Дополнительная общеразвивающая программа логико - математической направленности для старших дошкольников, на основе использования развивающих технологий: палочек Кюизенера, блоков Дьенеша и игр Воскобовича.
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа)

Ботнару Галина Степановна

Данный материал представляет вторую часть уже реализованоой дополнительной программы  по логико - математическому направлению, на основе развивающих технологий. В данной публикации представлены материалы для работы с детьми старшего дошкольного возраста, т.е. с детьми 6 -го и 7 -го года жизни.. Данная программа, как и ее первая часть, расчитана на применини ее как части организованного занятия по ФЭМП, так и при  организации кружковой работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma_6-7_g.zh_.docx99.38 КБ

Предварительный просмотр:

         Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Севастополя «Детский сад № 41»

Дополнительная  

общеразвивающая программа

логико – математической направленности

на основе использования в работе с детьми  

старшего дошкольного возраста

развивающих  технологий:

 палочек Дж. Кюизенера, блоков З.Дьенеша, игр В. В. Воскобовича

Возраст обучающихся:

 дети 6-го и 7-го года жизни

                                                                                          Срок  реализации программы:

                                                                       2 года

                                 

Составитель:

Ботнару Галина Степановна,

воспитатель

2022 год

Пояснительная записка

1. Введение

   В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.

    В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:

  • интеллектуальное развитие;
  • создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.

Современные дети  живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от тради-ционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее  перспек-тивному  - развивающему обучению.

Педагоги  разных стран адаптируют и развивают технологии использования  давно  известных российских и зарубежных дидактических средств (развивающие игры Б. Никитина, блоки  Дьенеша,  «Лего»,  счетные палочки  Кюизенера и  др.), расширяя  горизонты мирового образовательного пространства. Разработка и  вне-дрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов    позволяет педагогам разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить  со   сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам фор-ме.

Предлагаемая программа направлена на логико - математическое развитие, разви-тие творческих и интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста. Логика — очень важный навык для человека, поэтому с дошкольного воз-раста важно развивать в детях логическое мышления.

Данная дополнительная общеобразовательная программа  позволит дополнить блок «Формирование элементарных математических представлений» Основной образовательной программы дошкольной организации и будет способствовать развитию логического мышления воспитанников посредством развивающих игр нового поколения (палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша, игр Воскобовича).

Палочки  Джоржа Кюизенера, логические блоки Золдана Дьенеша, разнообразные  игры В. В. Воскобовича являются эффективными дидактическими средствами логико-математического развития детей не только старшего дошкольного возраста, но и младших дошкольников. Играя в игры, решая игровые ситуации, дошколята овладевают простейшими логическими операциями: сравнение, обобщение, класс-сификация, суждение, умозаключение, доказательство; удовлетворяют потребность в активности, инициативности, самостоятельности, общении.

Задания-игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша используются в разных пособиях по ФЭМП, но применяются они не регулярно. Цель программы состоит в создании системы занятий, на которых последовательно применяются со-временные игровые технологии: цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша и игры Воскобовича. Такая модель внедрения развивающих игр в образо-вательный процесс позволит дошкольникам самостоятельно и без труда решать ин-теллектуальные и творческие задачи. Занятия построены в игровой форме с инте-ресным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами. «Игра - это прекрасный метод развивающего обучения» (Л. Выготский). Игра – наиболее дос-тупный для детей вид деятельности. Освоение окружающего мира дошкольниками идет не путем получения готовой информации, а через ее «открытие» в специфи-ческих детских видах деятельностей (игре, исследовании, общении, конструиро-вании и др.) Продвижение каждого ребенка вперед идет своим темпом по индиви-дуальной траектории. Это позволяет добиваться результативности в развитии ло-гических приемов мышления независимо от исходного уровня развития ребенка.

 

1.1.  Цель  работы по данной программе – развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.

1.2. Основными задачами реализации программы являются:

  • Обучение  пониманию и  решению логических задач.
  • Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
  • Формирование таких умений, как абстрагирование, анализ, синтез, сравне-ние, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.  
  • Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.
  • Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз – рука».
  • Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.
  • Развитие детской художественно – речевой деятельности, навыков речевого общения.
  • Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации  в игровой и творческой видах деятельности.
  • Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.
  • Формирование устойчивого интереса у детей и родителей  к развивающим играм.

1.3.  Возраст детей от 5 до 7 лет

           Продолжительность реализации программы и ожидаемые результаты.

Программа рассчитана на реализацию в течение  2 лет

      К концу  7- го года дети научатся:

Раздел « Цветные палочки»

  1. Дети будут иметь четкие представления о составе числа первого десятка из единиц и двух меньших.
  2. У них будет сформировано понятие о количественном и порядковом счете, научаться правильно отвечать на вопросы «Какой?», «Сколько?».
  3. Получать четкие представления об изменчивости пространственных отношений, закрепят умение обозначать словами местоположение предметов в пространстве.
  4. Закрепят навык деления целого на части, измерять с помощью условной мерки.
  5. Научаться выполнять математические действия ( сложение и вычитание) с помощью палочек.
  6. Научатся решать логические задачи с палочками Кюизенера.

Раздел « Волшебные блоки»

1.  Познакомиться и закрепить знания о различных свойствах предметов.

2.  Закрепить  навык классификации предметов  по их свойствам.

3. Познакомятся с понятием «алгоритм». Научатся  четко выполнять поставленную задачу, следуя предложенному алгоритму.

4. Повысятся конструктивные навыки:

- строить по образцу ( словесная инструкция/ наглядность);

- составление схемы построек;

- «чтение» чертежей ( исправлять ошибки и дополнять необходимыми элементами);

- умение делать основные проекции деталей.

Раздел «Игры Воскобовича»

1. Дети научатся креативно мыслить, планировать свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами.

2. У детей будут развиты мыслительные процессы.

3. У детей будет развито эмоционально-образное и логическое мышление.

4. У детей будут систематизированы математические представления.

1.4.Формы организации детской деятельности.

1. Логико-математические игры.

2. Интегрированные игровые занятия.

3. Совместная деятельность педагога и детей.

4. Самостоятельная игровая деятельность.

1.5. Принципы  построения работы. Способы фиксации результатов.

-Системность.

-Учёт возрастных особенностей детей.

-Дифференцированный подход.

-Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.

-Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.

-Поэтапное использование игр.

-Гуманное сотрудничество педагога и детей.

    Проведение психологической и педагогической диагностики в конце учебного года.

 Данная программа может быть использована в любом дошкольном учреждении,  независимо от реализуемой  основной программы.

2. Учебно-тематический план

Работа осуществляется под руководством педагога, проводится 1 раз в неделю,  в форме игрового занятия длительностью не более 25 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.

2.1.Перспективный план  использования в работе с детьми 6 года жизни разви-вающих игр В.В. Воскобовича, логических блоков З. Дьенеша и палочек Кюизе-нера («Цветные числа»)

месяц

Тема, цель и форма проведения

игры В.В. Воскобовича

логические блоки

З. Дьенеша

палочки Кюизенера «Цветные числа»

Сентябрь

1. Игры с «2- х цветным квад-ратом».

- Вспомнить по схемам скла-дывание предметов; состав-ление сказок, придумывание новых фигур.

   Организованная  совмест-ная  деятельность педагога и детей.

2. «Волшебная восьмерка»

Понимание алгоритма распо-ложения частей на игpовом   поле (цвет и пространствен-ное положение), составление цифр от 1 до 5 согласно считалке.

  Использовать как часть за-нятия по ФЭМП

1. Д/и«Чудо блоки»

-Продолжать развивать клас-сификационные умения,опи-раясь на свойства блоков.        

    Индивидуальные занятия.

2. Д/И «Где, чей дом»

Развитие способности к аб-страгированию, анализу, деко-дированию.

     Использовать как часть занятия по ФЭМП.

1.  Д/Игра: «Играем с цве-том»

- Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбини-ровать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию.

     Совместная игровая дея-тельность в вечернее время 

2.  Д/Игра: «Подбери цифру»

-Закреплять знания о цифрах в пределах 5. Упражнять в уме-нии соотносить количество предметов с цифрой. Упраж-нять в счёте. Развивать внима-ние, память, логическое мыш-ление.

      Часть занятия по ФЭМП.

Октябрь

1. «Кораблик «Брызг- Брызг»

- Определение высоты пред-метов и их порядкового но-мера, группировка флажков по цветам, развитие глазомера и координации действий «глаз - рука»

    Свободная деятельность
в вечернее и утреннее время.

2. Д /игра «Шнур-затейник»

- Придумывание и вышивание узора

    Индивидуальные занятия.

3. Коврограф «Ларчик»

- Ориентировка на плоскости, понимание  пространственных характеристик (вверх, вниз, вправо, влево), решение проблемной ситуации.

   Часть занятия по ФЭМП

1. Д /и « Собери бусы для кук-лы»  

-  Закрепить умение находить  фигуру по знаково – символи-ческим   обозначениям   свой-ств                                        

    Совместная игровая дея-тельность в вечернее время 

2.  Д/и «Загадки без слов» 

-  Развитие умений расшифро-вывать информацию о нали-чии или  отсутствии опреде-ленных свойств у предметов по их знаково- символическим  обозначениям  

    Часть занятия по ФЭМП

1.  Д/Игра: «Дополни»

-  Упражнять в счёте в преде-лах 6. Учить сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять знания о составе числа. Разви-вать внимание, мышление

    Индивидуальные занятия.

2.Д/Игра: «Цветные коврики »

-Формировать знания детей о составе числа из двух мень-ших чисел. Развивать понима-ние того, что чем больше чис-ло, тем больше вариантов раз-ложения. Развивать логичес-кое мышление, внимание

    Часть занятия по ФЭМП

3.   Д/Игра «Запомни»

-  Развивать внимание, память, наблюдательность. Закреплять знания детей о свойствах па-лочек Кюизенера.

  Совместная игровая деятель-ность в вечернее время 

Ноябрь

1. Д/У «Цифроцирк»

-Обогащение представлений о числовом ряде; развитие уме-ний пояснять последователь-ность чисел натурального ряда.

  Совместная игровая деятель-ность в вечернее время.

2.  Игровизор «Катя, Рыжик и рыбка»

-Закреплять представления о свойствах геометрических фи-гур; формировать умение са-мостоятельно выполнять игро-вое задание, сравнивать ре-зультат, находить ошибку и испралять ее.

    Часть занятия по ФЭМП.

3. Д/У«Счетовозик»

Ориентировка в числовом ря-ду, понимание связей и зави-симостей между числами

    Индивидуальные занятия.

1. Д/у «Дерево»

-  Продолжать формировать умение классифицировать блоки по цвету, форме и вели-чине - какая фигура «вырас-тет» на той или иной ветке де-рева.

  Совместная игровая деятель-ность в вечернее время.

 2.  Д/И «Найди клад»

-  Учить детей декодировать

полученную информацию, по знакам –символам выбирать

нужные блоки.

  Индивидуальная работа

3.  Д/и «Выкладываем дорож-ки»

- Развивать умение анализи-ровать, «читать» схему, коди-ровать и декодировать инфор-мацию.

     Часть занятия по ФЭМП.

1.   Д/Игра: «Кто где живёт»

- Закреплять знания детей о составе числа 6 из единиц и двух меньших чисел. Разви-вать образное мышление.

  Совместная игровая деятель-ность в вечернее время 

2. Д/Игра: «Больше – меньше»

- Закреплять понимание отно-шений между числами нату-рального ряда. Продолжать знакомить и учить пользовать-ся знаками <, >. Совершенст-вовать знания детей о палоч-ках Кюизенера. Приучать упо-треблять в речи не цвет палоч-ки, а число, которое оно обо-значает.

