Конспект ООД по Познавательному развитию для старшей группы: «Путешествие в страну Математики»
план-конспект занятия по математике

Серова Наталья Александровна

Конспект ООД по Познавательному развитию для старшей группы: «Путешествие в страну Математики»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по Познавательному развитию для старшей группы:

«Путешествие в страну Математики»

Программное содержание: Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситуаций с использованием логико-математических игр В.В.Воскобовича.

Образовательные задачи: 

  • развивать навыки счета;
  • развивать манипулирование цифрами, игровыми действиями;
  • упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости, закреплять пространственные представления (влево, вправо, вверх, вниз);
  • совершенствовать умение различать геометрические фигуры по форме и размеру.

Развивающие задачи: 

  • развивать познавательные процессы (мышление, внимание, память, речь, воображение) на материале логико-математических игр В.В.Воскобовича;
  • развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы.

Воспитательные задачи: 

  • воспитывать самостоятельность детей, умение находить свои способы решения поставленных задач;
  • стимулировать эмпатичные переживания, желание прийти на помощь.

Предварительная работа:

знакомство с героями игрового пособия В.В. Воскобовича  «Коврограф Ларчик» и играми к нему, написание графических диктантов.

Оборудование: учебно-игровое пособие «Коврограф Ларчик»  В.Воскобовича и оборудование к нему: разноцветные ленты-липучки, разноцветные круги-липучки, разноцветные гномы, ворон Метр, гусеница Фифа, паук Юк; учебно-игровое пососие «Математический планшет»; карта, конверты для писем с изображением геометрических фигур, сундук, ключ;  математические наборы, трехполосные карточки, прямоугольные листы, замки с геометрическими фигурами, листы и карандаши для графического диктанта.

Ход занятия:

Организационно-мотивационный этап.

Дети играют. Воспитатель заходит в групповое помещение и показывает детям письмо в конверте:

В-ль: Ребята, посмотрите, что я только что нашла в приемной. Хотите узнать, что в этом письме? (Ответ детей).

Предлагает детям присоединиться к нему и поприветствовать друг друга. Дети встают в круг.

Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд,

Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг - берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

В-ль читает: Ребятам из старшей группы «Теремок»

«В стране Математики случилась беда – злой колдун своим страшным заклинанием наслал на нее ураган и всех гномов Сказочной Поляны разбросало в разные части. Помогите нам найти гномов!!!»

В-ль: Дети, что же делать?

Ответ детей: Отправиться в страну Математика и спасти гномов от злого колдуна.

Основная часть

В-ль: Верно. Ребята, как вы думаете, на чем мы с вами сможем добраться до страны математике? 

Дети предлагают свои ответы (На ковре самолете)

В-ль: Отличная идея, давайте с вами отправимся в путь на ковре самолете. Нам сейчас нужно занять свои места, сопровождать нас в полете будет сказочный персонаж. Вы его узнали? (Ворон Метр)

Ворон Метр приготовил для вас карточки – это билеты на ковер-самолет.

Дети берут карточки с кружочками – от 1 до десяти. В стороне стоят стулья с цифрами от 1 до 10. В соответствии с количеством кружков на карточке дети занимают места на стульях.

В-ль: Прошу занять свои места (воспитатель проверяет правильность)

Под музыкальное сопровождение дети летят на ковре самолете.

В-ль: Вот мы с вами и прибыли в страну Математики. Обращает внимание на мольберт, на котором закреплена карта. Карта покажет путь и поможет нам выручить гномов.

В-ль: Прежде чем отправиться дальше в путь вспомните, как зовут гномов, которых мы идём искать?

Дети: Кохле- Охле-Желе-Зеле-Геле-Селе-Фи.

В-ль: Давайте посмотрим на карту, куда нам надо идти.

Перед нами ворота, которые закрыты на множество замков. Чтоб начать наше путешествие в страну Математики, нужно открыть все эти замки.

Задание 1:

На мольберте расположены замки по количеству детей с изображенными на них геометрическими фигурами разных цветов. По группе размещены аналогичных цветов фигуры.

В-ль: Как вы думаете, ребята, как нам открыть замки? (Ответы детей).

Верно, ключ к каждому замку – соответствующая фигура. Вот только злой колдун спрятал ключи в группе. Ваша задача – найти их.

Дети находят ключи-фигуры, прикрепляют к соответствующему замки.

Дети находят гнома Кохле.

В-ль: Гнома Кохле мы нашли! Но нам надо двигаться вперед, давайте посмотрим на карту, куда дальше лежит наш путь.

Дети: Тут нарисован оранжевый круг.

В-ль: Нам надо найти письмо, на котором оранжевый круг, в этом письме будет следующее задание. Вы видите письмо, ребята? 

Дети находят письмо, воспитатель читает задание:

В-ль: Помочь пауку Юку построить крепость.

Задание 2: Игровое упражнение «Строим крепость пауку Юку».

Воспитатель приглашает детей за столы.

Работа организуется на трехполосном наборном полотне.

Строить крепость мы будем из каменных комков разной формы.

Воспитатель предлагает детям отсчитать на верхней полоске 6 комков-квадратов, на второй полоске – на один комок-прямоугольник больше. («Сколько надо отсчитать комков?»)

После выполнения задания воспитатель выясняет, почему дети отсчитали столько комков. (Я отсчитал семь комков, потому что семь больше шести на один.)

На третьей полоске дети отсчитывают на один комок-круг больше, чем на второй полоске, и отвечают на вопросы: «Какое число вы получили? Почему отсчитали восемь комков?» (Дети обосновывают свой ответ, сравнивая числа 8 и 7.)

Воспитатель обращает внимание детей на количество комков на всех трех полосках: «Какими числами можно обозначить количество комков на каждой полоске? Что можно сказать о числе семь? (Семь больше шести на один, но меньше восьми на один.) Вот мы и построили крепость».

Дети, выполнив задание, находят гнома Охле.

В-ль: Посмотрим снова на карту. Что далее?

Дети: Желтый треугольник.

В-ль: Нам нужно найти письмо с желтым треугольником.

Дети находят письмо, воспитатель читает задание:

Вам надо попасть на Сказочную Поляну и сосчитать все круги.

В-ль: Тогда нам пора в путь к Сказочной Поляне.

ФИЗМИНУТКА: Динамическая пауза «Отправляемся в поход»

По дорожке мы пойдём (идут «змейкой» за воспитателем, маршируя)

Не спешим, не отстаём

Выше ноги поднимаем

И друг другу не мешаем,

Чтобы сильным стать и ловким (встают в круг)

Приступаем к тренировке.

Раз! Шагаем все на месте. (шаги на месте)

Два! Руками машем вместе, (руки перед собой, выполняем движение «ножницы»)

Три! Присели, дружно встали. (присесть, встать)

Все за ушком почесали. (почесать за ухом)

На «четыре» потянулись. (руки вверх, затем на пояс)

Пять! Прогнулись и нагнулись. (прогнуться, наклониться вперед)

Шесть! Все встали ровно снова, (встать прямо, руки опустить)

Искать гномов мы готовы!

Проходят к Коврографу Ларчик. На нем хаотично расположены разноцветные кружки.

Задание 3:  «Посчитай геометрические фигуры»

Посчитайте сколько желтых маленьких кругов, сколько больших синих и т.д.

Дети находят Желе

В-ль: Заглянем в карту… На нашем пути речка. Ребята, как нам перебраться через нее? Как обычно переправляются через реку? (Ответы детей: на корабле, на лодке)

В-ль: Точно! Мы сами смоделируем себе лодки, а поможет в этом «Математический планшет»!

Задание 4.

Дети моделируют лодку по образцу при помощи учебно-игрового пособия «Математический планшет»

Звучит музыкальное сопровождение, шум прибоя.

Находят гнома Зеле.

В-ль: Посмотрите на карту. Письмо с какой фигурой нам необходимо найти теперь?  Дети: Голубой квадрат.

В-ль: Давайте найдем конверт с голубым квадратом.

Задание 5:

В-ль: Недавно у гусеница Фифа потеряла свой любимый платок с узорами. Чтоб нам найти гнома Геле, необходимо вернуть гусенице платок. Сделаем для Фифы платок?

Один ребенок делает на коврографе, остальные за столами. На столах лежат прямоугольные листы и разноцветные круги.

На какую геометрическую фигуру похож платок? Что есть у платка прямоугольной формы?» (Жестом показывает стороны и углы.)

Воспитатель предлагает ребенку у коврографа показать стороны и назвать их. (Верхняя сторона, нижняя сторона и т. д.)

Воспитатель показывает и называет углы: «Правый верхний угол, левый нижний угол». Затем дает задание: «Положите красный круг в правый верхний угол, зеленый круг – в правый нижний угол, желтый – в левый верхний угол и синий – в левый нижний угол. (Дети выполняют задания по очереди.) 

В-ль: Ребята, посмотрите, какой замечательный платок у вас получился! Фифа очень довольна

Мы нашли гнома Геле.

В-ль: Давайте посмотрим на нашу карту, нам на пути встретился Синий овал, давайте найдем конверт с овалом синего цвета.

Дети находят письмо, воспитатель читает задание:

В-ль: А в конверте лежит схема. Дети, посмотрите, схема, что она может означать?

Дети: Выполни правильно Графический диктант.

В-ль: Верно! Задание сложное и требует особого зрительного внимания. Предлагаю выполнить гимнастику для глаз.

Зрительная гимнастика                     

Всю неделю по порядку, глазки делают зарядку.

В понедельник как проснутся, глазки солнцу улыбнутся, (Снимает глазное напряжение)

 Во вторник часики глаза водят взгляд туда сюда,

 В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем

 Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать

По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль,

В пятницу мы не зевали глаза по кругу побежали.

 Остановка и опять, в другую сторону бежать.

Хоть в субботу выходной мы не ленимся с тобой.

 Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки.

 В воскресенье будем спать, а потом пойдем гулять,

 Чтобы глазки закалялись нужно воздухом дышать.

 Без гимнастики друзья нашим глазкам жить нельзя! 

Задание 6:   

Графический диктант.

В-ль: Что получилось? (Ключ)

Дети находят гнома Селе.

В- ль: Наверное, этот ключ, что-то открывает! Посмотрим на карту, у нас впереди сундук с замком.

Ребята, сколько всего братьев-гномов? (Семь)

- Сколько братьев мы уже нашли? (шесть)

- Сколько ещё гномов нам надо найти? (одного)

- Какого он цвета? (фиолетовый)

- Как его зовут? (Фи)

Наверное, этот ключ от сундука и  именно там и должен быть гномик.

В-ль: Посмотрите, на сундуке есть замок. Поворачивает ключ, достает карточку с изображением 7 цветов радуги.

Чтобы освободить гнома Фи, давайте произнесем считалку-подсказку.

Дети: Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи.

Воспитатель достает  гнома Фи. В сундуке лежит письмо.

«Жители страны Математика благодарят ребят за помощь, за то, что они помогли найти всех их друзей, освободили их от злого колдуна».

В-ль: Ну а нам пора возвращаться в детский сад.

Обратно в детский сад пойдём

Не спешим, не отстаём

Я твой друг и ты мой друг

Мы поможем всем вокруг.

Дети по музыкальное сопровождение улетают на ковре самолете в группу.

Оценочно-рефлексивный этап.

- Много было испытаний на пути по стране Математики.

- Какое задание было сложным? Простым?

- Как, вы думаете, что помогло выполнить все задания успешно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну «Здоровей-ка»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе«Путешествие в страну «Здоровей-ка»...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в королевство математики"

Целью данного материала является развитие интереса к математике в игровой форме:Совершенствовать навыки устного счета в пределах 10 в разных направленияхСовершенствовать умению решать логические упраж...

Конспект НОД по математическому развитию в старшей группе «Путешествие по стране математики»

Конспект НОД по математическому развитию в старшей группе «Путешествие по стране математики»...

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Страну математики» с использованием авторских технологий «Палочки Кюизенера» и «Логические блоки Дьенеша»

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Страну математики» с использованием авторских технологий палочки ...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в страну математики"

Цель: углубление представлений детей в использование математических знаний в игровой ситуации....

Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну математики»

Цель: Продолжать формировать у детей элементарные математические представления....

Методическая разработка по реализации образовательной области познавательное развитие в старшей группе Путешествие в страну математика

Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности. Прививаем навыки комплексного применения математических представлений, знан...