Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию на тему "Число и цифра 7"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Виктория Васильевна Савина

Цель: Формировать умение считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженными соседними числами 7 и 6.

Задачи:

1. Развивать умение сравнивать до 7 предметов по ширине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.

2.Формировать умение определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, вверху, снизу, слева, справа.

3.Воспитывать желание добиваться лучшего результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_i_tsifra_7.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

по познавательному развитию

Тема: Число и цифра 7

 Программное содержание:

Цель: Формировать умение считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженными соседними числами 7 и 6.

Задачи:

1. Развивать умение сравнивать до 7 предметов по ширине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.

2.Формировать умение определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, вверху, снизу, слева, справа.

3.Воспитывать желание добиваться лучшего результата.

     Демонстрационный материал: кукла, цифра 7, квадраты 7 шт., ежик с яблоками, карточки с примерами, числовая лента.

Раздаточный материал: кружки по 7 шт.; квадраты по 6 шт.; грибочки по 6 шт.; двухполосные карточки; ручки; карточка с заданиями; сигнальные карточки.

    Ход занятия:

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Давайте друг друга поприветствуем:

Здравствуй, солнце золотое (руки в стороны)

Здравствуй, небо голубое (руки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок (качаем руками над головой)

Здравствуй, маленький дружок (обнимаем себя)

  1. Знакомство с числом 7 и цифрой 7

- Ребята, посмотрите кто к нам пришел. Это кукла Даша, она потерялась, чтобы ей помочь найти дорогу домой, мы должны с вами выполнить целых семь заданий.

1) «Веселые задачи».

В задании повторяется состав числа 6. Воспитатель читает стихи, а дети на основе предметных действий самостоятельно отвечают на поставленные вопросы.

- Я вам буду читать задачки-стихотворения, а вы внимательно слушайте. Итак, первая задача:

А) Я нашел в дупле у белки

Пять лесных орешков мелких.

Вот еще один лежит,

Мхом заботливо укрыт.

Ну и белка! Вот хозяйка!

Все орешки сосчитай – ка!

- Ребята, сейчас работаем с кружочками. Коля выходи к доске, будем с тобой считать тут, а все остальные работают на первой строке своей карточке. Сколько лесных орешков нашел сначала? (пять). Хорошо, сколько ещё нашел? (один). Что нужно сделать, чтобы посчитать сколько всего орешков было в дупле у белки? (к пяти орешкам добавить ещё одно). Сколько всего получилось? (шесть). Молодцы ребята, вы справились с первой задачей.

Один ребенок выкладывает на доске квадраты, проговаривая свои действия вслух. Остальные – у себя на столах выкладывают кружочки:

- Слушаем следующую задачу:

Б) Два кубика у Маши,

Четыре – у Наташи,

Вы кубики все эти

Скорей считайте, дети.

На демонстрационной доске один ребенок выставляет квадраты, комментируя свои действия. Остальные дети выкладывают у себя на столе:

- Итак, ребята, какое условие у нас было? (два кубика у Маши,

четыре – у Наташи). Саша выходи к доске. Хорошо, что нужно сделать, чтобы узнать сколько всего кубиков было у девочек? (сложить 2+4). Берем квадраты и начинаем складывать. Сколько у нас получилось? (шесть). Молодцы!

- Слушаем последнюю задачу:

В) Три больших, три маленьких,

Маленьких, удаленьких –

Целая семья опят.

Сколько их на пне сидят?

- Мираслава выходи к доске. Что мы знаем про опят? Что такое вообще опята? Правильно, грибы. Итак, что известно про грибы? (три больших, три маленьких). Как мы узнаем сколько их всего было? (нужно сложить). Ребята, берем грибочки и складываем. Сколько у нас получилось? Правильно шесть!

Обобщение:

- Как можно получить число 6? (5 + 1, 2 + 4, или 4 + 2, 3 + 3.)

- Как вы ловко справляетесь с заданиями. Кукла Даша уже скоро сможет попасть домой.

2) Образование числа 7.

На доске еж с шестью яблоками, одно яблоко лежит рядом.

- Ребята, посмотрите, кто это у нас на доске? Правильно это ёжик. Послушайте внимательно:

Еж спросил ежа – соседа:

- Ты откуда, непоседа?

- Запасаюсь я к зиме.

Видишь, яблоки на мне?

Собираю их в лесу:

Шесть принес, одно несу.

Призадумался сосед:

Это сколько будет всех?