  Часть занятия по ФЭМП

Декабрь

1. Игровизор «Лабиринты цифр»

- Обогащение представлений о числовом ряде; развитие уме-ний концентрировать внима-ние при выполнении заданий на логическое мышление. Вос-питывать уверенность в своих силах.

  Совместная игровая деятель-ность в вечернее время.

   

2. Д/Игра «Волшебная вось-мерка»

-  Закреплять знания о цифрах; развивать умение строить цифру по схеме ( декодировка)

   Часть занятия по ФЭМП.

3. Д/игра «Чудо соты»

- Развитие  умения придумы- вать и  составлять сюжетные картинки.

Индивидуальная работа

1.  Д/И «Построим дом»

- Развитие классификацион-ных умений.  

    Часть занятия по ФЭМП

2.  Д/И  «Украсим елку буса-ми».

- Развитие логического мыш-ления и психических функций,

формирование мыслительных умений и способностей

  Совместная игровая деятель-ность в вечернее время.

1.  Д/Игра: «Весы»

Закреплять понимание отно-шений между числами нату-рального ряда (больше, мень-ше, больше на…, меньше на…), умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Закреплять знания о составе числа. Упражнять в решении простых арифметических дей-ствий. Развивать умение соот-носить числа, составленные из разных палочек. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.

 Совместная игровая деятель-ность в вечернее время.

2.  Д/Игра: «Измерение с по-мощью палочки - мерки»

- Учить детей измерять объек-ты. Знакомить с условными мерками. Закреплять состав числа, умение считать.

    Индивидуальная работа

Январь

1.  Д /игра «Шнур-затейник»

- Упражнять  в умении ориен-тироваться на плоскости; раз-вивать умение вышивать гео-метрические формы, цифры; развивать мелкую моторику

  Часть занятия по ФЭМП.

2.  Игровизор «Лабиринты цифр» 

- Развивать  познавательную активность. Упражнять в вы-полнении мыслительных опе-раций, манипуляции цифрами. Воспитывать умение прояв-лять самоконтроль.

  Совместная игровая деятель-ность в вечернее время

3.  Д/ игра «Чудо крестики»

- Закреплять представление о части и целом; развивать  уме-ние придумывать и  состав-лять сюжетные картинки.

  Индивидуальная работа

1.  Д/И «Архитекторы»

- Развитие мыслительных уме-ний, развитие познавательных

процессов восприятия, памя-ти, внимания, воображения

    Часть занятия по ФЭМП.

2.   Д/И  «Какую фигуру зага-дали?»

- Развивать умение загадывать фигуру с помощью карточек, обозначающих свойства бло-ков.

  Индивидуальная работа

 

 

1. Д/Игра: «Цветные числа»

 - Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в умении соот-носить количество предметов с цифрой. Развивать внима-ние, память, логическое мыш-ление

 Совместная игровая деятель-ность в вечернее время

 

2. Д/Игра: "По порядку стано-вись"

- Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в прямом и об-ратном счёте. Развивать уме-ние находить место числу в числовом ряде. Развивать вни-мание, мышление, память. Расширять пространственные представления.

  Часть занятия по ФЭМП.

Февраль

1 .   Д/У «Цифроцирк»

-Развитие интеллектуального мышления. Упражнять в ос-воении порядковым счётом. Развивать умение соотносить цифру с количеством, числом. Воспитывать стремление проявлять инициативу, твор-чество.

   Индивидуальная работа

2. Д/игра «Разноцветные лепестки»

- развитие  логико-математи-ческого мышления. Закре-плять представление о число- вом ряде в пределе первого де-сятка. Развивать умение сос-тавлять число из двух мень- ших .

Часть занятия по ФЭМП

3.  Д/ игра «Геовизор»

 - Способствовать к овладе-нию сеткой координат. Разви-вать умение рисовать геомет- рические формы, фигуры по заданным точкам. Воспиты-вать стремление к решению интеллектуально-логических задач

  Совместная игровая дея-тельность в вечернее время

1.  Д/И  «Магазин»

- Учить детей декодировать

полученную информацию, по знакам –символам выбирать

нужные блоки.

   Совместная игровая деятель-ность в вечернее время

2.  Д/и «Сравни – где больше»

 «Угощение медвежат»

- Развитие способности к ана-лизу, абстрагированию, уме-ния строго следовать прави-лам при выполнении цепочки действий, творческого   мыш-ления, воображения.                  

    Часть занятия по ФЭМП

1 .  Д/Игра: «Магазин игру-шек»

Упражнять в счёте в пределах 10. Закреплять знание состава числа в пределах 10.

   Индивидуальная работа

2.  Д/Игра: «Составь число»

- Закрепить счёт в пределах 10. Уточнить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших чисел.

   Часть занятия по ФЭМП

Март

1. Д/ игра «Игровизор»

- Развитие  пространственного мышления. Совершенствовать умение ориентироваться на сетке координат. Упражнять в рисовании фигур по заданным точкам. Воспитывать стремле-ние к новым формам сотруд-ничества с взрослыми.

  Часть занятия по ФЭМП

2. «Квадрат Воскобовича» (четырёхцветный) 

- Развитие мелкой моторики рук. Закреплять представления об основных свойствах гео-метрических фигур. Совер-шенствовать конструирование

1. Д/и «Мозаика цифр»

- Развивать способности к де-кодированию информации, умение отбирать нужный блок

    Индивидуальная работа

2. Д/и «Художники»

-Развивать умение анализиро-вать форму предметов, срав-нивать их по свойствам

    Часть занятия ФЭМП

1. Д/Игра: «Найди дом для палочки»

-  Совершенствовать умения детей соотносить цветные числа с цифрами. Упражнять в счёте в пределах 10.

   Индивидуальная работа.

2.  Д/у: «Посчитай-ка»

- Развивать умение детей ра-ботать палочками Кюизенера. Упражнять в выполнении арифметических действий. Развивать навыки сложения и вычитания чисел. Совершен-ствовать умения детей рабо-тать с карточкой  схемой.

     Часть занятия по ФЭМП

  Совместная игровая деятель-ность в вечернее время.

3 . Д«Шнур-затейник» 

- Развитие интеллектуально творческого мышления. Со-вершенствовать в умении ориентироваться на плоскос-ти. Закреплять умение выши-вать геометрические формы, цифры, буквы по желанию.

    Индивидуальная работа.

     

Апрель

  1. Коврогpаф  «Ларчик» .

- Измерение длины лучей с помощью условной мерки.

  Индивидуальная работа.

2. Д/игра «Волшебная вось-мерка»

- Конструирование цифры из палочек, понимание алгоритма расположения частей на игро-

вом поле (цвет и пространст-венное положение), придумы-вание и составление предмет- ных силуэтов, их называние

   Часть занятия по ФЭМП.

3. Д/игра «Разноцветные лепестки»

Видоизменение формы силуэта

  Совместная игровая деятель-ность в вечернее время

1. Д/и "Полет в космос".

 - Развивать у детей умения

оперировать одним свойством

(выявлять , сравнивать, клас-сифицировать обобщать пред-меты).

             Часть занятия ФЭМП

2.Д/И «Логический поезд»

-  Развитие способности к ло-гиическим действия м и опе-рациям.

 Индивидуальная работа

1. Д/Игра: «Число – голово-ломка»

Совершенствовать умения детей выполнять арифмети-ческие действия палочками Кюизенера. Развивать умения соотносить число с цифрой.Развивать образное, логии-ческое мышление.

    Часть занятия ФЭМП

2.  Д/Игра: «Что пропусти-ли

- Закреплять прямой и обрат-ный счёт. Совершенствовать знания детей о закономернос-тях палочек. Кюизенера.

  Совместная игровая деятель-ность в вечернее время.

Май

  1. Д/игра «Шнур-затейник»

- Понимание линии симметрии и достраивание симметричного узора, придумывание, на что похоже изображение.

 Совместная  игровая деятель-ность в вечернее время.

2.   Коврограф  «JIapчик»

  - Понимание пространствен-ных характеристик, ориенти-ровка  на плоскости, понима-ние отношения чисел (меньше на два, больше на один).      

   Индивидуальная работа

1. Д/И «Мозаика цифр»

- Развивать способности к де-кодированию информации, умение отбирать нужный блок  развитие навыков вычисли-тельной деятельности.

    Часть занятия по ФЭМП

2. Д/И «Путешествие по

морским волнам»

-Активизация мыслительной

деятельности, формирование

математических представле-

ний у детей.

   Совместная игровая деятель-ность в вечернее время

1.   Д/Игра «Мы с Тамарой ходим парой»

- Упражнять детей в счете двойками. Учить находить сходство и различия между предметами, осмысленно ис-пользовать математическое понятие «пара».

        Индивидуальная работа

2. Д/И  «Дети нашей группы»

- Учить детей создавать образ человека (ребенка) по представлению; использовать палочки разной длины в

3. Д/У«Счетовозик»

Ориентировка в числовом ря-ду, понимание связей и зави-симостей между числами, решение примеров и задач

    Часть занятия по ФЭМП

соответствии с пропорциями частей тела; находить сходство и различие между предметами.

    Совместная игровая дея-тельность в вечернее время

2.2.Перспективный план  использования в работе с детьми 7 года жизни разви-вающих игр В.В. Воскобовича, логических блоков З. Дьенеша и палочек Кюизе-нера («Цветные числа»)

месяц

Тема, цель и форма проведения

игры В.В. Воскобовича

логические блоки

З. Дьенеша

палочки Кюизенера «Цветные числа»

Сентябрь

1. Игры с «2- х цветным  квад-ратом».

- Вспомнить по схемам скла-дывание предметов; состав-ление сказок, придумывание новых фигур.                      

    Организованная   совмест-ная  деятельность педагога и детей.

2.  Игры с «4-х цветным квад-ратом»

- Складывание геометричес-кой фигуры по описанию ее цвета путем трансформирова-ния.

      Индивидуальные занятия.

3. Д/И «Волшебная восьмерка»

-Понимание алгоритма распо-ложения частей на игровом   поле (цвет и пространственное положение), составление цифр от 1 до 9 согласно считалке.

  Использовать как часть  заня-тия по ФЭМП

4. Д/у «Геовизор»

- Знакомство с новой игрой, перенос по точкам координат-ной сетки  на лист бумаги, её дорисовка.

         Индивидуальные занятия.

1. Д/и  «Чудо блоки»

-Продолжать совершенство-вать  классификационные уме-ния, опираясь на свойства бло-ков.        

    Индивидуальные занятия.

2. Д/И «Угадай фигуру»

-Развитие способности к ко-дированию и декодированию информации о свойствах.    

  Организованная   совмест-ная  деятельность педагога и детей.

3. Д/И «Какую фигуру я заду-мал?»

- Продолжать формировать умение загадывать фигуру с помощью карточек, обозна-чающих свойства блоков.

   Использовать как часть за-нятия по ФЭМП.

4. Д/и «Архитекторы»

- Продолжать совершенство-вать и развивать навык «чте-ния» карточек- символов.

  Совместная игровая деятель-ность в вечернее время. 

1.  Д/Игра: «Покажи, как растут числа»

-Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количест-во предметов с цифрой. Уп-ражнять в счёте, сравнении смежных чисел. Развивать внимание, память, логичес-кое мышление.

    Индивидуальные занятия.

 

2 . Д/у: «Кто в домике жи-вет?»

- Закрепить  навыки счета, упражнять в умении состав-лять число из двух меньших; развивать зрительный глазо-мер; развитие навыка само-контроля и самооценки

     Совместная игровая дея-тельность в вечернее время 

3.Д/И  Игра «Море волнует-ся»

- Закреплять умение детей следовать заданному алго-ритму; точно выполнять сло-весную инструкцию; закреп-лять навыки измерительной деятельности.

 Часть занятия по ФЭМП

5. Д/ У «Счетовозик»

- Ориентировка в числовом ряду, понимание связей и за-висимостей между числами. Повторить прямой и обратный счёт в пределах десяти. Закре-пить понятия «больше-мень-ше-поровну».

  Совместная игровая деятель-ность в вечернее время. 


Октябрь

1.   Д /игра «Шнур-затейник»

- Придумывание и вышивание узора

    Свободная деятельность в вечернее время.

2. Д/И «Чудо крестики»

-Поиск геометрических фигур по заданному количеству уг-лов, составление  предметного силуэта по силуэтной схеме, придумывание на что он по-хож.

    Индивидуальные занятия.

3. Коврограф «Ларчик»

- Ориентировка на плоскости, понимание  пространственных характеристик (вверх, вниз, вправо, влево), решение про-блемной ситуации.

   Часть занятия по ФЭМП

4. Д/У«Счетовозик»

- Формирование представле-ний о сложении и вычитании чисел в пределах 10 с исполь-зованием наглядной опоры.

    Часть занятия по ФЭМП

5. Д/И «Геоконт»

- Формировать умение ориен-тироваться на игровом поле. Развивать пространственные отношения.

    Индивидуальные занятия.

1. Д /и «Художники»  

-  Развивать навык самостоя-тельного анализа формы пред-мета,  сравнение свойств.

   Совместная игровая деятель-ность в вечернее время 

2.  Д/и «Найди пару» 

-  Развитие умений расшифро-вывать информацию о нали-чии или  отсутствии опреде-ленных свойств у предметов по их знаково- символическим  обозначениям  

    Часть занятия по ФЭМП.

3. Д/И «Магазин»

- Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства пред-метов, формировать умение аргументировать свой выбор.

     Индивидуальные занятия.

1.  Д/у: «Как Белочка и Ежик играли числами»

-  Продолжать формировать умение детей увеличивать и уменьшать числа первого 10 на 1; упражнять в умении на-зывать «соседей» данного числа; учить устанавливать логические связи и законо-мерности.

    Индивидуальные занятия.

2.Д/у: «Сломанная лесенка »

-Совершенствовать навык увеличения/ уменьшения числа на единицу, закрепить понимание термина «соседи» / смежные  числа. Формиро-вать навык самоконтроля и самооценки.  

  Часть занятия по ФЭМП

3.   Д/у «Как разговаривают числа»

-  Упражнять в оперирова-нии числовыми значениями палочек – чисел; совершен-ствовать навык  составления неравенств с помощью пало-чек.

  Совместная игровая дея-тельность в вечернее время 

1. Д/У «Цифроцирк»

-Закрепление представлений о числовом ряде; развитие уме-ний пояснять последователь- 

1. Д/у «Логический поезд»

-  Продолжать формировать умение кодировать и декоди-ровать информацию с карточ- 

1.   Д/у: «Чет - нечет»

- Продолжать упражнять де-тей в увеличении и уменьше-

Ноябрь

     ность чисел натурального ряда.

     Индивидуальные занятия.

2.  Игровизор «Катя, Рыжик и рыбка»

-Закреплять представления о

свойствах геометрических фи-гур; формировать умение са-мостоятельно выполнять игро- вое задание, сравнивать ре-зультат, находить ошибку и исправлять ее.

   Совместная игровая деятель-ность в вечернее время.

3. Д/У«Счетовозик»

-  Формировать представления о последовательности чисел в пределах 20

    Часть занятия по ФЭМП

4. Д/И «Чудо-цветик»

-Знакомство с новой игрой, формирование представления о соотношении целого и чис-ла.

 Совместная игровая деятель-ность в вечернее время.

5. Д/И «Геовизор». Упражне-ние «Кошка»

- Освоение таких понятий, как пространственные отношения, система координат, количест-венный счет, деление целого на части, симметрия.

  Организованная   совмест-ная  деятельность педагога и детей  в вечернее время.

ки, умение действовать строго по схеме.

  Совместная игровая деятель-ность в вечернее время.

2.  Д/И «Сколько»

-  Развивать умение  задавать вопросы и правильно выде-лять свойства.

  Индивидуальная работа

 3.  Д/и «Мозаика цифр»

-Развивать умение выбирать блоки по заданным свойствам, закрепление навыков вычис-лительной деятельности.     

    Часть занятия по ФЭМП

нии заданного числа на еди-ницу; познакомить с поня-тиями «четные» и «нечетные числа»; учить устанавливать логические связи и законо-мерности.

  Совместная игровая дея-тельность в вечернее время

 

2. Д/у: «Узнай длину ленты»

- Учить понимать количест-венные отношения м/у чис-лами первого 10-ка; учить находить связь между длин-ной предмета, размером мер-ки и результатом измерения; учить понимать поставлен-ную задачу и выполнять ее самостоятельно. 

    Часть занятия по ФЭМП

3. Д/у «Логическая задача на цветовую последователь-ность»

- Учить детей решать логи-ческие задачи на основе зри-тельно воспринимаемой ин-формации; учить понимать предложенную задачу и ре-шать ее самостоятельно.

     Индивидуальные занятия.

4. Д/у «Палочки можно скла-дывать»

- Упражнять детей в умении ориентироваться  в простран-стве ( право- лево); развивать количественные представле-ния детей; учить находить палочку по сумме равную двум данным.

   Часть занятия по ФЭМП

1. Игровизор «Лабиринты цифр»

- Обогащение представлений о числовом ряде; развитие уме-ний концентрировать внима-ние при выполнении заданий,

развитие логического мышле- ния. Воспитывать уверенность в своих силах.

1.  Д/И « Помоги фигурам выб-раться из леса»

- Развитие логического мыш-ления , умения самостоятель-но рассуждать.  

     Совместная  игровая дея-

тельность в вечернее время.

  1.  Д/у: «Палочки можно вычитать»

- Продолжать упражнять де-тей в умении ориентировать-ся  в пространстве ( право- лево); развивать количест-венные представления детей;

Учить находить разность чисел при помощи палочек.

Декабрь

  Совместная игровая деятель-ность в вечернее время.

2. Д/Игра «Волшебная вось-мерка»

-  Закреплять знания о цифрах; развивать умение строить цифру по схеме (декодировка)

   Часть занятия по ФЭМП.

3. Д/игра Прозрачный квад-рат»

- Знакомство с новой игрой; учить детей анализировать геометрические фигуры, соот-носить целое и часть

    Индивидуальные занятия

4. Коврограф «Ларчик»

- Ориентировка на плоскости, понимание  пространственных характеристик (вверх, вниз, вправо, влево, диагональ), ре-шение проблемной ситуации.

   Часть занятия по ФЭМП

2.  Д/И  «Украсим елку буса-ми».

- Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, уме-ние «читать» схему, закрепле-ние навыков порядкового счета.

   Часть занятия по ФЭМП

3. Д/И «Архитекторы»

-Умение действовать с этало-нами, развитее способностей к логическим операциям.

    Индивидуальные занятия

   Часть занятия по ФЭМП

2. Д/у «Детская железная дорога»

- Продолжать учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации; понимать усло-вие предложенной задачи и выполнять ее самостоятель-но.

 Совместная игровая дея-тельность в вечернее время.

3.  Д/у: «Угадай число»

- Закреплять умение нахо-дить большее и меньшее чис-ло по правилу; учить вести прямой и обратный счет; раз-вивать внимание.        

     Часть занятия по ФЭМП

Январь

1.  Д /игра «Шнур-затейник»

- Упражнять  в умении ориен-тироваться на плоскости; раз-вивать умение вышивать гео-метрические формы, цифры; развивать мелкую моторику

  Часть занятия по ФЭМП.

2.  Игровизор «Лабиринты цифр» 

- Развивать  познавательную активность. Упражнять в

выполнении мыслительных операций, манипуляции цифрами. Воспитывать умение проявлять самоконтроль.

  Совместная игровая

деятельность в вечернее время

3.  Д/ игра «Чудо крестики»

- Закреплять представление о части и целом; развивать  уме-ние придумывать и  состав- лять сюжетные картинки.

  Индивидуальная работа

1.  Д/И «Веселый хоровод»

- Упражнять в умении класси-фицировать блоки по несколь-ким признакам.

     Индивидуальная работа

2. Д/И «Логическое решето»

-Совершенствовать навык ко-дирования и декодирования информации о свойствах бло-ков, развивать умение согла-сованно работать в команде.

     Часть занятия по ФЭМП.

3.   Д/И  «Ступени успеха»

- Развитие памяти и внимания; формировать умение работать согласно алгоритму, умение «читать» кодирование, деко-дирование информации.

  Индивидуальная работа

1. Д/у: «Спор чисел»

 -  Закрепить умение сравни-вать числа, находить боль-шее и меньшее число; учить определять практическим пу-тем, на сколько одно число больше или меньше другого; развивать внимание и глазо-мер.

   Совместная игровая дея-тельность в вечернее время

2. Д/у: "Веселые лягушата"

-Упражнять в счете через один/два в прямом и обрат-ном порядке; развивать вни-мание.

    Часть занятия по ФЭМП.

3. Д/И «Слоненок »

- Развивать умение детей соз-давать образ слоненка, конс-труируя его из заданных па-лочек; сравнивать предметы по длине, обозначать слова-

4. Д/и «Счетовозик»

- Закреплять умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число, обозна-ченное цифрой.    

    Часть занятия по ФЭМП.

5.  Д/игра Прозрачный квад-рат» Конструирование льди-нок.

-   Складывание из маленьких треугольников или других гео-метрических фигур цветной льдинки; совершенствовать навык складывать девять квад-ратов из всех пластинок.        

   Совместная игровая деятель-ность в вечернее время

ми результат сравнения (длиннее – короче, равные по длине); ориентироваться в пространстве. Развивать воображение.    

    Индивидуальная работа

Февраль

1.   Д/У «Чудо-цветик»

- Развитие умения составлять целое из частей по схематич-ному рисунку и собственному замыслу. Воспитывать стрем-ление проявлять инициативу,

творчество.

   Индивидуальная работа

2. Д/игра «Разноцветные ле-пестки»

- Развитие  логико- математи-ческого мышления. Закреп-лять представление о составе чисел первого 10-ка из двух меньших .

   Часть занятия по ФЭМП

3.  Д/ игра «Геовизор». Упраж-нение «Одинаковые части»

 -  Освоение технических уме-ний рисовать предмет по за-данным точкам различными способами. Воспитывать стремление к решению интел-лектуально-логических задач

  Совместная игровая деятель-ность в вечернее время.

4.  Д/ игра «Квадрат Воскобо-вича» (по выбору педагога)

- Совершенствование приемов конструирования - сложения плоскостных и объемных фи-

1.  Д/И  «Найди меня»

- Развивать умение детей чи-тать кодовое обозначение  гео-метрических фигур и находить соответствующий код.

   Совместная игровая деятель-ность в вечернее время

2.  Д/и «Садовник»

- Овладение действиями заме-щения и наглядного модели-рования, кодирования и деко-дирования.

      Индивидуальная работа

3. Д/И «Заселим в домики»

- Развивать умение анализиро-вать, выделять свойства фи-гур, классифицировать.

    Часть занятия по ФЭМП

1 .  Д/И «Выложи из пало-чек»

- Формировать умение  вык-ладывать, воспроизводить предмет по его контуру. Раз-вивать аналитические спо-собности

   Индивидуальная работа

2.  Д/у «Печенье»

- Упражнять детей в измере-нии с помощью условной ме-ры. Уточнять понятия того, что больше – часть или це-лое; показать 1/2,1/4,1/6 и це-лое.

   Часть занятия по ФЭМП

3. Д/И «Время»

- Развивать умение детей моделировать часы; опре-делять время по часам.

 Совместная игровая дея-тельность в вечернее время

гур. Развитие умения самос-тоятельно создавать образы объектов и называть их.

   Часть занятия по ФЭМП.

5. Д/И «Волшебная восьмерка»

- Развивать интеллект: процес-сы внимания, словесно – логи-ческой памяти, операции пространственного и логичес-кого мышления, умения сос-тавлять цифры и складывать образные фигуры; развивать мелкую моторику рук.

   Индивидуальная работа

 

Март

1. Д/ игра «Игровизор»

- Развитие  пространственного мышления. Совершенствовать

умение ориентироваться на

сетке координат. Упражнять в рисовании фигур по заданным точкам. Воспитывать стрем-ление к новым формам сот-рудничества с взрослыми.

  Совместная игровая деятель-ность в вечернее время.

2. Д/И «Квадрат Воскобови-ча» (по выбору педагога)

- Развитие мелкой моторики рук. Закреплять представления об основных свойствах гео-метрических фигур. Совер-шенствовать конструирование

   Часть занятия по ФЭМП

3. Д«Шнур-затейник» 

- Развитие интеллектуально творческого мышления. Со-вершенствовать в умении ориентироваться на плоскос-ти.   Выполнение графических диктантов.  

     Индивидуальная работа.

4. Д/игра «Прозрачный квад-рат». Конструирование фигур по сказке. Выкладывание фи-гур из 3 пластин.

-  Развивать умение понимать алгоритм конструирования различных фигур из одних и

1. Д/и «На свою веточку»

- Развивать умение анализиро-вать, выделять свойства фи-гур, классифицировать фигу-ры по нескольким признакам.

    Индивидуальная работа

2. П/и «Кот и мыши»

-Развивать умение «читать» карточки с символами свойств, выявлять необходи-мые свойства, стимулировать двигательную активность де-тей.

Совместная игровая деятель-ность в вечернее время.

3. Д/И «Построение логичес-ких дорожек по схемам»

- Развивать умение  выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свой-ствам.

    Часть занятия ФЭМП

1. Д/Игра: «Выложи по циф-рам»

- Закреплять умение детей соотносить  число с цветом.

Совершенствовать навыки счета и измерения.

       Часть занятия по ФЭМП

2.  Д/у: «Покажи, как рас-тут числа»

-  Закреплять знания о циф-рах в пределах 20. Упраж-нять в умении соотносить количество предметов с циф-рой. Упражнять в счёте,срав-нении смежных чисел. Разви-вать внимание, память, логи-ческое мышление.

      Индивидуальная работа.

3. Д/У «Как узнать номера домов на новой улице?»

- Упражнять в умении сос-тавлять число из двух мень-ших; развивать зрительный глазомер; развитие навыка самоконтроля и самооценки

   Часть занятия по ФЭМП.

тех же частей, видеть образное значение составленной фигу-ры.     

      Часть занятия по ФЭМП

5.  Д/У«Счетовозик»

-  Формирование умений сос-тавлять и решать задачи в од-но действие на сложение и вычитание; пользоваться ари-фметическими знаками дейст-вий.

    Часть занятия по ФЭМП

 

Апрель

1.Д/И  «Геовизор». Упражне-ние «Зеркало»

-  Освоение технических уме-ний рисовать предмет по за- данным точкам. Формировать понятие   симметричность -« зеркальное отображение».

Индивидуальная работа.

2. Д/игра «Волшебная восьмер-ка»

- Совершенствование навыков кодировки и декодирования.

   Часть занятия по ФЭМП.

3. Д/игра «Разноцветные ле-пестки»

-  Совершенствование понятий о пространственном располо-жении предмета и его смысло-вого отражения в речи (над, под, слева, справа, рядом, между).

  Часть занятия по ФЭМП.

4. Д/игра «Геоконт»

-Развитие математических представлений о пространс-твенных отношениях, линиях симметрии, делению целого на равные и неравные части, умений решать логико – мате-матические задачи; трениров-ка мелкой моторики пальцев и кисти.

  Совместная игровая деятель-ность в вечернее время.

5. Д/игра  «Чудо соты»

- Развитие психических про-цессов: внимания, памяти,

1. Д/и "Поиск затонувшего клада".

 - Развивать у детей логичес-кое мышление, совершенство-вание представлений о мно-жестве, упражнять в умении совершать операции над мно-жествами (сравнение, разбие- ние, классификация, абстраги-рование). Формировать пред-ставления о математических понятиях ( алгоритм, кодиро-вание, декодирование), совер-шенствовать навыки вычисли-тельной деятельности.

             Часть занятия ФЭМП

2. Д/И «Космический корабль»

-  Совершенствование опера-ции классификации и обобще-ния блоков по одному-четы-рем признакам, развитие логи-ческого мышления внимания.

   Совместная игровая деятель-ность в вечернее время.

3. Д/И «Транспорт к выезду готов»

- Развивать память, внимание, формировать умение работать согласно алгоритму; упраж-нять в навыке кодирования и декодирования информации.

     Индивидуальная работа

1. Д/И « Угощаем тортом»

- Учить детей делить целое на равные части; показывать и называть части: одна вто-рая, одна четвертая, две чет-верти, половина. Закреплять понятия: «часть меньше це-лого», «целое больше части». Развивать образное, логичес-кое мышление.

    Часть занятия ФЭМП

2.  Д/у «Чет- нечет»

- Продолжать упражнять де-тей в увеличении и уменьше-нии заданного числа на 1, на 2; закрепить  понятия «чет-ные» и «нечетные числа»; упражнять в  устанавлении логических связей и законо-мерностей.

  Совместная игровая дея-тельность в вечернее время.

3. Д/И «Хвойный бор»

- Учить детей видеть форму в предметах, воспроизводить сходство с реальными пред-метами (строение, пропор-ции, соотношение частей), развитие воображения.

     Индивидуальная работа

мышления, мелкой моторики руки и умения конструирова-ния целых фигур из частей.

  Совместная игровая деятель-ность в вечернее время.

 

Май

  1. Д/игра «Шнур-затейник»

- Понимание линии симметрии и достраивание симметричного узора, придумывание, на что похоже изображение.

 Совместная  игровая деятель-ность в вечернее время.

2.   Коврограф  «JIapчик»

- Понимание пространствен-ных характеристик, ориенти-ровка  на плоскости, понима-ние отношения чисел (меньше на два, больше на один).      

    Часть занятия по ФЭМП

3.   Д/игра «Чудо-соты»

-  Развитие умения самостоя-тельно создавать образы пред-метов и называть их.

  Совместная игровая деятель-ность в вечернее время.

4. Д/И  «Геовизор». Упражне-ние «Мои рисунки»

- Развивать творческое вооб-ражение у детей при придумы-вании своих образов для аль-бома «Фигурок».

    Индивидуальные занятия

5.  Д/игра «Прозрачный квад-рат» Конструирование фигур по сказке из 4-6 пластин.

-  Совершенствовать представ-ление о классификации гео-метрических фигур по основ-ным свойствам; развитие твор-ческого мышления и вообра-жения.  

       Часть занятия по ФЭМП

1. Д/И «Восстанавливаем раз-рушенный город»»

-  Развивать память, внимание, формировать умение работать согласно алгоритму; упраж-нять в навыке кодирования и декодирования информации.

    Часть занятия по ФЭМП

2. Д/И «Лабиринты»

- Развивать память, внимание, формировать умение работать согласно алгоритму; упраж- нять в навыке кодирования и декодирования информации.

Совместная игровая деятель-ность в вечернее время

3.  Д/И «Волшебная дверь»

- Развитие навыка  видоизме-нения и трансформации, со-вершенствование навыка группировки объектов по оп-ределенным признакам, уп-ражнять в умении находить ошибки при группировке.    

       Индивидуальная работа

1. Д/у «Логические задачи на цветовую последователь-ность»

-  Продолжать учить детей решать логические задачи на основе зрительно восприни-маемой информации; учить понимать предложенную за-дачу и решать ее самостоя-тельно.

     Совместная игровая дея-тельность в вечернее время.

2. Д/у  «Палочки можно складывать и вычитать»

-  Продолжать упражнять де-тей в умении ориентировать-ся  в пространстве ( право- лево); развивать количест-венные представления детей; учить находить сумму и раз-ность чисел при помощи па-лочек.

    Часть занятия по ФЭМП

2.3. Учебно-методический комплекс

Учебные и методические пособия для педагога и детей:

        Дидактические пособия

- Наборы «Блоки Дьенеша»

-Наборы «Палочки Кюизенера»

-Дидактический альбом «На золотом крыльце…». Авт.-сост. Б.Б.Финкельштейн.- СП-б.: «КОРВЕТ», 2003

-Дидактический альбом «Давайте вместе поиграем» Возраст: 3-7лет. Производи-тель: ООО "Корвет" СПб, 2004

 - Игры В.В. Воскобовича ( 2-х цветный квадрат, 4-х цветный квадрат, «Чудесная восьмерка», «Шнур затейник», «Коврограф «Ларчик», «Прозрачный квадрат», «Чудо соты», «Геоконт», «Геовизор», «Чудо крестики», «Чудо цветик»)

   

  Раздаточный и демонстрационный материал:

Таблицы, карточки, схемы, игрушки-персонажи, обручи, веревочки

       

2.4.Список литературы и методических пособий:

1.  Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических

дошкольников: конспект лекций/сост Т.С.Будько Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина - Брест: Издательство БрГУ, 2006

2. Михайлова, Л.З., Иоффэ Э.Н. Математика от трех до шести /Сост. З.А. Михай-лова, Э.Н. Иоффе. – Изд. Детство - Пресс, 2006

3. Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Игровая технология интеллектуально-творчес-кого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты», С-Петрбург, 2003.

4.Т.Г.Харько «Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса», ДЕТСТВО-ПРЕСС, С-Петербург, 2013.

5. Новикова В.П. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера с детьми 3-7  лет»,  Мозаика – Синтез-2010 г

6.  Библиотека воспитателя «Развивающие  игры Воскобовича», «Сфера»- 2015 г.

7. Методические рекомендации к игровому комплексу «Ларчик», Санкт –Петербург -2016 г.

8. Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по математическому развитию на основе развивающих игр "Палочки Кюизенера", "Блоки Дьенеша" "Строим дом для зайчика" в средней группе.

Даннй конспект занятия, построенный на основе развивающих игр, предназначен для детей 4-5 лет, способствует закреплению у детей представления о форме, ориентировке в пространстве и закреплению знаний ...

Конспект комплексного занятия по логико-математическому развитию на основе развивающих игр «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша» для детей средней группы (4-5 лет)

Конспект занятия по познавательному развитию. На основе примерной образовательной программы дошкольного образования "Детство"....

План-конспект Образовательной деятельности с использованием палочек Кюизенера, Блок Дьенеша, мнемотаблиц для детей четвертого года обучения. Тема: «Смешарики в опасности»

Закрепление порядкового счета в пределах 10. Учить ориентироваться в пространстве на плоскости листа в клетку: находить нужные геометрические фигуры, называть точное количество геометрических фигур....

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Страну математики» с использованием авторских технологий «Палочки Кюизенера» и «Логические блоки Дьенеша»

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Страну математики» с использованием авторских технологий палочки ...

«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина»

laquo;Игровые педагогические технологииинтенсивного развития интеллектуальных способностейдошкольников: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша,кубики и квадраты Никитина»...

«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей младших школьников с ОВЗ (умственная отсталость): палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина»

laquo;Игровые педагогические технологииинтенсивного развития интеллектуальных способностеймладших школьников с ОВЗ (умственная отсталость): палочки Кюизенера, блоки Дьенеша,кубики и квадраты Никитина...

«Образовательные (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша) технологии в развитии конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста» ГМО

Мы очень много говорим о том, что ведущим видом деятельности является игра. Передо мной, как  педагогом  обозначилась задача в умении ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохран...