Дополнительная образовательная программа интеллектуального развития детей дошкольного возраста "Всезнайка"
методическая разработка по математике
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Планета детства»
Рекомендована к утверждению Утверждаю
педагогическим советом Заведующий МАДОУ
Протокол № 1 д/с «Планета Детства»
от « » августа 20 г. ______(Е.А.Павлова)
Приказ № 144/од
« » сентября 20 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
интеллектуально-творческого кружка
«Умники и умницы» на 2020-2021 г.
(для дошкольников от 5 до 6 лет)
срок реализации 1 год
Образовательная область «Познавательное развитие»
Составитель: воспитатель
Истомина Ирина Петровна
Тамбовский район
р.п. Новая Ляда
2020 год
Содержание:
I. Пояснительная записка _____________________________________ 3
II. Учебно-тематический план ________________________________ 9
III. Содержание программы _________________________________ 10
IV. Перспективный план по взаимодействию с родителями _______ 16
V. Методическое обеспечение программы ______________________ 17
VI. Список литературы_______________________________________ 17
I.Пояснительная записка
В наше время специалисты разных стран рассматривают дошкольный возраст в качестве важной ступени интеллектуального развития ребенка. Интеллектуальное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатств интересов ребенка, его чувств и всех других черт, которые создают его духовный облик. Темп интеллектуального развития дошкольников очень высокий в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты умственного воспитания дошкольников трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка. Особенно большая роль интеллектуального воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе.
Дошкольное детство - период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности.
Главная задача МАДОУ состоит в том, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным. Общепризнанно, что основной вид деятельности дошкольника - игра. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.
Применение развивающих игр в образовательном процессе позволяет перестроить педагогическую деятельность: уйти от обычных занятий с дошкольниками к познавательной игровой деятельности, организованной самостоятельной или с помощью взрослого. Они интересны для детей, различны по содержанию, динамичны и включают в себя излюбленные дошкольниками манипуляции с игровым материалом. Значение развивающих игр для детей, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста. Чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно и с учетом актуальности проблемы организации образовательного процесса решено разработать программу интеллектуально-творческого развития детей 5-6 лет.
Направленность программы:
- по содержанию – познавательная;
- по функциональному предназначению – дополнительное образование;
- по форме организации – кружковая.
Программа разработана с учётом новых требований к организации воспитательно-образовательного процесса, которые отражены в нормативных документах:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации";
-«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13);
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва « Об утверждении ФГОС дошкольного образования» зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №30384 регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).
- Постановлением Правительства Российской Федерации № 706 от 15 августа 2013 г. «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»
- Устав МАДОУ д/с «Планета детства»
Новизна
Новизна программы заключается в использовании системно-деятельностного комплексного подхода к формированию у детей основных мыслительных функций: памяти, внимания, способностей к анализу и синтезу. Материал занятий строится в игровой форме. Знания по теории ребенок получает в контексте практического применения данной информации с использованием развивающих и дидактических игр, физкультминуток и пальчиковой гимнастики.
Актуальность
Актуальность проблемы умственного развития детей определяется потребностью общества в интеллектуально развитых людях. У ребенка старшего дошкольного возраста должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями. Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать.
Важно выработать у ребенка общие способы познавательной деятельности — умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Развитие мышления тесно связано с развитием всех высших психических функций: памяти, произвольного внимания, восприятия, воображения, речи.
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке, более уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе.
Основы интеллекта индивида, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни. В дошкольном возрасте происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие внимания, восприятия , памяти и воображения.
Педагогическая целесообразность
Целесообразность программы заключается в реализации цели и задач, руководствуясь принципами равноправия, уважения к мнению воспитанников, учета индивидуальных особенностей каждого ребенка, уровня его развития, создания творческой атмосферы, доверительных взаимоотношений в детском коллективе, уверенности в себе. Программа предоставляет возможность научиться раскрывать причинно-следственные связи между явлениями и предметами окружающей действительности, ориентироваться в пространстве и на плоскости; курс занятий развивает мышление и мыслительные операции.
Отличительные особенности
Особенно меня привлекли оригинальные решения обыкновенных задач, заложенный в играх творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений. Как отмечено авторами, работу по технологии можно начинать с любого возраста дошкольного детства. Для реализации принципа постепенного усложнения детям сначала необходимо освоить материал, предназначенный для младшего возраста.
Цель программы - формирование интеллектуальных умений и навыков через систему развивающих игр.
Задачи:
Воспитательные:
- гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
- формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений;
Развивающие:
- развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
- развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
Образовательные:
- построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально – творческому развитию детей в игре.
Коррекционные:
- создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников.
Характеристика возрастных особенностей детей 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений.
Продолжают совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строение предметов; систематизируется представление детей. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать 2 признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
Режим реализации программы
возрастная группа | Количество ООД | Длитель- ность ООД | Форма организа-ции | Срок реализации | Наполняе-мость групп | ||
в год | в месяц | в неделю | |||||
Для 5-6 лет | 36 | 4 | 1 | 20 мин | групповая | 1 год | 15 чел. |
Состав кружка «Умники и умницы» формируется с учётом желаний детей и наполняемостью группы на ООД.
Формы реализации программы
Реализация данной программы возможна при создании ряда условий:
1.Организация развивающей предметной среды:
- создание единого пространства для проведения занятий;
- оснащение комплектами игр и игровых пособий.
2.Организация педагогического процесса с детьми:
- программа может быть использована в любом дошкольном учреждении, независимо от реализуемой программы;
- программа предназначена для работы с детьми 5-6 лет.
Методы и приемы реализации программы
Методические приемы:
- дидактические игры и упражнения;
- словесные и подвижные игры;
- задания на смекалку и загадки;
- рисование и штриховка;
- диагностические методики.
Принципы построения занятий:
- системность;
- учёт возрастных особенностей детей;
- дифференцированный подход;
- принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний;
- принцип постепенного и постоянного усложнения материала;
- поэтапное использование игр;
- гуманное сотрудничество педагога и детей;
- высокий уровень трудности.
Формы организации детской деятельности:
- групповая;
- индивидуальная;
- парная.
Способы и средства реализации программы:
1. логико-математические игры;
2. интегрированные игровые занятия;
3. совместная деятельность педагога и детей;
4. самостоятельная игровая деятельность;
5. графические упражнения;
6. словесные игры.
Целевые ориентиры освоения программы
Программа адресована дошкольникам 5-6 лет и рассчитана на 1 год. Учитывая возраст детей и новизну материала, разный уровень интеллектуального развития, для успешного усвоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 15 человек. Форма организации занятий – групповая (обучающие и развивающие игры на занятии).
К концу курса дети должны знать и уметь:
- дети осваивают цифры и счёт, знание геометрических фигур, умеют ориентироваться на плоскости;
- умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;
- умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять;
- у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;
- дети способны рассуждать, давая объяснения выбору действий;
- способны решать задачи, совершая преобразования объекта в уме;
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня интеллектуального развития ребенка;
- формирование у воспитанников таких качеств, как осведомленность, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать, доказывать свою точку зрения;
- дети усваивают мыслительные операции: сравнение, обобщение, классификация, группировка предметов по определенным признакам;
- способны рассуждать, давая объяснение выбору действий;
- способны решать задачи, совершая преобразования объектов в уме;
- дети осваивают цифры, счет, геометрические фигуры;
- умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое до конца;
- умеют анализировать образец.
Система мониторинга
Проведение психологической и педагогической диагностики интеллектуального развития детей в начале и конце учебного года.
Диагностика интеллектуального развития
Качественная реализация программы невозможна без определения уровня развития детей. Рекомендуется диагностика психологическая, которая поможет определить уровень интеллектуального развития детей.
Не менее важно и педагогическое обследование, которое показывает качество освоения детьми образовательного материала программы. Педагогическое обследование строиться на основании системы мониторинга.
ФИО | величина | кол-во и счет | ориентировка в пространстве | геометрич. фигуры | обобщение сравнение | уровень развития мелкой моторики | умение находить звук в слове | умение анализировать образец | ||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к |
Оценка знаний, умений:
1 балл – ребенок не ответил;
2 балла – ребенок ответил с помощью воспитателя;
3 балла – ребенок ответил самостоятельно.
Подсчет результатов:
8-10 баллов – низкий уровень;
11-19 баллов – средний уровень;
20-24 балла – высокий уровень.
II. Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование раздела | Общее количество часов |
1 | Раздел № 1«Развитие произвольного внимания» | 7 |
2 | Раздел №2 «Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления и развития основных мыслительных операций» | 7 |
3 | Раздел №3 «Развитие математических навыков» | 8 |
4 | Раздел №4 «Речевое развитие» | 7 |
5 | Раздел №5 «Развитие мелкой моторики» | 7 |
Всего 36 часов. Каждое занятие включает в себя игры и упражнения из разных разделов. Их сочетание и последовательность определяются целями и задачами конкретного занятия.
III. Содержание программы
Раздел 1. Развитие произвольного внимания.
В этом разделе дети учатся концентрироваться на определенном задании, учатся понимать поставленную задачу и способы ее достижения. Развиваются все мыслительные процессы. Произвольное внимание тренируется во всех упражнениях и заданиях курса.
Раздел 2. Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления и развитие основных мыслительных операций.
В этом разделе дети учатся составлять задания по картинке, проговаривать алгоритм выполнения. Развиваются процессы внимания, памяти, умение сравнивать, сопоставлять изображения с эталоном, сообразительность. Совершенствуются такие мыслительные операции, как сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, умение находить закономерности в чередованиях, определять «лишний» предмет в ряду других.
Раздел 3. Развитие математических навыков.
Дети знакомятся с цифрами и составом числа, геометрическими фигурами, учатся решать простые задачи на сложение и вычитание, совершенствуют ориентировку на листе бумаги и в пространстве, учатся соотносить количество предметов с цифрой, находить целое по части и составлять целое из частей. Развиваются мышление, память, умение сравнивать, объединять предметы группы по 1-2 признакам.
Раздел 4 . Речевое развитие.
Дети развивают способность рассуждать, анализировать, выводить одни мысли и суждения из других, распределять события во времени в правильном порядке; искать новое суждение путем соотнесения данных на примере сюжетно-логических задач и упражнений разного рода.
Раздел 5. Развитие мелкой моторики.
Развитию мелких и точных движений способствуют все упражнения. Соединить, разукрасить, повторить написанное, дорисовать. Интеллект ребенка развивается очень интенсивно. Пальчики становятся более гибкими и послушными.
Календарно – тематическое планирование
Дата | Раздел | Программные задачи | Форма ООД | Форма подведения итогов | |
Месяц | Неделя | Тема ОДД | |||
Разлел 1. «Развитие произвольного внимания» | |||||
сентябрь | 1 | 1. «Школа всезнайки» | Цель: развитие произвольного внимания, его концентрации. Решение логических задач. | Групповая | Консультация для родителей «Развитие мыслительных способностей детей 5-6 лет в игре» |
2 | 2. «Великолепная четверка» | Цель: развитие умения действовать по образцу; способствовать развитию познавательных процессов, воображения, глазомера, сеснорики и мелкой моторики пальцев; развивать память, речь, аналитические способности. | Групповая | ||
3 | 3. «Веселые картинки» | Групповая | |||
4 | 4. «Будь внимательным» | Цель: развитие концентрации внимания, сенсорики, умения сравнивать и дополнять предметы недостающими деталями. | Групповая | Круглый стол с родителями «Интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет» | |
октябрь | 1 | 5. «Что ты видишь» | Цель: развитие концентрации внимания; учить детей находить заданный звук в слове, развивать речь и память. | Групповая | |
2 | 6.«Непослушный квадрат» | Цель: развивать произвольность внимания, его концентрацию, пространственное мышление, воображение; тренировка мелкой моторики рук, слуховой памяти. | Групповая | ||
3 | 7. «Загадки» | Цель: совершенствовать психические процессы: внимание, память, воображение. Развитие мелкой моторики кистей рук, сообразительности. | Групповая | ||
4 | Раздел 2. «Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления и развитие основных мыслительных операций». | Цель: тренировка внимания, сенсорного восприятия, логического мышления. | Групповая | ||
8. «Эти забавные контуры» | |||||
ноябрь | 1 | 9. «Помоги фигуркам найти дорогу домой» | Цель: учить проговаривать алгоритм выполнения поставленной задачи; сравнивать, подмечая незначительные изменения. | Групповая | Выставка детских прописей «Наши первые успехи» |
2 | 10. «Что лишнее?» | Цель: формировать умение обобщать предметы по 1-2 признакам, развивать внимание, речь, умение обосновывать свою точку зрения. | Групповая | ||
3 | 11. «Неугомонный квадрат» | Цель: учить действовать по образцу, составлять целое из частей, закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать умение планировать свои действия. | Групповая | ||
4 | 12. «Волшебные фигуры» | Цель: развивать познавательные способности, память, воображение, речь. | Групповая | ||
декабрь | 1 | 13. «Необычные листочки» | Цель: развитие логического мышление, умение анализировать образец, искать закономерности, рассуждать, развивать мелкую моторику рук. | Групповая | Консультация «Для чего развивать мелкую моторику?» |
