Опыт работы "Формирование навыков ориентирования в пространстве у дошкольников посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием".
методическая разработка по математике (старшая группа)

Ирина Владимировна Милова

Цель опыта: активизировать формирование навыков ориентирования в пространстве посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием.Началом работы по теме актуального педагогического опыта стало проведение мониторинга по определению исходного уровня сформированности у дошкольников навыков ориентирования в пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_milovoy_i.v.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема моего опыта работы «Формирование навыков ориентирования в пространстве у дошкольников посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием».

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Они хотя и возникают рано, но являются более сложным процессом, чем умение различать качества предметов.

Цель опыта: активизировать формирование навыков ориентирования в пространстве посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием.

ЗАДАЧИ

- Развивать умение применять навыки ориентирования в пространстве в самостоятельной игровой деятельности дошкольников.

- Формировать навыки сотрудничества и сотворчества в детском коллективе в процессе формирования навыков ориентирования в пространстве.

- Создать условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования навыков ориентирования в пространстве: раскрепощённую, комфортную обстановку.

Началом работы по теме актуального педагогического опыта стало проведение мониторинга по определению исходного уровня сформированности у дошкольников навыков ориентирования в пространстве.

Оказалось, что дети испытывают определенные трудности при ориентировке в пространстве, я сделала для себя вывод, что с детьми необходимо провести обширную работу по усвоению пространственных понятий.

Данные мониторинга позволяют констатировать тот факт, что традиционное обучение не обеспечивает достаточного уровня сформированности у детей навыков ориентирования в пространстве. Следовательно, нужны такие технологии, которые активизируют данный процесс.

Работа по развитию пространственных представлений мы вели в разных направлениях, с постепенным усложнением заданий:

а) в постепенном увеличении количества различных вариантов пространственных отношений между предметами, с которыми знакомятся дети;

б) в повышении точности различения их детьми и обозначения соответствующими терминами;

в) в переходе от простого распознавания к самостоятельному воспроизведению пространственных отношений на предметах, в том числе между субъектом и окружающими его объектами;

г) в переходе от ориентировки в специально организованной дидактической среде к ориентировке в окружающем пространстве;

д) в изменении способов ориентировки в пространственном расположении предметов (от практического примеривания или соотнесения объектов с исходной точкой отсчета к зрительной оценке их расположения на расстоянии);

е) в переходе от непосредственного восприятия и действенного воспроизведения пространственных отношений к осмыслению их логики и семантики;

ж) в возрастании степени обобщения знаний детей о конкретных пространственных отношениях;

з) в переходе от определения местоположения предмета относительно другого объекта к определению их расположения относительно друг друга.

Прежде всего, создали необходимые условия:

Разместили игры с математическим содержанием по возможности во всех центрах активности. В центре конструирования, использовали детский ростовой конструктор для пространственного моделирования. Воспитанники осваивали пространственное расположение деталей конструктора на плоскости и в трехмерном пространстве, пространственные отношения между ними: что находится  слева, справа, спереди, сзади, сверху, снизу. Также смогли усвоить, как соотносятся части и целое, определяли колли чество недостающих элементов..

В центре искусств расположили набор геометрических фигур и головоломки «Танграм», «Вкладыши», приобрели игру «Геометрия»,  где закреплялись пространственные представления посредством взаимодействия с геометрическими фигурами.  Сначала дети комбинировали фигуры из наборов и составляли  из них изображения, затем выполняли  задания на ориентировку в пространстве.  

Пополнили центр занимательной математики играми: «Круги Лулия», оформили «Говорящую стену»., изготовили пособие

Основная форма работы по формированию математических представлений – непрерывная образовательная деятельность, где закладываются в определенной последовательности знания, вырабатываются необходимые умения и навыки. Поэтому для занятий по математике были разработаны методические приемы, направленные на формирование умения ориентироваться в пространстве, и включены в занятия по математике, как его часть.

Дети легче овладевают умением ориентироваться в пространстве с помощью игр и игровых упражнений, поэтому они были включены в занятия, были использованы в индивидуальной работе с детьми, а также предложены в утренний и вечерний отрезки времени для совместных игр детей. 

На основе умения ориентироваться на себе основывается умение ориентироваться от другого предмета. Я учила детей мысленно представлять себя в положении предмета. Сначала упражняла в определении направления положения предметов от себя (при поворотах: стол был впереди, повернулся ребенок – и стол оказался справа). Далее учила детей определять стороны тела друг друга, затем стороны туловища куклы, мишки и т.д. Обучение шло на занятии по математике, а закрепление на других занятиях, в играх. Например, на музыкальном занятии, когда дети разбивались на пары, обращала внимание детей на то, что, когда люди стоят лицом друг к другу, правая рука одного находится напротив левой руки его партнера.

Большое внимание уделяла закреплению умения двигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега. Использовала игры с правилами – подвижные и дидактические. В начале года проводила с детьми игры типа «Куда пойдешь и что найдешь», но в более усложненном варианте, когда задание могут выполнять одновременно несколько детей. Далее проводила игры «Найди предмет», «Путешествие», «Разведчики» с игровыми заданиями типа: «Миша дойди до стола, поверни направо, дойди до окна, поверни налево, дойди до угла групповой комнаты и там найди спрятанную машинку». Сначала такие игры я проводила в пределах групповой комнаты, а затем и на участке детского сада. На занятиях по ознакомлению с окружающим я знакомила детей с правилами дорожного движения, правилами поведения пешеходов на улице. Для усвоения детьми этих правил проводила игры «Правильно улицу пройдешь – в новый дом придешь, ошибешься – в старом останешься», «Передай пакет» и т.п.

Технологию Смартренинг   очень увлекла детей. Ребята активно включились в разгадывание головоломок, ребусов, лабиринтов. 

Особое внимание уделила ориентированию по планам и картам-схемам. Сначала предлагала детям расставить мебель в кукольной комнате по плану, самим составить план, используя готовые плоскостные геометрические фигуры, соответствующие по форме проекциям видимых сверху предметов мебели. Также предлагалось такое задание: найти правильный план из несколько вариантов расстановки мебели. При этом ребенок должен обращать внимание на пространственное расположение мебели в игрушечной комнате, на форму и цвет мебели. На следующем этапе детям предложила игру-путешествие по плану-схеме, где было необходимо добраться до определенного дома (Помочь Почтальону доставить письмо до адресата, не заблудившись) с помощью карточки-подсказки или по словесному указанию воспитателя. Затем учила детей ориентироваться по карте-схеме групповой комнаты в играх «Найди спрятанную игрушку», «Путешествие по комнате», «Найди клад», «Помоги Буратино найти золотой ключик», «Расставь игрушки так, как указано на карте-схеме». Далее перешла к работе на территории группового участка, изучив с детьми условные знаки, обозначающие деревья, кусты, игровое оборудование. Ребятам были предложены задания типа: «Пройди по нашему участку от веранды до песочницы так, как изображено на карте стрелками», «Найди клад по схеме».

Нейропсихологический подход в организации  игровой деятельности  помог детям научиться ориентироваться в пространстве не только относительно себя, но и относительно других объектов, ориентироваться на листе бумаги, развил зрительно-моторную координацию: рисовали круги на крупе правой и левой рукой, рисовали красками на прозрачном мольберте, где закрепляли правую и левую сторону, вверху, внизу и так далее.                                                                    

Особое внимание уделяли ориентировке на плоскости листа.   Прежде всего, нужно объяснить детям, что такое верхний и нижний край листа, что, когда лист лежит на столе, тот ее край, который дальше от ребенка, будет называться верхним, а тот, который ближе, — нижним. Затем предлагали детям показать с помощью карандаша верхний и нижний край листа, а также правую и левую его сторону. После этого попросила выполнить задание: нарисовать в верхнем левом углу листа солнышко, в верхнем правом углу – тучку, в нижнем правом углу – елочку, в нижнем левом углу – будку, справа от будки – косточку. После этого в центре листа дети нарисовали собачку и раскрасили картинку. Для закрепления использовала такой метод, как работа в парах. В пары старалась объединить ребенка, который не испытывает трудности при ориентировке на листе и ребенка, у которого это вызывает затруднение. Дети по очереди давали друг другу задания, поправляли друг друга. Такая организация оказалось не только интересной для детей, но и дала положительные результаты.

Вводили в активный словарь слова, обозначающие пространственные отношения. Детям были предложены игры «Бабочка», «Муха».

Для формирования у детей слухового сосредоточения и координации «ухо-рука» был использован графический диктант. Однако просто рисовать линии под диктовку детям скучно. Этот вид работы становится привлекательным для детей, если использовать задания, в результате выполнения которых получается осмысленное и забавное изображение. Например, «Собачка», «Слон», «Гусь», «Зайчик». В этом случае дети выполняют задание с большим интересом, внимательно следят за словами воспитателя. Предварительно мы договорились с детьми, что рисунки всегда будут начинаться из точки, где пересекаются клеточки (некоторые дети пытались вести линии из середины клетки). Диктовка начинается с того, что детям предлагается отступить определенное количество клеток от предыдущей работы и поставить точку в том месте, где будет начинаться рисунок. Сначала даются несложные рисунки. Например, «Флажок»: 6 клеток вверх, 5 клеток вправо, 3 клетки вниз, 5 клеток влево. По окончании работы дети сами замечают, выполнили ли они работу правильно, ориентируясь на то, получилось ли у них осмысленное изображение.

Активно осуществлялось взаимодействие с родителями воспитанников.

Родители воспитанников помогли сделать многофункциональную игру по ориентировке в пространстве «Найди свой склад» В этой игре ребенку дается задание, по маршруту (плану), что должен привезти грузовичок определенное количество геометрических фигур разного цвета и размера; на другом конце лабиринта идет строительство волшебного городка «Математика».  Еще изготовили игру «Лабиринт», «Найди предмет».                                                                                                                            

Сравнив результаты в начале и конце учебного года, я увидела заметные сдвиги в уровне развития пространственных представлений у детей.

Я пришла к выводу, что в развитии пространственных ориентировок, кроме специальных игр и заданий на занятиях по математике, особую роль играют прогулки, подвижные игры, физкультурные упражнения, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, различные режимные моменты, бытовая ориентировка детей не только в своей групповой комнате или на своем участке, но и помещении всего детского сада.

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальный педагогический опыт по теме: "Формирование навыков ориентирования в пространстве у дошкольников посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием".

Одним из приоритетных направлений в работе детского сада является подготовка детей к успешному обучению в школе. В рамках данного направления педагогом была выбрана тема опыта «Формирование навыков ор...

План самообразования по теме: Развитие интеллекта дошкольников посредством обучения игры в шахматы

Шахматы – как средство интеллектуального развития дошкольников интересовали меня всегда. Первое знакомство с методикой преподавания шахматам у меня началось с книги Анатолия Карпова «Учите...

Опыт работы воспитателя по теме: «Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр экологического содержания»

С помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь. Следовательно, учитывая все преимущества дидактической игры и ее влиян...

Мастер-класс "Многофункциональные возможности развития дошкольников посредством обучения игры в мяч"

Повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения спортивных игр как средства повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, направленной на сохранение и укр...

Рекомендации родителям на тему «Игры и упражнения, направленные на развитие навыков ориентировки в пространстве младших дошкольников с нарушением зрения"

Ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека. Особенно важно, чтобы дети могли использовать пространственную ориентировку на практике: передвигаться в указанном напр...