Стендовый доклад «Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики»
материал по математике (подготовительная группа)

Викульева Екатерина Васильевна

Стендовый доклад «Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики»

Цель: развивать у детей математические способности средствами занимательной математики.

Задачи:

  • воспитывать у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску,
  • развивать желание и умение учиться, достигать цели, например, составить фигуру, дать ответ, получить результат,
  • развивать активность, настойчивость, самостоятельность, нравственно-волевые умения (это преодоление трудностей, доведение начатого до конца).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_matematika_vikuleva_ev.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы к стендовому докладу

Тема: «Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики»

Воспитатель МБОУ ОШ № 12

Викульева Екатерина Васильевна

Цель: развивать у детей математические способности средствами занимательной математики.

Задачи:

  • воспитывать у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску,
  • развивать желание и умение учиться, достигать цели, например, составить фигуру, дать ответ, получить результат,
  • развивать активность, настойчивость, самостоятельность, нравственно-волевые умения (это преодоление трудностей, доведение начатого до конца).

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.

Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценить условия, являются эффективным средством обучения дошкольников, развития их самостоятельных игр.

При этом роль занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, развивать их ум, расширять и углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату.

В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношений к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает детей. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предположение решения).

Занимательный материал включается непосредственно в содержание НОД, применяется в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности.

Занимательные игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. Процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном развитии детей. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логика мысли, рассуждений к действию, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, перенос усвоенных способов решения в совершенно новые условия.

Но решить задачи подготовки детей к школе средствами занимательной математики можно лишь в том случае, если созданы определенные условия:

  • подобран занимательные математический материал;
  • разработана последовательность включения этого материала в содержание НОД по ФЭМП;
  • созданы условия ля развития самостоятельной деятельности (игротека с постоянно пополняющимися играми);
  • обеспечено руководство деятельностью детей, направленное на развитие самостоятельности, воспитание интереса к играм интеллектуального характера.

На данный момент для работы с детьми в группе для достижения поставленной цели созданы следующие условия:

  • оформлен уголок занимательной математики,
  • схемы для головоломок (игры с палочками),
  • математические квадраты,
  • игра «Танграм» и схемы к ней,
  • «Монгольская игра» и схемы к ней,
  • игра «Колумбово яйцо» и схемы к ней,
  • папка «Простейшие логические задачи и упражнения»,
  • папка «Логические задачи на поиск недостающих фигур» (поиск девятого),
  • папка «Логические задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой»,
  • картотека игр по ФЭМП,
  • картотека загадок, стихов, задач-шуток, занимательных вопросов и др. по ФЭМП по разделам «Количество и счет», «Величина», «Геометрические фигуры», «Ориентировка во времени», «Ориентировка в пространстве»,
  • папка «Упражнения для развития внимания, восприятия, логического мышления» (для индивидуальной работы с детьми).
  • игра «Четвертый лишний»,
  • игра «Разрезные картинки (сказки, рыбы, сюжетные и др.)»,
  • игра «Сложи квадрат»,
  • игра «Точечки»,
  • игра «Нарисуй картинку палочками»,
  • игра «Дроби»,
  • игра «Нарисуй картинку палочками»,
  • подборка математических заданий из детских журналов «Зарядка для ума».

Параллельно с этим ведется работа с родителями:

  • для родителей изготовлены информационные стенды: «Как играть с детьми», «Давайте поиграем в математику».
  • разработано родительское собрание на тему «Давайте поиграем в математику» (планируется проведение в феврале текущего года),
  • проводится такая форма работы, как игры «на прокат» и обмен играми,
  • составлен буклет для родителей «Давайте поиграем в математику».

Продолжая работу в этом направлении, планируется проведение открытого мероприятия по ФЭМП «Познавательно-музыкальное развлечение. «Путешествие в Математику»» или КВН между детьми и родителями.

Таким образом, занимательный материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок, задач-шуток и т.д. дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество.

Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для обучения в школе.

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ

Воспитатель МБОУ ОШ № 12

Викульева Екатерина Васильевна

Цель: развивать у детей математические способности средствами занимательной математики.

Задачи:

  • воспитывать у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску,
  • развивать желание и умение учиться, достигать цели, например, составить фигуру, дать ответ, получить результат,
  • развивать активность, настойчивость, самостоятельность, нравственно-волевые умения (это преодоление трудностей, доведение начатого до конца).

Условия для подготовки детей к школе средствами занимательной математики:

  • подобран занимательный математический материал;
  • разработана последовательность включения этого материала в содержание НОД по ФЭМП;
  • созданы условия ля развития самостоятельной деятельности (игротека с постоянно пополняющимися играми);
  • обеспечено руководство деятельностью детей, направленное на развитие самостоятельности, воспитание интереса к играм интеллектуального характера.

Занимательный материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок, задач-шуток и т.д. дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество.

Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад " Подготовка детей к обучению в школе".

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в ш...

Родительское собрание «Занимательные математические игры и их роль в подготовке детей к обучению в школе»

Родительское собрание«Занимательные математические игры и их роль в подготовке детей к обучению в школе»...

Занимательная математика.Развивающие игры и их роль в подготовке детей к обучению в школе.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений,желания проявлять умственное...

Консультация для родителей: Занимательные математические игры и их роль в подготовке детей к обучению в школе.

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и за...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме: «Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики».

Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме:«Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики».В настоящее время в связи с совершенствование...

Подготовка детей к школе средствами занимательной математики

В консультации представлены практические задания для самостоятельной работы родителей с детьми...

Консультация для воспитателей "Подготовка дете к школе средствами занимательной математики"

Как  используя игровые упражнения с помощью математики развивать умственные способности детей....