Занятие по математике в старшей группе "Число и цифра 3"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Масловская Ирина Юрьевна

Учим число и цифру 3 на основе сказки "Три медведя"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Число и цифра 3

Цель: через имеющиеся знания о числах и цифрах дать представление об образовании числа 3.

Обучающие задачи:

 - Упражнять в счете от 1 до 10.

 - Формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой.

 - Учить сравнивать предметы по величине, размеру, цвету.

 - Формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным способом.

 - Закрепить умение различать понятия выше – ниже.

Развивающие задачи:

 - Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

 - Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

 - Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

 - Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять самостоятельно.

 - Воспитывать интерес к математическим занятиям.

 - Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методические приемы:

 - Игровой.

 - Наглядный.

 - Словесный.

Демонстрационный материал: картинки 3 медведей; числовой ряд от 0 до 10; печатная и письменная цифра 3; картинки с тремя предметами; 3 малинки; карточки для физ-минутки; карта медведей; карточка с примерами.

Раздаточный материал: счетные палочки; карточки с цифрой 3; карточки с заданием; личико медвежонка для самооценки.

Ход занятия.

1) Самоопределение к деятельности ( 2 – 3 мин.)

 - Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И немножко поиграть.

Дети, сегодня нас с вами приглашают в гости наши старые друзья. Кто? Вы сможете это узнать, отгадав загадку: «Возле леса, на опушке, трое их живут в избушке. Там 3 стула и 3 кружки, З кровати, 3 подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?»          (3 медведя).

Но для начала нам нужно выполнить задания, которые они нам предложили:

2) Актуализация опорных знаний ( 3 – 4 мин.)

 - Первое задание от Михайло Потапыча.

 - А) мыслительная минутка: « Сколько?».

 - Сколько туфелек потеряла Золушка? (1)

 - Сколько хвостиков у 2-х котиков? (2)

 - Сколько углов у квадрата? (4).

 - Сколько пальцев на руке? (5).

 - Второе задание от Настасьи Петровны

 - Б). устный счет:

 - Счет в пределах 10 (прямой и обратный)

 - Счет в разброс

 - Какое число при счете стоит до 2? (1)

 - Какое число при счете стоит после 1? (2)

Молодцы, вы выполнили все задания, тогда отправимся в гости.

3) Постановка проблемы (7 – 9 мин.)

 - а) Чашки три, и три постели,

Стульев тоже три, смотри.

И жильцов здесь, в самом деле,

Проживают ровно… (3)

 - Догадались, с какой цифрой мы сегодня познакомимся? (цифра 3)

 - Каких предметов было в этой сказке по 3? (3 стула, 3 кружки, 3 кровати, 3 подушки).

 - б) Выход из затруднения (получение числа 3)

На наборном полотне 2 медведя.

 - Сколько всего медведей? (2) Покажите это количество на своих счетных палочках.

 - А вот спешит и маленький медвежонок, он заигрался в мяч.

 - Сколько стало медведей? (3) (2 медведя, да еще один – это 3, 2+1=3)

 - Медведи любят кушать малину. Разделите медведям их малину (один ребенок расставляет 2 ягодки под медведями).

 - Всем ли медведям хватило ягод? (нет, одному не хватило).

 - Сколько медведей остались без ягод? (один медведь остался без ягоды).

 - Что можно сказать о количестве медведей и ягод? (медведей больше, чем ягод).

 - На сколько медведей больше ягод? (на 1)

 - Какое число больше 2 или 3? (число 3 больше числа 2 на 1)

 - Как сделать поровну? (добавляем 1 малинку 3=3)

4 Физминутка от Медвежонка: (3 мин.)

3 медведя шли домой (дети шагают на месте, вперевалочку)

Папа был большой-большой (поднять руки над головой, потянуться вверх)

Мама с ним пониже ростом (руки на уровне груди)

А сынок – малютка просто (присесть)

Очень маленький он был (присев, качаться по-медвежьи)

С погремушками ходил (встать, руки перед грудью сжаты в кулаки)

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь (имитировать игру с погремушками)

5) Знакомство с цифрой 3 (8 – 10 мин.)

 - А) Медведи ходят в лес по одной тропинке. Дорожка ведет вверх, плавно закругляется вниз. В лесу много деревьев и медведям приходится их обходить. Дорожка ведет вниз, плавно закругляется.

 - Мне эта тропинка напоминает цифру. Вы не догадываетесь какую? (цифру 3).

 - Б) Показ цифры 3 и картинки с количеством 3.

 - в) Где еще встречается цифра 3 в нашей жизни в сказках? (3 поросенке, 3 брата, в номере телефона, номер дома, сигнал светофора и т.д.).

 - г) На что похожа цифра 3?

  Три – это заклинатель змей

  Вышел с дудочкой своей.

  

 - д) Из каких элементов состоит письменная цифра 3? (двух полуовалов)

 - е) Письмо в воздухе.

Начинаем писать правее и чуть ниже середины верхней стороны клетки. Ведем линию вверх, плавно закругляя в верхнем правом углу и не доводя до середины клетки, плавно закругляем.

 - Давайте научим маленького медвежонка красиво писать цифру 3. (дети пишут письменную цифру на листочке по образцу и выполняют задание на карточках). Теперь поменяйтесь листочками и если вам понравилось, как написана цифра, поставьте на листочке точку (работа в паре).

Ж) - А теперь нам нужно вставить цифру 3 в числовой ряд (ребенок вписывает цифру 3 в числовой ряд).

 - З) Состав числа 3.

 - Сколько стульчиков в доме у мишек? Какого они цвета? (зеленые и красные). Сколько зеленых стульчиков? (2). Сколько красных стульчиков? (1). Как мы нашли число 3? (2+1=3)

 Это выражение записывается так: 2+1=3

 - А если мы к 1 красному стульчику прибавим 2 зеленых стульчика, сумма изменится? (нет).

Давайте проверим: 1+2=3

 Это выражение записывается так: 1+2=З

Из каких двух чисел состоит число 3?

3 – это 2 и 1.  3 – это 1 и 2

Работа со счетными палочками.

И). Медвежонок любит строить из палочек. Давайте вместе построим любую фигуру, используя только 3 палочки.

Итог:

 - Где мы с вами сегодня были?

 - Вам понравилось в гостях у медведей?

 - Чем мы с вами занимались?

 - Что было трудно?

 - С какой новой цифрой вы познакомились?

Уходя из гостей, что мы с вами должны сказать? (поблагодарить и cказать «До свидания»)

Рефлексия.

 Если вам занятие понравилось, то дорисуйте личико маленькому медвежонку (веселого или грустного).

Мне понравилось, как вы работали. Все сегодня за занятии получают кружок на свою яблоньку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по математике в старшей группе.Тема "Число 6 и цифра 6".

Познакомить с образованием  и составом числа 6, цифрой 6.Формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы. Сравнение двух совокупностей, содержащих 4 и ...

Занятие по математике в старшей группе на тему: Цифра, число и количество в пределах 8. Порядковый счет.

Программное содержание. Выявить представления детей: о порядковом счете; об умении соотносить количество предметов с цифрой; об умении находить закономерности в ряду; о знании геометрических фигу...

Конспект занятия по математике в старшей группе по Теме: «Число 6. Цифра 6.»

Формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы. Сравнение двух совокупностей, содержащих 4 и 5 элементов. Закрепить порядковый и количественный счет в пред...

Конспект занятия по математике в старшей группе. Тема: «Число 6 и цифра 6.»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫСЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГИМНАЗИЯ № 1551 125364,г. Москва, ул. Свободы, дом 51, корп...

Конспект занятия по математике для старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Число и цифра 9»

Познакомить с числом и цифрой 9, научить соотносить количество предметов с цифрой....

Конспект занятия по математике в старшей группе с использованием ИКТ «Страна цифры 8»

Задачи: - Учить считать в пределах 8, соотносить ее с восьмью предметами...

Конспект занятия по математике в старшей группе. Цифра 9.

Данный конспект позволит в игровой и доступной форме закрепить знания детей о числах от 1-8 и познакомит с цифрой и числом 9....