Мастер–класс: «Финансовая грамотность старших дошкольников ДОУ»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Засова Саида Яшаровна

Цель мастер-класса:

 

Повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_finansy.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер–класс: «Финансовая грамотность старших дошкольников ДОУ»

Воспитатель: Засова Саида Яшаровна

Организация: МАДОУ «Детский сад комб. вида № 18 г. Учалы»

Мастер-класс для воспитателей «Уроки финансовой грамотности от тетушки Копеечки»

Цель мастер-класса: 

Повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях ДОУ.

Задачи:

-познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;

способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОУ.

- воспитывать позитивный настрой на работу, доверительной и деловой атмосфера.

Оборудование:

карточки красные и синие, предметные картинки с изображением профессий, видами работ дидактические игры «Сигнальщики», «Что дороже?», «Какие бывают доходы?», выставка копилок, выставка детских рисунков, ИКТ технологии.

Аудитория слушателей: педагоги ДОУ.

 

Вступление: Ход мастер-класса

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами.

Ни для кого не секрет, что сегодня детей, также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.

Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации.

- загадки;

- пословицы;

- сказки;

- экономические задачи;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- занятия.

Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. «А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте?» - спросите Вы. Это задача трудная, но решаемая.

- Уважаемые коллеги, вы любите путешествовать?

- Тогда мы отправляемся в гости к тетушке Копеечке.

- Добрый день, друзья. Я тетушка Копеечка.

  Люблю денежки считать,

  Да хозяйство возглавлять.

  С экономикой дружу-

  Потому и не тужу!

  Я живу в стране Экономике, здесь прошёл сильный финансовый ураган и всё разрушил, помогите мне навести порядок в моей стране Финансов.

Воспитатель: Поможем копеечке?

  Предлагаю вам экскурсию по стране  Экономике!

  А страна очень необычная!

  Испытаний череда интересная!

Вот карта  страны. По ней мы отправляемся в путь!

Для того чтобы все испытания  пройти, предлагаю разделиться вам на две команды и придумать название команды и девиз!

За каждое пройденное испытания, Копеечка будет благодарить вас копеечкой. Победит та команда, которая соберёт бюджет больше. А чтобы бюджет копился, я вам дам копилки.

-Проведём  небольшую разминку:

-Давайте вспомним, что такое деньги?

-Какие бывают деньги?

-Что мы знаем про деньги?

- Когда и где появились первые , бумажные деньги?

-Отправляемся в путь.

1.И первой нас встречает «Усадьба экономических пословиц». Слайд.

Уважаемые коллеги, следующая форма, которую можно использовать – пословицы.

1. Кто, согласно пословице, платит дважды?  Скупой

2.Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя». Хвалит

3. Какой аллюр иногда бывает у инфляции? Галоп (Галопирующая инфляция – стремительный рост цен от 20 до 200% в год.)

4. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама? Двигатель

5. Название какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? Блоха

Да. Молодцы. Все ответы верны

Уважаемые коллеги пословицы стимулируют ребенка на новые знания..

Вывод: Через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, о их ценности, о их экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательных областей.

Отправляемся дальше. слайд

2.Дорогие друзья мы с вами пришли к «Сказочному замку».

Практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Давайте в этом убедимся.

Слайд включается по ответу на вопрос.

1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя?

Колобок

2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?

Репка

3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?

Золотая антилопа

4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл?

Курочка Ряба, золото

5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.

Кот в сапогах

(Обращаюсь к зрителям)

-Молодцы.

Вывод :Знакомя детей с художественной литературой мы таким образом знакомим детей с финансовой грамотностью

 Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.

Отправляемся дальше.

3.Экономические загадки. Слайд

-На нашем пути оказалась «Яма загадок» и чтоб в нее не попасть, необходимо отгадать все загадки.

-А вы знаете, что дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами.

Предлагаю вам загадки – добавлялки.

1. На товаре быть должна, обязательно … цена

2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … доход

3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … налог

4.Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … вклад

5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке… проценты

Помните уважаемые коллеги, что в загадках дети тоже обучаются.

Слайд

Предлагаю провести

Физкультминутку «Будем денежки считать» Слайд

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).

4.Экономические задачи.

Уважаемые коллеги! Один из путей повышения интереса к финансовой грамотности – экономические задачи. Нужно не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ.

1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?

2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?

3. Где дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере?

4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг., а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?

5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?

Вывод

5. Дидактическая игра.

 Воспитатель: Уважаемые коллеги! Вы знаете, что основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Я предлагаю поиграть в следующую дидактическую игру.

1. «Сигнальщики» (товар или услуга)

Цель игры: закреплять представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о результате их труда. Учить различать понятия «товар» и «услуга».

Предлагаются два цвета карточек: красные и синие.

Правила игры: Если я называет товар – поднимаете красную карточку, а если услугу – синюю. ( парикмахерская (стрижка, покраска)– услуга; одежда – товар; почта (пересылка писем, открыток, посылок, разноска газет и журналов)– услуга; кукла – товар; мастерская по ремонту (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) – услуга; краски, карандаши – товар).

