Картотека игр для детей дошкольного возраста ФЭМП по теме "Время"
учебно-методический материал по математике

Степанова Валерия Сергеевна

Вторая младшая группа
 

Дидактические игра «Когда это бывает» (части суток)

Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Оборудование. Картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.

Вариант 1.

Педагог при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем В. называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:

Кукла Валя хочет спать.

Уложу ее в кровать.

Принесу ей одеяло,

Чтоб быстрее засыпала.

Дети говорят, когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток.

 

Вариант 2.

Игра требует предварительной подготовки. Вначале воспитателем проводится беседа о частях суток, даётся характеристика занятий людей в каждую из этих частей суток.

Цель:  упражнять в правильном понимании и назывании времени действий и других событий

Материал игры: картинки, изображающие разные виды деятельности человека на протяжении суток: зарядка, умывание, завтрак, уход в садик и т.д.

Содержание игры.

Воспитатель показывает картинку, например «Зарядка», и спрашивает: «Когда это бывает?»Дети отвечает, что это бывает утром. Воспитатель показывает следующую картинку. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут использованы.

                           

 

Дидактическое упражнение «Детский сад»

Цель: закрепить знания о частях суток.

Материал. Мяч.

Содержание. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:

Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .

Мы делаем зарядку…

Мы занимаемся…

 

Средняя группа

 

Дидактическая игра: «Вчера, сегодня, завтра»

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Содержание. По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.

Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается. 

 

Игра «Что наступило»
Цель игры: Учить различать части суток: утро – вечер, день – ночь.
Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель задаёт вопрос:
- Когда петушок раньше всех встаёт?
- Когда дети играют на улице? И т.п.
Тот ребёнок, у которого на картинке изображено утро(день…), показывает свою картинку и говорит, какое это время суток и почему.

 

Старшая группа

 

Дидактическая игра: «Назови сутки»

Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

Материалы: карточки, с изображением частей суток.

Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).

Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.

 

 

 Дидактическая игра: «Части суток»
Цель: упражнять детей в различении частей суток.
Оборудование: картинки: утро, день, вечер, ночь.
Содержание. В. чертит на полу 4 больших домика, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из какого - либо стихотворения, а затем подает сигнал, Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее.

 1.Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят…
2.Случится в солнечный денек
Ты в лес уйдешь по глуше
Присядь попробуй на пенек
Не торопись…
Послушай…

3.Вот уж вечер. Роса.
Блестит на крапиве.
Я стою на дороге,
 Прислонившись к иве…
4.Плакали ночью желтые клены:
Вспомнили клены,
Как были зелены…

 

Подготовительная группа

Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй»

Цель: закрепление знания названий и последовательности дней недели

Оборудование: мяч

Содержание: Дети образуют круг. Педагог встаёт в середину круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?»        

Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник». Затем педагог  бросает мяч другому ребенку и задает вопрос типа: «Какой день недели был вчера?»

 Варианты вопросов:

 - Назови день недели после четверга. Назови день недели между четвергом и пятницей и т.д.

    Если кто-то затрудняется быстро дать ответ, то педагог предлагает детям помочь ему.

 

 «Когда это бывает?»

Цель:  Уточнение знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления.

Оборудование: картинки  с природными явлениями характерными определенному времени года, квадраты разных цветов

Содержание: Всем играющим педагог раздает по 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определенное время года, например: желтый — осень, синий — зима, зеленый — весна, красный — лето.

Педагог (или ребенок) поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопада). Дети должны быстро поднять квадрат соответствующего цвета (желтый).За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

       Примечание. Может быть использован и другой вариант игры (игра проводится с группой детей), заключающийся в выполнении детьми следующих заданий:

1) устроить выставку картин на тему «Зима — лето», «Весна — осень» (отобрать картинки и рассказать, почему ты отобрал эти картинки);

2) устроить выставку картин на тему «Зима — весна», «Лето — осень»;

3) не называя картинку, рассказать так, чтобы все поняли, какое время года на ней нарисовано.

Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание (быстро «устроит» выставку и хорошо расскажет).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_femp.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Вторая младшая группа 3-4 года

Дидактические игра «Когда это бывает» (части суток)

Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Оборудование. Картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.

Вариант 1.

Педагог при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем В. называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:

Кукла Валя хочет спать.

Уложу ее в кровать.

Принесу ей одеяло,

Чтоб быстрее засыпала.

Дети говорят, когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток.

 

Вариант 2.

Игра требует предварительной подготовки. Вначале воспитателем проводится беседа о частях суток, даётся характеристика занятий людей в каждую из этих частей суток.

Цель:  упражнять в правильном понимании и назывании времени действий и других событий

Материал игры: картинки, изображающие разные виды деятельности человека на протяжении суток: зарядка, умывание, завтрак, уход в садик и т.д.

Содержание игры.

Воспитатель показывает картинку, например «Зарядка», и спрашивает: «Когда это бывает?»Дети отвечает, что это бывает утром. Воспитатель показывает следующую картинку. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут использованы.

                           

 

Дидактическое упражнение «Детский сад»

Цель: закрепить знания о частях суток.

Материал. Мяч.

Содержание. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:

Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .

Мы делаем зарядку…

Мы занимаемся…

Средняя группа

Дидактическая игра: «Вчера, сегодня, завтра»

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Содержание. По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.

Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается. 

Игра «Что наступило»
Цель игры: Учить различать части суток: утро – вечер, день – ночь.
Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель задаёт вопрос:
- Когда петушок раньше всех встаёт?
- Когда дети играют на улице? И т.п.
Тот ребёнок, у которого на картинке изображено утро(день…), показывает свою картинку и говорит, какое это время суток и почему.

Старшая группа

Дидактическая игра: «Назови сутки»

Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

Материалы: карточки, с изображением частей суток.

Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).

Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.

 Дидактическая игра: «Части суток»
Цель: упражнять детей в различении частей суток.
Оборудование: картинки: утро, день, вечер, ночь.
Содержание. В. чертит на полу 4 больших домика, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из какого - либо стихотворения, а затем подает сигнал, Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее.

 1.Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят…
2.Случится в солнечный денек
Ты в лес уйдешь по глуше
Присядь попробуй на пенек
Не торопись…
Послушай…

3.Вот уж вечер. Роса.
Блестит на крапиве.
Я стою на дороге,
 Прислонившись к иве…
4.Плакали ночью желтые клены:
Вспомнили клены,
Как были зелены…

Подготовительная группа

Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй»

Цель: закрепление знания названий и последовательности дней недели

Оборудование: мяч

Содержание: Дети образуют круг. Педагог встаёт в середину круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?»        

Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник». Затем педагог  бросает мяч другому ребенку и задает вопрос типа: «Какой день недели был вчера?»

 Варианты вопросов:

 - Назови день недели после четверга. Назови день недели между четвергом и пятницей и т.д.

    Если кто-то затрудняется быстро дать ответ, то педагог предлагает детям помочь ему.

 «Когда это бывает?»

Цель:  Уточнение знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления.

Оборудование: картинки  с природными явлениями характерными определенному времени года, квадраты разных цветов

Содержание: Всем играющим педагог раздает по 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определенное время года, например: желтый — осень, синий — зима, зеленый — весна, красный — лето.

Педагог (или ребенок) поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопада). Дети должны быстро поднять квадрат соответствующего цвета (желтый).За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

       Примечание. Может быть использован и другой вариант игры (игра проводится с группой детей), заключающийся в выполнении детьми следующих заданий:

1) устроить выставку картин на тему «Зима — лето», «Весна — осень» (отобрать картинки и рассказать, почему ты отобрал эти картинки);

2) устроить выставку картин на тему «Зима — весна», «Лето — осень»;

3) не называя картинку, рассказать так, чтобы все поняли, какое время года на ней нарисовано.

Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание (быстро «устроит» выставку и хорошо расскажет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека загадок для детей дошкольного возраста 3 - 7 лет

Загадка - это жанр устного народного творчества...

Картотека игр для детей дошкольного возраста.

Хочу поделиться подборкой интересных и полезных, на мой взгляд, игр для детей....

Картотека игр для детей дошкольного возраста

Картотека включает в себя:-игры на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций;-игры на развитие коммуникативных навыков;-игры на развитие познавательных процессов;-игры и упражнения на снятие ст...

Картотека игр для детей дошкольного возраста

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со свер...

Картотека физкультминуток для детей дошкольного возраста.

В этом материале сделана подборка физкультминуток для детей дошкольного возраста....

Картотека физкультминуток для детей дошкольного возраста

Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки. Лучше, если физ. минутки не будут повторяться. Вот, некоторые из них:...

"Картотека загадок для детей дошкольного возраста"

Данный материал можно использовать при планировании досуговой деятельности в работе с детьми дошкольного возраста....