Методическая разработка на тему: «Ментальная арифметика, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»»
методическая разработка по математике

Буровских Ольга Евгеньевна

Ментальная арифметика – это методика быстрого устного счета (быстрее калькулятора), основанная на вычислении на специальных счетах – соробан. [12] Счеты имеют и второе название – абакус, используемое в Китае.

В основе методики лежит абакус, который был придуман для быстрой вычислительной деятельности. Можно сказать, что абакус предок калькулятора, но при счете на калькуляторе не развивается интеллект. При счете на абакусе тренируется мозг, развиваются нейронные связи между двумя полушариями, творческие способности и интеллект.

Ментальная арифметика зародилась в Китае. Она имеет огромную популярность не только в странах Азии, но и во всем мире. Во многих странах Азии ментальная арифметика является одним из обязательных предметов в школе, и именно на абакусе дети начинают считать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx14.75 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «Ментальная арифметика и ее сущность»

В наше время существует множество технологий, способствующих развитию ребенка. Так, например, ментальная арифметика способствует развитию мышления ребенка, его воображения, памяти и внимательности. Она разработана для детей от четырех до шестнадцати лет, в период, когда происходит активное развитие головного мозга ребенка.

Ментальная арифметика – это методика быстрого устного счета (быстрее калькулятора), основанная на вычислении на специальных счетах – соробан. [12] Счеты имеют и второе название – абакус, используемое в Китае.

В основе методики лежит абакус, который был придуман для быстрой вычислительной деятельности. Можно сказать, что абакус предок калькулятора, но при счете на калькуляторе не развивается интеллект. При счете на абакусе тренируется мозг, развиваются нейронные связи между двумя полушариями, творческие способности и интеллект.

Ментальная арифметика зародилась в Китае. Она имеет огромную популярность не только в странах Азии, но и во всем мире. Во многих странах Азии ментальная арифметика является одним из обязательных предметов в школе, и именно на абакусе дети начинают считать.

Цель ментальной арифметики – развить оба полушария мозга ребенка и научить его быстро считать в уме сложные арифметические примеры.

Во время занятий ментальной арифметики ребенок задействует оба полушария. Левое полушарие отвечает за логику, мышление и память, а правое – за воображение и фантазию.

Чем полезна ментальная арифметика?

Способствует развитию мышления и воображения.

Используя абакус при счете, у детей закрепляется образ этого инструмента, что развивает воображение;

Способствует развитию обоих полушарий мозга.

Вычисления – задача левого полушария мозга, а воображение – задача правого полушария мозга. Совмещая рациональное и творческое, ментальная арифметика развивает оба полушария, и за счет этого ребенок добивается больших успехов в решении математических задач;

Способствует улучшению память.

Ребенок изучает новую технику исчисления, запоминает ее, запоминает образ абакуса и множество конкретных манипуляций и законов. Это способствует развитию памяти. Если интенсивно развивать память, то в дальнейшем не составит большого труда большой объем информации;

Способствует формированию концентрации и упорства.

Ментальная арифметика требует концентрации внимания и сосредоточенности, поэтому ребенок с самого начала тренирует силу воли и выдержку для достижения результата. Он учится упорству и терпению;

Способствует развитию математических способностей.

Ментальная арифметика направлена на общее развитие интеллекта ребенка, но все же она сосредоточена на математических вычислениях, что значительно облегчает процесс обучения математике в школе.

Каждая система имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим некоторые из них.

Плюсы ментальной арифметики:

Развитие мелкой моторики.

Во время счета на абакусе происходит тренировка движений пальцев, которая развивает их ловкость;

Развитие умения быстро считать в уме.

После длительного использования абакуса при счете, у ребенка заложен образ этого инструмента, и в дальнейшем он уже может обходиться без него;

Улучшение памяти.

Ребенку, осваивающему ментальную арифметику, намного проще в дальнейшем запоминать большой объем информации;

Повышение интереса к учебе.

Неординарный метод вычислений и множество занимательных фактов позволяют понять, что можно найти много интересного на уроках в школе;

Высокая концентрация внимания.

Ребенок более сосредоточен на занятиях ментальной арифметики, и это качество остается с ребенком в дальнейшем.

Минусы данной методики:

Ребенок спешит, допуская ошибки в вычислениях.

Ребенок с азартом «скачет» по цифрам и старается сделать все быстро. Иногда он не вдумывается и допускает ошибки;

Ребенка можно перегрузить.

Ментальная арифметика – интеллектуальный труд, она требует больших усилий. Важно не нагружать ребенка заданиями, а делать все дозировано, ведь если он устанет, то потеряет интерес.

Как проходит обучение ментальной арифметики?

Первые результаты от занятий ментальной арифметики заметны спустя 2 – 3 месяца. При этом ребенок должен еженедельно посещать занятия, и ежедневно выполнять небольшие домашние задания, тогда эффект будет намного выше. Чтобы полностью освоить технику ментальной арифметики, ребенку потребуется два года постоянных занятий, но не стоит забывать об индивидуальных особенностях ребенка.

В первый год обучения дети осваивают сложение и вычитание чисел, а второй год нацелен на изучение умножения и деления, что является несколько сложнее первого.

Изучать ментальную арифметику рекомендуют детям дошкольного возраста, когда ребенок еще не освоил традиционную систему вычисления, изучаемую в школе.

Исходя из этого, напрашивается вопрос: не будет ли ментальная арифметика мешать освоению школьной программы? Существует два мнения ответа на этот вопрос. Учителя ментальной арифметики говорят, что проблем не будет, так как детский мозг более гибкий и может обрабатывать большое количество информации. К тому же, развитие обоих полушарий будет способствовать успешному развитию ребенка в школе.

Так же есть мнение родителей, которые утверждают, что на первых этапах обучения в школе, ребенок может запутаться в двух разных системах исчисления. Но дети быстро адаптируются к этому и в дальнейшем уже не имеют с этим трудности.

Все дети по – своему особенные и талантливые. Именно благодаря такому подходу ребенок может развиваться без стресса, раскрывая свой потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерно-игровой комплекс (КИК) как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Цель внедрения КИК  не только обучение детей основам информатики вычислительной техники, а создание новых доступных средств развития, оснащение предметно - развивающей среды, способствующей расши...

Моделирование – как эффективный метод развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей "Моделирование – как эффективный метод развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"...

Музейная педагогика как средство развития познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Музей – это смесь искусства и истории, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.Ф. ДзериМузейная педагогика… Сег...

«Ментальная арифметика, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста» (мастер-класс в рамках проведения общего родительского собрания в образовательном объединении «Школа эстетического воспитания»)

В статье  рассказывается  о истории развития ментальной арифметики. Какие способности развивает ментальная арифметика. В каких сферах жизни  они помогают ребенку, а также их родителям. ...

Рабочая программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Развивай-ка»

Рабочая программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Развивай-ка»...