«Методические рекомендации для воспитателей и родителей, по работе с блоками Дьенеша, с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по математике (средняя группа)

Александрова Ольга Николаевна

Возможности блоков Дьенеша

  • Развивать пространственные представления.
  • Познакомить с формой цветом размером толщиной объектов.
  • Развивать логическое мышление представление о множестве операции над ними множествами ( сравнение разбиение классификация абстрагирование  кодирование и декодирование информации)
  • Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
  • Развивать умения выявлять свойства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к  моделированию и конструированию
  • Развивает речь.
  • Успешно овладеть основами математики и информатики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Александрова О.Н. Воспитатель

«Методические рекомендации для воспитателей и родителей, по работе с блоками  Дьенеша, с детьми дошкольного возраста»

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

А)4-форм (круг треугольник квадрат прямоугольник)

Б)трех цветов (красный синий желтый)

В)двух размеров (большой маленький)

Г)двух видов толщины (толстый тонкий)

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой , цветом, размером, толщеной.

Венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.

Золтан Пал Дьенеш

Возможности блоков Дьенеша

  • Развивать пространственные представления.
  • Познакомить с формой цветом размером толщиной объектов.
  • Развивать логическое мышление представление о множестве операции над ними множествами ( сравнение разбиение классификация абстрагирование  кодирование и декодирование информации)
  • Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
  • Развивать умения выявлять свойства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к  моделированию и конструированию
  • Развивает речь.
  • Успешно овладеть основами математики и информатики.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША

Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность. Смену деятельности.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно- печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры)

  • В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
  • Как настольно –печатные (изготовить карты к играм «рассели жильцов» «найди место фигуре»
  • В сюжетно-ролевых играх: «Магазин»- деньги обозначают блоками. «Почта»- адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично «Поезд» -билеты, место.

Вне занятий, в предметно пространственной среде (Изо-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

Предметно - развивающая среда

Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры ( круг, квадрат равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Детей раннего возраста в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий в процессе сенсорного обследования блоков дети устанавливают. Что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Главная задача и цель игрушки- сформировать у ребенка умение выполнять простейшие логические операции. А ведь именно это умение является базовым для дальнейшего изучения математических дисциплин.

Умение детей оперировать полученными знаниями помогает в конструировании. Аппликации, рисовании по образцу: сначала путем накладывания. А затем самостоятельного выкладывания, рисования фигуры на чистом листе.

Первые шаги

1 «Найди все фигуры (Блоки), как эта» по цвету (По размеру по форме)

2 «Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по форме, размеру)

3 «Цепочка»

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

  • Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы ( цвета, размера. Толщены)
  • Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур ( по цвету и размеру. По размеру и форме по толщине итд.)
  • Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру но разные по форме и тд.
  • Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера но разной формы ( одинакового размера но разного цвета)

4 «Домино»

В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей, фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. Ходить можно по – разному. Например:

  • Фигурами другого цвета ( формы, размера)
  • Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же , но другой формы:
  • Фигурами другого цвета и формы ( цвета и размера, размера и толщины);
  • Такими же фигурами по цвету и форме но другого размера ( такими же по размеру и форме. Но другими по цвету);
  • Ход фигурами другого цвета , формы, размера. Толщины.

5 «Раздели фигуры»

По признакам.

6

Наиболее сложные задачи – это задачи на разбиение по двум свойствам. При последовательной подготовке детей на предыдущем материале возможно решение и более сложных задач.

Вариантом логических игр для детей являются игры с обручем.

Карточки с символами свойств

  • Цвет обозначается пятном:
  • Форма – контур ( круг квадрат треугольник прямоугольник)
  • Величина – силуэт домика ( большой, маленький)
  • Толщина – условное изображение человеческой фигуры ( толстый и тонкий)

Поэтапная работа с блоками показала эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для :

*Ознакомления детей с геометрическими  фигурами и формами предметов размерам.

*развития мыслительных умений развивать анализировать классифицировать обобщать абстрагировать, кодировать и декодировать информацию

* усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.

* развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания. Воображения

* развития творческих способностей.

Литература:

  • Столяр А.А. «Давайте поиграеим. Математические игры для детей 3-6 лет» М.Просвещение 1991г.
  • «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред.Б.Б. Финкельштейн СПБ. ЩЩЩ»Корвет» 2001 год).
  • Альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких»
  • «Логические блоки Дьенеша» Развивающая игра для детей в возрасте от 3-7лет ООО «Корвет» Россия СПБ.
  • сайт: zoltandienes.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игрушек в воспитании детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игрушек детьми дошкольного возраста....

Методические рекомендации по использованию игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна с детьми дошкольного возраста

Одной  из форм сохранения здоровья дошкольника является игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна. Предлагаем вашему вниманию комплексы игровой оздоровительной гимнастики для детей вс...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Азбука безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста».

      Не для кого не секрет, что сложившаяся  социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащи...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ "Методика формирования нравственно-экологического отношения детей старшего дошкольного возраста к природе"

В методических рекомендациях представлена специфика экологического развития детей дошкольного возраста, которая позволяет достичь высоких результатов в этом направлении. Адресуется воспитателям дошкол...

Консультация для родителей и воспитателей Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игрушек в воспитании детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игрушек в воспитании детей дошкольного возраста....

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование"" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста"

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-и...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Азбука безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста».

Не для кого не секрет, что сложившаяся  социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьк...