Тема: Развитие логического мышления.
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Титова (Корчинская) Ольга Игоревна

Из опыта работы Титовой О.И.

                                           воспитателя МБДОУ детского сада №52 " Аленький цветочек "

                                                             г. Смоленска 

                                                                   2022г.

 

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная.

 

Программные задачи: активизировать мыслительные процессы; учить рассуждать логически: обосновывать свой ответ, делать правильный вывод; закрепить умение воспринимать и расшифровывать кодированную информацию в виде символов, решать логические задачи на разбиение по свойствам; развивать ассоциативное мышление; закрепить счёт до «5»; способствовать развитию творчества и воображения.

 

Материалы к занятию: кукла в красной шапочке, корзина, игрушки: 2 пирожка, горшочек, мячик, конфеты, яблоко, груша, погремушка; баночка с витаминами, компакт-диск; логические блоки Дьенеша, карточки по блокам; бумажные цветы, 3 домика, 3 лабиринта; картинки с изображением ружья, топора, очков; счётные палочки; планшеты для выкладывания логических рядов, «магические квадраты»; бумажные куклы в нарядных платьях и белых шапочках, фломастеры.

Содержание организованной образовательной деятельности.

Воспитатель. Дети, я знаю, вы очень любите сказки. А много ли сказок вы знаете? Сейчас я прочитаю вам небольшое стихотворение, попробуйте отгадать, о  какой сказке идёт речь.

Дочку свою мама очень любила,

Красивую шапочку девочке сшила.

К бабушке в гости дочка пошла,

Обманута волком коварным была,

Но лесорубы на помощь пришли,

Бабушку с внучкой от волка спасли.

 

(Ответы детей). Правильно, дети, это сказка про Красную Шапочку. Сегодня Красная Шапочка пришла к вам в гости. (Воспитатель вносит куклу в  красной шапочке). Вспомните, как заканчивается сказка про Красную Шапочку? (Ответы детей). Нравится  вам такое окончание сказки? Давайте попробуем все вместе сочинить новую сказку про Красную Шапочку с другим окончанием. С чего  начинается эта сказка? (Ответы детей). Итак, мама сложила в корзинку гостинцы для бабушки. Вот эта корзинка. Давайте посмотрим, что в ней лежит. (Дети поочерёдно достают из корзинки предметы: 2 пирожка, горшочек, мячик, конфеты ириски, яблоко, груша,  компакт-диск, погремушка, баночка с витаминами и называют их). Дети, посмотрите внимательно, все ли эти предметы нужны бабушке или тут есть что-то лишнее? (Ответы детей с обоснованием).

Взяла Красная Шапочка корзинку и отправилась в гости к бабушке. Где жила бабушка Красной Шапочки? (За лесом). Давайте отправимся в путешествие вместе с Красной Шапочкой. Но перед дальней дорогой нам нужно подкрепиться. Сейчас мы с вами сделаем витаминный салат, который придаст нам силы.

 

                                     Проводится пальчиковая игра «Салат». 

Мы морковку чистим,чистим,                   пальцем правой руки «стругают» 

                                                                                            палец левой руки 

 

Мы морковку трем, трем,                           кулачками обеих рук делают 

                                                                               движения  вверх-вниз от груди до живота

 

Сахарком её посыпем                                   тремя пальцами обеих рук имитируют

                                                                                          действие «посыпания»

 

И сметанкою польем.                                   пальцы обеих рук сложить щепоткой,

                                                                                движения кистями рук вверх-вниз

 

Вот какой у нас салат –                                 полунаклон вперед, разводят руки 

                                                                                                   в стороны

 

Витаминами богат!                                     поглаживают себя по животу                  

 

 

 

И вот Красная Шапочка очутилась в лесу. Что растёт в лесу? Каких зверей, насекомых можно встретить в лесу? (Ответы детей). А ещё Красная Шапочка увидела в лесу пчёлок, которые собирали сладкий сок – нектар с цветов. Давайте поможем пчёлкам собрать нектар. 

 

         Дети получают кодовые карточки по блокам Дьенеша, ориентируясь

       на них, собирают в корзины «нектар» - блоки, разложенные на цветах,

    которые лежат на ковре. Затем дети решают задачи на разбиение блоков по

                                        двум, трём, четырём свойствам. 

 

Молодцы, хорошо справились с заданием. Что же произошло дальше с Красной Шапочкой? Кого она встретила? (Волка). (Воспитатель вносит игрушку - волка). Что спросил волк у Красной Шапочки? Что ответила Красная Шапочка? (Ответы детей). В начале занятия мы с вами решили сочинить новую сказку про Красную Шапочку. Давайте же начнём сочинять вот с этого места. За лесом стояло три домика. В одном домике жила бабушка, в другом – лесорубы, а в третьем – охотники. К домам  вели разные дороги:  длинная, короткая и средняя. Посмотрите, вот эти дороги.

 

         На полу выложено три лабиринта красного, жёлтого и синего цвета,

 состоящих из отрезков одинаковой длины. Отрезки соединены друг с другом

под углом. Жёлтый лабиринт состоит из 3-х отрезков, синий – из 4-х, красный – из 5-ти.

 

Как вы думаете, какая из этих дорог самая длинная? А самая короткая? Давайте пройдём по этим дорожкам и проверим, правильно ли вы угадали.

Каждая дорожка состоит из дощечек, когда вы будете идти по ней, считайте, сколько дощечек вы прошли.

 

           Дети разбиваются на 3 группы, встают «паровозиком» и поочерёдно 

             проходят по лабиринту, считая дощечки. Воспитатель выставляет 

         на каждом домике палочки, число которых  соответствует количеству

                                                   дощечек в лабиринте. 

 

На каком домике больше палочек? А на каком меньше? Какая дорога самая длинная? (Красная). Почему? (Здесь большего всего дощечек). А какая самая короткая? (Жёлтая). Почему? (Здесь меньше всего дощечек). По какой дороге пошёл волк в сказке? (По самой короткой). Посмотрите, к чьему дому он пришёл?

 

     Воспитатель снимает с домика покрывало, закрывающее картинку – ружьё.

                      Дети должны догадаться, что это домик охотников. 

 

Правильно, это домик охотников. Испугался волк, сразу забыл и про бабушку, и про Красную Шапочку, поджал хвост и припустился в лес, только пятки засверкали. А по какой дороге пошла Красная Шапочка? (По самой длинной). Куда же привела её эта дорога? 

 

   Воспитатель снимает с домика покрывало, закрывающее картинку – очки и чепчик.

                       Дети должны догадаться, что это домик бабушки.

 

Правильно, к домику бабушки. В одном домике жили охотники, в другом – бабушка. А кто жил в третьем домике? (Лесорубы). Правильно, лесорубы.

 

    Воспитатель снимает с домика покрывало, закрывающее картинку – топор.

 

Но мы вами вернёмся к домику бабушки. У бабушки жили два маленьких котёнка. (Воспитатель вносит игрушечных котят). Один раз они так расшалились, что скинули с полок всю бабушкину посуду. Давайте поможем бабушке расставить посуду на полочках в нужном порядке.

 

                    Часть детей  выстраивает логические ряды из предметов

                               посуды, другие дополняют магический квадрат.

 

Я вижу, в бабушкином домике порядок. Вы потрудились на славу! Давайте немного отдохнём и повеселимся.

 

                              Проводится физкультминутка «Прогулка в лес».

Дети утром рано встали,                                    ходьба на месте

На прогулку в лес пошли,

По тропинке прошагали 

И пенек в лесу нашли.

На пеньке растут опята,                        наклоны вперед с имитацией движения

Поклонитесь им, ребята.                                   «собираем грибы»

Вот на дереве орех,

Кто подпрыгнет выше всех?                прыжки на двух ногах с хлопком над головой

Целый день в лесу гуляли,

Наши ножки так устали.                                 поглаживание ног

Мы немного отдохнем                                      ходьба на месте

И опять гулять пойдем!

 

Пока мы с вами развлекались, в гости к бабушке и Красной Шапочке пришли девочки-подружки. (Воспитатель вносит бумажные куклы в красивых платьях и белых шапочках). Они тоже захотели, чтобы у них были красивые шапочки. Украсьте, пожалуйста, шапочки девочек и придумайте им имена. Но помните, что они большие модницы и любят, чтобы шапочка по цвету и узору подходила к платью.

 

       Дети выполняют задание, называют придуманные имена, объясняют,

                               почему именно так назвали девочку.

 

Дети, наша сказочная история подошла к концу. Понравилась вам новая сказка про Красную Шапочку, которую мы вместе придумали? Самое главное, что она очень добрая и у неё счастливый конец. Ведь всем людям бывает хорошо, когда к ним относятся по-доброму, с любовью, лаской. Как вы думаете, мы можем поделиться друг с другом своей добротой? Встаньте, пожалуйста, в круг и подайте друг другу правую руку, а теперь – левую. А теперь давайте эту доброту поселим каждый в своём сердце (дети прижимают руки к груди) и подарим друг другу (дети протягивают руки  друг к другу).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме:"Развитие логического мышления старших дошкольников".

Примерные задания для успешного развития логического мышления  старших дошкольников....

Реферат на тему: «Развитие логического мышления у детей с ОНР»

Реферат на тему:«Развитие логического мышления удетей с ОНР»(III уровень речевого развития) Сообщение к педагогическому советуот 14.02.2014...

Опыт работы по теме "Развитие логического мышления у дошкольниклв посредством занимательной математики"

Материал представляет собой передовой педагогический опыт для использлвания в работе воспитателя...

Опыт работы по теме «Развитие логического мышления дошкольников по средствам математических игр»

опыт работы по развитию логического мышления у дошкольников за 3 года...

Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»

В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

План по самообразованию на тему: "Развитие логического мышления, посредством сенсорного развития"

Детство – самая счастливая  пора жизни человека. Дошкольник очень энергичен и активен. Его притягивает практически всё, он пытается многое узнать и понять. Ещё в раннем детстве закладываютс...