Дополнительная образовательная программа интеллектуального развития детей дошкольного возраста "Всезнайка"
методическая разработка по математике

Истомина Ирина Петровна

Для детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istomina_i.p._kruzhok_vseznayka.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Планета детства»

     Рекомендована  к  утверждению                                                    Утверждаю

педагогическим советом                                                                 Заведующий МАДОУ

Протокол № 1                                                                                  д/с «Планета Детства»

     от «    » августа  20     г.                                                                  ______(Е.А.Павлова)

Приказ № 144/од

«    » сентября 20     г.

Дополнительная общеобразовательная  программа

интеллектуально-творческого кружка

 «Умники и умницы» на 2020-2021 г.

(для дошкольников от 5 до 6 лет)

срок реализации 1 год

Образовательная область «Познавательное развитие»

Составитель:  воспитатель

Истомина Ирина Петровна

Тамбовский район

р.п. Новая Ляда

2020 год

Содержание:

I. Пояснительная записка _____________________________________ 3  

II. Учебно-тематический план  ________________________________ 9

III. Содержание программы    _________________________________ 10

IV. Перспективный план по взаимодействию с родителями  _______  16

V. Методическое обеспечение программы  ______________________ 17

VI. Список литературы_______________________________________ 17

I.Пояснительная записка

          В наше время специалисты разных стран рассматривают  дошкольный возраст в качестве важной ступени интеллектуального развития ребенка. Интеллектуальное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатств интересов ребенка, его чувств и всех других черт, которые создают его духовный облик. Темп интеллектуального развития дошкольников очень высокий в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты умственного воспитания дошкольников трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка. Особенно большая роль интеллектуального воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе.

Дошкольное детство - период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности.
Главная задача МАДОУ состоит в том, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным. Общепризнанно, что основной вид деятельности дошкольника - игра. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.

Применение развивающих игр в образовательном процессе позволяет перестроить педагогическую деятельность: уйти от обычных занятий с дошкольниками к познавательной игровой деятельности, организованной самостоятельной или с помощью взрослого. Они интересны для детей, различны по содержанию, динамичны и включают в себя излюбленные дошкольниками манипуляции с игровым материалом. Значение развивающих игр для детей, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста. Чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно и с учетом актуальности проблемы организации образовательного процесса решено разработать программу интеллектуально-творческого развития детей 5-6 лет.

Направленность программы:

  • по содержанию – познавательная;
  • по функциональному предназначению – дополнительное образование;
  • по форме организации – кружковая.

Программа разработана с учётом новых требований к организации воспитательно-образовательного процесса, которые отражены в нормативных документах:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации";

-«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая  2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13);

- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва « Об утверждении ФГОС дошкольного образования» зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №30384 регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).

- Постановлением Правительства Российской Федерации № 706 от 15 августа 2013 г. «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»

- Устав МАДОУ д/с «Планета детства»

Новизна  

         Новизна программы заключается в использовании системно-деятельностного комплексного подхода к формированию у детей основных мыслительных функций: памяти, внимания, способностей к анализу и синтезу. Материал занятий строится в игровой форме. Знания по теории ребенок получает в контексте практического применения данной информации с использованием развивающих и дидактических игр, физкультминуток и пальчиковой гимнастики.

Актуальность

         Актуальность проблемы умственного развития детей определяется потребностью общества в интеллектуально развитых людях. У ребенка старшего дошкольного возраста должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями. Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать.

Важно выработать у ребенка общие способы познавательной деятельности — умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Развитие мышления тесно связано с развитием всех высших психических функций: памяти, произвольного внимания, восприятия, воображения, речи.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке, более уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе.

Основы интеллекта индивида, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни. В дошкольном возрасте происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие внимания, восприятия , памяти и воображения.

Педагогическая целесообразность

          Целесообразность программы заключается в реализации цели и задач, руководствуясь принципами равноправия, уважения к мнению воспитанников, учета индивидуальных особенностей каждого ребенка, уровня его развития, создания творческой атмосферы, доверительных взаимоотношений в детском коллективе, уверенности в себе. Программа предоставляет возможность научиться раскрывать причинно-следственные связи между явлениями и предметами окружающей действительности, ориентироваться в пространстве и на плоскости; курс занятий развивает мышление и мыслительные операции.

Отличительные особенности

          Особенно меня привлекли оригинальные решения обыкновенных задач, заложенный в играх творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений. Как отмечено авторами, работу по технологии можно начинать с любого возраста дошкольного детства. Для реализации принципа постепенного усложнения детям сначала необходимо освоить материал, предназначенный для младшего возраста.

Цель программы - формирование интеллектуальных умений и навыков через систему развивающих игр.

Задачи:

Воспитательные:

  • гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
  • формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений;

Развивающие:

  • развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
  • развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
  • развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

Образовательные:

  • построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально – творческому развитию детей в игре.

Коррекционные:

  • создать условия для пополнения словарного запаса, а также        успешной социализации дошкольников.

Характеристика возрастных особенностей детей 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие  представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений.

Продолжают совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строение предметов; систематизируется представление детей. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать 2 признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.

Режим реализации программы

возрастная группа

Количество ООД

Длитель-

ность ООД

Форма организа-ции

Срок реализации

Наполняе-мость групп

в год

в месяц

в неделю

Для 5-6 лет

36

4

1

20 мин

групповая

1 год

15 чел.

Состав кружка «Умники и умницы» формируется с учётом желаний детей и наполняемостью группы на ООД.

Формы реализации программы

Реализация данной программы возможна при создании ряда условий:

1.Организация развивающей предметной среды:

- создание единого пространства для проведения занятий;

- оснащение комплектами игр и игровых пособий.

2.Организация педагогического процесса с детьми:

- программа может быть использована в любом дошкольном учреждении, независимо от реализуемой программы;

- программа предназначена для работы с детьми 5-6 лет.

Методы  и приемы реализации программы

Методические приемы:

  • дидактические игры и упражнения;
  • словесные и подвижные игры;
  • задания на смекалку и загадки;
  • рисование и штриховка;
  • диагностические методики.

Принципы построения  занятий:

  • системность;
  • учёт возрастных особенностей детей;
  • дифференцированный подход;
  • принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний;
  • принцип постепенного и постоянного усложнения материала;
  • поэтапное использование игр;
  • гуманное сотрудничество педагога и детей;
  • высокий уровень трудности.

Формы организации детской деятельности:

  • групповая;
  • индивидуальная;
  • парная.

Способы и средства реализации программы:

1. логико-математические игры;

2. интегрированные игровые занятия;

3. совместная деятельность педагога и детей;

4. самостоятельная игровая деятельность;

5. графические упражнения;

6. словесные игры.

Целевые ориентиры освоения программы

Программа адресована дошкольникам 5-6 лет и рассчитана на 1 год. Учитывая возраст детей и новизну материала, разный уровень интеллектуального развития, для успешного усвоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 15 человек. Форма организации занятий – групповая (обучающие и развивающие игры на занятии).

К концу курса дети должны знать и уметь: 

- дети осваивают цифры и счёт, знание геометрических фигур, умеют ориентироваться на плоскости;

- умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;

- умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять;

- у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;

- дети способны рассуждать, давая объяснения выбору действий;

- способны решать задачи, совершая преобразования объекта в уме;

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня интеллектуального развития ребенка;

- формирование у воспитанников таких качеств, как осведомленность, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать, доказывать свою точку зрения;

- дети усваивают мыслительные операции: сравнение, обобщение, классификация, группировка предметов по определенным признакам;

- способны рассуждать, давая объяснение выбору действий;

- способны решать задачи, совершая преобразования объектов в уме;

- дети осваивают цифры, счет, геометрические фигуры;

- умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое до конца;

- умеют анализировать образец.

Система мониторинга

          Проведение психологической и педагогической диагностики интеллектуального развития детей в начале и конце учебного года.

Диагностика интеллектуального развития

Качественная реализация программы невозможна без определения уровня развития детей. Рекомендуется диагностика психологическая, которая поможет определить уровень интеллектуального развития детей.

Не менее важно и педагогическое обследование, которое показывает качество освоения детьми образовательного материала программы. Педагогическое обследование строиться на основании системы мониторинга.

ФИО

величина

кол-во и счет

ориентировка

в пространстве

геометрич.

фигуры

обобщение сравнение

уровень развития мелкой моторики

умение находить звук в слове

умение анализировать образец

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Оценка знаний, умений:

1 балл – ребенок не ответил;

2 балла – ребенок ответил с помощью воспитателя;

3 балла – ребенок ответил самостоятельно.

Подсчет результатов:

8-10 баллов – низкий уровень;

11-19 баллов – средний уровень;

20-24 балла – высокий уровень.

