Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами дидактических игр в старшей группе. Тема: «Путешествие в королевство Математики»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Барбакова Татьяна Геннадьевна
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами дидактических игр в старшей группе. Тема: «Путешествие в королевство Математики» Программное содержание: Цель: • формировать элементарные математические представления; • совершенствовать знания о геометрических фигурах. Обучающие задачи: • упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке; • закрепить знания о последовательности дней недели, времён года; • закрепить представления детей о геометрических фигурах, умения различать геометрические фигуры • Развивающие задачи: • создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; • способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Воспитательные задачи: • воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; • воспитывать интерес к математическим занятиям. Методические приёмы: • успокаивающие упражнения перед занятием; • игровой (использование сюрпризных моментов); • наглядный (использование иллюстрации); • словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей). • поощрение, анализ занятия. Оборудование: магнитная доска, цифры, геометрические фигуры, мяч Демонстрационный материал: «письмо», картинки Раздаточный материал: набор цифр на каждого ребенка; геометрические фигуры; изображение домика, клей; фломастеры;карточки с цифрами; дид/игра “Найди лишний предмет”; дид./игра “Найди место в ряду”; дид/игра «Числа-соседи»; дид/игра «На что похоже»; музыкальное сопровождение. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть. Воспитатель:- Сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил нам письмо от Королевы всех наук - Математики. «Дорогие ребята, я приглашаю Вас к себе в королевство Математики.Выполните все задания, представленные в конвертах, а также в самом большом конверте вас ждет приятный сюрприз!Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи! Королева Математики!». Воспитатель: Хорошо! Но, прежде чем мы начнем просматривать их, давайте проведем небольшую разминку перед сложными испытаниями? Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте. РАЗМИНКА - Какое сейчас время года? - Сейчас утро или вечер? - Сколько пальцев на одной руке? - Сколько углов у треугольника? - Сколько раз в году бывает день рождения? - Сколько носов у трех котов? - Сколько ушей у двух мышей? - Сколько месяцев в году? Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны, и правильно ответили на все вопросы. А сейчас мы все дружно сядем за стол, и посмотрим на письма, которые прислала Королева Математика. Положить перед детьми конверты. Воспитатель: Сколько писем передала Королева Математика? Правильно – 5. Давайте откроем первый конверт. Какого он цвета? (красный). Что вы здесь видите? Дети: прямоугольник! Воспитатель: Как вы думаете, какое у него настроение?Дети: Грустное, невеселое. Воспитатель: А почему он загрустил? Дети: Не знаем! Воспитатель: Он загрустил, потому, что он один, рядом нет его друзей. Воспитатель: А как вы думаете, с кем дружит прямоугольник? Дети:с другими геометрическими фигурами: с кругом, квадратом, овалом, треугольником, прямоугольником, полукругом. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « Найти друзей» Воспитатель: Замечательно! А давайте мы найдем его друзей, в предметах, которые нас окружают. Я вам буду называть предмет, а вы должны изобразить его геометрической фигурой. Для выполнения следующего задания детям показывают картинки с изображениями: ДВЕРЬ, КРЫША ДОМА, ОГУРЕЦ, ЧАСЫ, ДОЛЬКА АПЕЛЬСИНА. Дети выкладывают фигуры на листочках. Воспитатель: Ребята, чтобы вы немного отдохнули, мы с вами немного поиграем. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Скажи наоборот» Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок, бросая мяч обратно, называет противоположность названному понятию. Длинный – короткий; Большой – маленький; Высокий – низкий; Широкий – узкий; Толстый – худой; Далеко – близко; Вверху – внизу; Слева – справа; Вперед – назад; Один – много; Легкий – тяжелый. Воспитатель: Дети, вернемся к вашим листочкам. Какие фигуры у вас получились? Назовите их. Воспитатель: Как их можно назвать одним словом? Дети: Геометрические фигуры. Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились без проблем. Воспитатель: открываем следующий конверт. Какого он цвета? Дети: Фиолетового! ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Дом геометрических фигур» Воспитатель зачитывает содержание задания: А сейчас необходимо поселить все геометрические фигуры в один дом, тогда они будут соседями и никогда друг друга не потеряются. Прямоугольник будет жить в центре листа, треугольник– слева от прямоугольника, овал – справа от прямоугольника, круг – над прямоугольником, полукруг – под прямоугольником. Дети поочередно размещают заранее заготовленные фигуры в домике следуя инструкции. (Дети приклеивают фигуры) Воспитатель: Ребята, давайте наш дом сделаем еще ярче? Для этого разукрасим уголки домика разными цветами. В выполнении данного задания ребята фломастером рисуют в указанных воспитателем углах: В верхнем левом углу нарисуем желтое солнышко. В верхнем правом углу нарисуем синее облачко. В нижнем правом углу нарисуем красный цветочек. Воспитатель: Ребята, у меня появилась идея, давайте дадим название нашему домику? Дети: «Дом геометрический фигур», «Дом радости», «Семья», «Дом дружбы». Воспитатель: Кто сосчитает, сколько фигур живет в Доме дружбы? Воспитатель: А вам интересно, что в других конвертах? Дети: Да! Воспитатель: Тогда откроем конверт оранжевого цвета. Что там такое? Воспитатель: А здесь цифры. Сейчас с цифрами мы поиграем. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА«По порядку становись» или «Найди свое место». Правила игры: пока играет музыка, дети берут по одной цифре. По команде «По порядку становись!», дети должны построиться по порядку. Затем, выбрать двух ребят и поставить перед ними задачу расставить на скорость цифры по порядку, побеждает тот, кто быстрее справиться с заданием. Игра-закрепление. После выполнения этого задания, ребятам предлагается назвать своих соседей. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА«Кто мой сосед?» - Число 3, назови своих соседей? (2, 4) - Число 5, назови своих соседей? (4, 6) - Число 8, назови своих соседей? (7, 9) и т. д. А затем предлагаем ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ«Наоборот» или «Запуск ракеты». Для этого нам надо повторить обратный счет. Ребятам надо встать с цифрами в обратном направлении от 10 до 1. После того как цифры будут расставлены по порядку, необходимо дружно их назвать. (Игра-закрепление). Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились с цифрами. А теперь я вам предлагаю отдохнуть. РАЗМИНКА: Ребята, давайте поиграем. Эта игра - испытание «Верно-неверно» поможет исправить ошибки, которые злой колдун специально кое-где оставил. Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой - утром солнышко встает; - по утрам нужно делать зарядку - нельзя умываться по утрам - днем ярко светит луна - утром дети идут в детский сад - ночью люди обедают - вечером вся семья собирается дома - в неделе 7 дней - за понедельником следует среда - после субботы идет воскресение - перед пятницей стоит четверг - всего 5 времен года - весна наступает после лета. Воспитатель: А сейчас откроем коричневый конверт. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Найди лишний предмет» Дети должны найти лишний предмет из предложенных. Воспитатель: Молодцы ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Королевство Математики. Вам понравилось путешествие? А пока давайте откроем последний конверт, в котором, как вы помните,королева Математика спрятала для вас сюрприз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zvnyatie.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

по формированию элементарных математических представлений

с элементами дидактических игр в старшей группе.

Тема: «Путешествие в королевство Математики»

 Программное содержание:

Цель:

  • формировать элементарные математические представления;
  • совершенствовать знания о геометрических фигурах.

Обучающие задачи:

  •  упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
  • закрепить знания о последовательности дней недели, времён года;
  • закрепить представления детей о геометрических фигурах, умения различать геометрические фигуры
  • Развивающие задачи:
  • создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
  • способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
  • воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приёмы:

  • успокаивающие упражнения перед занятием;
  • игровой (использование сюрпризных моментов);
  • наглядный (использование иллюстрации);
  • словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
  • поощрение, анализ занятия.

Оборудование:

 магнитная доска, цифры, геометрические фигуры, мяч

Демонстрационный материал:

«письмо», картинки

Раздаточный материал:

набор цифр на каждого ребенка; геометрические фигуры; изображение домика, клей; фломастеры; карточки с цифрами; дид/игра “Найди лишний предмет”; дид./игра “Найди место в ряду”; дид/игра «Числа-соседи»; дид/игра «На что похоже»; музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, я очень рада вас видеть.

Воспитатель: - Сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил нам письмо от Королевы всех наук - Математики. «Дорогие ребята, я приглашаю Вас к себе в королевство Математики. Выполните все задания, представленные в конвертах, а также в самом большом конверте вас ждет приятный сюрприз! Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи! Королева Математики!».

Воспитатель: Хорошо! Но, прежде чем мы начнем просматривать их, давайте проведем небольшую разминку перед сложными испытаниями?

Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.

 РАЗМИНКА

- Какое сейчас время года?

- Сейчас утро или вечер?

- Сколько пальцев на одной руке?

- Сколько углов у треугольника?

- Сколько раз в году бывает день рождения?

- Сколько носов у трех котов?

- Сколько ушей у двух мышей?

- Сколько месяцев в году?

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны, и правильно ответили на все вопросы. А сейчас мы все дружно сядем за стол, и посмотрим на письма, которые прислала Королева Математика.

Положить перед детьми конверты.

Воспитатель: Сколько писем передала Королева Математика? Правильно – 5. Давайте откроем первый конверт. Какого он цвета? (красный). Что вы здесь видите?

Дети: прямоугольник!

Воспитатель: Как вы думаете, какое у него настроение? Дети: Грустное, невеселое.

Воспитатель: А почему он загрустил?

Дети: Не знаем!

Воспитатель: Он загрустил, потому, что он один, рядом нет его друзей.

Воспитатель: А как вы думаете, с кем дружит прямоугольник?

Дети: с другими геометрическими фигурами: с кругом, квадратом, овалом, треугольником, прямоугольником, полукругом.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА « Найти друзей»

Воспитатель: Замечательно! А давайте мы найдем его друзей, в предметах, которые нас окружают. Я вам буду называть предмет, а вы должны изобразить его геометрической фигурой.

Для выполнения следующего задания детям показывают картинки с изображениями: ДВЕРЬ,  КРЫША ДОМА,  ОГУРЕЦ,  ЧАСЫ,  ДОЛЬКА АПЕЛЬСИНА.

Дети выкладывают фигуры на листочках.

Воспитатель: Ребята, чтобы вы немного отдохнули, мы с вами немного поиграем.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Скажи наоборот»

Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок, бросая мяч обратно, называет противоположность названному понятию.

Длинный – короткий;

Большой – маленький;

Высокий – низкий;

Широкий – узкий;

Толстый – худой;

Далеко – близко;

Вверху – внизу;

Слева – справа;

Вперед – назад;

Один – много;

Легкий – тяжелый.

Воспитатель: Дети, вернемся к вашим листочкам. Какие фигуры у вас получились? Назовите их.

Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились без проблем.

Воспитатель: открываем следующий конверт. Какого он цвета?

Дети: Фиолетового!

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Дом геометрических фигур»

Воспитатель зачитывает содержание задания: А сейчас необходимо поселить все геометрические фигуры в один дом, тогда они будут соседями и никогда друг друга не потеряются. Прямоугольник  будет жить в центре листа, треугольник– слева от прямоугольника, овал – справа от прямоугольника, круг – над прямоугольником, полукруг – под прямоугольником.

Дети поочередно размещают заранее заготовленные фигуры в домике следуя инструкции. (Дети приклеивают фигуры) 

Воспитатель: Ребята, давайте наш дом сделаем еще ярче? Для этого разукрасим уголки домика разными цветами.

В выполнении данного задания ребята фломастером рисуют в указанных воспитателем углах:

В верхнем левом углу нарисуем желтое солнышко.

В верхнем правом углу нарисуем синее облачко.

В нижнем правом углу нарисуем красный цветочек.

Воспитатель: Ребята, у меня появилась идея, давайте дадим название нашему домику?

Дети«Дом геометрический фигур»«Дом радости»«Семья»«Дом дружбы».

Воспитатель: Кто сосчитает, сколько фигур живет в Доме дружбы?

Воспитатель: А вам интересно, что в других конвертах?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда откроем конверт оранжевого цвета. Что там такое?

Воспитатель: А здесь цифры. Сейчас с цифрами мы поиграем.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «По порядку становись» или «Найди свое место».

Правила игры: пока играет музыка, дети берут по одной цифре. По команде «По порядку становись!», дети должны построиться по порядку. Затем, выбрать двух ребят и поставить перед ними задачу расставить на скорость цифры по порядку, побеждает тот, кто быстрее справиться с заданием. Игра-закрепление.

После выполнения этого задания, ребятам предлагается назвать своих соседей.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Кто мой сосед?»

- Число 3, назови своих соседей? (2, 4)

- Число 5, назови своих соседей? (4, 6)

- Число 8, назови своих соседей? (7, 9) и т. д.

А затем предлагаем ДИДАКТИЧЕСКУЮ  ИГРУ «Наоборот» или «Запуск ракеты».

Для этого нам надо повторить обратный счет. Ребятам надо встать с цифрами в обратном направлении от 10 до 1. После того как цифры будут расставлены по порядку, необходимо дружно их назвать. (Игра-закрепление).

Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились с цифрами.

А теперь я вам предлагаю отдохнуть.

РАЗМИНКА:

Ребята, давайте поиграем. Эта игра - испытание «Верно-неверно» поможет исправить ошибки, которые злой колдун специально кое-где оставил.

Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой

- утром солнышко встает;

- по утрам нужно делать зарядку

- нельзя умываться по утрам

- днем ярко светит луна

- утром дети идут в детский сад

- ночью люди обедают

- вечером вся семья собирается дома

- в неделе 7 дней

- за понедельником следует среда

- после субботы идет воскресение

- перед пятницей стоит четверг

- всего 5 времен года

- весна наступает после лета.

Воспитатель: А сейчас откроем коричневый конверт.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Найди лишний предмет»

Дети должны найти лишний предмет из предложенных.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Королевство Математики. Вам понравилось путешествие? А пока давайте откроем последний конверт, в котором, как вы помните, королева Математика спрятала для вас сюрприз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в сказку».

Воспитывать интерес к математике, поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок....

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Путешествие в королевство Математики»

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕТема: «Путешествие в королевство Математики» Цель: - выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Путешествие в королевство математики»

Развивающая задача:Развивитие внимание, любознательность, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память. Обучающие задачи:1. Учить составлять множество из разных элементов,...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (с использованием Дьенеша) В старшей группе на тему: «Хитрый леший»

Конспект  занятия по формированию элементарных математических представлений(с использованием Дьенеша)В старшей группе на тему: «Хитрый леший»...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну «Экономика»

Тема: « Волшебная страна «Экономика» Цель: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе освоения элементарных математических представлений;формирование основ финан...