Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки» для детей 5 – 7 лет.
рабочая программа по математике (старшая, подготовительная группа)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Математические ступеньки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_matematicheskie_stupenki.docx87.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 394 г. Челябинска»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Математические ступеньки» для детей 5 – 7 лет.

Разработчик:

Костенко Н.А.

.

Челябинск, 2021 год.

Содержание

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы        3

1.1.Пояснительная записка        3

1.2.Цели и задачи программы        4

1.3.Содержание программы        4

1.4.планируемые результаты        11

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий        12

2.1. Календарный учебный график        12

2.2. Учебный план        13

2.3. Условия реализации программы        13

2.4. Формы аттестации        14

2.5. Оценочные материалы        15

2.6. Методические материалы        18

2.7. Список литературы        18

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка

Кто с детских лет занимается математикой,

                                                          тот развивает внимание,  тренирует свой мозг,                                                                                                                                                                             свою    волю,   воспитывает        настойчивость

                                                             и упорство в достижении цели.            

                                                                                   (А. И.  Маркушевич)

     Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет  и усвоит азы математики, тем лучше.

   Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника.  Современные достижения требуют от человека  мыслить абстрактно, значит  необходимо развивать логическое  мышление  детей дошкольного возраста.

Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений. Желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме формирования и совершенствования общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научного решения разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.

Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

Актуальность. Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же,  развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

1.2 Цели и задачи программы

Цель программы: Целью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе

Задачи программы:

1.Развитие математических способностей:

- формировать общее представление о множестве и числе;

- формировать навыки количественного и порядкового счета в  пределах 10,20;

- знакомить с составом числа;

- учить детей решать простейшие арифметические задачи;

- учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой

- учить сравнивать множества;

- знакомить с математическими знаками

2.  Развитие логического мышления

3. Развитие самостоятельности при  выполнении поставленной задачи;

1.3 Содержание программы

Сроки реализации программы – 1 учебный год.

Режим занятий – 2 занятия в неделю продолжительностью 45 минут.

Структура занятий: 

1. Вводная часть - разминка. Создание непринужденной, доброжелательной атмосферы, активизация внимание детей, помогает настроить на образовательную деятельность, на общение с педагогом.      

2. Основная часть (содержание занятия) – раскрытие темы занятия.   Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.      

3. Физкультминутка. Физкультминутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики. В качестве физкультминуток могут использоваться пальчиковые игры, зрительные гимнастики.    

4. Заключительная часть –Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием, подведение итогов. Занятия проводятся в игровой форме.  

Методы и приёмы работы: подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами,графический диктант, физминутки, пальчиковые упражнения.

Логические  приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сернация, аналогия, систематизация, абстрагирование -  в литературе также называют логическими  приемами мышления. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического  развития.                                                                        

Сернация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический пример  сернации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.                                                                                                    

Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.                                                                                                                                                                      Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ). Психологически способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу. То есть, если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части.                                                                                                                                                                                                   Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов). Показателем сформированности  приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.                                                                                                                                                       Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиск самого. Следует учитывать, что при классификационном разделении множества полученные подмножества не должны попарно пересекаться и объединение всех подмножеств должно составлять данное множество. Иными словами, каждый объект должен входить только в одно множество и при правильно определенном основании для классификации ни один предмет не останется вне определенных данным основанием групп.                                                                                     Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить: - по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);                                                                                                                                                                                        - по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну коробку длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.);                                                                                                                                                                                                    - по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые);

- по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту - кирпичики и т. д.);

- по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.

Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти все - большие, эти все - маленькие; эти все - красные, эти все - синие; эти все - летают, эти все - бегают и др.

Календарно – тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование совместной деятельности взрослых и детей 5-6лет. (Старшая группа).

Дата занятия

Тема занятия

Программное содержание

05.09.19

«Засели домики».

Закреплять навыки  количественного и порядкового  счета.

12.09.19

Число и цифра 1

Повторить числа1-5 образование, написание, состав.