- Дети, давайте поможем ежику сосчитать все яблоки. Кто помнит, сколько яблок еж уже принес? (6 яблок.) Положите у себя на столах столько же кружочков.

- Сколько яблок он еще несет? (Одно)

- Что мы должны сделать? (Прибавить еще одно яблоко)

- Сколько яблок получилось, когда к 6 яблокам прибавили 1 яблоко? (Получилось 7 яблок.).

- Как получили 7 яблок? (Было 6 яблок. Еж принес еще 1 яблоко. К 6 яблокам прибавили одно – получили 7 яблок)

3) Физкультминутка: «Ежик».

Жив лесу колючий ёжик,

Был клубочком и без ножек (Обнимают себя за плечи)

Не умел он хлопать – Хлоп, хлоп, хлоп (Хлопают в ладоши)

Не умел он топать – Топ, топ, топ (Топают)

Не умел он прыгать – Прыг, прыг, прыг (Прыгают на двух ногах)

Только носом двигать – Шмыг, шмыг, шмыг.

А ребятки в лес пришли,

Ёжика в лесу нашли,

Научили хлопать - Хлоп, хлоп, хлоп (Хлопают в ладоши)

Научили топать - Топ, топ, топ (Топают)

Научили прыгать - Прыг, прыг, прыг (Прыгают на двух ногах)

Научили бегать (Бегают на месте).

4) Знакомство с цифрой 7.

Показываю новый значок для обозначения числа 7:

- На что похожа цифра 7?

Вот семерка – кочерга,

У нее одна нога. (С. Маршак.)

Используется игровое упражнение «Маляры». Дети рисуют цифру 7 в воздухе с помощью воображаемой кисти маляра.

5) Закрепление представлений о числе 7 и цифре 7.

А) Числа-соседи

- Какие у числа 6 соседи? (Перед ним стоит число 5, за ним идет число 7.)

- На сколько каждое предыдущие число меньше последующего? На сколько каждое последующие число больше предыдущего?

Б) Закрепление зрительной и моторной памяти образа цифры 7.

Образец (на столе) дети обводят сначала несколько раз пальчиком, затем – ручкой. После предварительной подготовки, проведенной в форме игровых упражнений, дети могут приступить к самостоятельному прописыванию цифры 7 по заданному трафарету. 

6) Гимнастика для глаз.

- Давайте сделаем гимнастику для глаз:

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

7) Закрепление состава числа 7

На демонстрационной доске таблички для закрепления состава числа 7, например:

- Сколько надо прибавить к 6, чтобы получилось 7? (6 + 1 = 7)

- Как получить 7, если есть уже 5? (5 + 2 = 7)

- Из каких еще чисел можно составить число 7? (4 + 3 = 7)

Обобщение:

- Из каких двух чисел можно составить число 7? (6 + 1, 5 + 2, 4 + 3)

3. Итог занятия.

- Спасибо, ребята, вы выполнили все 7 заданий, теперь кукла Даша сможет попасть к себе домой! Вы хорошо поработали! Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего понравилось?

- С каким новым числом мы сегодня познакомились? Нарисуйте дома картинку про это число.

- А теперь оценим себя и посигналим карточками:

«Светофор» Дети сигналят карточками:

Зелёной – было поучительно, узнал новое.

Жёлтой – понравилось, но не всё, было интересно,

Красной – занятие не понравилось, скучно, ничего нового не узнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Космическое путешествие»

12 апреля вся наша страна отмечает День космонавтики. Конечно, о подвиге наших космонавтов, несомненно, нужно знать каждому мальчишке и девчонке. Сначала мы читали стихи, знакомились с первыми космона...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию "Путешествие на остров"

Конспект занятия  предназначен для старшего дошкольного возраста. Конспект можно использовать как для проведения образовательной деятельности по математике так и для занятий по познавательному ра...

Конспект занятия в старшей группе Область: «Познавательное развитие. «Путешествие по родному городу»

Программное содержание:познакомить с родным городом посредством работ художников Кемеровской области;воспитывать любовь к родному городу;способствовать осознанию того, что Кузбасс является нашим общим...

Конспект занятия в старшей группе. Познание (математическое развитие). Тема: «Знакомство с цифрой 5»

У дошкольников формируется  представление о числе 5, умение соотносить цифру 5 с количеством предметов. Развивается  умение ориентироваться на плоскости. Для занятий используются иллюс...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) Тема: «Знакомство с цифрой 5»

Цель: продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Како...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) Тема: «Знакомство с цифрой 5»

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП)Тема: «Знакомство с цифрой 5»Цель: продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношени...