Использование конструктора «3-D математика в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
методическая разработка по математике (старшая группа)

Коваль Елена Владимировна

Предлагаем   вам, уважаемые коллеги, окунуться в мир конструктора «3-D математика» и на практике увидеть новые возможности, как мы можем работать с ним. Работу по формированию элементарных математических представлений с помощью конструктора «3-D математика» можно разделить на 5 блоков: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. Игры, которые я  вам представлю – это примерный вариант, вы ориентируетесь на возраст своих детей, тему и  вполне возможно добавляете свои варианты, экспериментируете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3-d_matematika.docx349.71 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18  ИМЕНИ В.А.МАМИСТОВА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ  

 СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЦЕНТР КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

 «Использование конструктора «3-D математика в формировании

элементарных математических представлений

у детей дошкольного возраста»

Предлагаем   вам, уважаемые коллеги, окунуться в мир конструктора «3-D математика» и на практике увидеть новые возможности, как мы можем работать с ним. Работу по формированию элементарных математических представлений с помощью конструктора «3-D математика» можно разделить на 5 блоков: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. Игры, которые я  вам представлю – это примерный вариант, вы ориентируетесь на возраст своих детей, тему и  вполне возможно добавляете свои варианты, экспериментируете.

Игры и упражнения на формирование и развитие сенсорных направлений

Игра «Исправь ошибку»

Цель: закрепление представлений детей о цвете, развитие логического мышления, зрительного внимания, динамического стереотипа.

Материал: разноцветные детали конструктора «3-Д математика»

 Ход игры: педагог выкладывает детали  в заданной последовательности, допуская ошибку в ряду. Ребенок должен найти ошибку и исправить ее.

Ребята, я сегодня сделала красивые бусы, соблюдая определенную последовательность, но на минуточку отвлеклась и где-то допустила ошибку. Помогите мне ее исправить.

C:\Users\Иван\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20220117_064805.jpg

Игра «Построй длинный и короткий  мост»

Цель: формирование умения сравнивать предметы по длине, изменяя длину предмета способом добавления или уменьшения количества деталей: активизация словаря(длинная, короткая, прямая, извилистая)

Материал: разноцветные детали конструктора «3-Д математика»

Ход игры: Воспитатель предлагает построить 2 моста через речку из деталей двух цветов: один  длинный, другой  короткий мост, затем сравнить их, и назвать какой  длиннее, а какой  короче.

Усложнение: Воспитатель  предлагает  построить  из набора мост через речку. Один мост, например, длиной 5 единиц и 8 единиц при условии, что 1 квадрат = 1 единице. Сравнить длины отрезков. На сколько, один отрезок больше другого? Меньше? Возьмите цифры (5 и 8) и поставьте между ним знаки больше, меньше. А теперь найдите детали с определенным количеством точек и тоже поставьте между ними знаки больше, меньше.

 Усложнение: Далее постройте мост длиннее, чем короткий и короче, чем длинный.  

D:\Загрузки\20220124_170911.jpg   D:\Загрузки\20220124_171052.jpg   D:\Загрузки\20220119_141216.jpg   

 

Игровое упражнение «Широкое  и узкое  полотенце»

Цель: формирование умения сравнивать предметы по ширине, анализировать предметный или графический образец и соотносить свои действия с ним.

Материал: разноцветные детали конструктора «3-Д математика»

Ход игры: Ребята предлагаю изготовить полотенца для медвежонка и зайчонка, одинаковой длины, но разные по цвету и ширине. Чем ваши полотенца отличаются? (одно широкое, а другое узкое, и они разного цвета). Какое полотенце дадим медвежонку? (широкое). Почему широкое? (Мишка большой, толстый). А зайцу- узкое. Дети пытаются наложить детали, выявляют и проговаривают правильный способ наложения. 

Усложнение: педагог может попросить построить третье полотенце для лисы- белое , которое  будет шире, чем - синее, но уже чем - зеленое.

C:\Users\Иван\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20220118_065357.jpg     C:\Users\Иван\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20220118_065413.jpg

Дидактическая игра  «Строители»

Цель: развитие умения сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, активизация словаря (самый высокий, ниже, еще ниже, самый низкий и наоборот)

Материал: разноцветные детали конструктора «3-Д математика»

Ход игры: Сегодня мы с вами ребята будем строителями. Предлагаю вам  построить спортивные комплексы с бассейном, спортивным залом, тренажерным залом. У вас карточки с квадратиками. Нужно поставить спортивные комплексы  в 1 ряд, начиная с самой низкой – с одноэтажным  и заканчивая самым высоким комплексом -6этажным. Но  с начало найдите подсказки –цифры -1,2,3,4,5,6.и поставьте их рядом с пустыми квадратиками.  Дома можно строить разного цвета. Второй спортивный  комплекс какого цвета? В четвертом  комплексе сколько этажей? Затем дети  выстраивают комплексы  в обратном порядке, начиная с самого  высокого -10этажей и заканчивая самой низкой- 5этажей. Найдите для себя детали с точками от 6 до 1 и поставьте их рядом с пустыми квадратиками. Сколько этажей у самого высокого  комплекса? Какой по счету у тебя белый комплекс?

D:\Загрузки\20220119_135938.jpg

D:\Загрузки\20220119_140208.jpg

Количество и счет

Дидактическая игра «Цифровая дорожка»

Цель: Закреплять умения детей составлять цифровой ряд (числовой луч) чисел от 1 до 10 и обратно. Развивать мелкую моторику рук пальцев.

Ход игры: Дети (группа детей) рассаживаются в круг или за столы, у каждого набор «3d математика»

1 вариант: Дети выкладывают дорожку из цифр от 1 до 10 и посчитать, назови соседей числа 5, 8, 3.

C:\Users\Иван\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20220117_065443.jpg

2 вариант: Дети выкладывают дорожку из цифр от 10 до 1 и посчитать

3 вариант: Дети выкладывают дорожку из цифр от 3 до 7; от 4 до 6 и т.д.

Можно и в обратном направлении от 10 до 5

C:\Users\Иван\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20220117_065651.jpg

C:\Users\Иван\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20220117_065651.jpg

C:\Users\Иван\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20220117_065651.jpg

4 вариант: Воспитатель составляет числовой луч от 1 до 10 с пропущенными в нем цифрами, которые заменены желтыми (пустыми) квадратами). Задача ребенка  – найти пропущенную цифру и поставить ее на соответствующее место. (Аналогично с цифровыми квадратами).

D:\Загрузки\20220119_140541.jpg

5 вариант: Воспитатель предлагает заменить желтые квадраты и поставить знаки больше, меньше или равно.

Дидактическая игра «Какое число рядом»

Цель: Упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.

Материал: конструктор «3d математика»

Ход игры: Дети (группа детей) рассаживаются в круг, у каждого набор «3dматематика»

1 вариант: Водящий называет любое число до 10, игроки выкладывают, например последующие числа -2, или предыдущие  например числа -6.

C:\Users\Иван\Desktop\2022\семинар дет сад\20220118_064900.jpg

C:\Users\Иван\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20220118_064807.jpg

C:\Users\Иван\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20220119_135307.jpg

2 вариант: Воспитатель раздает каждому ребенку цифру. Задача ребенка выложить цепочку - предыдущие или последующие числа.

Игра «Математический квадрат»

Цель: развитие навыков счета

Материал: конструктор «3d математика»

Ход игры: Сейчас мы с вами будем учиться считать: складывать и отнимать.

1 вариант: Возьмите знак +, далее первую  по горизонтали и по вертикали поставьте фишку с цифрой 1, продолжаем далее с цифрой -2, с цифрой3.Теперь выполняем сложение.

2 вариант: Возьмите знак -, далее   по горизонтали поставьте фишки с цифрами 1,2,3, а  и по вертикали – фишки с цифрами 5,4,3.1.Теперь выполняем вычитание.

D:\Загрузки\20220124_144530.jpg   D:\Загрузки\20220124_144658.jpg     D:\Загрузки\20220124_144919.jpg     D:\Загрузки\20220124_173418.jpg

Использование конструктора  «3-D математика»,  в детском саду позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Будем  рады, если данные игры и упражнения пригодятся Вам в дальнейшей работе! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенк...

Предпосылки формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

Предпосылки формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста...

Презентация: "Формирование элементарных математических способностей детей дошкольного возраста в дидактической игре".

Определение   дидактической  игры, её структура и значения для детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум для педагогов. "Использование развивающей среды по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"

Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обста...

Применение ТРИЗ для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

В современном обществе демократические преобразования ориентируют педагогов на личностную модель учебно-воспитательной работы, предполагающую развитие инициативы и самостоятельности ребенка, его актив...

Презентация "Лэпбук как средство формирования элементарных математических способностей детей дошкольного возраста"

Лучше всего дети получают и запоминают математические знания через игру. Очень увлекательно, если это можно сделать, взяв в руки небольшую книгу с большим содержанием каких-то манипуляций, интересных ...