыкально – ритмическими движениями дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.Задачи:Слу...