Конспекты НОД "В мире математики"
план-конспект занятия по математике

 Давудова Индира Шайдабеговна

 Тетушка Арифмета и Математис будут  знакомить детей с миром математики. Проводя данные занятия мы учим называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число; учим геометрические фигуры. Закрепляем навыки количественного и порядкового счета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение детский сад комбинированного вида"Рябинушка"

 

 

 

 

 

 

Конспект ООД «Знакомимся: цифры и числа. Истории про числа первого десятка»

Составила

воспитатель:

Давудова И.Ш.

 

Г.Покачи

Участники

Воспитанники подготовительной группы, воспитатель, действующие лица: Тетушка Арифмета, Матемасик.

Цель:

Познакомить детей с понятиями «цифры» и «числа».

Задачи:

Закрепить представление о цифрах и числах с помощью заданий, стихотворных пословиц и поговорок;  повторить словарный состав таких слов, как «цифра», «число», «знак», «квадрат», «прямоугольник», «треугольник», «фигура».

Оборудование

Пропись (или тетрадь) по математике, на полях которой нарисован забавный и озорной человечек – Матемасик; музыкальная фонограмма; фланелеграф, цифры от 0 до 9 из цветного картона; листы в крупную клетку, где пунктиром нанесены цифры. 

Примерное время 25 минут.

Вступительная часть 5 минут

Педагог в роли Тетушки Арифметы приветствует детей.

Тетушка Арифмета

Здравствуйте, ребята! Совсем скоро вы пойдете в школу. Впереди у вас немало интересных и увлекательных школьных дел, занятий разными науками, например математикой. Давайте рассмотрим школьную пропись по математике. 

Показывает детям пропись. Они вместе листают странички, обмениваются впечатлениями. Замечают нарисованного на полях озорного человечка – вихрастого, веснушчатого мальчугана.

1

За дверью слышится шум. Под аудиозапись фрагмента марша из оперы С.С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» в группу заходит Матемасик – мальчик напевает «Песенку про царство математики» (автор этих и последующих стихотворений Н.В. Иванова).

Песенка про царство математики

В царстве математики

Улочки светлы.

В нем живут квадратики,

Кубики, углы.

Припев:

Клетки ровные в тетрадке,

Скоро в школу с ней идти!

Встретим цифры по порядку –

От ноля до девяти!

Скажут треугольники

(В царстве том князья):

«Здравствуйте, дошкольники!

Мы теперь друзья!»

Чудные мгновения

В этом царстве ждут!

Маленькие гении

С нами подрастут

Припев

2

Матемасик

Привет, ребята!

Дети приветствуют гостя.

3

Тетушка Арифмета

Ребята, вы догадались, кто к вам пожаловал? Это же тот самый человечек из нашей прописи.

Дети отвечают.

4

Основная часть: «Знакомимся: цифры и числа»

15 минут

Тетушка Арифмета

В царстве математики обитают цифры и числа! Они там главные жители, и первым делом мы познакомимся с ними! Ребята, я скажу сразу важную вещь: цифры и числа нужно отличать друг от друга. Числа служат для счета количества предметов, их записывают одной или несколькими цифрами. А цифра – это знак для записи, изображения числа. Похоже на отношения между буквами и словами. Буквы – знаки для записи слов. Цифр всего десять – от нуля до девяти.

1

Тетушка Арифмета

Давайте возьмем альбомы и карандаши и нарисуем цифры. А я вам помогу, расскажу, на что похожи эти знаки. 

Матемасик читает стихотворения «Написание цифр от ноля до девяти» и поочередно выставляет цифры на фланелеграф. Дети зарисовывают их в своих альбомах.

2

Матемасик

Ноль

Цифра ноль проста, дружок,

И похожа на кружок.

Мы возьмем с тобой альбом,

Ноль-кружочек обведем!

3

Матемасик

Единица

В начертании проста –

Чуть наклонная черта,

Слева этой палочки

Клювик, как у галочки.

4

Матемасик

Два

Полюбуйтесь, какова –

Словно лебедь, цифра два!

Нарисуем двойку-птицу

Мы на клетчатой странице.

5

Матемасик

Три

Ты на цифру посмотри

И запомни, это – три.

Словно встали друг на друга

Два похожих полукруга.

 

6

Матемасик

Четыре

Эта циферка – четыре,

Есть у каждого в квартире.

Вася взял на кухне стул

И его перевернул,

Посмотрел на стульчик зорко –

Получается четверка!

7

Матемасик

Пять

Я могу нарисовать

На листочке цифру пять.

Полукруглая дуга,

А повыше – кочерга!

8

Матемасик

Шесть

Нолик стать постарше хочет,

Сверху лепит завиточек.

И разносит нолик весть:

«Получилась цифра шесть!»

9

Матемасик

Семь

Хоть шестерке я подруга,

Не похожи мы совсем.

Я пишусь как острый угол,

Называюсь цифрой семь.

10

Матемасик

Восемь

Вот у цифры две кругляшки,

Как у куклы-неваляшки,

У ребят мы спросим:

«Что за цифра?» – восемь.

11

Матемасик

Девять

Всем заметно, с цифрой шесть

У девятки сходство есть.

Если шесть перевернем,

Цифру девять мы найдем.

Вот какая акробатка:

То шестерка, то девятка!

12

Тетушка Арифмета

Ребята, повторим еще раз и хорошо запомним: только первые числа – от ноля до девяти – совпадают с обозначающими их цифрами. Но вот мы подошли к числу десять. Это первое число, не совпадающее с цифрами для его написания. Число десять обозначается уже двумя цифрами – один и ноль. Число десять – двузначное, значит, записывается двумя знаками, цифрами.

Матемасик читает стихотворение и выставляет число 10 на фланелеграф.

13

Матемасик

Десяток

Если нолик встанет справа,

Единица больше весит!

И число ступает браво,

Потому что это десять!

Я открою для ребяток:

В том числе – один десяток!

14

Заключительная часть: «Закрепление понятия числа от одного до девяти»

5 минут

Тетушка Арифмета

Ребята, давайте вместе сочиним истории и вспомним сказки, пословицы и поговорки про разные числа от одного до девяти. Например, у кошки один хвост, но два уха. Подумайте, чего может быть три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять.

Дети отвечают на вопрос, чего и сколько бывает.

1

Матемасик

Молодцы! А давайте поиграем. Мы с Тетушкой Арифметой прочитаем вам стихотворения, а вы про каждое число нарисуете рисунок по сюжету.

Матемасик раздает листы бумаги. Тетушка Арифмета показывает картинки к стихотворным пословицам и поговоркам. Дети слушают стихотворения и рисуют по их сюжету.

2

Истории, пословицы и поговорки про числа первого десятка

3 минуты 

Тетушка Арифмета

Один в поле не воин

Я придумал и доволен:

Взял у брата пластилин.

Ну какой же это воин,

Если в поле он один?

Я слеплю большую рать –

Будут кукол охранять!

1

Тетушка Арифмета

Как две капли воды

Одинаковы, не так ли,

две прозрачных чистых капли?

Мы двум каплям утром рады,

В них играют блики радуг.

2

Тетушка Арифмета

Заблудиться в трех соснах

Вышел Мишка из берлоги,

А вокруг звенит весна!

Сонный Мишка без дороги

Заблудился в трех соснах.

Повезло – столкнулся с Лосем:

Вместе выбрались из сосен.

3

Тетушка Арифмета

Конь о четырех ногах, да спотыкается

Жеребенок по дорожке

Быстро мчался, цок-цок-цок!

Хоть имел четыре ножки,

Но споткнулся малышок!

Испугался и лугами

Поскакал к любимой маме:

«Лучше мамы, иго-го,

Нет на свете никого!»

4

Тетушка Арифмета

Знать, как свои пять пальцев

Волк, Лисичка и Лягушка,

Зайчик, серая Норушка

Заселились в теремок.

Посчитать их Вася смог.

Знает, как свои пять пальцев,

Этих дружных постояльцев!

5

Тетушка Арифмета

Шесть героев сказки

Тянут репку шесть героев,

Друг за другом встали строем.

Дед за бабку, дальше внучка,

А за ней собачка Жучка,

Вслед за Жучкой тянет кошка,

А за кошкой мышка-крошка!

Навалились вшестером,

Потянули крепко.

Покатились кувырком –

Вытянули репку!

6

Тетушка Арифмета

Семь раз отмерь, один – отрежь

Я пословице поверю

И спрошу тебя сейчас:

Сколько нужно раз отмерить,

Чтоб отрезать только раз?

Ну конечно, ровно семь!

Знать об этом нужно всем.

7

Тетушка Арифмета

Восемь лап у паука

Мне секрет раскрыл паук:

«Я имею восемь рук!

Или, может, восемь ног,

Как заморский осьминог?»

8

Тетушка Арифмета

За тридевять земель

Вдруг за тридевять земель

Полетел наш журавель!

Над лесами и полями

Он с другими журавлями

Поспешил на теплый юг.

До свиданья, милый друг!

9

Рефлексия. Творческая изобразительная деятельность

3 минуты 

Дети раскрашивают контурные рисунки по теме занятия, закрепляют полученную информацию, обмениваются впечатлениями.

 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение детский сад комбинированного вида"Рябинушка"

 

 

Конспект ООД «Линии и фигуры, или Вкусная геометрия»

 

 

 

 

 

Составила

Воспитатель:

Давудова И.Ш.

Г.Покачи

 

Участники

Воспитанники старшей группы, воспитатель, действующие лица: Тетушка Арифмета, Матемасик.

Цель

Дать представления о геометрическом пространстве, линиях и фигурах в доступном для детского восприятия изложении.

Задачи

Закрепить полученную информацию посредством музыки, движений, рисования; пополнить словарный запас словами: «геометрическая фигура», «линия», «прямая», «ломаная», «луч», «отрезок», «угол»; развивать умение пользоваться линейкой; познакомить детей с циркулем.

Оборудование

Альбомы для рисования и цветные карандаши, картинки-раскраски; ободки на голову с геометрическими фигурами из плотного картона; спортивные атрибуты для выступления детей – обруч, мяч, атласная лента на палочке; линейка, циркуль, монетки, блюдца для рисования окружностей; сладкая соломка и мармелад для практической экспериментальной деятельности (можно заменить на шашлычные деревянные шпажки и пластилин); головные уборы – колпачки для детей; для чаепития – чистая салфетка на стол, тарелка, чай, чашки, сушки, печенье, конфеты.

Примерное время

25 минут.

Вступительная часть «Фигуры»

3 минуты

Тетушка Арифмета и Матемасик приветствуют детей.

Тетушка Арифмета

Здравствуйте, ребята!

Дети отвечают.

1

Матемасик

Привет, мальчики и девочки!

Дети отвечают.

2

Тетушка Арифмета

Помните, в какой необыкновенной стране вы побывали на предыдущих занятиях? Кто там проживает?

Дети отвечают.

3

Матемасик

Молодцы, ребята, все верно! Но в царстве математики проживают не только цифры и числа – в нем много четких линий и разных фигур и форм! Давайте их покажем.

Дошкольники надевают на голову ободки. Под аудиозапись марша Д.Б. Кабалевского дети-фигуры важно шествуют, изображают сказочных героев математического царства.

4

Матемасик

Возглавляет шествие фигур Квадрат – король четырехугольников. За ним катятся колесом Круги.

Дети показывают заранее подготовленный спортивный (акробатический) номер с мячами или обручами.

5

Матемасик

Вот мы видим не менее важные фигуры. Назовите их.

Дети узнают и называют треугольник.

6

Матемасик

И много других фигур встречается на тропинках царства математики. А тропинки эти проложены вдоль линий – прямых, ломаных или кривых.

Под аудиозапись вальса А.П. Петрова из к/ф «Берегись автомобиля» (реж. Э. Рязанов, 1966) девочка выполняет упражнение с лентами.

7

Основная часть «Линии – прямая, ломаная, луч, отрезок»

15 минут

Тетушка Арифмета

И вновь нам понадобятся альбомы и карандаши, потому что мы будем учиться рисовать линии.

Дети берут альбомы и цветные карандаши. Тетушка Арифмета объясняет им новые понятия.

1

 

Тетушка Арифмета

Линия (от лат. line – льняная нить, шнур; линия) – протяженная, непрерывная и тонкая, ее можно провести на листе бумаги без отрыва карандаша. Линия не имеет ширины и высоты, а только длину. Линии могут быть длиннее и короче, могут быть и бесконечными. Прямая линия – бесконечная в длину в обе стороны. Луч – старший сын Прямой, он бесконечен в одну сторону, но имеет начало – точку. Отрезок – младший сын Прямой, он ограничен с обеих сторон точками и имеет длину. Прямые, лучи и отрезки пересекаются между собой и образуют углы. Прямую, луч, отрезок мы проводим по линейке.

Дети берут в руки линейки. Тетушка Арифмета читает им стихотворение| (автор этого и последующих стихотворений – Н.В. Иванова).

1

Тетушка Арифмета

Прямая, луч, отрезок

Я бескрайняя прямая,

Только прямо пробегаю!

Потому-то по прямой

Самый быстрый путь домой!

Нарисуем тонкий луч –

Пусть помчится из-за туч

Мимо сада и крыльца –

Есть начало, нет конца!

Всей родне отрезок рад,

Он лучу как младший брат!

Для прямой – как будто сын!

Два конца, а сам – один!

Дети учатся пользоваться линейкой, откладывать на бумаге прямую, луч, отрезок.

2

Тетушка Арифмета

Ломаная линия состоит из отрезков, концы которых соединены поочередно друг с другом под углом. Ребята, давайте нарисуем и раскрасим картинки, а цветным карандашом выделим на них ломаные линии. А что нарисовать ломаными и каким цветом, подскажет веселое разноцветное стихотворение! Почему разноцветное? Потому что каждую картинку к этому стихотворению мы будем раскрашивать определенным цветом.

Тетушка Арифмета раздает детям картинки-раскраски и сопровождает их действия стихотворением «Ломаная».

3

Тетушка Арифмета

Тучи молния пронзила,

Яркой вспышкой начертила

Ломаную линию

Через небо синее!

Карандаш какого цвета нам понадобится?

Дети отвечают.

4

Тетушка Арифмета

Верно, желтый. Можно взять красный или оранжевый. Примерно такого же цвета бывает молния. А какой карандаш нам понадобится для неба? А для тучи?

Дети отвечают. Дети раскрашивают картинку. Слушают дальше стихотворение, рассматривают рисунок, находят на нем ломаные линии.

5

Тетушка Арифмета

На окне своем зимой –

Видим контуры с каймой.

Там, в рисунках инея – ломаные линии! 

В огороде, на горошке,

Видел я кузнечика.

В форме ломаной у крошки

Тоненькое плечико!

Для поделок листья клена

Запасла в корзине я.

Каждый листик – окаймленный

Ломаною линией!

Кривую линию мы проводим не по линейке – кривая может иметь изгибы, извиваться, петлять. Как и все линии, кривую нужно рисовать без отрыва карандаша от листа бумаги, непрерывно. Давайте попробуем.

Тетушка Арифмета читает стихотворение «Кривая». Дети рисуют кривую линию.

6

Тетушка Арифмета

Не ведется по линейке,

Вьется, как живая!

Изогнулась круче змейки

Линия кривая!

7

«Геометрические фигуры»

3 минуты 

Тетушка Арифмета

Если отрезки на листе бумаги замыкаются, они образуют фигуры. Квадрат – это четырехугольник, у которого одинаковы все четыре стороны-отрезка и все четыре угла. Кто расскажет нам про фигуры-многоугольники?

Выходят дети-фигуры и читают стихотворения.

1

Ребенок-квадрат

Я знакомству очень рад!

Я фигура, я квадрат!

У меня всегда равны

Все четыре стороны.

Каждый угол – очень прям,

Девяносто градусов.

Я пришел в альбомы к вам,

Оттого и радуюсь! 

Под аплодисменты зрителей кланяется.

2

Тетушка Арифмета

Прямоугольник – это четырехугольник, все углы которого одинаковы, а стороны одинаковы не все, а только те две, которые лежат напротив друг друга.

3

Ребенок-прямоугольник

Знают и дошкольники о прямоугольнике.

Этой формы книжка сказок

И листочек для раскрасок.

И полюшко футбольное,

Подскажет футболист,

Вполне прямоугольное,

Как твой альбомный лист!

4

Тетушка Арифмета

Треугольник образуется при замыкании трех отрезков. У треугольника три угла и три стороны.

5

Ребенок-треугольник

У фигуры три угла,

Это треугольник.

Знать тебе его пора –

Ты почти что школьник.

Этой формы крыша дома,

Будка пса, колпак у гнома.

6

Тетушка Арифмета

Круг – фигура, которая находится внутри окружности. Все точки окружности находятся на равном расстоянии от центра окружности. Поэтому окружности и круги рисуют с помощью циркуля. Ножку циркуля втыкают в точку – центр, а грифелем на равном расстоянии от центра обводят контур круга – окружность. Мы можем провести окружность и без циркуля, если обведем на листе бумаги круглую монету или блюдце.

Дети рисуют круги: обводят блюдца, монетки.

7

1-й ребенок – круг 

Я гляжу в свое оконце –

В форме круга вижу Солнце,

Этот яркий желтый круг

Освещает все вокруг.

В полнолунье у Луны

Взгляд немного удивленный:

«Я кругла, как все блины

Или ломтики лимона!»

8

2-й ребенок – круг 

В хоровод мы встанем дружно

И замкнем его в ОКРУЖНОСТЬ!

Мы кружиться сможем долго.

Ну, а в центре будет елка!

Под импровизированную мелодию (по выбору музыкального руководителя) все дети берут друг друга за руки и кружатся.