II. Учебно-тематический план

п\п

Наименование раздела

Общее количество часов

1

Раздел № 1«Развитие произвольного внимания»

7

 2

Раздел №2 «Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления и развития основных мыслительных операций»

7

3

Раздел №3 «Развитие математических навыков»

8

4

Раздел №4 «Речевое развитие»

7

5

Раздел №5 «Развитие мелкой моторики»

7

         Всего 36 часов.  Каждое занятие включает в себя игры и упражнения из разных разделов.  Их сочетание и последовательность определяются целями и задачами конкретного занятия.

III. Содержание программы

Раздел 1. Развитие произвольного внимания.

В этом разделе дети учатся концентрироваться на определенном задании, учатся понимать поставленную задачу и способы ее достижения. Развиваются все мыслительные процессы. Произвольное внимание тренируется во всех упражнениях и заданиях курса.

Раздел 2. Развитие  наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления и развитие основных мыслительных операций.

В этом разделе дети учатся составлять задания по картинке, проговаривать алгоритм выполнения. Развиваются процессы внимания, памяти, умение сравнивать, сопоставлять изображения с эталоном, сообразительность. Совершенствуются такие мыслительные операции, как сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, умение находить закономерности в чередованиях, определять «лишний» предмет в ряду других.

Раздел 3. Развитие математических навыков.

Дети знакомятся с цифрами и составом числа, геометрическими фигурами, учатся решать простые задачи на сложение и вычитание, совершенствуют ориентировку на листе бумаги и в пространстве, учатся соотносить количество предметов с цифрой, находить целое по части и составлять целое из частей. Развиваются мышление, память, умение сравнивать, объединять предметы  группы по 1-2 признакам.

Раздел 4 . Речевое развитие.

Дети развивают способность рассуждать, анализировать, выводить одни мысли и суждения из других, распределять события во времени в правильном порядке; искать новое суждение путем соотнесения данных на примере сюжетно-логических задач и упражнений разного рода.

Раздел 5. Развитие мелкой моторики.

Развитию мелких и точных движений способствуют все упражнения. Соединить, разукрасить, повторить написанное, дорисовать. Интеллект ребенка развивается очень интенсивно. Пальчики становятся более гибкими и послушными.

Календарно – тематическое планирование

Дата

Раздел

Программные задачи

Форма

ООД

Форма подведения итогов

Месяц

Неделя

Тема ОДД

Разлел 1. «Развитие произвольного внимания»

сентябрь

1

1. «Школа всезнайки»

Цель: развитие произвольного внимания, его концентрации. Решение логических задач.

Групповая

Консультация  для родителей «Развитие мыслительных способностей детей 5-6 лет в игре»

2

2. «Великолепная четверка»

Цель: развитие умения действовать по образцу; способствовать развитию познавательных процессов, воображения, глазомера, сеснорики и мелкой моторики пальцев; развивать память, речь, аналитические способности.

Групповая

3

3. «Веселые картинки»

Групповая

4

4. «Будь внимательным»

Цель: развитие концентрации внимания, сенсорики, умения сравнивать и дополнять предметы недостающими деталями.

Групповая

Круглый стол с родителями «Интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет»

октябрь

1

5. «Что ты видишь»

Цель: развитие концентрации внимания; учить детей находить заданный звук в слове, развивать речь и память.

Групповая

2

6.«Непослушный квадрат»

Цель: развивать произвольность внимания, его концентрацию, пространственное мышление, воображение; тренировка мелкой моторики рук, слуховой памяти.

Групповая

3

7. «Загадки»

Цель: совершенствовать психические процессы: внимание, память, воображение. Развитие мелкой моторики кистей рук, сообразительности.

Групповая

4

Раздел 2. «Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления и развитие основных мыслительных операций».

 Цель: тренировка внимания, сенсорного восприятия, логического мышления.

Групповая

8. «Эти забавные контуры»

ноябрь

1

9. «Помоги фигуркам найти дорогу домой»

Цель: учить проговаривать алгоритм выполнения поставленной задачи; сравнивать, подмечая незначительные изменения.

Групповая

Выставка детских прописей «Наши первые успехи»

2

10. «Что лишнее?»

Цель: формировать умение обобщать предметы по 1-2 признакам, развивать внимание, речь, умение обосновывать свою точку зрения.

Групповая

3

11. «Неугомонный квадрат»

Цель: учить действовать по образцу, составлять целое из частей, закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать умение планировать свои действия.

Групповая

4

12. «Волшебные фигуры»

Цель: развивать познавательные способности, память, воображение, речь.

Групповая

декабрь

1

13. «Необычные листочки»

Цель: развитие логического мышление, умение анализировать образец, искать закономерности, рассуждать, развивать мелкую моторику рук.

Групповая

Консультация «Для чего развивать мелкую моторику?»

2

14. «Расскажи, что видишь»

Цель: развивать внимательность, речь, умение сравнивать и рассуждать.

Групповая

3

Раздел 3. «Развитие математических навыков».

Цель: тренировка концентрации внимания, умения доказывать свою точку зрения, проговаривать алгоритм действий для достижения цели. Развитие логического мышления.

Групповая

15. «Сказочные цифры»

4

16. «Продолжи ряд»

Цель: тренировка умения называть и различать геометрические фигуры, развитие самостоятельности, умения анализировать образец, развитие математических способностей

Групповая

январь

1

17.«Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, речи, способности объяснить свою точку зрения, математических способностей, мелкой моторики рук.

Групповая

Беседа с родителями «как научить ребенка решать задачи?»

2

18. «На что похоже? Дорисуй»

Цель: развитие творческих способностей, умения работать самостоятельно, математических способностей, речи.

Групповая

3

19. « У кого что?»

Цель: развивать речь, умение находить звук в слове, изменять слово по образцу, развивать мелкую моторику, учиться соотносить цифру с количеством предметов.

Групповая

4

20. «Что сначала, что потом?»

Цель: развитие математических, творческих способностей, воображения, речи, логического мышления.

Групповая

февраль

1

21. «Продолжи по образцу»

Цель: развитие внимания, зрительно-моторной координации, математических способностей, мелкой моторики.

Групповая

Анкетирование «Так ли важно развивать интеллект ребенка в детском саду?»

2

22. «Сходства, отличия»

Цель: развивать умение сравнивать предметы, объяснять и доказывать свою точку зрения; совершенствовать внимание, речь, мышление, восприятие части и целого.

Групповая

3

Раздел 4. «Речевое развитие».

Цель: формирование монологической речи, умения планировать и объяснять свои действия, развитие логического мышления, внимания.

Групповая

23. «Один – много»

4

24. «Картинки к половинке»

Цель: развитие речи, мышления, воображения, умения работать в паре, развивать творческие способности

Групповая

март

1

25. «Каждую фигуру на свое место?»

Цель: развитие логического и наглядно-образного мышления, речи; способствовать развитию умения конструировать фигуры по схемам, развивать мелкую моторику.

Групповая

Мастер-класс «Учимся играя»

2

26. «Найди лишнее»

Цель: развивать речь, способность объяснить свою точку зрения, способность обобщать, сравнивать предметы,  мелкую моторику.

Групповая

3

27. «Так бывает или нет?»

Цель: развитие творческого воображения, памяти, монологической речи, познавательных процессов.

Групповая

4

28. «Путаница»

Цель: развитие сенсорных способностей, внимания, мелкой моторики, памяти, умения вежливо выслушивать мнение других, не перебивать.

Групповая

апрель

1

29. «Из какой  сказки»

Цель: развитие творческих способностей, воображения, речи, математических представлений, мелкой моторики рук, умения находить заданный звук в слове.

Групповая

Буклет «Наши руки не для скуки!»

2

Раздел 5. Развитие мелкой моторики.

Цель: развитие математических представлений, совершенствование интеллекта, развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, речи, внимания.

Групповая

30. «Действуй по образцу»

3

31. «Веселые цепочки»

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, творческих и  сенсорных способностей.

Групповая

4

32. «Посмотри, расскажи, покажи!»

Цель: развитие мелкой моторики, речи, инициативности, умения обосновывать свою точку зрения, внимания, воображения

Групповая

май

1

33. «Веселая штриховка»

Цель: развитие мелкой моторики, познавательных процессов, логического мышления, пространственных представлений.

Групповая

Итоговое мероприятие «Путешествие в страну знаний»

2

34. «Волшебник-карандаш»

Цель: развитие мелкой моторики, умение соединять по точкам, получая забавное воображение. Развивать глазомер, сенсорные способности, речь, совершенствовать ориентировку на листе бумаги.

Групповая

3

35. «Наши руки не для скуки!»

Цель: развитие восприятия целого и части, внимания, мелкой моторики, мышления, речи.

Групповая

4

36. «Чудесные узоры»

Цель: развитие мелкой моторики, пространственных представлений, сообразительности; обогащать словарный запас, развивать мыслительные процессы.

Групповая

IV. Перспективный план по взаимодействию с родителями

№ п/п

Название мероприятия

Сроки

1.

Консультация  для родителей «Развитие мыслительных способностей детей 5-6 лет в игре»

Сентябрь

2.

Круглый стол с родителями «Интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет»

Октябрь

3.

Выставка детских прописей «Наши первые успехи»

Ноябрь

4.

Консультация «Для чего нужно развивать мелкую моторику»

Декабрь

5.

Беседа с родителями «Как научить ребенка решать математические задачи»

Январь

6.

Анкетирование «Так ли важно развивать интеллект ребенка в детском саду?»

Февраль

7.

Мастер-класс «Учимся играя»

Март

8.

Буклет «Наши руки не для скуки!»

Апрель

9.

Итоговое мероприятие «Путешествие в страну знаний»

Май

V. Учебно-методическое обеспечение:

Для успешной реализации данной программы необходимы:

1.Технические средства обучения:

- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)

- звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, ноутбук, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)

- демонстрационная доска

2.Учебно-наглядные пособия:

- рабочая тетрадь Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т. «30 занятий для успешного развития ребенка 5-6 лет», часть 1 и 2;

- касса цифр и букв;

- серии картинок «Что изменилось?», «Найди отличия», «Что сначала, что потом?», «Что перепутал художник?», «Дорисуй»;

- дидактические игры: «Четвертый лишний», «Подбери заплатку», «Логические таблицы», «Танграм», «Колумбово яйцо» и др.;

- «Сложи узор» по Б.Н. Никитину;

- блоки Деньеша;

- счетные палочки;

- цветные и простые карандаши.

VI. Список  литературы:

1. С.Е. Гаврина и др. Большая книга тестов. Для детей 4 – 5 лет. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2013.

2.  С.Е. Гаврина и др. Большая книга тестов. Для детей 5 – 6 лет. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012.

3. О.Н. Земцова. Тесты для детей 5 – 6 лет. – М.: Махаон, 2013.

4. Е.Г. Тунина, Н.В. Гатанова. Развиваю внимание. – СПб: Питер, 2000.

5. Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова; под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2013.

6. К.В. Шевелев. Энциклопедия интеллекта. Рабочая тетрадь для детей 6 – 7 лет. – М.: Ювента, 2012.

7. Е.Н. Деньго. 100 занимательных упражнений для подготовки к школе. – М.: Стрекоза, 2010.

8. Ю.П. Соколова. Память, логика, внимание. – М.: Рипол, 2013.

9. М.А. Земнов. Веселый счет. – М.: Рипол, 2013.

10. А.И. Лугарев. Хочу быть умным. – М.: Рипол, 2013.

11. М.Г. Губенко. Интеллектуальное развитие дошкольников. М.: Интеллект-Центр, 2010.

12. Е.Г. Тунина, Н.В. Гатанова. Развиваю мелкую моторику. – СПб: Питер, 2000.

13. О.Н. Земцова. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 5 – 6 лет. – М.: Махаон, 2013.

14. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. 300 узоров.- М.: Астрель, 2003.

15. Г.А. Прохорова. Готовимся к школе. Проверяю себя. – М.: Просвещение, 2010.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста «Развивайка»

Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровы...

Дополнительная образовательная программа «Обучение чтению» детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа  «Обучение чтению» детей дошкольного возраста....

Дополнительная образовательная программа интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «ФАНКЛАСТИК: ВЕСЬ МИР В РУКАХ ТВОИХ»

Образовательная программа «Фанкластик: весь мир в руках твоих» нацелена на интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста в интегрированных видах деятельности с приме...

Дополнительная образовательная программа по развитию интеллектуальных способностей у детей от 5 до 6 лет «Ментальная арифметика»

Программа по развитию интеллектуальных способностей у детей от 5 до 6 лет «Ментальная арифметика»...

Дополнительная образовательная программа по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей "Развивай-ка"

Программа по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей "Развивай-ка"...

Дополнительная образовательная программа по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей от 5 до 7 лет "ТИКО-мастера"

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности по развитию геометрического моделирования для детей...

Дополнительная образовательная программа по развитию детей художественного творчества «Цветная Фантазия»

Цель программы:Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.Основные задачи:• ра...