19.09.19

Число и цифра  2  .Соотнесение  количества предметов с цифрой. Ориентировка  в тетрадке в клетке.

Цель: закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

учить писать цифру 2;

-знакомить с пословицами, в которых упоминается число 2

26.09.19

Число и цифра 3

Цель: закреплять умение соотносить количество предметов

 с соответствующей цифрой. Учить писать  цифру 3.

3.10.19

Число и цифра -4

Цель: учить отгадывать математическую загадку, записывать решение задачи с помощью знаков и цифр; закреплять умение писать цифры 2, 3; учить писать цифру 4.

10.10.19

Число  и  цифра 5

Цель: учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков закреплять умение писать цифры 1, 2, 3, 4; учить писать цифру 5

17.10.19

«Какой  по счету?»

Цель: закрепление навыков  порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении  предметов в ряду слева, справа, до, после,  между перед, за, рядом.

24.10.19

Число  и цифра 6

Цель: Познакомить с образованием и составом числа 6,цифрой 6

31.10.19

«Какое число больше?»

Цель: развивать умение  сравнивать смежные числа.

7.11.19

Логическая   задача на установление закономерностей. Геометрические фигуры

Цель: учить решать математическую задачу,  записывать решение с помощью знаков, цифр; учить дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих  предметов;

14.11.19

«Раздели на части»

Цель: уточнение приемов  деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части.

21.11.19

«Чего больше?»

Цель: сравнение и измерение длины  предметов (отрезков  прямых линий) с помощью  условной меры. Развитие понимания результата  измерения длины от величины меры

28.11.19

Число  и цифра 7

Цель: учить писать цифру 7; учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько?, на котором по счету месте?; учить выкладывать из счетных палочек  прямоугольник; учить рисовать прямоугольники в тетради

5.12.19

«Создай картину »

Цель: развитие  ориентировки  на плоскости   (лист  бумаги,, тетради).

Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше - ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний  угол, в середине, в круг и т.д.

12.12.19

Число и  цифра 8

Цель: учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; познакомить с цифрой 8;учить писать цифру 8;

19.12.19

«Магазин»

Цель: продолжать знакомить с  монетами  различного  достоинства.

26.12.19

«Который час?»

Цель: развивать умение  определять время по часам.

9.01.20

Число и цифра 9

Цель: учить отгадывать математическую загадку; записывать решение с помощью цифр и математических знаков; - познакомить с цифрой 9;учить писать цифру 9

16.01.20

«Двигаемся по команде»

Цель: развивать умение изменять направление движения  по заданию педагога. Упражнять в воспроизведении  движений по названному числу.

23.01.20

Число и цифра  10

Цель: учить отгадывать математическую загадку; познакомить с числом 10;учить писать число1 0

30.01.20

«Займи свое место»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве

 с помощью плана групповой  комнаты.

6.02.20

Решение примеров на сложение и вычитание

Цель: продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание;

13.02.20

Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между числом и цифрой.. Части суток. Работа в тетради в клетку. Треугольники. Величинные понятия

Цель: продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать решение; - учить читать запись;  учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;  закреплять знания о последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь)

20.02.20

«Измерь»

Цель: развивать умение измерять длину отрезка с помощью мерки

 (мерка равна длине 2 клеток).

27.02.20

«Сравни»

Цель: упражнять в сравнении  смежных чисел, используя знаки  < >.

5.03.20

«Сколько нас без одного?»

Цель: продолжать развивать умение составлять  арифметические задачи и

 понимать смысл того, к каким  количественным изменениям

приводит практические действия  с предметами, о которых говорится в задаче.

12.03.20

«Реши задачу»

Цель: закрепление знания  структуры задачи (понятия: условие, вопрос). Придумывание  задач детьми; решение задач, используя цифры и

 математические знаки.

19.03.20

«Найди спрятанную игрушку »

Цель: умение ориентироваться в  пространстве с помощью плана

 групповой комнаты. Находить  спрятанную игрушку.

26.03.20

«Что за  чем следует»

Цель: закреплять знание времен  года, месяцев и дней недели

2.04.20

«Составь задачу и запиши»

Цель: развивать умение  составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =).

9.04.20

Решение математической загадки. Сложение числа 10 из двух меньших чисел.. Ориентировка на листе.

Цель: продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать решение, читать запись; закреплять умение составлять число 10 из двух меньших; закреплять понятия «левый верхний, нижний угол», «правый верхний, нижний угол», «середина».

16.04.20

Порядковый счет. Решение математической  загадки. Ориентировка в пространстве. Работа в тетради в клетку.

Цель: упражнять в различении количественного и порядкового счета; учить отвечать на вопросы сколько?, на каком по счету месте?; закреплять умение отгадывать математическую загадку, записывать и читать запись; закреплять умение ориентироваться относительно себя, другого лица.

23.04.20

«Заблудившиеся  цифры»

Цель: продолжать развивать  умения моделировать отношений

между числами числового ряда  при помощи моделей типа л

огического  древа.

30.04.20

«Запиши при помощи цифр»

Цель: развивать умение  составлять числовое  выражение  при

помощи цифр и знак

7.05.20

Развлечение «Юные математики»

Цель: закрепление изученного материала.

14.05.20

Решение задачи и примеров.

 Соотнесение цифры с количеством

предметов.

Цель: учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы

21.05.20

Порядковый счет. Сложение числа 10 из двух меньших чисел. Логическая задача.

 

Цель: закреплять навыки порядкового и  количественного

счета; - закреплять умение  правильно отвечать  на вопросы сколько?

 на каком по счету месте

28.05.20

Графический  диктант

Развития       пространственного      воображения,  

устойчивого    внимания,   тренировки    глазомера   и    мелких  

 мышц   кисти   руки

Календарно-тематическое планирование совместной деятельности взрослых и детей 6-7 лет. (Подготовительная группа).

Сентябрь

Цель

1.«Количество и счет»

«Расставь числа по порядку»

2. «Количество и счет»

«Соседи числа»

3.«Геометрические фигуры»

«Волшебные фигуры»

4.«Геометрические фигуры»

«На что похоже?»

Закреплять счет в пределах 20. Расширять представления о цифре 0. Развивать умение расставлять числа по порядку.

Закреплять счет в пределах 20. Закреплять знания о соседях числа.   Систематизировать понятия «предыдущее, последующее».

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию, и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур

Октябрь

1. «Количество и счет»

«Порядковый счёт»

«Что такое «порядок»?»

2. «Количество и счет»

«Порядковый счёт»

3.«Определение величины»

«Весёлые кошечки»

4.«Определение величины»

Игра «Танграм»

Закреплять счет в пределах 20. Расширять представления о «порядке числа», систематизировать числа по порядку, закреплять понятие порядковые числа. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание

Закреплять счет в пределах 20. Закреплять понятие порядковые числа. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание.

Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов. Закреплять знания сравнивать длину полосок бумаги. Изготовление поделок.

Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов.


Ноябрь

1.«Количество и счет»

«Счёты»

2.«Количество и счет»

«Какой? Сколько?»

3 «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

«Близко – далеко. Ох, ориентироваться как нелегко»

Интересные слова «между», «за», «после», «перед».

4 «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

 «Левая и правая рука»

Закреплять счет в пределах 20, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами

Дать представления о счётах, рассмотреть их, объяснить их назначение.  Расширять представления о калькуляторе, объяснить его значение.

Закреплять счет в пределах 20, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами

Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов.

Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени.  Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку.  Уметь называть своё местоположение относительно других.

Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени. Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки

Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа.

Декабрь

1.«Количество и счет»

«По порядку рассчитайся!»

2.«Количество и счет»

«Весёлые домики»

3.«Решение  логических задач»

«Деление целого на части»

4.«Решение  логических задач»

«Задачи на смекалку»

 Закреплять счет в пределах 20, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами

Закреплять умения детей рассчитываться по порядку.

Закреплять счет в пределах 20. Формировать знания о составе чисел в пределах 20. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами.

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия.

Январь

1. «Количество и счет»

«Королевство цифр»

«Пишем цифры: 0,1,2,3»

2. «Количество и счет»

«Пишем цифры: 4,5,6»

3.«Геометрические фигуры»

«Кошкин дом»

4.«Геометрические фигуры»

«Волшебные превращения

геометрических фигур»

«Сделай сам зверюшек»

(сгибание, разрезание, вырезание).

Закреплять счет в пределах 20. Развивать мелкую моторику рук.  Совершенствовать умение детей писать элементы цифр и цифры, закреплять состав чисел и порядок нахождения в линейке цифр. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Закреплять счет в пределах 20.

Совершенствовать умение детей писать цифры, закреплять состав чисел  и порядок нахождения в линейке цифр. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

Закреплять знания о фигурах  (трапеции, ромбе), дать понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников. Закреплять умение составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их, вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе.

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Закрепить фигуры (трапеция, ромб), понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников.

Упражнять детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам. Знакомство с техникой оригами.

Развивать зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.


Февраль

1. «Количество и счет»

«Пишем цифры: 7,8,9»

2. «Количество и счет»

«Весёлые домики»

3.«Определение величины»

«Измерительные приборы: линейка, весы, часы»

«Линейки»

4.«Определение величины»

«Весы. Их использование»

Закреплять счет в пределах 20. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение детей писать цифры, закреплять состав чисел. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Закреплять счет в пределах 20. Совершенствовать умение детей писать цифры. Закреплять состав чисел в пределах 20. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов. Закреплять знания детей о линейке, рассказать о её значении. Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.

Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов. Расширять представления детей о весах, рассказать, какие бывают весы и их значение. Уточнить понятие «вес»

Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

Март

1. «Количество и счет»

«Весёлые птички»

2. «Количество и счет»

«Весёлые птички»

3. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости».

«Ориентировка во времени» Сутки. Часы. Минутки»

4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости». «Ориентировка во времени»

«Дни недели»

Закреплять счет в пределах 20.  Систематизировать понятия: больше, меньше, знаки <, >.

Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Закреплять счет в пределах 20. Систематизировать понятия: больше, меньше, знаки <, >.

Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Развивать чувство времени; расширять представления о часах, днях недели, названия месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления. Знакомство с часами.

Развивать чувство времени; расширять представления о часах, днях недели, названия месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. Закреплять знания детей дней недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так.

Апрель

 1. «Количество и счет»

2. «Количество и счет»

3.«Решение  логических задач»

«Задачи на действия

(сложение и вычитание)»

4.«Решение  логических задач»

«Задачи на разделение целого

  на части»

«Волшебные монетки»

Закреплять счет в пределах 20, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Закреплять счет в пределах 20, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать.

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Закреплять знания детей о деньгах, их назначением.

Май

1. . «Количество и счет»

2. «Количество и счет»

3.«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

4.«Решение  логических задач»

Закреплять счет в пределах 20, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Закреплять счет в пределах 20, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

1.4 Планируемые результаты

При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей

- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.

  • Считать до 10 и дальше.
  • Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.

Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.

Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание,

пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).

  • Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
  • Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
  • Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
  • Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
  • Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
  • Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
  • Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

  • Знать
  • Состав чисел первого десятка и состав чисел первого десятка из двух меньших.
  • Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
  • Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
  • Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

  • Иметь представление
  • О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.
  • О временных интервалах: временем суток, года.
  • Об определении времени по часам
  • О количественной характеристике числа.

.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график.

Старшая группа (5-6 лет)

Количество групп

1

Режим работы

2 дня в неделю, по 30 минут  

Начало учебного года

1 октября

График каникул

30 декабря по 8 января

Продолжительность учебного года

37 недель

1 полугодие

13 недель

2 полугодие

20 недель

Количество в день

2 половина дня – 1

Продолжительность

30 мин.

Объём нагрузки в день

30 мин.

Педагогическая диагностика

С 1 октября по 11 октября 2019 года;

С 18 мая по 29 мая 2020 года

2.2. Учебный план

Предмет/ разделы

Возрастная группа

5 -7лет

Количество занятий в неделю/ в месяц

Количество и счет

2/8

Ознакомление с геометрическими фигурами

0,5/2

Определение величины.

0,5/2

Ориентировка во времени и в пространстве

0,5/2

Решение логических задач

0,5/2

2.3 Условия реализации программы

Возраст от 5 до 6 лет

Составление квадрата из разных геометрических фигур. Определение взаимного расположения объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.). Составление изображения из разных элементов. Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Моделирование предметов из плоскостных элементов. Составление различных форм из палочек по образцу. Сравнение предметов по величине. Выкладывание предметов в порядке убывания, возрастания. Конструирование постройки из деталей разного размера. Сравнение фигур по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Упорядочивание и уравнивание предметов по длине. Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу. Подбор предметов по цвету и форме. Определение цвета и его оттенков. «Чтение» плана, нахождение предмета по плану. Создание рисунка-схемы, используя простейшие изображения. Сравнение и уравнивание предметов разными способами.

 Задания на развитие внимания: лабиринты, ребусы, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, дидактические игры.

Задания на развитие воображения: деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую.  

Задания на развитие памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала.

Задания на развития мышления: выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания.

Возраст от 6 до 7

Объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество. Установление смысловых связей между предметами. Создание постройки по рисунку, чертежу. Деление предметов, фигур на несколько равных частей. Сравнение фигур по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Упорядочивание и уравнивание предметов по длине. Подбор предметов по заданной длине. Подбор предметов по цвету и форме. Определение взаимного расположения объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.). Составление сказки с использованием рисунка – схемы. Определение значений дорожных знаков, опираясь на рисунки – символы. Экспериментирование. Сравнение группы однородных и разнородных предметов по количеству. Раскладывание предметов в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10.

Решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

Создание рисунка-схемы, на основе своего рассказа. Анализ предметов по отдельным признакам. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал. Составление задачи по схематическому рисунку и наоборот. Расположение предметов в заданной последовательности. Сравнение рисунка со схемой, с чертежом предмета. Создание образа на основе рисунка – схемы.

 Задания на развитие внимания: лабиринты, ребусы, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, дидактические игры.

Задания на развитие воображения: деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных.  

Задания на развитие памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов.

Задания на развития мышления: выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур по заданным условиям.

2.4 Формы аттестации

Способы определения результативности

Объектами контроля являются:

– математические умения;

– степень самостоятельности и уровень проявления математических способностей в процессе поиска решений на задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

     Виды контроля

Для контроля реализации Программы определены следующие виды проверок:

  • Текущая – на каждом педагогическом мероприятии  проводится проверка выполняемой работы и ее оценка.
  • Диагностические срезы на начало учебного года и на конец учебного года.                              

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования  по познавательному развитию  детей с использованием занимательных игр и упражнений математического содержания.

Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение.

Диагностические методики:

  1. Диагностика познавательных умений в математической деятельности.

Цель: выявление обобщенных познавательных умений в математической деятельности.

Процедура организации и проведения диагностики.

Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.

Критерии наблюдения.

  1.  Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности:

а) правильное восприятие ребенком математической задачи воспитателя (о чем подумать, что сделать), понимание смысла каждого этапа предстоящей деятельности;

б) активное участие в выполнении действий сравнения, отгадывания, поиска пути решения проблемы.

  1. Практические и умственные учебные действия, выполняемые старшим дошкольником в процессе решения математической задачи:

а) активное выполнение учебных действий сравнения, сопоставления, обобщения, моделирования, схематизации в соответствии с поставленной учебной задачей;

б) разнообразные формы выполнения умственных действий: по наглядной основе, схеме или модели, в плане внутренней речи развернуто или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;

в) самостоятельный выбор ребенком необходимых материалов на основе ориентировки в учебной задаче;

г) ребенок предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3-4 эталонов (сначала.., затем.., после этого...);

д) владеет несколькими способами достижения одного и того же результата.

  1. Состояние самоконтроля:

а) умеет осуществлять итоговый самоконтроль (по окончании деятельности);

б) может осуществлять пошаговый самоконтроль (проверять себя) в процессе деятельности;

в) планирует деятельность до ее начала (предварительный самоконтроль).

Результат познавательной деятельности: правильность решения математических задач, наличие интереса к деятельности, самооценке, осознание ребенком связи математической задачи и полученного результата.

                                

Ф.И.

ребенка

Восприятие математической задачи и ориентировочная

основа деятельности

Практические

и умственные

 учебные действия

Состояние

самоконтроля

а

б

а

б

в

г

д

а

б

в

  1. Диагностика математических умений.

Цель: выявление математических умений.

Процедура организации и проведения диагностики.

Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.

Заполнение диагностической карты.

Ф.И

Количество

и счет

Величина

Геометрические фигуры

Ориентир.

во времени

Ориентир. в пространстве

Логические задачи

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

В. высокий  

С.средний  

Н. низкий

2.6 Методические материалы

Материально-техническое обеспечение программы: оборудование, столы, стулья, пособия, мольберт, ноутбук, проектор.

Дидактический материал:

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:

  • геометрические фигуры и тела;
  • палочки Х. Кюизинера;
  • наборы разрезных картинок;
  • сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;
  • полоски, ленты разной длины и ширины;
  • цифры от 1 до 9;
  • игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др;
  • фланелеграф, мольберт;
  • чудесный мешочек;
  • кубики Никитина;
  • блоки Дьенеша;
  • пластмассовый и деревянный строительный материал;
  • геометрическая мозаика;
  • счётные палочки;
  • предметные картинки;
  • знаки – символы;
  • игры на составление плоскостных изображений предметов;
  • обучающие настольно-печатные игры по математике;
  • мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
  • геометрические мозаики и головоломки;
  • занимательные книги по математике;
  • задания из тетради на печатной основе  для самостоятельной работы;простые карандаши; наборы  цветных карандашей

2.7 Список литературы

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение,  2002. – 385 с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,  2001. – 404 с.
  3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. –  М.: Просвещение,  2003. – 312 с.
  4. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002 – 256с.
  5. Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.
  6. Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
  7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010. – 187с.
  8. Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2002.
  9. Михайлова  З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб: Акцидент, 1997.
  10.  Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006. – 123 с.
  11.  Петерсон Л.Г. Раз ступенька, два ступенька. – СПб: Феникс, 2008. – 418с.
  12.  Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л. В., Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004.
  13.  Мониторинг в детском саду/ под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт. – СПб: Детство-пресс, 2011. – 297с.
  14. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 267 с.
  15.  Учебное пособие Чего на свете не бывает?/ под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение,  2007. – 245с.
  16.  Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб., 2007

Литература, рекомендуемая для детей и родителей:

  1. Васильева Н.Н.,. Новоторцева Н.В Развивающие игры для дошкольников. –  Ярославль: Академия развития, 2006. – 374с
  2. Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2003 – 180с.
  3. Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 382с.
  4. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 375с.
  5. Дьяченко В.В. Чего на свете не бывает? – М.:  Просвещение, 2011 – 208с.

Интернет-ресурсы

1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike

2. Занимательные задачки для дошкольника! – http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820

3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika

4. Интересная математика и счет для дошкольников – http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/ 

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – http://bib.convdocs.org/v14303


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Выразительное чтение»  для детей 5-7 лет ....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Ступеньки Доброты»

Актуальность программыВ условиях современного развития общества, особую роль приобретают вопросы воспитания детей на основе восприятия общечеловеческих ценностей. Будущее нашего общества, его соц...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Я и мой поселок»

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст 3 – 4года (младшая группа), средний возраст 4 – 5лет(средняя группа), с...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - это период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, сложно. Тем не менее, необходимо выде...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Ступеньки Математики».

Актуальность представленной программы заключается в том, что готовность к обучению в школе является приоритетной  задачей для родителей на данном этапе жизни ребенка. Интеллектуальная готовность ...