2 | 14. «Расскажи, что видишь» | Цель: развивать внимательность, речь, умение сравнивать и рассуждать. | Групповая | ||
3 | Раздел 3. «Развитие математических навыков». | Цель: тренировка концентрации внимания, умения доказывать свою точку зрения, проговаривать алгоритм действий для достижения цели. Развитие логического мышления. | Групповая | ||
15. «Сказочные цифры» | |||||
4 | 16. «Продолжи ряд» | Цель: тренировка умения называть и различать геометрические фигуры, развитие самостоятельности, умения анализировать образец, развитие математических способностей | Групповая | ||
январь | 1 | 17.«Что изменилось?» | Цель: развитие внимания, речи, способности объяснить свою точку зрения, математических способностей, мелкой моторики рук. | Групповая | Беседа с родителями «как научить ребенка решать задачи?» |
2 | 18. «На что похоже? Дорисуй» | Цель: развитие творческих способностей, умения работать самостоятельно, математических способностей, речи. | Групповая | ||
3 | 19. « У кого что?» | Цель: развивать речь, умение находить звук в слове, изменять слово по образцу, развивать мелкую моторику, учиться соотносить цифру с количеством предметов. | Групповая | ||
4 | 20. «Что сначала, что потом?» | Цель: развитие математических, творческих способностей, воображения, речи, логического мышления. | Групповая | ||
февраль | 1 | 21. «Продолжи по образцу» | Цель: развитие внимания, зрительно-моторной координации, математических способностей, мелкой моторики. | Групповая | Анкетирование «Так ли важно развивать интеллект ребенка в детском саду?» |
2 | 22. «Сходства, отличия» | Цель: развивать умение сравнивать предметы, объяснять и доказывать свою точку зрения; совершенствовать внимание, речь, мышление, восприятие части и целого. | Групповая | ||
3 | Раздел 4. «Речевое развитие». | Цель: формирование монологической речи, умения планировать и объяснять свои действия, развитие логического мышления, внимания. | Групповая | ||
23. «Один – много» | |||||
4 | 24. «Картинки к половинке» | Цель: развитие речи, мышления, воображения, умения работать в паре, развивать творческие способности | Групповая | ||
март | 1 | 25. «Каждую фигуру на свое место?» | Цель: развитие логического и наглядно-образного мышления, речи; способствовать развитию умения конструировать фигуры по схемам, развивать мелкую моторику. | Групповая | Мастер-класс «Учимся играя» |
2 | 26. «Найди лишнее» | Цель: развивать речь, способность объяснить свою точку зрения, способность обобщать, сравнивать предметы, мелкую моторику. | Групповая | ||
3 | 27. «Так бывает или нет?» | Цель: развитие творческого воображения, памяти, монологической речи, познавательных процессов. | Групповая | ||
4 | 28. «Путаница» | Цель: развитие сенсорных способностей, внимания, мелкой моторики, памяти, умения вежливо выслушивать мнение других, не перебивать. | Групповая | ||
апрель | 1 | 29. «Из какой сказки» | Цель: развитие творческих способностей, воображения, речи, математических представлений, мелкой моторики рук, умения находить заданный звук в слове. | Групповая | Буклет «Наши руки не для скуки!» |
2 | Раздел 5. Развитие мелкой моторики. | Цель: развитие математических представлений, совершенствование интеллекта, развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, речи, внимания. | Групповая | ||
30. «Действуй по образцу» | |||||
3 | 31. «Веселые цепочки» | Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, творческих и сенсорных способностей. | Групповая | ||
4 | 32. «Посмотри, расскажи, покажи!» | Цель: развитие мелкой моторики, речи, инициативности, умения обосновывать свою точку зрения, внимания, воображения | Групповая | ||
май | 1 | 33. «Веселая штриховка» | Цель: развитие мелкой моторики, познавательных процессов, логического мышления, пространственных представлений. | Групповая | Итоговое мероприятие «Путешествие в страну знаний» |
2 | 34. «Волшебник-карандаш» | Цель: развитие мелкой моторики, умение соединять по точкам, получая забавное воображение. Развивать глазомер, сенсорные способности, речь, совершенствовать ориентировку на листе бумаги. | Групповая | ||
3 | 35. «Наши руки не для скуки!» | Цель: развитие восприятия целого и части, внимания, мелкой моторики, мышления, речи. | Групповая | ||
4 | 36. «Чудесные узоры» | Цель: развитие мелкой моторики, пространственных представлений, сообразительности; обогащать словарный запас, развивать мыслительные процессы. | Групповая |
IV. Перспективный план по взаимодействию с родителями
№ п/п | Название мероприятия | Сроки |
1. | Консультация для родителей «Развитие мыслительных способностей детей 5-6 лет в игре» | Сентябрь |
2. | Круглый стол с родителями «Интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет» | Октябрь |
3. | Выставка детских прописей «Наши первые успехи» | Ноябрь |
4. | Консультация «Для чего нужно развивать мелкую моторику» | Декабрь |
5. | Беседа с родителями «Как научить ребенка решать математические задачи» | Январь |
6. | Анкетирование «Так ли важно развивать интеллект ребенка в детском саду?» | Февраль |
7. | Мастер-класс «Учимся играя» | Март |
8. | Буклет «Наши руки не для скуки!» | Апрель |
9. | Итоговое мероприятие «Путешествие в страну знаний» | Май |
V. Учебно-методическое обеспечение:
Для успешной реализации данной программы необходимы:
1.Технические средства обучения: | - атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия) - звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, ноутбук, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала) - демонстрационная доска |
2.Учебно-наглядные пособия: | - рабочая тетрадь Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т. «30 занятий для успешного развития ребенка 5-6 лет», часть 1 и 2; - касса цифр и букв; - серии картинок «Что изменилось?», «Найди отличия», «Что сначала, что потом?», «Что перепутал художник?», «Дорисуй»; - дидактические игры: «Четвертый лишний», «Подбери заплатку», «Логические таблицы», «Танграм», «Колумбово яйцо» и др.; - «Сложи узор» по Б.Н. Никитину; - блоки Деньеша; - счетные палочки; - цветные и простые карандаши. |
VI. Список литературы:
1. С.Е. Гаврина и др. Большая книга тестов. Для детей 4 – 5 лет. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2013.
2. С.Е. Гаврина и др. Большая книга тестов. Для детей 5 – 6 лет. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012.
3. О.Н. Земцова. Тесты для детей 5 – 6 лет. – М.: Махаон, 2013.
4. Е.Г. Тунина, Н.В. Гатанова. Развиваю внимание. – СПб: Питер, 2000.
5. Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова; под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2013.
6. К.В. Шевелев. Энциклопедия интеллекта. Рабочая тетрадь для детей 6 – 7 лет. – М.: Ювента, 2012.
7. Е.Н. Деньго. 100 занимательных упражнений для подготовки к школе. – М.: Стрекоза, 2010.
8. Ю.П. Соколова. Память, логика, внимание. – М.: Рипол, 2013.
9. М.А. Земнов. Веселый счет. – М.: Рипол, 2013.
10. А.И. Лугарев. Хочу быть умным. – М.: Рипол, 2013.
11. М.Г. Губенко. Интеллектуальное развитие дошкольников. М.: Интеллект-Центр, 2010.
12. Е.Г. Тунина, Н.В. Гатанова. Развиваю мелкую моторику. – СПб: Питер, 2000.
13. О.Н. Земцова. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 5 – 6 лет. – М.: Махаон, 2013.
14. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. 300 узоров.- М.: Астрель, 2003.
15. Г.А. Прохорова. Готовимся к школе. Проверяю себя. – М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста «Развивайка»
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровы...
Дополнительная образовательная программа «Обучение чтению» детей дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа «Обучение чтению» детей дошкольного возраста....
Дополнительная образовательная программа интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «ФАНКЛАСТИК: ВЕСЬ МИР В РУКАХ ТВОИХ»
Образовательная программа «Фанкластик: весь мир в руках твоих» нацелена на интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста в интегрированных видах деятельности с приме...
Дополнительная образовательная программа по развитию интеллектуальных способностей у детей от 5 до 6 лет «Ментальная арифметика»
Программа по развитию интеллектуальных способностей у детей от 5 до 6 лет «Ментальная арифметика»...
Дополнительная образовательная программа по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей "Развивай-ка"
Программа по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей "Развивай-ка"...
Дополнительная образовательная программа по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей от 5 до 7 лет "ТИКО-мастера"
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности по развитию геометрического моделирования для детей...
Дополнительная образовательная программа по развитию детей художественного творчества «Цветная Фантазия»
Цель программы:Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.Основные задачи:• ра...