6.Сюжетно- ролевая игра..

Воспитатель: Уважаемые коллеги! Назовите сюжетно – ролевые игры, в которых воспитывается финансовая грамотность. («Семья», «Семья», «Дочки-матери» «Столовая», «Кафе» «Поликлиника» «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «Пароход» .«Зоопарк». «Аптека». «Ветеринарная лечебница» ,«Дорожное движение», «Водители». «Магазин» «Гости» ,«День рождения» ,«Почта» ,«Ателье», «Монополии»)

Мы пришли к «Экономическому озеру», чтоб перебраться на другой берег нам нужна лодка. Лодка есть у рыбака, но даст он ее нам, если мы поможем его семье составить семейный бюджет.

Нам необходимы знатоки экономики.

Бухгалтер, представитель семейных доходов и представитель семейных расходов (вызываю желающих)

Девиз бухгалтера: Статья расходов не должна превышать статью доходов.

Представитель семейного дохода держит в руках кошелек с деньгами, и выбирает из чего состоит семейный бюджет. (предложены картинки: зарплата, пенсия, детские пособия, личное-подсобное хозяйство)

Представитель семейных расходов получает корзину и выбирает, что входит в статью семейных расходов. (предложены картинки: оплата коммунальных услуг, набор картинок из корзины потребителя)

Каждый представитель бюджетов выбирает себе по два помощника. Дается 3 минуты на составление статьи доходов и корзины потребителя.

По итогу бухгалтер подводит итог в котором выясняет не превысил ли расход семейный доход.

Вывод: Данное задание позволило увидеть элементы финансовой грамотности в сюжетно-ролевой игре. Расширяя предметным оборудование среду, нам легко будет познакомить детей с такими понятиями как деньги, обмен, покупка, продажа. Даже через игру мы невольно формируем представление детей о финансовой грамотности, начиная уже с младшего дошкольного возраста.

Вот так дорогие коллеги в сюжетно-ролевой игре воспитывается финансовая грамотность детей.

Ну, что же мы получили лодку от рыбака и отправляемся дальше.

Слайд лодка

И последняя остановка в стране Экономики «Банковская крепость»

С деньгами спокойно и радостно жить,

Но где-то ведь надо те деньги хранить.

-А где вы предпочитаете хранить сбережения!

листать слайды с изображением мест хранения денег 3 слайда

- В чем надежнее хранить деньги? слайд

Верно в банке но не стеклянной а в финансовом.

Я предлагаю вам совместно с детьми изготовить копилку из разных подручных материалов, я предлагаю вам свой вариант из разных железных баночек.

-Как видите, существует множество вариантов хранения денег.

Выставка детских рисунков : Денежное дерево.

Вывод через образовательные области ФГОС.

Сегодня я познакомила вас с рядом познавательных заданий, которые вы легко можете использовать в работе с финансовой грамотностью в своих детских садах. Но в каких областях образовательной деятельности? На этот вопрос нам поможет ответить следующее задание. И выполним мы его все вместе.( надписи- в виде облачков разминка, реклама, сказки, пословицы, загадки, сюжетно-ролевые игры). ( Маркером при ответе отмечаем стрелочкой).

Коллеги, посмотрите, что получилось. Каждое предложенное мной задание можно запланировать и провести в любой образовательной деятельности. А это есть интеграция образовательных областей, то что диктует нам ФГОС.

Воспитатель: Уважаемые коллеги! Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой. Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке?

Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу.

Если вам было интересно – похлопайте, а если нет- потопайте. Я вам желаю стабильного финансового благополучия!

Играйте с детьми в экономику!

И я благодарю всех! Спасибо за внимание!

Выбирайте, какой вариант хранения нравится вам, а я желаю вам стабильного финансового благополучия!

Экономика имеет важную роль в жизни каждого,

Экономика умеет быть интересной,

Играйте с детьми в экономику!

А наше путешествие заканчивается.

И я благодарю всех! Спасибо за внимание! слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей квест-игра «Финансовая грамотность старших дошкольников»

Цель мастер-класса: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с детьми дошкольного возраста по финансовой грамотности в усл...

Мастер- класс «Формирование читательской грамотности старших дошкольников».

Чтение веками служило средством становления личности, раскрытия потенциальных духовных возможностей человека. Проводниками юных читателей в мир большой литературы являются взрослые. Станет ли ребенок ...

Мастер класс для педагогов. Тема: Финансовая грамотность старших дошкольников"

Цель мастер-класса: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с детьми дошкольного возраста по финансовой грамотности в усл...

Мастер - класс "Финансовая грамотность старших дошкольников в ДОУ"

Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкол...

Мастер-класс на тему: «Финансовая грамотность старших дошкольников»

Цель мастер-класса: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с детьми дошкольного возраста по финансовой грамотности в усл...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ: «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ: «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»....