9

Заключительная часть 

4 минуты 

Тетушка Арифмета

Ребята, если ваша мама или бабушка любит печь, предложите им дома слепить печенья всевозможных форм! Научите их рисовать контуры разных фигур крупой на темной плоской тарелке или подносе – сыпать тонкой струйкой манку по контурам разных фигур. Можно собирать фигуры, используя вместо точек горошины или комочки теста, хлеба или нарезанные кусочки вареного картофеля, моркови. Стороны фигур можно выполнить из длинных тонких макаронин (спагетти) или кондитерской соломки. А сейчас у меня для вас веселое и «вкусное» задание. У вас на столе лежат соломка и мармелад. Сейчас мы с вами сделаем из них фигуры. Соломка – это стороны фигуры. Возьмите сначала одну соломку – одну сторону и воткните ее в мармеладку – вершину-точку.

Показывает наглядно.

1

Тетушка Арифмета

Затем возьмите еще стороны и соедините их мармеладками так, чтобы получились квадраты, прямоугольники и треугольники. Проявите фантазию и творчество!

Тетушка Арифмета читает стихотворения.

2

Тетушка Арифмета

Блин

Я любимому дружку

Круглый блинчик испеку!

Съешь на завтрак, милый друг,

Аппетитный сдобный круг!

3

Тетушка Арифмета

Печенье

Вот печеньице-квадрат.

Съесть его я буду рад!

Все четыре стороны

Так равны и так вкусны!

4

Тетушка Арифмета

Торт

Мама тортик испекла

В форме треугольной.

Три рассыпчатых угла.

Мы с сестрой довольны!

Оказались так вкусны

Три хрустящих стороны!

5

Тетушка Арифмета

Вот вы и познакомились с плоскими фигурами, которые можно нарисовать на листе бумаги. Лист бумаги плоский, и фигуры на нем плоские, они не возвышаются над бумагой. Но в царстве математики есть и объемные фигуры, которые уже не нарисовать на плоском листе. Они занимают место и объем над листом – потому и объемные. С объемными фигурами вы встречаетесь в детском саду и дома. Это кубики, шарики и пирамидки. Оболочки мыльных пузырей – это сферы, снежки – шары, а кусочки сахара-рафинада – кубы. Давайте сделаем из наших «вкусных» плоских треугольников тетраэдр. Это пирамида, все четыре грани которой – треугольники. Возьмите еще три соломки и одну мармеладку и соедините их с вашим треугольником.

Дети делают сладкий тетраэдр. Тетушка Арифмета организует чаепитие: показывает детям круглое, треугольное, квадратное печенье. Кто первым правильно называет форму, тот и получает это печенье к чаю.

6

 

 

© Материал из Справочной системы «Методист детского сада»

https://plus.1metodist.ru

Дата копирования: 04.07.2022



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение детский сад комбинированного вида"Рябинушка"

 

 

Конспект ООД «По порядку становись! Сравниваем все на свете. Предыдущее и последующее»

 

 

 

Составила

Воспитатель:

Давудова И.Ш.

 

 

Г.Покачи

Участники

Воспитанники старшей группы, воспитатель, действующие лица: Тетушка Арифмета, Матемасик.

Цель

Закрепить материал первого занятия.

Задачи

Пополнить словарный запас новыми понятиями и словами; закрепить понятия «порядок и сравнение чисел», «предыдущий/последующий», «больше/меньше», «решение», «математическая задача» посредством стихов, ситуативных игр и движений.

Оборудование

Формы для песка, игрушки, пять совочков для игры в песочнице; фланелеграф, вырезанные из плотного цветного картона самолетики – 19 шт.

Примерное время

25 минут.

Вступительная часть

5 минут 

Тетушка Арифмета и Матемасик помогают детям вспомнить материал предыдущего занятия, задают наводящие вопросы: какие цифры вы знаете? сколько их всего? чем различаются цифры и числа?

Тетушка Арифмета

Ребята, вы уже знаете, что числа используются для общего счета предметов. Считая предметы, мы узнаем, сколько их. А для построения их по порядку мы отвечаем на вопрос: «Какой по счету?» Первый, второй, третий и т. д. Давайте попробуем построиться по росту и посчитаться по порядку, как на зарядке или прогулке.

Тетушка Арифмета читает стихотворение «По порядку» и выстраивает детей в ряд (автор этих и последующих стихотворений Н.В. Иванова).

1

Стихотворение «По порядку»

2 минуты

Встали в группе на зарядку

Замечательные дети,

Рассчитались по порядку:

«Первый, и второй, и третий!»

Первый выше всех в ряду,

Сразу первого найду!

Есть в строю четвертый, пятый,

Вот шестой, седьмой, восьмой,

Встал девятый, а десятый –

Мальчик самый небольшой.

Интересная работа –

Называть, какой по счету.

Ты еще раз повтори:

«Сколько? Это раз, два, три».

А какой по счету, дети?

Первый, и второй, и третий!

1

Основная часть: «Сравниваем все на свете»

15минут 

Тетушка Арифмета

Вот вы и узнали по порядку числа первого десятка. Теперь вы сможете в нашем царстве математики сравнивать числа и даже группы предметов. Обозначать результаты сравнения можно словами «больше», «меньше». Предлагаю вам решить математическую задачу.

1

Моделирование игровой ситуации. Решение математической задачи

3 минуты 

Матемасик приглашает двух мальчиков и двух девочек для игры и дает им три совочка. Он читает стихотворение «Больше, меньше в пределах десяти», а дети изображают игру в песочнице, выполняют действия в соответствии со стихотворением – строят дом из песка.

Матемасик

Вот играет вчетвером

Детвора в песочек.

Каждый хочет строить дом,

Нужен всем совочек.

Но совочков только три,

Не хватило Ире.

Три ведь, что ни говори,

Меньше, чем четыре.

Мама Ире принесла

Сразу два совочка,

Стройка весело пошла,

Домик из песочка

Очень быстро вырастает,

Инструментов нам хватает.

Потому что пять совков –

Это больше четырех!

Матемасик еще раз проговаривает для детей решение математической задачи.

1

Матемасик

У детей было три совочка, мама принесла еще два, стало пять совков. А детей четверо, то есть на один совочек больше. Пять больше четырех.

Матемасик выкладывает на фланелеграфе 10 картонных самолетиков. Затем читает стихотворение.

2

Матемасик

Из конструктора мы с Валей самолеты собирали…

Предлагает детям сосчитать самолеты, а затем просит одного из них прикрепить еще девять самолетов.

3

Матемасик

Десять штук успел я сделать, Валентин осилил…

Дети хором считают самолеты и отвечают: девять.

4

Матемасик

Смог его я обойти. Десять...

Спрашивает у детей – больше или меньше девяти?

5

Дети хором.

Ответы детей

Десять больше девяти!

6

Заключительная часть: «Предыдущее и последующее»

7 минут

Тетушка Арифмета

Поиграли мы с вами, а теперь давайте строиться на прогулку.

1

Матемасик

По порядку рассчитайсь!

Под музыку (по выбору музыкального руководителя) дети выстраиваются на импровизированную прогулку. Матемасик комментирует свои дальнейшие действия.

2

Матемасик

Вот, наконец, ребята рассчитались по порядку и идут строем на прогулку. Если я, Матемасик, встану к ним в середину, то передо мной тоже кто-то будет идти. Он для меня – предыдущий. А тот, кто идет сразу за мной – для меня последующий. Числа в ряду тоже идут друг за другом: число, меньшее другого числа, является для него предыдущим, число, большее другого, для него последующее. Такой порядок в царстве математики! Запомнили? Сейчас проверим.

Матемасик проводит конкурс на математическую внимательность.

3

Конкурс «Математическая внимательность»

2 минуты 

Матемасик просит сделать шаг вперед первого ребенка, затем второго, последующего. Предыдущего ребенка просит сделать шаг назад и т. д. Побеждает тот, кто не ошибся и правильно выполнил все просьбы Матемасика.

Матемасик

Повторим – последующее всегда больше предыдущего. А предыдущее меньше последующего. Они соседи! Математика не терпит путаницы и неразберихи, любит четкость и порядок.

1

Рефлексия 

5 минут

Дети с цифрами на костюмах встают по порядку увеличения номеров. Затем – в порядке уменьшения.

1

© Материал из Справочной системы «Методист детского сада»

https://plus.1metodist.ru

Дата копирования: 04.07.2022



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение детский сад комбинированного вида"Рябинушка"

 

Конспект ООД для старшей группы «Складываем и вычитаем. Арифметические и геометрические загадки»

Составила

Воспитатель:

Давудова И.Ш.

 

Г.Покачи

Участники

Воспитанники старшей группы, воспитатель, действующие лица: Тетушка Арифмета, Матемасик.

Цель:

Познакомить детей с понятиями «сложение» и «вычитание».

Задачи:

Познакомить детей с понятиями «сложение» и «вычитание»; закрепить полученные знания посредством подвижной игры, загадок и стихов.

Материалы

Демонстрационный – картинки с изображением геометрических фигур, тетраэдра; макет данной фигуры; раздаточный – конверты с заранее приготовленными шаблонами аппликаций из геометрических фигур.

Оборудование

Фланелеграф, набор геометрических фигур, знаки «+», «–» из цветного картона; игрушки и корзина для подвижной игры.

Примерное время

25 минут.

Вступительная часть

1 минута 

Входят Тетушка Арифмета и Матемасик.

Тетушка Арифмета

Здравствуйте! На прошлом занятии мы с вами познакомились с геометрическими фигурами. Давайте их вспомним и назовем.

Дети вспоминают и называют плоские и объемные геометрические фигуры

1

Тетушка Арифмета

Молодцы, а теперь давайте поиграем.

2

Дидактическая игра «Геометрическая картинка»

5 минут 

Дети рассматривают картинки (например, с неваляшкой, кораблем, роботом) с аппликациями из разных геометрических фигур, называют фигуры. Затем они делятся на группы по два-три человека и выполняют задание. Дети должны быстро и правильно выложить аппликацию картинку из заранее приготовленного набора геометрических фигурок из цветного картона.

Тетушка Арифмета

Какие вы молодцы! Замечательные картинки у вас получились.

1

Основная часть «Сложение и вычитание»

12 минут 

Тетушка Арифмета

Ребята, вы готовы познакомиться со сложением и вычитанием!

Дети отвечают. 

1

Тетушка Арифмета

Вы уже знаете числа, понимаете, что значит большее или меньшее число. Но числа в царстве математики существуют не поодиночке. Они могут складываться друг с другом – и превращаться в новое, большее число. А могут и уменьшаться, если из большего числа вычитается меньшее. Для записи сложения и вычитания есть знаки – «плюс» и «минус». Плюс – это крестик, а минус – черточка. Знак равенства обозначается двумя черточками друг над другом.

Тетушка Арифмета читает стихотворение (автор этих и последующих стихотворений – Н.В. Иванова).

Стихотворение Н.В. Ивановой «Знаки "прибавить", "отнять", "равняется"»

2 минуты 

Тетушка Арифмета

Знаки эти не боюсь

Я в примерах ставить.

Знаю: крестик – значит плюс,

Это знак прибавить.

Что две черточки – равно,

Знаю я уже давно.

Минус (черточка) – отнять.

Чтобы числа вычитать.

1

Подвижная игра «Считалочка-убиралочка»

3 минуты 

В игре участвует один ребенок, остальные дети считают хором игрушки. Тетушка Арифмета под музыку читает считалочку. Когда она называет игрушку, ребенок начинает ее искать. Он должен найти в комнате все спрятанные игрушки из считалочки и сложить их в корзину. Если справился, все ему аплодируют. Затем выходит следующий ребенок – и игра повторяется.

1

Считалка-убиралка Е.Н. Арсенина

3 минуты 

Тетушка Арифмета

Раз – машинка, два – матрешка,

Три – енот, четыре – кошка,

Пять – лошадка, шесть – слоненок,

Семь – мартышка, восемь – львенок,

Девять – плюшевый мишутка,

Десять – куколка Дашутка.

Все игрушки убрала.

Мне считалка помогла.

Посчитала очень быстро –

И в квартире стало чисто.

1

Матемасик

Ребята, мы же с вами знакомы со всеми цифрами и первыми в строю числами. Знаем действия «отнять» и «прибавить». И теперь я, Матемасик, готов загадывать вам хитрые загадки. Уверен, вы справитесь.

2

Заключительная часть 

7 минут 

Матемасик загадывает детям загадки, чтобы помочь им закрепить новые знания

1

Арифметические загадки в стихах

3 минуты 

Матемасик

Игрушки

У меня есть две игрушки,

Отнесу одну Ванюшке.

День рождения у Вани,

Подарю ему коня.

Сколько же игрушек станет

Завтра дома у меня? 

Ответ: одна игрушка, 2 – 1 = 1.

1

Матемасик

Карандашики

У Сережи карандашик

И еще один у Даши.

Сколько тут у малышей

На двоих карандашей? 

Ответ: два карандаша, 1 + 1 = 2.

2

Матемасик

Я не жадный

У меня есть две конфетки,

Дам одну сестренке Светке.

Я не жадный, и за это

Дал мне папа две конфеты!

У меня конфеток стало

Даже больше, чем сначала! 

Ответ: три конфеты, 2 – 1 + 2 = 3.

3

Матемасик

Игрушки для Ксюши

Я сестру свою баюкал,

Маленькую Ксюшу,

Положил я к ней трех кукол,

Зайчика из плюша.

Сколько стало всех игрушек

У моей сестренки Ксюши? 

Ответ: четыре игрушки, 3 + 1 = 4.

4

Матемасик

Птицы за окном

За окном сидели птички,

Голубь, дрозд и три синички.

Спросим мы учеников

И прилежных учениц:

«Кто ответить нам готов,

Сколько там сидело птиц?» 

Ответ: пять птиц, 1 + 1 + 3 = 5.

5

Матемасик

Мальчишки

Пять мальчишек в группе было

В дверь вошел еще Данила,

А потом Илья и Миша.

Сколько в группе всех мальчишек? 

Ответ: восемь мальчишек, 5 + 1 + 1 + 1 = 8.

6

Матемасик

Надины тетради

У Надюши пять тетрадок,

Кляксы в них и беспорядок.

Нужен Наде черновик.

Вася, первый ученик,

Дал еще тетрадку Наде.

Сколько у нее тетрадей? 

Ответ: шесть тетрадей, 5 + 1 = 6.

7

Матемасик

Пластилин

Пластилин лежит в коробке.

Лепят все ребята.

Получилось три коровки,

Мишка, пять зайчаток.

Сколько есть у малышей

Пластилиновых зверей? 

Ответ: девять зверей, 3 + 1 + 5 = 9.

8

Матемасик

Белочки

Сестры-белочки сидели

Вшестером в дупле на ели.

К ним еще одна примчалась –

От дождя она спасалась.

Все теперь сидят в тепле.

Сколько белочек в дупле? 

Ответ: семь белочек, 6 + 1 = 7.

9

Матемасик

Бананы

На подносе два банана,

Угостим одним Степана.

А второй дадим Павлуше,

Паша тоже любит кушать.

У ребят смышленых спросим,

Что осталось на подносе? 

Ответ: ноль бананов, ничего не осталось, 2 – 1 – 1 = 0.

10

Матемасик

Ребята, а теперь веселые загадки – ваш первый экзамен! Отгадаем линии и фигуры. Настоящие экзамены ждут вас в школе. Но небольшая тренировка вам не помешает! Вы готовы к экзамену? 

Дети отвечают: да. Матемасик загадывает детям загадки.

11

Матемасик

Я бежала и бежала

Без конца и без начала.

И ни разу не свернула,

Не скривилась, не вильнула!

(Ответ: прямая.)

12

Матемасик

Я Прямую знаю лично,

И с Лучом – одна семья.

С двух сторон я ограничен.

Отгадайте, кто же я?

(Ответ: отрезок.)

13

Матемасик

Начинается – из точки,

Вдаль уходит – без конца.

Для Прямой – родной сыночек.

Отгадайте молодца!

(Ответ: луч.)

14

Матемасик

У грозы такая сила –

Небо молнией пронзила!

Что за линия идет

Через темный небосвод?

(Ответ: ломаная.)

15

Матемасик

Извивается дугой

В поле речка синяя.

Поворот, потом другой.

Это что за линия?

(Ответ: кривая.)

16

Матемасик

Брат сказал мне по секрету –

Этой формы все планеты.

(Ответ: шар.)

17

Тетушка Арифмета

Много игр есть на свете,

Любят в них играть все дети:

Шалунишки и тихони,

Тани, Вани, Миши, Сони.

Всем им некогда скучать,

Драться, плакать и серчать.

Их сдружила, развлекла

Интересная игра!

Матемасик собирается уходить, к нему выбегают трое детей с портфелями.

18

Тетушка Арифмета

Ребята, Матемасик прощается с вами ненадолго, он будет ждать вас в первом классе!

19

Матемасик

Я, смышленый Матемасик,

Для того к вам и пришел,

Чтобы позже, в школьном классе

Вы учились хорошо!

20

1-й ребенок 

Тот, кому знакомы числа,

В первый класс идти готов!

В небе радуга повисла?

В ней узнаем семь цветов.

21

2-й ребенок

Восемь ног у осьминога,

У отрезка есть длина.

А луна ночной дорогой

Ходит по небу одна.

22

3-й ребенок 

Постарались мы, ребята,

Из горошин, спичек, круп

Ловко делали

Квадраты, пирамиду, конус, куб!

23

Матемасик

Я хвалю вас честь по чести –

Не для красного словца!

Не прощаюсь!

Будем вместе!

Жду у школьного крыльца!

Педагоги организуют для детей чаепитие, накрывают сладкий стол.

24

© Материал из Справочной системы «Методист детского сада»

https://plus.1metodist.ru

Дата копирования: 04.07.2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

Конспект по ФЭМП "В мире математики", конспект "Времена года"

Цель: Уточнить и закрепить полученные в течении года знания, умения, навыки.Задачи: - формирование представлений о временах года их смене и месяцах;- закрепление знаний о животных, птицах, насекомых;-...

Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"

Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.   Программные задачи:Образовательные:  Расширять представление д...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект итогового занятия по математике в старшей группе «В мире математики»

Подготовила воспитательМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Сидорова Светлана Николаевна...

Конспект НОД по математике в мире математики

Конспект предназначен для детей подготовительной группы в конце года на закрепление пройденного материала....