Картотека худ. слова на занятия по ФЭМП
картотека по математике

Художественное слово поможет воспитателю разнообразить занятия по ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_hud._slova_na_zanyatiya_po_femp_tema_8.docx35.37 КБ

Предварительный просмотр:

Собственная картотека художественного слова на занятиях по ФЭМП

  1. Количество и счёт (стихи и потешки)


           ***

Ладушки, ладушки,

Испечём оладушки,

На окно поставим,

Остывать оставим.

Немного погодим,

Всем оладушек дадим.

Всем по одному,

Лёшеньке – два…

Ладушки, ладушки,

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше – два, Паше – два,

Ване – два, Тане – два,

Хороши оладушки

У нашей бабушки.

***

У щенка четыре лапы,

Ровно две ноги у папы.

А у аиста видна

Почему-то лишь одна.


***

Наша мудрая сова

Любит игры с цифрой два.

Задаёт вопрос девчушке:

-Сколько ушек на макушке?

-Ушек два.

-А сколько глаз?

-У меня два и у вас.

Ручки две и ножки две,

Говорит она сове.


***

Шепчет ротик

-Эй, послушай,
Что ты носик, приуныл?

Ко всему ты равнодушен,

Будто свет тебе не мил.


Грустный носик отвечает:

-Разве ты не замечал,

Глазок двое,

Ушек двое,

Две руки и две ноги.

Только мы живём с тобою

В одиночку, чудаки!


-Что ты, Носик,

Чем мы хуже?

Говорил тебе не раз:

Если мы с тобою дружим,

Значит двое тоже нас.

С. Капутикян



  1. Количество и счёт (загадки).

***

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля

Узнаёте? Это…

(цапля)

***

Танцует крошка, а всего одна ножка.

(волчок, юла)

***

У кого одна нога, да и та без башмака.

(У гриба)

***

Плотник с острым долотом, строим дом с одним окном.

(Дятел)

***

Не живой я, а шагаю,

Землю рыть я помогаю,

Вместо тысячи лопат

Я один работать рад.

(Экскаватор)

***

Зимой и летом одним цветом.

(Ёлка)

***

Два братца в воду глядятся –

Век не сойдутся.

(берега)

***

Двое глядят да двое слушают.

(глаза и уши)

***

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете.

(цифры)



  1. Порядковый счёт.

***

Первым я пришёл домой,

Брат пришёл домой за мной.

Если брат пришёл за мной,

Он не первый, он – второй.

***

В речку прыгнули подружки,

Три подружки-хохотушки.

Первой прыгнула Ирина,

Вслед за ней, второй – Марина,

Третьей – Таня поплыла,

Никого не догнала.

***

Я – пальчик первый. Я большой.

Указательный второй.

Третий пальчик – средний.

Четвёртый – безымянный.

А пятый – мизинчик,

Маленький, румяный.

***

Рано утром по порядку

Вышли куклы на зарядку:

Маша – первая, а Рая,

Рая с бантиком – вторая,

Третья – Катя-Катерина,

А четвёртая – Полина.

Я же пятая стою

И команды отдаю.

***

Первой к нам Зима идёт.

Новый Год она зовёт.

За зимой – второй – весна,

Говорят: «Весна – красна!»

Третьим – Лето, всё в цветах

И с малиной на кустах.

А четвёртой – Осень…

Лес наряд свой сбросил.

  1. Занимательные задачи.

Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке.

Тут одна к ним прибежала.

Сколько кошек вместе стало?

***

Четыре вороны на крышу сели,

И одна к ним прилетела.

Отвечайте быстро, смело:

Сколько их на крышу село?

***


У кошки – три котёнка;

Она мяучит громко.

В лукошко мы глядим:

А там ещё один.

Сколько котят у кошки?

***

Карандаш один у Миши,

Карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей

У обоих малышей?

***


У стены стоят кадушки,

В каждой по одной лягушке.

Если б было пять кадушек,

Сколько было бы лягушек?

***

Восемь кубиков у Саши,

И ещё один у Паши.

Вы кубики эти

Сосчитайте, дети.

***

Я рисую Кошкин дом;

Три окошка, дверь с крыльцом.

Наверху ещё окно,

Чтобы не было темно.

Посчитай окошки в домике у кошки.

***

Ёжик шёл по лесу, шёл,

На обед грибы нашёл.

Пять под берёзой, один у осины.

Сколько их будет

в плетёной корзине?

***

Ёж спросил ежа-соседа:

«Ты откуда, непоседа?»

- «Запасаюсь я к зиме.

Видишь, яблоки на мне?

Собираю их в лесу,

Шесть отнёс, одно несу».

Призадумался, сосед, много это или нет?

***

Я нашёл в дупле у белки

Девять штук орешек мелких.

Вот ещё один лежит,

Мхом заботливо укрыт.

Ну и белка, вот хозяйка!

Все орешки посчитай-ка!

***

Шесть весёлых поросят

У корытца в ряд стоят!

Тут один улёгся спать –

Поросят осталось…(пять)

***

Шесть щенят, плюс мама-лайка.

Сколько будет, посчитай-ка.

***

Четыре овечки на травке лежали,

Потом две овечки домой убежали.

А ну, на картинку взгляни, поскорей:

Сколько овечек на травке теперь?

***

Девять сосисок мама купила.

Киска одну через час утащила!

И посчитать мы вас, очень попросим,

Сколько сосисок досталось нам?.. (восемь)

***

Высоко задравши нос, заяц шесть морковок нёс!

Спотыкнулся и упал – две морковки потерял!

Сколько морковок у зайца осталось?

М. Мышковская.

***

Десять детей в хоккей играли,

Одного домой позвали.

Смотрит он в окно, считает,

Сколько их теперь играет?

5.Зарядка для пальчиков.


***

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

(Кулачки на обеих руках сжимаются и разжимаются в ритм потешки. На последней строчке нужно поочерёдно загибать пальцы).

***

Вышли пальчики гулять,

А вторые – догонять.
Третьи пальчики бегом,

А четвёртые – пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

(Пальцы рук сжаты в кулачки. На первой строчке пальцы обеих рук переставляются постолу. На второй строчке – указательные пальцы имитируют быстрый шаг. На третьей – средние пальцы изображают бег. На четвёртой – безымянные пальцы передвигаются по столу, на пятой – мизинцы, а на шестой – хлопнуть ладонями по столу).

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать.

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

На другой руке опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Пальчики быстрые,

Хотя не очень…чистые.

(На первой строчке – загибаем пальцы на правой руке, на следующих четырёх строчках – сжимаем и разжимаем кулачок на правой руке. На шестой строчке – загибаем пальцы на левой руке. На седьмой – сжимаем и разжимаем кулачок на левой руке. На восьмой - делаем круговые движения кистями обеих рук).

***


Можешь пальцы сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять –

Десять пальцев, пара рук.

Вот твоё богатство , друг.

***

Пальчики уснули,

В кулачок свернулись.

Раз, два, три, четыре, пять –

Захотели поиграть.

Разбудили дом соседей,

Там проснулись шесть и семь,

Восемь, девять, десять –

Веселятся все.

Но пора обратно всем:

Десять, девять, восемь, семь.

Шесть калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.

Четыре, три, два, один –

Снова в домике мы спим.

(На первых двух строчках пальцы обеих рук сжаты в кулачки. На третьей – разогнуть пальцы правой руки. На четвертой – быстро ими пошевелить. На пятой – постучать пальцами правой руки о кулачок левой. На шестой и седьмой – разогнуть пальцы левой руки. На восьмой – круговые движения кистями рук. Далее загибать пальцы сначала левой руки, а затем – правой).

***


6.Физкультминутки.

***

«Два хлопка»

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

***

«Клён»

Ветер тихо клён качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз наклон и два наклон,

Зашумел листвою клён.

***

«Солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Будто ты – солдатик стойкий.

Ногу левую к груди,

Да смотри, не упади.

А теперь, постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

***

«Со стульчиками»

Один, два – все вставайте,

Три, четыре – приседайте.

Пять, шесть – повернись,

Семь, восемь – улыбнись.

Девять, десять – не зевайте,

Своё место занимайте.

***

«Ловкий Джек»

А вы знаете, что Джек – очень ловкий человек?

Посмотрите, как сейчас прыгнет он вперёд пять раз.

Начинайте-ка считать: раз, два, три, четыре, пять.

А теперь пять раз подряд прыгнет ловкий Джек назад.

Начинайте-ка считать: раз, два, три, четыре, пять.

***

«Считалки с башмачком»

Раз! Два! Три! Четыре! (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)

По дорожке я скачу.

Раз! Два! Три! Четыре! (прыжки на месте)

Башмачок скакать учу!

Раз! Два! Три! Четыре! (приседают)

Обломился каблучок.

Раз! Два! Три! Четыре! (разводят руки в стороны)

Заблудился башмачок.

***

«Три медведя»

Три медведя шли домой. (шаги на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой, (поднимают руки над головой)

Мама с ним – поменьше ростом, (руки на уровне груди )

А сынок – малютка просто! (приседают)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил: (имитируют игру с погремушками)

Дзинь- дзинь, дзинь-дзинь!

***

«Считай и делай»

Один – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

***

Широко расставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо,

Получается на славу.

Молодцы!

Влево, вправо, влево, вправо.


7. Доскажи словечко…

***

Дали туфельку слону,

Взял он туфельку одну

И сказал: - Нужны пошире,

И не две, а все … (четыре).

С.Я. Маршак

***

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Вы садились сотни раз,

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на … (стуле).

***

Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денёчка через два, облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик, бывший … (одуванчик)


***

Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль,

А зовут меня … (рояль).

***

Я весёлый старичок,

Сделал мухам гамачок.

У меня есть восемь рук,

А зовут меня … (паук).

***

Идёт мама по дорожке.

Топ-топ-топ.

А за ней шагает

Маленький сынок.

Ушла мама в магазин

И остался сын … (один)


8. Ориентировка во времени.

***

Нет ног, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы).

***

Точно мы должны ходить,

Можем рано разбудить.

Бить умеем, но не вас:

Отбиваем каждый час.

Громко, весело мы бьём:

«Бим-бом-бом, бим-бом-бом» (Будильник).

***

Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы).

***

Братьев этих ровно семь,

Вам они известны всем,

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом,

Попрощается последний –

Появляется передний. (Дни недели)

***

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? (Осенью)

***

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

***

Всё мрачней лицо природы,

Почернели огороды.

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

***

Чёрное поле белым стало,

А ещё похолодало.

Мёрзнет в поле оземь ржи,

Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)

***

Кто поляны белит белым?

И на стенах пишет мелом?

Шьёт пуховые перины?

Разукрасила витрины? (Зима)

***

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

***

Дни его всех дней короче,

Всех ночей короче ночи,

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц тот пройдёт –

Мы встречаем Новый Год! ( Декабрь)

***

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт

Не вода уже, а лёд.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи за месяц это? (Январь)

***

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён
Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Что, скажи, за месяц это? (Февраль)

***

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

***

В ночь мороз, с утра капель,

Значит на дворе… (апрель)

***

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят,

Гром грохочет. Угадай

Что за месяц это? (Май)

***

Солнце печёт, липа цветёт.

Рожь колосится, золотая пшеница.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Летом)


9.Считалки.

***

Мы собрались поиграть.

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три – начинаешь ты!

***

Шли мышата по тропе,

Увидали сыр на пне.

Раз, два, три – поровну дели.

***


Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре –

Мыши дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мыши вон!

***

Раз, два, три, четыре,

Жили мушки на квартире.

К ним повадился сам – друг

Крестовик, большой паук.

Пять, шесть, семь, восемь,

Паука мы вон попросим:

«К нам обжора не ходи»

Ну-ка, Мишенька, води.

10. Пословицы и крылатые выражения.

Ноль.

Сводить к нулю, свести к нулю (лишать всякого смысла, значения).

Абсолютный ноль, круглый ноль (человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле).

Один.

Один за всех, все за одного.

Один в поле не воин.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

От одного слова, да на век ссора.

Один раз солгал, на век лгуном остался.

Одной рукой и узла не завяжешь.


Два.

Одна голова хорошо, а две лучше.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Старый друг лучше новых двух.

Два сапога – пара.


Три.

Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – только три дня.


Четыре.

Без четырёх углов изба не рубится.

Конь о четырёх ногах, да и то спотыкается.


Пять.

Знать, как свои пять пальцев. (Знать очень хорошо).

Пятое колесо в телеге. (Лишний, ненужный в каком-либо деле человек).


Семь.

Семеро с ложкой – один с плошкой.

За семью печатями. (Скрытое, недоступное пониманию).

На седьмом небе. (Высшая степень радости, счастья).

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

У семи нянек дитя без глазу.

Семь пятниц на неделе.


Восемь.

Весна да осень – на дню погод восемь.

Восьмое чудо света.


Девять.

Девятый вал. (Наивысший подъём, взлёт)


Десять.

Дело десятое. (Не столь важное, несущественное).

Не трусливого десятка. (Смелый человек).

***

Делу – время, потехе – час.

Время не воробей: упустишь, не поймаешь.

Всему своё время.

11. Скороговорки.

***

В один клин, Клим, колоти.

***

Возле грядки – две лопатки,
Возле кадки – 
два ведра.

***

Три сороки, три трещотки
Потеряли по 
три щетки:
Три – сегодня, три – вчера, три – еще позавчера.

***

У четырёх черепашат по четыре черепашонка.

***

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

***

Шесть мышат в камыше шуршат.

***

Саша шустро сушит сушки.
Саша высушил штук 
шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...

Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Мышка-норушка на занятии по ФЭМП»

«Мышка-норушка на занятии по ФЭМП» (открытое занятие в стр. группе «Утята» 5.02Л 5г.). Цели и задачи: -закрепить прямой, обратный порядковый счет в пределах 10;-выкладывать числовой ряд от 0...

Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2

Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...

Презентация картотеки художественных произведений ,которые используются на занятиях по ФЭМП

Презентация картотеки художественных произведений ,которые используются на занятиях по ФЭМП...

Открытое занятие по ФЭМП Подготовительная к школе группа «Звездочки» Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Путешествие Белоснежки» Программное содержание:

Программное содержание:1. Формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.3....

картотека занятий по ФЭМП для второй младшей группы

Чтобы математические знания и умения были прочными, не ограничивайтесь только занятиями. Создавайте игровые математические ситуации в разных видах детской деятельности....