Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного средствами игровой деятельности»
консультация по математике

Разработана консультация для воспитателей всех возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие математических способностей у детей дошкольного средствами игровой деятельности»

     В наше время, в век  «компьютеров»  математика в той или иной мере нужно

огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем,  что  результатами  обучения математики  являются  не  только  знания,  но  и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития  мышления  детей  в  процессе  их  обучения  с  самого  раннего  возраста. . Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.

     Игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте. Но игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний у детей. Игра как метод обучения и формирования элементарных математических представлений предполагает использование в образовательной деятельности отдельных элементов разных видов игр, игровых приемов, органичное сочетание игрового и дидактического начала в виде руководящей и обучающей роли взрослого и высокой познавательной активности детей.

     Игровая деятельность делится на:

Творческие игры: режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми);

сюжетно-ролевые;

театрализованные;

игры со строительным материалом (со специально созданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т. п.; с природным материалом; с бросовым материалом).

Игры с правилами:

дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные — игры-поручения, игры-беседы, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки);

подвижные (по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности; по преобладающим движениям: игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т. п.; по предметам: игры с мячом, с обручем, скакалкой и т. д.);

развивающие;

музыкальные.

Математическое развитие детей дошкольного возраста через РЕЖИССЁРСКИЕ ИГРЫ:

     Рассказывание художественных текстов, прежде всего стихотворных, может сопровождать деятельность воспитателя на различных занятиях, в том числе и с математическим содержанием, в режимные моменты: во время прогулок, гигиенических процедур, воспитания навыков самообслуживания, трудовых навыков и т. п.   Среди литературных произведений, которые рекомендуется использовать для математического развития детей можно выделить различные сказки и рассказы: «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Лесенка» Е. Шабад, «Утренние лучи» «Приглашение в школу» К. Ушинского, «Под грибом» В. Сутеева и другие.

Математическое развитие детей через СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕИГРЫ:

     Сюжетно – ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли и в обобщённой форме в специально создаваемых игровых условиях отражают свой личный опыт и знания, полученные на занятиях, в семье, в общении. Как же организованная работа по математическому развитию детей в сюжетно – ролевых играх будет способствовать повышению уровня математического развития детей? В этом нам поможет насыщенная, разнообразная предметная среда, которую можно создать для каждой сюжетно-ролевой игры. Дети с радостью участвуют в создании атрибутов для игры, они получают удовольствие от использования в игре самостоятельно сделанного атрибута.

Математическое развитие детей дошкольного возраста через ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ:

        Театрально - игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, воздействующим на воображение ребёнка словом, действием, музыкой и изобразительным искусством. Кукольный театр доставляет детям большое удовольствие, приносит много радости. Восприятие кукольного спектакля - сложный психологический процесс, который формирует и умственные способности детей – развивает память, речь, усиливает навыки элементарных математических способностей. Во время проведения непосредственно образовательной деятельности можно использовать персонажей кукольного театра, именно в тот момент, когда дети начинают уставать и не хотят заниматься. Включение в занятия по формированию элементарных математических представлений элементов кукольного театра вносит в занятия разнообразие и повышает интерес к нему.

     В театрализованной игре ребёнок воспроизводит знакомые литературные сюжеты и это тренирует память, активизирует мышление. Дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют своё внимание. Ребята быстрее соображают и решают те или иные задачи.

Математическое развитие детей дошкольного возраста через ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ:

     Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности. В процессе данного вида игры у детей формируются и развиваются ориентировка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, дети постигают простейшие законы физики. Строительная игра приучает детей к целенаправленной, планомерной деятельности, развивается мышление, формируется точный словарь, выражающий название геометрических тел, пространственных взаимоотношений. Решаются и задачи нравственного воспитания - дети знакомятся с трудом строителей, помогают друг другу, стараются создавать красивые постройки вместе.

Математическое развитие детей дошкольного возраста через ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

     На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры. Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры. Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

Математическое развитие детей дошкольного возраста через ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ:

     Подвижные игры в детском саду используются для закрепления и обобщения, полученных ранее знаний и как здоровьесберегающий метод обучения дошкольников, ведь игры данного вида направлены не только на развитие двигательных умений детей, но и на развитие их познавательных способностей. Многие традиционные, хорошо известные игры для закрепления количества и счета:                                                                                                  

1.«Живая неделька». (Закреплять умение последовательно называть дни недели, упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10).                                                                                                                    

2.«Помири цифры и знаки». (Развивать быстроту реакции на сигнал, сосредоточенность, мышление, уметь сравнивать цифры с помощью знаков «больше» и «меньше).                                                                                                                    

3.«Назови предыдущее и последующее число». (Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10).          

Для ориентировки в пространстве: 1.«Кто, где?». (Учить различать положение предметов в пространстве: впереди, сзади, посредине, справа, слева). 2.«Найди мишку». (Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане).                                           

Величина: 1.«Кто какого роста». (Установление отношений между величинами). 2.«Посадим деревья в ряд». (Развивать умение сравнивать предметы по высоте раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке).                                                                                                                                     

Форма: 1.«Составь геометрическую фигуру». (Упражнять в составлении геометрических фигур по образцу, развивать сообразительность, внимательность, комбинаторные способности, умение работать с играми головоломками, способность к самооценке своих действий). 2. «Найди фигуру». (Закрепить знание геометрических фигур, учить объединять их по существенным признакам). 3. «Строим замок». (Закреплять умение конструировать).                                                                                                                    

Ориентировка во времени: 1.«Успей вовремя». (Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом). 2.«Собери картинки». (Закреплять знания детей о временах года).

Математическое развитие детей дошкольного возраста через РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ:

     Развивающая игра - это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность, она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий. Развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила общения и предметных действий, все это определяется целью игры - для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта: познавательный - то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать; воспитательный - те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Математическое развитие детей дошкольного возраста через МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ:

        Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими («Звучащий клубок», «Игры с пуговицами», «Птички и птенчики», «Три медведя», «Музыкальные птенчики» и т. п). Подвижная музыкальная игра «Найди свой листик» способствует закреплению знания цвета и формы предмета. Со старшими дошкольниками можно играть в игры на закрепление навыков ориентировки в пространстве (игра «Веселый круг», Игра-танец «Мы вместе» и т.п.). Используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества («Веселый счет»). Начиная со средней группы с детьми можно разучивать математические песни – считалки, которые закрепляют навык счета. Можно организовать с детьми игры, в которых они почувствуют связь числа и ритма. Дети играют в ладошки в парах: на счет «один» (и далее все нечетные числа) дети сами хлопают в ладоши, на четные – в ладоши партнера. Два – число симметрии. Оно делит числа на четные и нечетные. В ходе игры можно попросить детей называть нечетные числа тихо, а четные (т.е. те, на которые приходится хлопок в ладоши друг друга) – громко. Один (хлопок громко), два(притоп – тихо) и т.д. Один из многочисленных вариантов притопа в русском народном танце: более сильный удар правой ногой на каждый нечетный счет. Можно также (этот вариант используется в цыганском танце) вывести правую ногу вперед скрестно и как бы припадать на нее. Движения рук: на нечетный счет разводятся в стороны на уровне груди, на четный – закрываются обратно к груди. Это два фундаментальных жеста, сопоставимых с утверждениями «да» и «нет». Первый показывает, что человек открыт миру и другим людям, второй, что закрыт. Таким образом, используя различные виды игровой деятельности,  мы развиваем  у детей математические способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

В наше время, в век «компьютеров» математикав той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспита...

Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

На успешность обучения математике влияет не только содержание материала, но и форма подачи, которая способна (или не способна) вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Процесс обр...

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

laquo;Не следует забывать, что основной закондетского творчества заключается в том,что ценность его следует видеть не врезультате, не в продукте творчества,важно то, что они создают, творят,упр...

Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

laquo;Без игры нет и не может бытьПолноценного умственногоразвития. Игра – это огромное светлоеокно, через которое вдуховный мир ребенка вливаетсяживительный поток представлений,понятий. ...

Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике....